форма индуктивистской методологии, разрабатывавшаяся представителями логического позитивизма (Г. Рейхенбах, Р. Карнап и др.). В отличие от классического индуктивизма Бэкона — Гершеля — Милля, в неоиндуктивизме рассмотрение индукции как метода научного познания было исключено из контекста открытия и доказательства научного знания, но включено в анализ контекста подтверждения научных законов и теорий. Согласно неоиндуктивистам, индукция не способна ни открывать, ни доказывать, но только подтверждать с некоторой (в общем различной) степенью общее знание. Определение степени подтверждения следствий научных законов и теорий данными опыта имеет важное методологическое значение, так как позволило бы ученым осуществлять рациональный выбор наилучшей из гипотез. С точки зрения стандартов логических позитивистов наилучшей из гипотез должна быть признана та, которая имеет наибольшую степень подтверждения. Существуют два основных варианта неоиндук-тивизма, которые условно можно назвать рейхенбаховским и карнановским. Согласно первому, степень подтверждения гипотезы интерпретируется как степень ее истинности. Согласно карнаповскому варианту, степень подтверждения интерпретируется как степень выводимости гипотезы из данных, приводимых в ее пользу. В первом случае утверждения о степени подтверждения являются фактическими истинами, во втором — логическими. И Рейхснбах и Карнап попытались рассмотреть отношение подтверждения как вероятностную функцию. Первый проинтерпретировал ее в терминах статистической вероятности (меры истинностной частоты подобного рода гипотез по отношению к подобного рода следствиям), тогда как второй — в терминах логической вероятности. Однако оба варианта столкнулись с целым рядом принципиальных трудностей логического, гносеологического и практического порядка и были в конечном счете признаны, в том числе и сторонниками логического позитивизма, как несостоятельные. (См. вероятностная логика, контекст подтверждения).