НЕОИНДУИЗМ
НЕОИНДУИЗМ
религ.-реформат. движение, направленное на устранение ряда отживших соц. норм, установлений индуизма прежде всего в обл. отношений между кастами, и особенно отношения к неприкасаемым. Ведет проповедь политич. и трудовой активности, необходимости внедрения новшеств, ориентированности на повседневные нужды. В интерпретации осн. целей жизни гл. внимание обращено на идеалы дхармы (исполнение семейных, религ. и общинных предписаний, причем от индивида требуется прежде всего выполнение соц., а не религ. предписаний) . Меньшее значение стало придаваться идеалу мокша - освобождения. Последователи Н. выступают за рационализацию ряда религ. представлений, за секуля-ризм, к-рый в условиях Индии означает прежде всего равенство всех конфессий.
Источник: Атеистический словарь
НЕОИНДУИЗМ
реформаторское движение в индуизме. Н. появился в XIX в. в результате развития отношений между Индией и западным миром. Один из основоположников Н. — бенгальский богослов и общественный деятель Рам Мохан Рой (1772-1833). Ярким представителем Н. был Вивекананда. Н. развивался в контексте скрытой и явной полемики с христианской культурой, с одновременным заимствованием отдельных ее черт. Н. пересматривает традиционные индуистские представления, зачастую выступая под лозунгами возвращения к «истинному» индуизму. Например, он отрицает самосожжение вдов, детские браки, приниженное положение женщины и т. п. Н. ратует за необходимость широкого народного просвещения, воспринимая индийский народ как единое целое. Обычно Н. не приемлет варно-кастовую структуру общества или осмысляет ее в символическом ключе. Н. заимствует из христианства такие черты, как универсализм (при этом все религии предстают как ответвления индуизма), миссионерство и прозелитизм среди иностранцев, филантропическая деятельность, централизованная структура религиозного объединения, представление о равенстве всех людей перед Богом, неприятие идолопоклонства и другие. В члены неоиндуистских организаций допускаются неиндийцы. Переосмысляется и идейное наследие прежних учений. Йога (в тех или иных ее формах) подается в Н. как универсальный способ бытия и средство разрешения всех жизненных конфликтов. Идеалом Н. становится странствующий монах-проповедник (санньяси). Н. — сложное и многогранное явление, он тесно переплетается с традиционным индуизмом. Н. в целом открыт западной культуре, внимательно следит за достижениями науки и часто старается представить их как «переоткрытие » индуистских идей.
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм
НЕОИНДУИЗМ
течение филос.-религ. мысли совр. Индии. Возникнув в 1-й пол. 19 в. как реформированная форма индуизма, Н. отразил развитие бурж. отношений, становление нац. самосознания и явился одной из идеологич. форм борьбы за бурж.-демократич. преобразования и нац. освобождение. Теоретич. основой Н. послужила адвайта-веданта Шанкары и вишешта-адвайта Рамануджи. Идеологи раннего Н., оставаясь в рамках филос. проблематики индуизма, призывали к модернизации религ.-этич. концепций путем возрождения чистого монистич. теизма. Период переосмысления духовного наследия Индии в связи с развитием Н. называют в бурж. лит-ре эпохой Возрождения. Начало реформаторскому движению положила деятельность Раммохан Рая, основавшего (1828) об-во Брахмо самадж. Это общество, противопоставлявшее чистый монотеизм Упанишад политеизму со всеми его атрибутами, выступало против кастовых традиций, детских браков и наиболее мистич. доктрин ортодокс. индуизма (переселения душ, кармы). Развитие движения сопровождалось усилением демократич. элементов; в 1866 произошел раскол об-ва, в результате к-рого создалось два крыла – умеренное, выдвигавшее на первый план религ. и этич. вопросы, и радикальное, уделявшее основное внимание демократизации обществ. жизни и просветительской деятельности. Последнее представляли два об-ва: "Брахмо самадж Индии" и "Прартхана самадж" (молитвенное об-во), благодаря деятельности к-рых в 1872 был издан закон, запрещающий полигамию и детские браки и разрешающий межкастовые браки и замужество вдов. В 70-х гг. возрождение индуизма достигает апогея – появляются теоретики, оформляются осн. направления, активизируется борьба против материализма, достигшего в это время в Индии определ. успехов. В Н. намечаются западнич. и индофильское течения: первое проповедует идею синтеза зап. либерализма и инд. религ. мысли, второе стоит на страже индуизма как единств. философии для Индии в настоящем и будущем. Выявляется антиангл. направленность движения. Гл. представителем Н. этого периода был религ. мыслитель Рамакришна. Его спиритуалистич. учение "веданта в действии" явилось религ. формой протеста против колониального гнета. Гуманизм и демократизм учения, стремление приблизить философию к практич. жизни обеспечили ему популярность. Взгляды Рамакришны были распространены по всему миру его учеником Вивеканандой, впервые открыто заявившим о превосходстве инд. культуры. Мировоззрение Вивекананды включало ряд элементов, близких к утопич. социализму. Начало новейшего этапа развития Н. хронологически совпадает с историч. периодом бурного роста анти-империалистич. борьбы в Индии после 1917. Сохраняя прежние узловые проблемы Н., его совр. представители (Абхедананда, Вадиа, Радхакришнан) акцентируют в них гл. обр. теологич. иррацион. моменты, а также идею синтеза идеалистич. аспектов зап.-европ. и вост. философии. Самым видным пропагандистом идеи этого синтеза является Радхакришнан, стремящийся создать мировую религ. идеологию и "переродить" коммунизм с помощью религии. Единственно истинной религиозно-филос. позицией совр. неоиндуисты признают абс. монотеизм веданты, а гл. методом филос. исследования – интуицию и мистич. переживание. Лит.: Farquhar J. ?., Modern religious movements in India, L., 1929; Desai A. R., Social background of Indian nationalism, [2 ed. ], Bombay, 1954. С. Кедрова. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.