НЕОРЕАЛИЗМ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НЕОРЕАЛИЗМ
(от греч. néos — новый и позднелат. realis — вещественный, действительный) — направление в итальянском кино и литературе 40 — 50-х гг. XX в., возникшее на волне антифашистского Сопротивления, борьбы за демократическое национальное искусство. Нацелено на показ жизни естественной, «разгримированной»

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

НЕОРЕАЛИЗМ
(Neurealismus) — господствующее в настоящее время течение в английской философии, которое возникло в Кембридже и было основано Дж. Э. Муром. Оно направлено против неогегельянства и выступает за не спекулятивную разработку отдельных философских проблем, причем эти проблемы его представители пытаются решить посредством обстоятельного анализа, т. е. метода естествознания. Философия как система отвергается. В центре философских интересов стоят логика, теория познания, биология и физика. Кроме Мура, этот неореализм представлен С. Александером, Бродом, К. Л. Морганом, Расселом, Уайтхедом и другими. Вторая группа неореалистов, возглавляемая А. Дж. Айером, близка неопозитивизму.
M. Black. Philosophical Analysis. A Collection of Essays. Ithaca, N. Y, 1950; J. Thyssen. Grundlinien eines realist. Systems der Philos., 1966.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

НЕОРЕАЛИЗМ
течение в англо-амер. философии 20 в. Осн. представители: в Англии — Мур, Рассел (в ранний период деятельности), Александер, Ч. Д. Броуд; в США — Р. Б. Перри, У. П. Монтэгю и др.; в Германии — Ф. Брентано, Н. Гартман и др. В основе теории познания Н., направленной против материалистической теории отражения, осуждаемой как “дуализм”, лежит идея “имманентности независимого”, признание того, что познаваемая вещь может непосредственно находиться в сознании, но в то же время не зависит от познания в отношении своего существования и природы. Одна из теорий познания Н.— “эпистемологический монизм” — связана, напр. у Рассела, с махистской концепцией “нейтральных элементов” опыта и “функциональным” различением физического и психического. В онтологии Н. признает реальность общих понятий, обладающих “идеальным существованием”, а также независимость вещей от тех отношений, в к-рые они вступают (“теория внешних отношений”). Гносеологический источник Н.— отрыв общего от .единичных вещей, а также онтологизация логических связей и понятий. В Н. существует также “космологическое” направление, развивающее на основе идеалистически понимаемой теории развития универсальные философские системы (теория эмерджентной эволюции Александера, “философия процесса” Уайтхеда, холизм Я. X. Смэтса).

Источник: Философский энциклопедический словарь

НЕОРЕАЛИЗМ
течение англо-американской буржуазной мысли первых десятилетий 20 в. Н. представляет собой разновидность распространенного на Западе субъективно-идеалистического эмпиризма, к-рая выступает с претензией на преодоление традиционных идеалистических представлений и перестройку философии в соответствии с новыми данными и методами наук. Пионером Н. в англо американской философии считается Дж. Мур. В Англии Н. развивали Рассел, Уайтхед, Александер, а в США — Перри, Монтегю, Сполдинг и др. Главным в Н. является тезис о тождестве объективного и субъективного, действительно существующего и мыслимого в познании. Развивая дальше идею У. Джемса о «нейтральном веществе вселенной» и опираясь на логико-математические работы Рассела и Уайтхеда, неореалисты заявляют, что в основе всего существующего лежит не материальное и не идеальное, а нечто третье — опыт, к-рый они, в свою очередь, разлагают на «нейтральные элементы», или «сущности»,— атомарные, абсолютные, не связанные никакими отношениями. Из этих «элементов» затем выводится все конкретное бытие. В пределах Н. имелись различные трактовки «нейтральных элементов»: одни понимали их вульгарно-материалистически, другие отождествляли их с ощущениями, но наиболее характерной была точка зрения, рассматривающая эти «элементы» как «универсалии», логические абстракции, существующие независимо от сознания человека. Поскольку неореалисты не принимали во внимание активную деятельность субъекта по достижению знания и не смогли убедительно обосновать различие между истинным и ложным знанием и т. д., их положения подвергались критике со стороны других течений идеалистической философии (Критический реализм). Поэтому в 20 гг. Н. прекращает свое существование; как и прагматизм, он подготовил почву для широкого распространения в США неопозитивизма,

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

НЕОРЕАЛИЗМ
от греч. neos — новый и позднелат. realis — вещественный, действительный) ~ направление в итал. кино и лит-ре 40—50-х гг. XX в., возникшее на волне антифашистского Сопротивления, борьбы за демократическое национальное иск-во. Большую роль в создании Н., ставшего как бы модификацией критического реализма и нацеленного на показ жизни естественной, «разгримированной», сыграли кинорежиссеры и сценаристы, объединившиеся вокруг журнала «Бьянко э неро» (Дж. Де Сантис, Л. Висконти, К. Лидзани. М. Антониони и др.). Своеобразным худож. манифестом Н. стал фильм «Рим — открытый город» Р. Росселлини (1945), повествующий о борцах антифашистского Сопротивления. Расцвет Н. знаменовался выпуском на экран фильмов «Похитители велосипедов», «Шуша», «Умберто Д.», «Крыша» Де Сика, «Рим, 11 часов» и «Нет мира под оливами» Дж. Де Сантиса, «Земля дрожит» и «Рокко и его братья» Л. Висконти, «Под небом Сицилии» и «Машинист» П. Джерми, «Два гроша надежды» Р. Кастеллани, пронизанных гуманистическим пафосом борьбы за социальную справедливость, за достоинство простого человека. С сочувственным вниманием всматриваясь в лица измученных жизнью полуголодных людей, в недетские глаза их ребятишек, показывая жизнь, озлобляющую людей, кинокамера мастеров Н. тем не менее утверждала их доброту, их отзывчивость, гуманистические начала человеческих отношений. Достоверность киноизображений, точность деталей, привлечение непрофессиональных исполнителей, использование простонародного языка, включая местные диалекты, сближали игровые фильмы Н. с документальными. Утверждению правды на экране служила сдержанность, суровость киноизображения, выбор натуры (нищие деревни, грязные городские окраины, выжженные солнцем дороги или унылые пустыри). Н. в киноиск-ве имел свои пределы развития. Но его опыт и традиции оказали заметное влияние на мировой кинематографический процесс и получили как бы новую жизнь в прогрессивном зарубежном «политическом кино» 60—70-х гг. В лит-ре гл. представителями Н. были В. Пратолини, К. Леви, Э. Де Филиппе. Эстетические принципы Н. изложены в книге писателя и сценариста Ч. Дзаваттини «Некоторые мысли о кино» и др. его работах,

Источник: Эстетика: Словарь

НЕОРЕАЛИЗМ,
филос. направление, возникшее в Великобритании и США в нач. 20 в. под влиянием шотландской школы и нем. философов Брентано и Мейнонга. Начало Н. связывается с публикацией статьи Дж. Э. Мура «Опровержение идеализма» («The refutation of idealism», 1930). Идеи Н. были развиты в «Программе и первой платформе шести реалистов» (1910; Р. Перри, У. Марвин, Э. Холт, У. Монтегю, У. Питкин, Э. Сполдинг), их кн. «Новый реализм» («The new realism», 1912) и др. работах. Н. явился реакцией на субъективный идеализм берклианства и прагматизма и абс. идеализм англ. неогегельянства. Подвергая критике тезис о тождестве действительности и «опыта», разделявшийся этими течениями, Н. подчеркивает существование «объекта», отличного от опыта. В гносеологии Н. развивает концепцию «непосредств. познания», формулируя теорию «имманентности независимого», согласно к-рой объект может непосредственно «входить» в сознание, в то же время не будучи зависимым от него в отношении своего существования и природы. В онкологии H. придерживается «нейтрального монизма», восходящего к идее «нейтральных элементов» опыта Маха, дополненной признанием логич. отношений и сущностей «реальными» элементами мира. В результате Н. признает две формы объективного существования: пространственно-временное физическое и лить временное существование психич. явлений (existence) и идеальное существование логич. объектов вне пространства и времени (subsistence). Если в гносеологии Н. тяготеет к субъективному идеализму и интуитивизму, то в онтологии - к объективному идеализму. Важное место в Н. занимает «теория внеш. отношений», направленная против абсолютизации неогегельянством понятия о всеобщей связи и, в свою очередь, абсолютизирующая независимость вещей от их взаимных отношений. На формулировку этой теории оказали влияние ранние филос. и логич. работы Рассела.
В 20-х гг. в Н. на первый план выдвигается «спекулятивная космология» (Александер, Уантхед), обосновывающая независимость объекта от познания с помощью учения о «творческой (эмерджентной) эволюции», в к-рой сознание понимается как поздний уровень развития. Эта тенденция приводит к более тесному смыканию Н. с платонизмом, а также к попыткам соединения науки и религии. В совр. философии Н. как самостоят.течение не пользуется широким влиянием, но выступает как важный элемент различных филос. теорий.

Источник: Советский философский словарь

НЕОРЕАЛИЗМ
течение зап.-европ. философии конца XIX — первой половины XX вв. Движение Н. зародилось в Германии и Австрии; его предшественниками явл. К.Брентано и А. фон Мейнонг (1853—1920), на базе идей к-рых группа нем. теоретиков (О.Краус, А.Хеффлер, К.Штумпф и др.) выступила с программой преодоления субъективизма и психологизма в философии и науке того времени. Осн. внимание представителей раннего Н. было направлено на «нейтралистское» обоснование интенциональных идей и «чистых объектов» сознания (прежде всего матем. понятий). Приписывание этим объектам свойств «чистой предметности» (т.е. независимости от воли и самого существования субъекта) послужило источником самоназвания течения по аналогии со ср.-век. реализмом. Идеи раннего Н. не получили широкой известности, но оказали влияние на становление феноменологии Э.Гуссерля и «критич. онтологии» Н.Гартмана. Большую роль в совр. философии сыграл англ. Н., основанный проф. Кембриджского ун-та Дж.Э.Муром (1873—1958), выступившим с критикой «необерклианства» и неогегельянства в брит. ун-тах (1903). К нему примкнули С.Александер, Ч.Д.Броуд, С.Л.Морган, Б.Расселл, А.Н.Уайтхед. В 1910 г. аналогичное движение сложилось в США (Р.Б.Перри, У.П.Монтегю, Э.В.Холт, У.Т.Марвин и др.); его теор. платформа представлена в кн. «Новый реализм» («The New Realism», 1912). К середине 1930-х гг. Н. утратил свое доминирующее положение в англо-амер. философии благодаря отходу ряда сторонников (Расселл, Уайтхед) и критике со стороны логического позитивизма и аналитической философии. В целом философию англ. Н. можно рассматривать как стремление сохранить принцип объективности познаваемой человеком реальности в условиях парадигмального кризиса классич. естествознания и попыток сведения бытия к содержанию опыта познающего субъекта (махизм, неопозитивизм, прагматизм). Характерной особенностью Н. явл. утверждение принципа «имманентности независимого» (см. Имманентное и Трансцендентное): субъект и объект существуют реально, независимо друг от друга, но сама реальность их существования конституируется включенностью одного в другое. Так, реальность субъекта полагается его принадлежностью к двойственной сфере объективной реальности, включающей в себя пространственно-физические тела и идеальные логич. нормы; а реальность объекта, в свою очередь, полагается его представленностью в структуре нашего сознания. Т.о. онтология Н. оказывается двусмысленной, ее значение в рамках оппозиций «материальное—идеальное», «объективное—субъективное» зависит от способа рассмотрения. Избежать такой двусмысленности, согл. Муру и его последователям, позволяет принципиальный тезис о гносеологич. первичности акта непосредственного и целостного схватывания мыслью объекта. Поск. логич. нормы явл. вневременными (см. Вневременность) и внесубъектными, наше мышление сохраняет общезначимый характер и не сводится к чисто интуитивным параметрам. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

НЕОРЕАЛИЗМ
филос. направление, возникшее в Англии и США в нач. 20 в., но уходящее корнями к шотландской школе и философии Ф. Брентано и Мейнонга. На формирование основ Н. большое влияние оказали взгляды Дж. Э. Мура. Его теоретико-познават. идеи, выраженные в статье "Опровержение идеализма" ("The refutation of idealism", опубл. в журн. "Mind", new series, 1903, v. 12, Oct., No 48, затем вошло в его кн.: "Philosophical studies", L., 1920, new ed., [L. ], 1959), были развиты в "Программе и первой платформе шести реалистов" ("The programm and first platform of six realists") – Перри, У. Марвин, Монтегю, Ф. Г. Сполдинг, Э. Б. Холт, У. Питкин – опубликованной в 1910 (см. "Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods", 1910, No 7; затем перепечатано в сб. "Новый реализм" – "The new realism", N. Y., 1912). Философия ?. явилась реакцией на субъективный идеализм прагматизма и объективный идеализм англ. неогегельянства. Подвергая критике тезис о тождестве действительности и "опыта" (индивидуального у прагматистов и "абсолютного", божественного у неогегельянцев), Н. подчеркивает существование "объекта", отличного от опыта. В теории познания Н. придерживается "теории имманентности независимого", т.е. утверждения, что познаваемый объект может непосредственно "входить" в сознание, не завися в то же время от этого в отношении своего существования и природы. Эта теория дополняется "нейтральным (или эпистемологическим) монизмом", восходящим к теории "нейтральных элементов" Маха, от к-рой "нейтральный монизм" отличается введением в число нейтральных элементов логич. отношений. В онтологии Н. формулирует взгляд, согласно к-рому необходимо признать две формы объективного существования: existence (пространственно-временного или только временного) и subsistence (идеального существования вне пространства и времени). Первая форма присуща соответственно физич. и психич. явлениям (объектам), вторая – общим понятиям и матем. объектам. Из признания второй формы существования вытекает также признание "объективности" ошибки, иллюзии и т.д. Т.о., если в своей теории познания Н. сближается с субъект. идеализмом и интуитивизмом, то в онтологии он тяготеет к объект. идеализму. "Эпистемологич. монизм" Н. дополняется онтологич. плюрализмом, к-рый обосновывается "теорией внешних отношений", формулирующей идею независимости вещи от тех отношений, в к-рые она вступает с др. вещами. Направленная против абсолютизации англ. неогегельянством понятия о всеобщей связи "теория внешних отношений" в свою очередь абсолютизирует независимость вещей от их взаимных отношений. На формулировку этой теории оказали влияние ранние филос. и логич. работы Рассела. Н. не пользуется в наст. время широким влиянием как самостоят. филос. школа (см. также Реализм). Лит.: Квитко Д. Ю., Очерки совр. англо-американской философии, М., 1936; Боднар Я., О совр. философии США, [пер. со словац. ], М., 1959; История философии, т. 5, М., 1961; Богомолов А. С, Философия англо-амер. Н., М., 1962; Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 97–131, 167–99; Hasan S. ?., Realism, Camb., 1928; Rogers A. K., English and American philosophy since 1800, N. Y., 1928; Bоman L., Criticism and construction in the philosophy of the American newrealism, Stockh., 1955; Passmore J., A hundred years of philosophy, L., 1957. А. Богомолов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

НЕОРЕАЛИЗМ
неоднородное философское течение, возникшее на рубеже XIX-XX веков. Отправной пункт Н. был заложен в работах австр. философов Брентано и Мейнонга. Согласно их взглядам, то, что воспринимается и осознается человеком существует независимо от самих этих актов восприятия и осознания. В анализ этой независимой природы интенциональных объектов включились О. Краус, К. Штумпф и др., что оживило интерес к реалистической (в средневековом смысле) интерпретации предметов знания, которые понимались как "нейтральные" (не квалифицируемые в терминах традиционной субстанциональности) умопостигаемые сущности. Эти идеи не обрели большой популярности, но оказали влияние на формирование других течений, в частности феноменологии Гуссерля и критической онтологии Гартмана, в которых реалистические идеи играют значительную роль. В брит. философии зачинателем Н. был Мур, резко выступивший в начале века против берклианства и англ. абсолютного идеализма. Он обосновал реальность объекта познания и одновременно его непосредственную данность субъекту.
В США Н. возник в 1910, когда Р.Б. Перри, У.П. Монтегю, Э.В. Холт, У.Т. Марвин, Э.Г. Сполдинг и У.Б. Питкин обнародовали "Программу и первую платформу шести реалистов" ("The Program and Platform of Six Realists // Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. 1910. V. VII.). Спустя два года они представили свою концепцию в более систематизированном виде в кн.: "Новый реализм" (The New Realism. N.Y., 1912). В этих программных работах они выступили против характерного для различных видов идеализма, а также позитивизма и прагматизма сведения бытия к опыту субъекта. Одновременно они отрицали дуализм традиционных материалистических трактовок отношения субъекта и объекта и вытекающий из него психологизм в эпистемологии. Сам Н. исходит из тезиса о "имманентности независимого". Его онтологические принципы подкрепляются теорией познания, согласно которой средством постижения истины является акт непосредственного "схватывания" мыслью объекта в целом. На это средство опираются как научно-теоретическое, так и обыденное сознание. Они различаются лишь целевыми установками и предметными сферами. Концепция Н. была подвергнута критике представителями неопозитивизма и критического реализма, что сильно ослабило ее позиции. В 1931 возникла группа "религиозного реализма" (к ней примкнул Монтегю), но влияние ее было незначительным и непродолжительным. Новая попытка консолидировать неореалистическое движение выразилась в создании в конце 40-х годов в США Ассоциации реалистической философии, которая также просуществовала недолго. Ее члены издали кн. "Возвращение к разуму: очерки по реалистической философии" (The Return to Reason: Essays in Realistic Philosophy. Chicago, 1963), в которой приняли участие реалисты старшего и младшего поколений.
Наряду с отмеченными существовала форма Н., ориентирующаяся на космизм и эволюционистскую метафизику. В Великобритании она была представлена С. Александером и Ч.Д. Броудом, у которых плюралистическая онтология (субстанциональную основу бытия у них составляли пространственно-временные "точки-моменты") соединялась с теистическим вариантом эмерджентной эволюции. Свои построения они также пытались подкрепить концепциями современной науки, в частности теории относительности. Сходные черты присущи "философии процесса" Уайтхеда, Ч. Хартсхорна и близкого к ней "экспериментального реализма" А. Г. Джонсона, разработанного на базе процессуализма Уайтхеда.
Идеи Н. получили наибольшее распространение в англоязычных странах, однако это течение не выдерживало критики со стороны философов-аналитиков, которые обычно предпочитали более изощренные виды реализма или же придерживались инструменталистско-прагматических позиций.
A.M. Каримский
Хилл Т.Н. Современные теории познания. М., 1965; J.K. Feibleman. The Revival of Realism. Chapel Hill, 1946; R. Chisholm. Realism and the Background of Phenomenology. Glencoe, III., 1960; R. Harre. Varieties of Realism. Oxford, 1986; Neorealism and its Critics. N.Y., 1986.

Источник: Современная западная философия: словарь

НЕОРЕАЛИЗМ
течение в англо-американской философии, которое возникло на рубеже 19—20 вв. и для которого было характерно признание независимого существования внешних объектов и их непосредственной данности познающему субъекту. Неореализм явился реакцией на абсолютный идеализм неогегельянства и идеалистический эмпиризм американского прагматизма. На формирование философии неореализма оказали влияние идеи Ф. Брентано, А. Мейнонга и шотландской школы. Анализ иитенциональной природы сознания в философии Брентано и Мейнонга, построенный на четком различии между психическими актами и тем, на что эти акты направлены, по сути уже содержал один из кардинальных постулатов неореализма: воспринимаемое и познаваемое сознанием существует независимо от актов восприятия и познания. В Англии первыми представителями неореализма стали Дж. Мур, Т. П. Нанн и Б. Рассел. Наиболее яркое выражение английский неореализм получил в работе Мура «Опровержение идеализма» (1903, рус. пер. 1987), где было подвергнуто резкой критике идеалистическое понимание опыта и реальности. С позиций реализма и здравого смысла воспринимаемое в своем существовании и природе не зависит от того, как оно воспринимается. В США с неореалистическими идеями выступили в 1901—1902 У. П. Монтегю и Р. Б. Перри, однако как философское течение неореализм оформился здесь в 1910, когда к Монтегю и Перри примкнули еще четверо философов — У. Т- Марвин, У. Б. Питкин, Э. Г. Спеллинг и Э. В. Холт — и они вместе опубликовали «Программу и первую платформу шести реалистов». В более систематизированном виде их общий подход к философии был изложен в 1912 в коллективном труде «Новый реализм. Совместные исследования в философии». Далекие от полного единомыслия американские неореалисты провозгласили своим общим лозунгом «освобождение метафизики от эпистемологии», направив его против идеалистов, приписывавших эпистемологии центральную роль на том основании, что познание составляет универсальное условие бытия и поэтому исследование человеческого сознания должно предшествовать исследованию самой реальности. Согласно Марвину, в логическом плане эпистемология является вторичной по отношению ко многим специальным наукам и должна занять подобающее ей место. Неореалисты усматривали реальный фундамент философии в логике и отстаивали исключительную ценность анализа, чем в немалой степени способствовали распространению в СШАрасселовского понимания философии. Ядро доктрины американского неореализма составила теория «независимости имманентного», согласно которой независимость бытия от сознания не означает отсутствия каких-либо отношений между ними. Для обоснования этого утверждения неореалисты использовали теорию внешних отношений, воспринятую ими у У. Джеймса и направленную против сформулированной в рамках абсолютного идеализма теории внутренних отношений. Если внутренние отношения «проникают» в связываемые ими объекты, сущностно определяя их природу, то внешние отношения не изменяют природы своих объектов. Постулируя существование внешних объектов и трактуя познание как один из видов внешних отношений, неореалисты заключали, что реальность объектов не зависит от тех когнитивных отношений, в которые они вступают. С другой стороны, неореалисты принимали принцип имманентности, согласно которому объекты воспринимаются нами непосредственно и их не отделяют от нас никакие ментальные сущности. Когда объекты познаются, они становятся содержанием сознания, непосредственно «входя» в него. Т. о., «дуализм» неореалистов в вопросе об отношении между познающим субъектом и познаваемым предметом дополняется эпистемологическим монизмом в трактовке отношения между предметом и тем, посредством чего этот предмет познается. Среди английских неореалистов аналогичной позиции придерживался Нанн, трактовавший и первичные, и вторичные качества как действительные свойства предметов. В вопросах онтологии неореалисты исходили из того, что объективный онтологический статус имеют и объекты, существующие реально, и объекты, существующие идеально. Однако из этого тезиса они делали разные выводы. Холт и в меньшей степени Перри разрабатывали концепцию нейтрального монизма, полагая, что анализ бытия в конечном счете должен обнаружить некоторые простейшие нейтральные элементы. Этими элементами они считали логические и математические сущности, которые не принадлежат всецело ни духу, ни материи, но могуг одинаково свободно входить как в физические, так и в психические комплексы, не изменяя своей природы. Вселенная представляет собой иерархию подобных комплексов, в которой каждый высший тип выводим из низших и которая тем самым уподобляется некой единой дедуктивной системе. Монтегю и Спеллинг возражали против определения всех объектов как в конечном счете нейтральных. Согласно Монтегю, нельзя считать одинаковым онтологический статус объектов, существующих реально, и объектов, существующих идеально, ибо первые принадлежат к области «действительного», а вторые — к области «возможного». В результате остров действительного бытия оказывается окруженным бескрайним морем возможных объектов, среди которых наиболее важными для Монтегю являются универсалии, присутствующие в конкретных вещах как их общие свойства. Спеллинг предложил поделить все сущности, выявляемые в ходе анализа, на существующие в пространстве и времени (физические объекты), существующие во времени и вне пространства (психические явления) и существующие идеально вне пространства и времени (логико-математические объекты). Вместе с тем все неореалисты придерживались плюралистической онтологии в том смысле, что приписывали объектам действительное обладание многообразием тех свойств, которые обнаруживает сознание. Это многообразие обусловлено множеством тех внешних когнитивных отношений, в которые может вступать объект. Так, стол, который с разных позиций мы видим то круглым, то овальным, в действительности, считали неореалисты, обладает и той, и другой пространственной формой. В трактовке познающего сознания неореалиста! придерживались той точки зрения, что оно является свойством человеческого организма, связано с поведенческими реакциями и его роль ограничивается отбором и упорядочением объектов в опыте. Однако если Холт и Перри подчеркивали пассивность сознания, его неспособность «творить» объекты, то Монтегю не склонен был видеть в сознании побочный продует сложных нервных структур и допускал субъективный опыт, вмешивающийся в процесс познания. В целом же неореалисты считали опыт объективным, ибо в сознание непосредственно входят предметы реального внешнего мира. Эту точку зрения было сложно примирить с фактами ошибок, заблуждений, иллюзий и т. д., возникновение которых стремились объяснить. Наиболее важное значение неореалисты придавали разрешению т. н. эгоцентрического затруднения: оно состоит в том, что субъект никогда не имеет дела с объектами, которые не были бы в каком-то смысле познанными и не предполагали соотнесенность с сознанием. Именно это затруднение, согласно Перри, неправомерно используют идеалисты, когда пытаются обосновать зависимость объекта от субъекта. Вместе с тем самим неореалистам также не удалось предложить удовлетворительного выхода из этого затруднения и показать, что оно не противоречит независимости бытия от сознания. Столь же неудачными были и попытки неореалистов объяснить, как возможны заблуждения и иллюзии, если опыт объективен. Все это вызвало серьезные возражения против доктрины неореализма со стороны критических реалистов, что в значительной мере ускорило распад этого философского течения.
Приверженцы неореализма в дальнейшем отошли от его основных принципов. Холт стал психологом; Перри главное внимание уделял теории ценностей, а познание трактовал в терминах «ожидания»; Монтегю постепенно эволюционировал в сторону репрезентативного реализма. В 1940-х гг. в целях консолидации неореализма в США была создана Ассоциация реалистической философии, которая просуществовала недолго, но в нее вошли ряд неореалистов второго поколения (Д. К. Уильяме, Ч. Бэйлис). Дальнейшую разработку доктрина неореализма получила в трудах британского философа С. Александсра, попытавшегося обосновать все разновидности объектов познания в рамках единой пространственно-временной онтологии. Различные конфигурации нераздельного пространства-времени образуют иерархию уровней реальности (материя, жизнь, сознание, божество), которые Александер объясняет в терминах теории эмерджентной эволюции.
Лит.: The Program and Firs! Platform of Six Realists.— «Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods», 1910. VII; The New Realism. Cooperative Studies in Philosophy: E. B. Holt, W. T. Marvin, W. P. Montague, R. В. Репу, W. B. Pitkin, E. G. Spaulding. N. Y, 1912; Репу R. B. Present Philosophical Tendencies. N. Y, 1912; Holt E. B. The Concept of Consciousness. L., 1914; Montague W. P. The Ways of Knowing. N. Y., 1925; Alexanders. Space, Time and Deity. L., 1920; МурДж. Опровержение идеализма.— В кн.: Историко-философский ежегодник. М., 1987; Хипп Т. П. Современные теории познания. М., 1965.
Л. Б. Макеева

Источник: Новая философская энциклопедия

Похожие термины:

  • Американский неореализм

    В 1910 г. группа американских философов выступила с манифестом "Программа и первая платформа шести реалистов"´. В группу входили Э. Холт, У. Марвин, У. Монтегю, Р.Б. Перри, У. Питкин, Э. Сполдинг. В 1912 г.