течение консерватизма, выдвинувшееся на передний план в идейной жизни ряда стран развитого капитализма во 2-й пол. 70-х гг. С приходом к власти в США администрации во главе с Р. Рейганом, в Великобритании правительства М. Тэтчер оно стало доминирующим в их официальной идеологии. Усиление Н. явилось результатом обострения кризисных процессов капитализма в 70-х гг.: самого тяжелого за послевоенные десятилетия экономического кризиса в сер. 70-х гг: (см. Экономические кризисы при капитализме), поражения агрессии американского империализма во Вьетнаме, отделения от политической системы капитализма и перехода на путь социалистической ориентации ряда стран Азии, Африки, Латинской Америки. В идеологии Н. отразилось стремление крупной буржуазии взять реванш за поражения империализма, перехватить историческую инициативу у сил социализма и национально-освободительного движения. В распоряжении неоконсерваторов находятся многочисленные средства массовой информации, сеть «мозговых центров» и финансовая поддержка крупнейших корпораций.
Неоконсерваторы заявляют о неизбежности и вечности социального неравенства людей, о «ненадежности прогресса», об «ограниченности человеческого разума», подчеркивают значение политической власти, твердой рукой охраняющей буржуазный порядок. Они выступают за усиление государственного аппарата насилия — полиции, судов, репрессивного законодательства против демократических сил (см. Репрессивный механизм капиталистического общества) — и в первую очередь за развитие военно-промышленного комплекса.
Вместе с тем неоконсерваторы не скрывают скептицизма относительно эффективности вмешательства буржуазного государства в экономику, к-рое не смогло избавить капиталистический мир от кризисов, инфляции, растущей государственной задолженности. На этой почве среди неоконсерваторов получили распространение иллюзии о возможности возврата современного капитализма к «золотому веку» свободной конкуренции. Путь к «оздоровлению» экономики они видят в снижении налогов на предпринимателей и одновременно в сокращении государственных расходов на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Как следствие реальная программа неоконсерваторов оборачивается свободой действий для бизнеса и новыми лишениями для людей труда. Такая близорукая политика оборачивается дополнительными неурядицами для капиталистического производства, она чревата угрозой новых экономических кризисов, ведет к росту социальной напряженности и неустойчивости всей системы капитализма.
В области внешней политики неоконсерваторы отстаивают поли» тику «с позиции силы», развертывания гонки вооружений. С помощью массированной идеологической кампании вокруг «советской угрозы» они намереваются дискредитировать социализм, сплотить вокруг США союзников из стран развитого капитализма, а посредством кампании против т. н. «международного терроризма» хотят поставить вне закона национально- освободительные движения и «обосновать» право на их вооруженное подавление в любом пункте земного шара (война Великобритании против Аргентины из-за Фолклендских (Мальвинских) островов, необъявленная война против Афганистана и Никарагуа, варварские бомбардировки Ливии и др.).
Однако политика угроз и агрессии не приносит ожидаемых результатов. Ответом на нее становится невиданное по размаху антивоенное движение в странах капитализма, падение престижа «американского руководства» в странах Запада, растущее недоверие к социальной системе капитализма. В этой обстановке во 2-й пол. 80-х гг. наблюдается процесс ослабления позиций Н., обострение расхождений и противоречий в радах неоконсерваторов.
НЕОКОНСЕРВАТИЗМ
НЕОКОНСЕРВАТИЗМ
НЕОКОНСЕРВАТИЗМ
сложный и противоречивый конгломерат идей, принципов, норм, создающих разнообразные формы современной консервативной идеологии. Существуют две трактовки неоконсерватизма: 1) как современного консерватизма, приспосабливающего традиционные для него ценности и представления к реалиям постиндустриальной (позднеиндустриальной) эпохи, и 2) как идеологического течения, обогащающегося и развивающегося в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом. И в первом, и во втором случаях возникновение неоконсерватизма связывается с рубежом 60—70-х гг., когда ускорение темпов общественной жизни, нарушение в ней равновесия духовного и экологического начал, появление разнообразных проблем глобального масштаба поставили под сомнение приемлемость некоторых первичных ценностей индустриальной цивилизации, когда под непрестанным напором ускоряющтся перемен возник серьезный кризис в ориентациях, выразившийся в осложнении процессов социальной адаптации человека. В этих условиях неоконсерватизм сумел актуализировать те положения собственной идеологии, которые оказались созвучными потребностям людей в приобщении к начинающейся новой эпохе: приоритеты семьи и религии, моральной взаимоответственности гражданина и государства, уважение к закону, предпочтение крепкого государственного порядка и стабильности, сохранение универсальных нравственных установок, препятствующих духовному опустошению людских душ, и т. д.
Неоконсервативный ренессанс последних десятилетий способствовал значительным переменам в «теоретическом облике» традиционного консерватизма: — из противников научно-технического прогресса неоконсерваторы превратились в убежденных его сторонников, поскольку только с его помощью и можно обеспечить выживание человеческой цивилизации. Еще в 1973 -И. Штраус провозгласил на съезде Христианеко-социального союза, что быть консерватором означает «шагать во главе прогресса»; — во 2-й пол. 70-х гг. был развенчан тезис об «антитеоретическом» характере консервативного мышления, о неприятии идеологических теорий и концепций и поставлена задача идеологического перевооружения в связи с тем, что «неидеологическая политика — это безоружная политика». Вместе с тем неоконсерватизм остался, по мнению Б. Зудвина, «своеобразным хамелеоном, поскольку его облик зависит от природы его врагов»; — современные консерваторы из признающих неотвратимость перемен превратились в инициаторов инновация, но без «антиисторической спешки — сверху» и не «методами толпы — снизу». Г.-К. Кальтенбруннер утверждал в 1975, что «именно консерватор нашего времени знает, что не только многое изменилось, но и что многое нужно менять»; — неоконсерваторы по-новому сформулировали модель отношений между индивидом и обществом, гражданином и государством. В современных установках индивид должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан, в то время как государство, основываясь на моральных принципах сохранения целостности общества, должно обеспечивать необходимые гражданину жизненные условия на основе правопорядка, предоставляя ему возможность участвовать в организации институтов гражданского общества, сохраняя сбалансированность взаимоотношений общества с природой и т. д.; — неоконсерватизм сегодня выступает защитником частной собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в обществе, но всегда подчиняет их требованиям стабильности и преемственности. Права человека рассматриваются при этом с точки зрения их естественного и социального обоснования; — в этнокультурной сфере Неоконсерватизм исходит из убеждения, что под любым универсализмом скрывается тот или иной этноцеНтризм, навязывающий другим народам свои ценности и миропонимание, что каждый народ имеет Собственную историю, культуру, характер, психологию, традиции, обычаи, и только все они в совокупности составляют то, что принято считать человечеством.
Неоконсерватизм представляет собой многослойное и сложное образование, в котором соседствуют порой конфликтующие между собой идеи, концепции, установки и принципы. Как отмечал Л. Аллисон в 1984, консерваторы являются одновременно «индивидуалистами и Коллективистами, приверженцами авторитаризма и свободы, мистиками и разумными практическими людьми». Разнородные и противоречивые идеи и рецепты решения возникающих ь современном мире проблем, выдвигаемые разными течениями неоконсервативного движения, делают Нелегкой задачу различения Соответствующих идейно-политических групп и течений. В большинстве случаев в этой связи выделяют: неоконсерваторов, новых правых, традИциоНалистских или патерналистских консерваторов. При этом определить тот рубеж, где начинается или где кончается тот Или иной вариант современного консерватизма, весьма сложно. Достаточно сказать, что в западной литературе существует серьезный разнобой в причислении к одному из указанных направлений Р. Рейгана, М. Тэтчер и Г. Коля, которых одни авторы называют неоконсерваторами, Другие — новыми Правыми, а первых двух нередко причисляют к консерваторам-радикалистам. Расхождения между известными разновидностями современного консерватизма коренятся не столько в исходных принципиальных установках, сколько в степени концентрации внимания на тех или иных аспектах. Это относится и к консерваторам-традиционалистам в их национальных вариантах — голлизму во Франции, торизму в Англии или социал-консерватизму в ФРГ. SO-e гт нашего столетия ознаменовались активизацией деятельности и усилением позиций консервативных сил в ведущих странах Запада. В 1983 был создан Международный демократический союз, объединивший консервативные партии Западной Европы, Республиканскую партию США, Либерально-демократическую партию Японии и австралийских консерваторов. М. Тэтчер приветствовала новый «консервативный интернационал как великое средоточие мысли и духа».
М. А. Мунтян
Неоконсервативный ренессанс последних десятилетий способствовал значительным переменам в «теоретическом облике» традиционного консерватизма: — из противников научно-технического прогресса неоконсерваторы превратились в убежденных его сторонников, поскольку только с его помощью и можно обеспечить выживание человеческой цивилизации. Еще в 1973 -И. Штраус провозгласил на съезде Христианеко-социального союза, что быть консерватором означает «шагать во главе прогресса»; — во 2-й пол. 70-х гг. был развенчан тезис об «антитеоретическом» характере консервативного мышления, о неприятии идеологических теорий и концепций и поставлена задача идеологического перевооружения в связи с тем, что «неидеологическая политика — это безоружная политика». Вместе с тем неоконсерватизм остался, по мнению Б. Зудвина, «своеобразным хамелеоном, поскольку его облик зависит от природы его врагов»; — современные консерваторы из признающих неотвратимость перемен превратились в инициаторов инновация, но без «антиисторической спешки — сверху» и не «методами толпы — снизу». Г.-К. Кальтенбруннер утверждал в 1975, что «именно консерватор нашего времени знает, что не только многое изменилось, но и что многое нужно менять»; — неоконсерваторы по-новому сформулировали модель отношений между индивидом и обществом, гражданином и государством. В современных установках индивид должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан, в то время как государство, основываясь на моральных принципах сохранения целостности общества, должно обеспечивать необходимые гражданину жизненные условия на основе правопорядка, предоставляя ему возможность участвовать в организации институтов гражданского общества, сохраняя сбалансированность взаимоотношений общества с природой и т. д.; — неоконсерватизм сегодня выступает защитником частной собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в обществе, но всегда подчиняет их требованиям стабильности и преемственности. Права человека рассматриваются при этом с точки зрения их естественного и социального обоснования; — в этнокультурной сфере Неоконсерватизм исходит из убеждения, что под любым универсализмом скрывается тот или иной этноцеНтризм, навязывающий другим народам свои ценности и миропонимание, что каждый народ имеет Собственную историю, культуру, характер, психологию, традиции, обычаи, и только все они в совокупности составляют то, что принято считать человечеством.
Неоконсерватизм представляет собой многослойное и сложное образование, в котором соседствуют порой конфликтующие между собой идеи, концепции, установки и принципы. Как отмечал Л. Аллисон в 1984, консерваторы являются одновременно «индивидуалистами и Коллективистами, приверженцами авторитаризма и свободы, мистиками и разумными практическими людьми». Разнородные и противоречивые идеи и рецепты решения возникающих ь современном мире проблем, выдвигаемые разными течениями неоконсервативного движения, делают Нелегкой задачу различения Соответствующих идейно-политических групп и течений. В большинстве случаев в этой связи выделяют: неоконсерваторов, новых правых, традИциоНалистских или патерналистских консерваторов. При этом определить тот рубеж, где начинается или где кончается тот Или иной вариант современного консерватизма, весьма сложно. Достаточно сказать, что в западной литературе существует серьезный разнобой в причислении к одному из указанных направлений Р. Рейгана, М. Тэтчер и Г. Коля, которых одни авторы называют неоконсерваторами, Другие — новыми Правыми, а первых двух нередко причисляют к консерваторам-радикалистам. Расхождения между известными разновидностями современного консерватизма коренятся не столько в исходных принципиальных установках, сколько в степени концентрации внимания на тех или иных аспектах. Это относится и к консерваторам-традиционалистам в их национальных вариантах — голлизму во Франции, торизму в Англии или социал-консерватизму в ФРГ. SO-e гт нашего столетия ознаменовались активизацией деятельности и усилением позиций консервативных сил в ведущих странах Запада. В 1983 был создан Международный демократический союз, объединивший консервативные партии Западной Европы, Республиканскую партию США, Либерально-демократическую партию Японии и австралийских консерваторов. М. Тэтчер приветствовала новый «консервативный интернационал как великое средоточие мысли и духа».
М. А. Мунтян
Источник: Новая философская энциклопедия