НЕОРАЦИОНАЛИЗМ КАК КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ

Найдено 1 определение
НЕОРАЦИОНАЛИЗМ КАК КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ
Одно из направлений философии науки к. XIX – пер. пол. XX столетия. Самым видным представителем данного направления является Г. Башляр (1884–1962). Основные его философские произведения – «Новый научный дух» (1934) и «Философское отрицание» (1940). Он считал себя специалистом в области физики, химии, психологии, поэтому неорационализм – это философская концепция науки, созданная представителем самой науки. Г. Башляр постоянно оперирует понятием «философия науки». Для выделения своей позиции он нередко использует понятие «эпистемология», а местами конкретизирует философию науки до философии химии, философии математики, философии физики и т. п. Г. Башляр подчеркивает, что в поле его зрения только философские вопросы естественных и точных наук – физики, химии, математики, логики и др. Он не обсуждает проблем биологии, так как данная область естествознания, по его мнению, еще не достигла критериев рациональности.
Философия науки Г. Башляра является неорационализмом: рационализмом – в силу ее преемственности с рационализмом Декарта, Канта, Лейбница и др.; но в большей степени в своей философии науки он делает упор на обновленный – неорационализм. Для него нет никаких сомнений, что именно наука – носитель высочайшей духовной ценности. Поэтому свои изыскания в области философии науки он нацеливает на то, чтобы молодежь воспринимала науку как великую человеческую ценность. В своей статье «Научное призвание и душа человека» он негативно оценивает подходы, недооценивающие науку, нивелирующие ее уникальность, низводящие ее до статуса лишь одного из этапов в развитии природы. Призвание науки, по его мнению, заключается в том, что она является «осью ускорения» всех сфер человеческой жизни, поскольку именно научная мысль способна активизировать интеллектуальные способности человека, которые и отличают род человеческий. Вместе с тем наука является для него источником и духовных исканий, и новаций современного человечества, что, очевидно, более значимо, чем только развитие интеллекта. Г. Башляр критически оценивает современную ему рационалистическую философию науки. Научные факты и открытия в философских текстах лишь комментируются, механически суммируются, но никак не развиваются, а значит, по словам мыслителя, не объясняются эффективно. Для представителей самой науки подобное использование достижений науки, по сути дела, ничего не дает, а нередко ведет к искажению ее результатов, поскольку, не владея научными идеями и фактами, философы нередко комментируют данные науки, прибегая к метафорам, аналогиям и прочим ненаучным средствам. По мнению Г. Башляра, недоверчивое отношение ученых к философии оправданно: они не принимают ее за спекулятивность, за фактический отрыв от науки, за априорное низведение ее до положения склада примеров. В то же время, поясняя, какая философия нужна науке, он стремится избежать двух крайностей: недооценки философией науки и позитивистского отрицания философии (Г. Башляр называет эти две крайние позиции «эпистемологическими препятствиями»). Свою позицию мыслитель квалифицирует как «прикладной рационализм». Философия науки должна стать прикладным рационализмом, это значит, что она должна стремиться понимать, что происходит в науке, не бояться погружаться в нее, одновременно выходя за пределы самой науки, чтобы осуществлять сравнение того, что было в науке и что стало, тем самым производя необходимый синтез.
Размышления Г. Башляра о современной ему науке – это поиск ее новизны. Для него несомненно радикальное отличие науки к. XIX – пер. пол. XX в. от науки XVIII-XIX вв. Если обобщенным образом выразить принципиальное отличие новой науки от предшествующей, то это отличие неклассической науки от классической. Введение отрицательной частицы в название «неклассическая наука» – достаточно точная характеристика того, что происходит в содержании научного знания: новая наука по своим принципиальным установкам подрывает самые основы предшествующей науки и до известной степени предстает как ее отрицание. Если в предшествующей науке господствовала евклидова геометрия, то новая наука полагается на неевклидовы геометрии и неархимедовы концепции измерения; ньютонову механику и астрономию сменили квантовая механика и теория относительности, которые по своему содержанию представляют неньютонову механику и астрономию; непифагорова арифметика и нелавуазинская химия заменяют собой соответственно пифагорову арифметику и химию Лавуазье; в список новаций Г. Башляр включает и логику – в пер. пол. XX в. идет активная наработка неаристотелевских логик. Список неклассических областей знания, по Башляру, замыкает «некартезианская эпистемология». Некартезианская эпистемология – это и есть философия, отвечающая новому научному духу, идущая на смену декарто-кантовской эпистемологии, другими словами, это и есть философия науки XX столетия.
Неклассическую науку пронизывает и отличает дух динамизма, а классическая наука воспроизводила мир покоящихся объектов. По Г. Башляру, новая наука до основания потрясает сложившуюся традицию исследования. Итак, динамизм и становление – против установившегося и покоящегося, свойственного классической науке. Анализировать динамизм как главную характеристику содержания неклассической науки можно только подобным динамизму методом – диалектическим. Тогда и неклассическая эпистемология обретает динамическое содержание – она является диалектическим рационализмом. Как относится неклассическая наука к предшествующей классической науке? Говоря более конкретно, как связаны между собой неевклидова и евклидова геометрии, квантовая и ньютонова механика, нелавуазианская и лавуазианская химия, неаристотелевская и аристотелевская логика и пр., и, конечно, неклассическая и декарто-кантовская эпистемология? Новизна современного научного духа не требует ликвидации и устранения традиционных представлений, поэтому классическая и неклассическая наука находятся в отношении дополнительности и могут соединиться в обобщающем синтезе, за счет которого создаются пангеометрия, панарифметика, панастрономия, панхимия, панмеханика, панлогика и, конечно, панэпистемология.
Основные положения философии науки Г. Башляра сводятся к следующему. Первое. В философии науки он выделяет две принципиально возможные теоретические позиции – реализм и рационализм. Их двойственность неустранима в силу того, что сама наука обладает двойственностью фактуального и теоретического содержания, опытного и математического знания. Второе. По его мнению, современная наука имеет дело не с обычной реальностью, под которой принято понимать то, что непосредственно дается в опыте, это для него реальность первого уровня. Реальность, к которой обращена новая наука, он называет реальностью второго уровня. Научная реальность – это рационально обработанная реальность, сконструированная человеком; это реальность, преподанная сквозь экспериментальную, лабораторную, инструментальнотехническую, проективно-конструкторскую обработку первичной реальности. Он внедряет идею о реальности как реализации, как искусственном порождении и специально созданном конструкте. Отсюда сконструированное занимает место непосредственного. Третье. Особое внимание Г. Башляр уделяет научным понятиям. Как в физике, так и в химии (и в других рационализированных областях науки) эволюция понятий заключается в обретении ими целого спектра смыслов, из которых нельзя выбрать какой-то один-единственный, поскольку каждый из смыслов привязан к определенной теоретической конструкции. Вновь появляющиеся теории не отбрасывают ранее существовавшие теории, а обнимают их собой – разные теории сосуществуют, не нарушая границ друг друга, что и приводит к многосмыслию базовых понятий; при этом есть определенный порядок трансформации этих смыслов – от реалистских к рационалистским и сверхрационалистским. Четвертое. В философии науки неорационализма разрабатывается вопрос о развитии науки, связанный с определенной трактовкой истории науки. Для Г. Башляра развитие науки – это высшее проявление творчества, свидетельствующее о «рациональной свободе» человека. Не отрицает он и возможности выделения этапов развития науки, признавая при этом прогрессивный характер ее изменений, критерий которого он видит в усилении рациональности науки при одновременном освобождении от начальных элементов реализма. Новизна подхода Г. Башляра в трактовке развития науки связана с признанием неизбежности кризисов, мутаций, потрясений до оснований самих устоев науки. По мнению самого мыслителя, он отстаивает конструктивный механизм развития, который невозможен без кардинальной реорганизации знания.
И наконец, пятое. Г . Башляр считал, что для того чтобы принадлежать науке своего времени, не нужно забывать о социальных условиях ее существования. Социальный статус присущ не только прикладной, но и чистой науке. Социальность науки в том, что она существует в особых общественных организациях внутри отдельной страны и в мировом масштабе. Научная деятельность в современных условиях носит коллективный характер, поскольку она невозможна без связи с предшественниками и обмена знаниями с современниками. Коллективистский характер науки Г. Башляр называет «интеррационализмом». Он размышляет также и о социальных функциях науки, а особый интерес у него вызывает прогностическая функция. Н. В. Бряник

Источник: История философии науки и техники.