Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии
Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии
«НЕПОСТИЖИМОЕ. ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ РЕЛИГИИ» — произведение рус. философа С.Л. Франка; издано в Париже в 1939. В этой работе в наиболее полном и углубленном виде представлены взгляды Франка на природу познания и на его основные типы в их качественном своеобразии. Центральная идея работы — мысль о неисчерпаемости, абсолютном единстве и пронизанности окружающего мира темной бездной таинственного, непостижимого. Раскрывая содержание понятия «непостижимое», он выделяет два его смысла: непостижимое для нас и непостижимое само по себе; последнее заключается в характере реальности. В реальности, в отличие от низшего слоя бытия — действительности, — все связано, слито между собой. Это сплошное и слитное бытие носит трансдефинитный характер. Др. свойство реальности — ее трансфинитность. Бытие никогда не закончено, но включает в себя возможность иного, и потому есть потенциальность. Это лоно чистой потенциальности, в которой нет каких-либо граней и границ, не выразимо в понятиях и потому трансрационально (Франк СИ. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Франк СП. Сочинения. М., 1990. С. 192—236). Принципиальное различие между действительностью и реальностью требует существенно разнящихся типов познавательного овладения ими — отвлеченного и интуитивного знания. Главную особенность отвлеченного знания Франк усматривает в том, что познаваемый предмет в нем воспринимается как нечто внешнее субъекту, постигаемое в ясных, общезначимых понятиях. Оно расчленяет действительность на совокупность обособленных определенностей, противостоящих человеческому сознанию. В интуитивном знании субъект и объект знания не противостоят, а взаимополагают друг друга. Если в отвлеченном знании объект познания предстает как нечто пассивное, а активность исходит от субъекта, то в интуитивном знании эту функцию в значительной мере берет на себя внутренняя активность объекта, когда в ответ на наше заинтересованное отношение объект так или иначе самовыражается. В результате знание перестает быть безличным, чисто объективным и превращается в знание-переживание, знание-общение, дающее предмет в его целостности. В интуитивном познании мы имеем дело не только с единством субъекта и объекта, но и с их единством со средствами познания; сам человек является здесь основным онтологическим «средством» познания. Результаты интуитивного познания в решающей степени зависят от духовного склада конкретной личности. При этом интуитивное знание сохраняет свойство объективности, но на др. путях и др. средствами, чем это достигается в отвлеченном знании; главным образом — на путях слияния субъекта с жизнью всеединства. Это слияние частично и косвенно улавливается средствами мистического и религиозного опыта, монодуалистического описания, художественным языком (С. 548—556). В.И.Кураев