НЕОМАЛЬТУЗИАНСТВО,

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

НЕОМАЛЬТУЗИАНСТВО,
обновленный вариант мальтузианства; в обыденном представлении - отказ от детей в браке. Зародилось в кон. 19 в., в виде т. н. неомальтузианских обществ. лиг, союзов и т. п. Если «классич. мальтузианство» полностью отрицает воздействие социальных факторов на народонаселение, то в Н. это воздействие признается, но приравнивается к воздействию биологич. факторов. Так, амер. демограф Дж. Шпенглср пытается «примирить» биологическое с социальным в мальтузианстве, представляя Мальтуса как поборника повышения занятости населения и даже как революционера. «Революц. зерно» усматривается в тезисе о «половом влечении», отрицат. последствия к-рого будто бы мобилизуют людей на ликвидацию разрыва между темпами роста населения и увеличения объема продовольствия.
В своих практич. рекомендациях Н. выделяет в первую очередь биологич. сферу воспроизводства людей и отодвигает на задний план мероприятия по преобразованию экономики, подъему уровня жизни населения, выражающих социальную сторону этого процесса. Совр. ведущие демографы США оценивают воздействие па биологич. механизм рождаемости как «основной элемент» стратегия, программ по отношению к населению мира, на деле игнорируя необходимые обществ. преобразования. Марксисты при оценке Н. проводят строгое различие между пропагандой методов и средств ограничения рождаемости, проводимой в определ. условиях, и H. как идеологией. «Одно дело - свобода медицинской пропаганды и охрана азбучных демократических пpaв гражданина и гражданки. Другое дело - социальное учение неомальтузианства. Сознательные рабочие всегда будут вести самую беспощадную борьбу против попыток навязать это реакционное и трусливое учение...» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 23, с. 257). Объективно идеология Н. служит тем же человеконенавистнич. целям, что и мальтузианство вообще.

Источник: Советский философский словарь

НЕОМАЛЬТУЗИАНСТВО
совр. реакц. направление в бурж. идеологии, стремящееся идеологически оправдать империализм с помощью доводов, почерпнутых у Мальтуса и его преемников. Различные теории Н. используются для объяснения экономич. кризисов и безработицы, прикрытия колониализма и обоснования империалистич. агрессии. Итал. и япон. агрессоры пытались обосновать необходимость завоевания "жизненного пространства" высокой рождаемостью и "перенаселением", а герм. фашисты – низкой рождаемостью и депопуляцией, вытекающими якобы из недостатка "жизненного пространства". В основе неомальтузианских построений лежит упрощенная схема отношения абстрактного "населения" и "средств существования". Неомальтузианцы меняют аргументацию в зависимости от тех или иных экономич. и демографич. условий. Так, в условиях резкого падения рождаемости после 1-й мировой войны бурж. демограф Л. Герш выдвинул теорию о том, что источником безработицы и кризиса в конце 20 – сер. 30-х гг. 20 в. является уменьшение прироста населения, ведущее к сокращению потребления. Свою теорию Герш назвал "мальтузианством навыворот". Целью "мальтузианства навыворот", как и "классического" мальтузианства, является отвлечение внимания от социально-экономических причин безработицы и т.п. и переключение его на демографич. процессы. После 1-й мировой войны среди зап.-европ. демографов получила распространение теория "оптимума населения", согласно к-рой рост или снижение численности населения является положит. фактором лишь до определ. пределов, а гл. проблемой обществ. наук выступает соотношение фактич. и оптимальной численности населения. И здесь на первый план выдвигается демографич. проблема. Зап.-герм. демограф и социолог Г. Маккенрот назвал теорию "оптимума населения" лишенным практич. значения умствованием, в к-ром теория Мальтуса освобождена от "пессимистически ядовитых зубов". По существу она представляет собой более гибкий, "гуманный" вариант Н. Сторонниками теории "оптимума населения" является ряд прогрессивных ученых, стремящихся к улучшению положения трудящихся, но неправильно оценивающих связь демографич. явлений с социально-экономич. факторами. После 2-й мировой войны гл. обр. в США появилось много книг, пропагандирующих реакц. мальтузианские концепции о том, что война – результат перенаселения, что нации с низкой рождаемостью должны защищать себя от наций с высокой рождаемостью, и т.п. (F. A. Pearson and F. A. Harper, The world´s hunger, N. Y., 1945; W. Vogt, Road to survival, N. Y., 1948; R. С. Cook, Human fertility: the modern dilemma, N. Y., 1951; G. Bouthoul, La surpopulation dans le monde, P., 1958; P. Reboux, Trop d´enfants?, P., 1951). В этих работах авторы призывали не только к снижению рождаемости, но и повышению смертности для ослабления прироста населения. В последнее время неомальтузианские теории получили значит. распространение в связи с быстрым ростом населения. За 65 лет 20 в. население земного шара более чем удвоилось. Особенно быстро растет население в освободившихся от колониального гнета странах. Причина этого – снижение смертности от эпидемич. болезней, что при совр. уровне медицины сравнительно легко достижимо и связано лишь с небольшими затратами материальных средств. В то же время в этих странах сохраняется высокий уровень рождаемости, к-рый зависит от сложного комплекса факторов: недостаточного развития экономики, при к-ром семья является производств. ячейкой, использующей труд детей; низкого уровня общей и санитарной культуры; ранних браков и традиций многодетности; значит. влияния религии, запрещающей применение мер по регулированию рождаемости, и т.д. Быстрый рост населения в условиях слаборазвитой экономики вызывает тревогу у мн. ученых, в т.ч. и прогрессивных, и создает почву для неомальтузианской пропаганды. Появилось много работ, в к-рых авторы выдвигают концепции, что не атомная бомба, а бомба перенаселения угрожает миру (A. J. Stuart, Overpopulation. Twentieth century Nemesis, ?. ?., 1958). Движение за мир, миролюбивая политика стран социализма, критика прогрессивных ученых (Дж. Бернал, Р. Гароди, Ж. Годебер, Ж. Фревиль, Ж. де Кастро, Дж. Озер и др.) заставляют и наиболее реакц. мальтузианцев изменить тон. Так, У. Фогт ранее призывал к повышению смертности. В новой кн. – "People! Challenge to survival", N. Y., 1960, Фогт, по-прежнему изображая нищету, голод и войны следствием перенаселения, осн. путь устранения этих бедствий видит в снижении рождаемости. Особое внимание Фогт (как и др. мальтузианцы) уделяет развивающимся странам. Помощь этим странам – это, по его мнению, содействие сокращению рождаемости (доллары не на индустриализацию, а на предупредит. средства). В действительности причина нищеты бывших колоний и зависимых стран лежит в их экономич. и культурной отсталости; помехой их прогрессу является неоколониализм, а реальным выходом из создавшегося положения – некапиталистич. и социалистич. путь развития. Марксисты не отрицают роли демографич. факторов, влияния темпов роста населения и его возрастного состава на обществ. развитие. Марксисты признают также целесообразность научно обоснованной, гуманной политики регулирования рождаемости, но они выступают против Н., отвлекающего внимание трудящихся от необходимости коренных социально-экономич. преобразований. Лит.: Боярский А. Я., Об одной разновидности мальтузианства, "Вестн. МГУ. Серия экономики, философии, права", 1957, No 1; Смулевич Б. Я., Критика бурж. теорий и политики народонаселения, М., 1959; ?опов А. Я., Совр. мальтузианство, М., 1960; Валентей Д. И., Реакц. теории народонаселения периода общего кризиса капитализма, М., 1963; Thompson W., Population and peace in the Pacific, Chi., 1946; Oser J., Must man starve? The malthusian contraversy, N. Y., [1956 ]; Freville J., La mis?re et le nombre, t. 1 – L´?pouvantail malthusien, P., 1956. Б. Смулевич. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.