НЕОФРЕЙДИЗМ
обобщенное название группы учений, в которых использованы модифицированные идеи и положения психоанализа Фрейда. Его представители: Хорни, Маркузе, Фромм.
Источник: Тематический философский словарь
Неофрейдизм
направление в современной философии и психологии. Возник в 1930 г. Истолковывает психические явления как приспособление личности к социальной среде. Произошел переход от исследования внутрипсихических явлений к изучению межличностных отношений. Отклоняет учение З. Фрейда о либидо и сублимации, а бессознательное либо отрицает, либо рассматривает как связующее звено между социальными и психическими структурами. Происходит социологизация психологии и психологизация социальных явлений (К. Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе).
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
НЕОФРЕЙДИЗМ
обобщенное название группы философских и психологических учений, возникших в конце 30-х гг. XX в. на основе исходных установок классического психоанализа 3.Фрейда. Неофрейдизм исходит из того, что социальная и культурная среда оказывает на формирование личности и мотивацию человеческого поведения более существенное влияние, чем естественно-биологические инстинкты, однако последователи этого направления стремятся сохранить и фрейдовскую концепцию бессознательной мотивации, с тем чтобы обеспечить более глубокое проникновение во внутренний мир человека. В целом неофрейдизм решительно отказывается от биологического детерминизма в объяснении психической жизни человека и открывает перспективы для развития гуманистически ориентированного психоанализа.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
НЕОФРЕЙДИЗМ
направление в современной философии и психологии, получившее распространение гл. о. в США, сторонники которого соединили психоанализ Зигмунда Фрейда с амер. социологическими теориями. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни, Гарри Салливен, Эрих Фромм и др. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду и т. д.), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.
Источник: Философский энциклопедический словарь
НЕОФРЕЙДИЗМ
совокупность разл. направлений совр. психоанализа, мн. из к-рых отказываются от ряда теор. представлений классич. психоанализа, сохраняя осн. положение о фундаментальной роли бессознательного в психич. жизни и деятельности индивида. Термин «Н.» получил распространение в конце 1930-х гг. в США, когда ряд амер. психоаналитиков (А.Кардинер, М.Мид, Г.С.Салливан) и их коллег, эмигрировавших из Германии (Э.Фромм, К.Хорни), подвергли критике принципиальный биологизм, свойственный теории З.Фрейда. Соединяя методол. идеи антропологии культурной, марксизма и социологизма с принципами «глубинной психологии», они отказались от представления о человеке как о «естеств. индивиде» с чистыми врожденными инстинктами. Н. того времени исходит из концепции личности как соц. феномена и переносит центр внимания с внутр. психич. процессов на межличностные отношения; кардинальное для классич. фрейдизма учение о либидо и сублимации, не отвергаясь полностью, превращается в одну из вспомогательных гипотез психоаналитич. исследования. В 1940—50-е гг. Н. обогащается концепциями защитных форм поведения, складывающихся в результате соц. и межличностных конфликтов, в к-рые вовлечен индивид в своем повседневном существовании; они постепенно вытесняют предложенные Фрейдом концепты устойчивых психич. структур, выступая в роли «соц. бессознательного» (Фромм). С этого времени в развитии Н. наблюдается существ. методол. расхождение: Хорни и Салливан тяготеют к методам позитивистской социологии, тогда как Фромм активно разрабатывает экзистенциально-антропологич. модель соц. философии. С середины 1960-х гг. термин «Н.» начинает применяться к целому ряду психоаналитич. течений в Зап. Европе и США, отличительной чертой к-рых явл. практически полный отказ от идей классич. фрейдизма и поиск новых методол. моделей психоаналитич. деятельности. Для них также характерны «десексуализация» либидо и отождествление бессознательного с феноменами, ранее не игравшими в теории и практике психоанализа к.-л. существ. роли (язык у Ж.Лакана, текст у Ю.Кристевой, игровой сценарий у Э.Берна и др.). Благодаря этому большинство шк. и направлений совр. психоанализа корректнее обозначать как «постфрейдизм». Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
НЕОФРЕЙДИЗМ
направление в совр. зап. философии, основывающееся на психоаналитических принципах исследования человека, его места и роли в структуре общественных институтов. Н. возник в конце 30-х гг. в результате пересмотра нек-рых положений фрейдизма, обнаруживших свою ограниченность и бесперспективность. Неофрейдисты (К. Хорни, Г. Салливэн, Фромм) подвергли критике ряд исходных постулатов и конечных выводов классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, обусловливающих возникновение конфликтных ситуаций, понимании структурных уровней психики и механизмов функционирования бессознательного, гипотезы о сексуальной этиологии неврозов и об инстинкте смерти. Но важнейшие схемы классического психоанализа, включая представления об иррациональных мотивах человеческой деятельности, изначально присущих каждому индивиду, и сам психоаналитический метод исследования индивидуально-личностных и общественных структур, сохраняют свою значимость в Н. Сосредоточив внимание на социальных и культурных процессах, оказывающих существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида, представители Н. опираются на фрейдовскую концепцию бессознательной мотивации, к-рая, по их мнению, расширила границы познания внутреннего мира человека. Классический психоанализ не дал развернутые ответы на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что он должен делать. Неофрейдисты стремятся восполнить этот пробел. Они критически относятся к совр. зап. об-ву, в к-ром человек утрачивает свою уникальность, отчуждается от внешнего мира и самого себя, лишается собственно человеческого измерения, но не вскрывают подлинные причины деградации личности и противоречия между общественными и личными интересами. Надежда на ликвидацию различных форм отчуждения человека возлагается на “гуманистический психоанализ”, способствующий, по их мнению, пробуждению критических элементов в сознании личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Однако психоаналитическая процедура исцеления об-ва исключительно через исцеление индивида оказывается утопической, поскольку не учитывает в должной мере силу объективных социальных закономерностей, влияющих на формирование миропонимания и мироощущения личности.
Источник: Философский энциклопедический словарь
НЕОФРЕЙДИЗМ
направление в психологии, психиатрии, социологии и философии, получившее распространение преимущественно в США. Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К.Хорни и Э. Фромм. К неофрейдизму также нередко относят Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителей психоанализа. В то же время всех их объединяет приверженность определенным идеям к установкам фрейдизма (прежде всего психологизм в подходе к общественным явлениям), а также стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации.
В этом отношении почва для неофрейдизма была подготовлена первыми «раскольниками» внутри психоанализа - А. Адлером, О. Ранком, Райхом, К. Юнгом. Все они, за исключением В. Райха, отвергли фрейдовский биологизм, сексуальный детерминизм и инстинктивизм, придавали меньшее значение бессознательному.
Значительное влияние на формирование неофрейдизма оказали этнопсихологические изыскания этнографов Р. Бенедикт; К. Дюбуа, Б. Малиновского, Р. Линтона, М. Мид, Э. Сапира, И.Халлоуэла. Так, Б. Малиновский пришел к выводу о том, что Эдипов комплекс отнюдь не универсален в том виде, как его описал Фрейд, а Р. Бенедикт и М. Мид продемонстрировали пластичность человеческой природы, считавшейся у Фрейда неизменной, и строгую зависимость особенностей психики от особенностей культуры. Специфические приемы воспитания порождают у всех представителей данной этно-культурной общности типичные черты характера, которые А. Кардинер и звал «базовой личностью». Концепция базовой личности давала возможность не только перейти от культуры к индивиду, но и позволяла вывести первую из последнего, рассмотрев культуру в качестве проекции вовне базовой личности.
К. Хорни после эмиграции в США в 1932 г. обнаружила, что подоплека невротических конфликтов у пациентов в Новом свете существен по отличалась от таковой у пациентов в Германии и Австрии. Осмысление этих фактов привело Хорни к отказу от фрейдистской теории инстинктов и к признанию социо-культурной обусловленности психопатологии. Помимо чрезмерной биологической ориентации к числу глубочайших методологических ошибок Фрейда Хорни отнесла склонность к дуалистическому и механико-эволюционистскому мышлению.
Однако неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности. Сохранив ядро психоаналитического метода, неофрейдисты подвергают его переинтерпретации с позиций «культурного» подхода. Всякая психопатология относительна и специфична для данной культуры. Каждый невроз вызывается внутренними конфликтами, в основе которых лежат связанные с социальным окружением индивида мотивы и побуждения, хотя существует и общий неспецифический фактор, создающий для него предпосылку - это возникающее в детстве чувство страха, беспомощности перед враждебным миром («базовая тревожность»), которое может быть смягчено или усугублено воспитанием. В последнем варианте у индивида развивается множество защитных реакций, выражающих невротическую направленность его характера. Неофрейдисты описали несколько разновидностей невротического характера и проанализировали вызывающие их конфликты, типичные для образа жизни людей в XX в.
Источник: Краткий философский словарь 2004
НЕОФРЕЙДИЗМ
направление в современном психоанализе, получившее распространение гл. о. в США. Наиболее известные представители: К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм и др. Возник в 1920—30 гг. Лидеры неофрейдизма, подвергнув критике некоторые фундаментальные утверждения 3. Фрейда (в частности, теорию либидо), акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Неофрейдизм сформировался в процессе соединения психоанализа с трудами американских социальных антропологов (в частности, школой культурантропологии). Р. Бенедикт (1887—1948) показала, напр., что каждая культура обладает твердой идеологической структурой, оказывающей определяющее воздействие как на воспитание детей, так и на общественные функции взрослых людей. Абрахам Кардинер, психиатр и этнолог, совместно с антропологом Ральфом Линтоном разработал концепцию «базовой личности» в развитие тезиса Рут Бенедикт о культурном этосе. По мнению К. Хорни, осознание громадной важности влияния культурных факторов на неврозы оттесняет на задний план те биологические и физиологические условия, которые рассматривались Фрейдом как лежащие в их основе. В частности, она выделяет характерное для современной западной культуры противоречие между соперничеством и успехом, с одной стороны, и братской любовью и человечностью — с другой. В книге «Невротическая личность нашего времени» она описывает невротика как жертву этого распространенного конфликта ценностей. У Э. Фромма и формирование невроза, и избавление от него детерминируется социальной реальностью.
Социокультурная ориентация неофрейдизма привела к перестройке психоанализа: центр тяжести переносится с внугрипсихических на межличностные отношения. По мнению Э. Фромма, человек в процессе исторического развития утрачивает инстинктивные (естественные) связи с природой, что приводит к возникновению экзистенциальных и социальных дихотомий (противоречий). Фромм развивает учение о характере как «второй природе» человека, заменившей недостающие ему инстинкты, а его ядром являются черты, детерминируемые социальной средой. Он вводит понятие социального характера как совокупности черт, общей для большинства членов данного общества и способствующей его функционированию; характер задает способ восприятия идей и ценностей, отношения к миру и другим людям.
Неофрейдизм не представляет собой единого целостного учения. Если для Э. Фромма на первом плане стояли социальные проблемы современного американского общества, которые он пытался решить путем соединения фрейдистской психологии и неомарксистской социологии, развивая социально-критическую антропологическую теорию и концепцию утопического «коммунитарного социализма», то для психологов К. Хорни и Г. Салливана главньми были вопросы психопатологии и психотерапии. При этом Г. Салливан рассматривает личность лишь как сумму отношений между искаженными или фантастическими образами («персонификациями»), возникающими в процессе социального общения, тогда как К. Хорни признает наличие в человеке «стремления к самореализации». В ее трудах проблемы психопатологии и психотерапии получили наиболее полное освещение. Неофрейдизм оказал определенное влияние на работы чикагской группы психоаналитиков (Ф. Александер, Т. Френч и др.).
Лит.: Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996; Браун Длс. Психология Фрейда и постфрейдисты. 1997; Куттер П. Современный психоанализ. СПб., 1997. См. также лит. к ст. Фромм, Хорни, Ca.uualtH.
В. В. Старовойтов
Источник: Новая философская энциклопедия
НЕОФРЕЙДИЗМ
обозначение новых течений, выделившихся из ортодоксального фрейдизма к кон. 1930-х гг. Первоначально от фрейдизма отпочковались два крупных направления: психология личности (индивидуальная психология) А. Адлера и цюрихская школа аналитической психологии, наиболее извест-
ным представителем которой был К. Г. Юнг. Сам 3. Фрейд полагал, что Юнг внес в психоанализ множество новшеств, в частности экспериментальное исследование психоаналитических понятий, понятие “комплекс”, применение в анализе мифологического и антропологического материала, утверждение учебного анализа как важной части в подготовке психоаналитиков, использование психоаналитической теории и терапии для понимания и лечения психозов. Аналитическая психология, сохраняя связи с психоанализом, вместе с тем во многом разошлась с фрейдизмом. Юнг не принял тотально сексуальную мотивацию человеческого поведения, из которой исходил Фрейд. Это повлекло за собой переосмысление фрейдистской концепции либидо. Общий подход к психике Фрейда, полагал Юнг, был механистическим и автоматически причинным. Юнг был убежден, что человеческие существа живут не только по законам, основанным на физических и механических причинах. Он критиковал Фрейда за то, что тот слишком резко разграничивал “галлюцинации” и “реальность”. Юнг интерпретировал психическую реальность как то, что переживается самим индивидом. В этом контексте бессознательное оценивалось не в качестве врага, а скорее как нечто потенциально полезное и созидательное. В частности, сновидения переставали быть чем-то обманчивым, требующим расшифровки. Специфически трактовал Юнг и символы. Несогласие с Фрейдом касалось также вопроса о балансе врожденных конституциональных факторов и внешней среды при формировании личности, принципиально разного истолкования происхождения совести и морали. Не совпадали представления Фрейда и Юнга об эдиповом комплексе. Юнг уделял большое внимание первичным отношениям между младенцем и матерью.
Основателями Н. стали К. Хорни, Г.С. Салливан, Э. Фромм и А. Кардинер. Первоначально они примыкали к фрейдовской школе. Под влиянием амер. социологических и бихевиористских установок неофрейдисты стали придавать особое значение роли социальной среды. В результате внутри фрейдизма произошли существенные преобразования. Оказались отвергнутыми теория сублимации и учение о либидо. Неофрейдисты, по существу, “социологизировали” психологию. Немалое воздействие на Н. оказала амер. школа культурантропологии.
В настоящее время психоаналитические идеи оказывают серьезное влияние на самые разные сферы образования, культуры и науки. Психоаналитическая философия существует во множестве вариантов: “пси-холощческая филос. антропология” (Л. Бинсвангер), “экзистенциальный психоанализ” (Ж. П. Сартр, Э. Фромм), синтетические представления о человеке, основанные на сочетании идей психоанализа с феноменологией Г.В.Ф. Гегеля (П. Рикер) или с феноменологическим учением Э. Гуссерля (Л. Раухала), психоаналитическая герменевтика (А. Лоренц, Ю. Хабермае), “структурный психоанализ” (К. Леви-Строс, Ж. Лакан).
Особое значение психоанализ имеет для наук о человеке, в т.ч. для исследований различных аспектов научного и художественного творчества, психологии, медицины, морали, религии. Он проникает также в такие узкоспециализированные дисциплины, как лингвистика, кибернетика, теория архитектуры и даже физика. Возрастает влияние психоанализа в теориях и практике современного искусства. Не менее существенно воздействие психоанализа на филос. и социологические школы, политологию и культурологию.
О Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993; Романов ИМ. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. М., 1994.
Л. С. Ершова
Источник: Философия: энциклопедический словарь
НЕОФРЕЙДИЗМ
направление в совр. философии и психологии, получившее распространение гл. обр. в США. Термин «Н.» возню; для обозначения течений, выделившихся в кон. 1930-х гг. из ортодоксального фрейдизма (К. Хорни, Г. С. Салливан, Фромм и др.). Н. сформировался в процессе соединения психоанализа с амер. социологич. и этнологич. теориями (в частности, школой культурантропологии). Исходным положением Н. явился т. н. принцип социального (Фромм) или культурного (А. Кардинер) детерминизма, к-рый, в отличие от биологизма Фрейда, исходит из личности. Центр тяжести психоанализа переносится с внутрипсихич. процессов на межличностные отношения; отклоняется учение о либидо и сублимации. Вместе с этим Н. вообще отказывается от монистич. концепции человека, приходит к отрицанию диалектич. взаимоотношений между природой и культурой, средой и индивидом (по Фромму, собственно человеческое начинается там, где оканчивается природа). Психич. нормы истолковываются как приспособление личности к социальной среде, а всякое нарушение «социальной идентичности» трактуется как патология. Однако если Н. «социологизирует» психологию, то сами социальные явления при этом «психологизируются». Н. отрицает объективные социальные закономерности, к-рые не являются законами психологии. Отвергая представления психоанализа о внутрипсихич. структуре, Н. заменяет их учением о защитных формах поведения в духе бихевиоризма. Н. или вообще отрицает роль бессознательного, или же рассматривает его как связующее звено между социальными и психич. структурами («социальное бессознательное» Фромма). Показательна для Н. общая концепция межличностных отношений, к-рую развивает Салливан: в психике пет ничего, кроме отношений к др. лицам и объектам или смены межличностных ситуаций. Существование личности как таковой рассматривается как миф или иллюзия, а личность - лишь как сумма отношений между искаженными или фантастич. образами («персонификациями»), возникающими в процессе социального общения.
Н. не представляет собой единого целого. Если Салливан без остатка растворяет индивида в межличностной среде, то Хорни признает в человеке известную возможность самодвижения («стремление к самореализации»). Фромм порывает с позитивистскими установками, сохранившимися еще у Хорни и Салливана, развивая социально-критич. антропологич. теорию и превращая Н. в теорию утопич. «коммунитарного социализма». В работах М. Мид, Кардинера и др. Н. объединяется с культурантропологией, нередко приводя к идеям культурного релятивизма, психологич. несоизмеримости отд. культур.
Проблемы психопатологии получили в Н. наибольшее развитие у Хорни. Рассматривая иррациональность невроза как отражение иррациональных аспектов общества, Хорни считает движущей силой невроза состояние «основного страха», порожденного враждебной средой. Как реакция на страх возникают различные защитные механизмы: рационализация или преобразование невротич. страха в рациональный страх перед внеш. опасностью, всегда несоразмерно преувеличиваемой; подавление страха, при к-ром он замещается др. симптомами; «наркотизация» страха - прямая (с помощью алкоголя) или переносная - в виде бурной внеш. деятельности и т. п.; бегство от ситуаций, вызывающих страх. Эти средства защиты порождают четыре «великих невроза» нашего времени: невроз привязанности - поиски любви и одобрения любой ценой; невроз власти - погоня за властью, престижем и обладанием; невроз покорности (конформизм автомата) и, наконец, неврозоизоляция, или бегство от общества. Но эти иррациональные способы решения конфликтов лишь усугубляют, по Хорни, самоотчуждение личности. Цель психотерапии Н. видит в выявлении дефектов в системе социальных связей пациента для лучшей адаптации его к существующему образу жизни.
Н. оказал значит. влияние на работы т. н. чикагской группы психоаналитиков (Ф. АлександерД. Френч н др.), а также на социологические исследования на Западе.
Источник: Советский философский словарь
НЕОФРЕЙДИЗМ
направление в совр. буржуазной философии и психологии, разрабатывающее психологические проблемы этики, исходя из принципов н установок классического психоанализа, но учитывая при этом культурные и социальные факторы в нравственной деятельности людей. Н. возник в конце 30-х гг. в результате неприятия отдельных теоретических положений психоаналитического учения З. Фрейда (Фрейдизм.) о человеке и культуре, связанных с биологической детерминацией структуры характера, моральных норм, ценностных ориентации личности и с абсолютизацией противоречий между индивидом и человеческой цивилизацией. Н. получил широкое распространение в США (Фромм, К. Хорни, Г. Салливэн, А. Кардинер). Этическое учение Н. базируется на установках психологии бессознательного, но, в отличие от фрейдизма, и на признании «социального характера» личности. Разорванность сознания и неврозы личности нео-фрейднсты ставят в непосредственную связь с проблемами морали, считая, что невротические симптомы возникают на основе неразрешенных моральных конфликтов, на устранение к-рых и направлена терапевтическая психоаналитическая практика. В отличие от этических учений, постулирующих субъективное, релятивистское истолкование природы морали (Экзистенциализм) и «биологически-имманентную» трактовку этики (Натурализм), Н. ищет объективные критерии моральных ценностей. Теоретики Н. пытаются разработать принципы «гуманистиче-ско-объективной этики», считая, что добро является утверждением жизни, развертыванием человеческих способностей к познанию, труду и любви, добродетель - ответственностью за человеческое существование, зло -безответственностью человека по отношению к самому себе. Разрабатывая проблемы этики, представители Н.опираются на фрейдовскую концепцию бессознательной мотивации, к-рая, по их мнению, открыла новое измерение для этических исследований, расширив границы познания внутреннего мира человека. Однако классический психоанализ оставил в стороне вопросы о том, как человек должен жить и что он должен делать. Восполнить этот пробел и ставит своей задачей Н., обращающийся к философ-ско-этическои проблематике, связанной с раскрытием и пониманием смысложизненных и ценностных аспектов человеческого бытия. Теоретики Н. различают два вида этики: «всеобщую», охватывающую нормы поведения, служащие цели всестороннего развития личности, и относящуюся к любой культуре; «социально-имманентную», основывающуюся на нормах поведения, необходимых для функционирования и преуспевания конкретного об-ва и людей, живущих в нем. В совр. буржуазном об-ве, по убеждению неофрейдистов, все более углубляется конфликт между «всеобщей» и «социально-имманентной» этикой, отражающий наличие «экзистенциальных» и «исторических» дихотомий человеческого существования. Подвергая Критике существующую социальную систему, ведущую к моральной деградации личности, к противоречиям между общественными и личностными интересами, они выдвигают программу преобразования буржуазного об-ва в подлинно гуманное путем пробуждения критического самосознания личности, распространения новых форм «пси-хо-духовных ориентации», являющихся эквивалентами религиозных систем прошлого. Надежда на осуществление этой программы связывается с «гуманистически ориентированным психоанализом», позволяющим, по мнению теоретиков Н., выработать нормы поведения, адекватные сущности человека. Неофрейдистская программа преобразования буржуазного об-ва в направлении его гуманизации ориентирована, т. обр., лишь на изменение ценностных установок личности и не затрагивает его социальных основ. Методами психоанализа можно частично снять внутреннюю напряженность личности и драматическую разорванность самосознания индивида, но нельзя избавиться от социальных болезней, обусловленных антагонистическими отношениями. Этическое учение Н. превращается в конечном счете в светско-религи-озную утопию, подчеркивающую разрыв между антигуманной буржуазной действительностью и общечеловеческими идеалами, но неспособную на реальное и эффективное решение жизненно важных проблем свободного и творческого развития человека.
Источник: Словарь по этике
Неофрейдизм
Среди других учений, выросших из фрейдовского психоанализа, преобладали, скорее, "левые" доктрины. Так, А. Адлер был сторонником социализма, В. Райх одно время даже состоял в коммунистической партии. Наиболее последовательно идеи Маркса пытались соединять с учением Фрейда представители так называемого неофрейдизма.
Первоначально этот вариант психоанализа разрабатывался в Берлинском психоаналитическом институте в годы Веймарской республики и во Франкфуртском институте социальных исследований в 30-е годы. В эмиграции одни "левые" психоаналитики (О. Фенихель, 3. Бернфельд и др.) быстро забыли о своих социалистических симпатиях, тогда как другие пришли к ревизии целого ряда центральных положений метапсихологии Фрейда, соединяя ее с марксизмом, американской социологией и культурной антропологией. Наибольшую значимость имели труды К. Хорни, Г.С. Салливана и Э. Фромма.
Самое название — "неофрейдизм" — передает двойственность положения тех, кто пересмотрел важнейшие догматы Фрейда, оставив почти в неприкосновенности технику и общую методологию психоанализа. Обычно неофрейдизм расценивается как "культуралистская" школа, противостоящая "биологизму" Фрейда и его последователей. Эта характеристика верна лишь отчасти. Хотя бы потому, что американские фрейдисты сами достаточно далеко отошли от многих положений учителя. В русле так называемой "эго-психологии" (и доныне остающейся господствующим теоретическим направлением в американском фрейдизме) — основания ее заложила еще при жизни своего отца Анна Фрейд — произошла переоценка отношения Я и Оно. Теоретики эгопсихологии (Гартман, Крис, Рапопорт) по существу отказались от философских умозрений Фрейда, которые не отвечали неопозитивистским критериям научности. Они приложили немалые усилия для приспособления психоанализа, во-первых, к академической психологии и психиатрии и, во-вторых, к новой культурной среде. Если можно говорить о влиянии американской культуры на психоаналитическую теорию, то его обычно находят в оптимистическом пафосе американских аналитиков: все конфликты разрешимы; усиливая слабое Я пациента, аналитик приспосабливает его к окружающему миру, помогает решать проблемы, снимает невротические симптомы, препятствующие прирожденному человеку стремлению к счастью (понимаемому как способность то эффективно работать и зарабатывать, то вступать в приносящие наслаждение сексуальные отношения). Не только Хорни писала о неоправданно пессимистическом видении человеческой природы у основателя психоанализа — так считали практически все американские аналитики. Более того, эгопсихологи, пересмотрев редукционистские схемы Фрейда, сделали психоанализ приемлемым для американских социологов. Сторонником эгопсихологии был, например, Э. Эриксон, который никогда не конфликтовал с фрейдовской ортодоксией, но в работах которого совершенно очевидно осуществляется сходный с неофрейдистами пересмотр метапсихологии.
Однако Хорни и Фромм не отрицали биологической природы человека, пересматривая только механистические модели Фрейда, позаимствованные из естествознания XIX в. В отличие от "эгопсихологов", они не скрывали своих разногласий с Фрейдом. Э. Фромм не без оснований писал о лицемерии "ортодоксов", тайком, не вынося сора из избы, отказавшихся к 50-м годам от тех самых положений Фрейда, которые еще в 30-е годы критиковали неофрейд исты7. Отличие неофрейдизма от ортодоксии заключается не в том, что одни держатся "биологии", а другие — "социологии" или "культурологии". По-разному понимается не только биологическая природа человека, но и социально-культурная реальность. Если эго-психология в том или ином виде сочеталась со структурным функционализмом или символическим интеракционизмом, то неофрейдисты явно предпочитали марксистскую социологию.
Начало такой ревизии фрейдизма положила К. Хорни своими работами по женской сексуальности. Она провела радикальную дебиологизацию психоанализа, подчеркивая роль социального фактора в неврозах. Г. С. Салливан обратил основное внимание на межличностные отношения, связывая неврозы с нарушениями в процессах коммуникации, а не с фиксациями либидо в раннем детстве. Неофрейдистами была основана собственная ассоциация и ряд исследовательских институтов, которые активно действуют в США и сегодня, отталкиваясь прежде всего от учения Хорни. Но наибольшую известность за пределами собственно психологии и психотерапии получили работы Э. Фромма.
Источник: История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья. Философия XIX — XX в.)
НЕОФРЕЙДИЗМ
совр. направление в философии и психологии США. Термин "Н." возник для обозначения новых течений, выделившихся к концу 30-х гг. из ортодокс. фрейдизма, в отличие от попыток переосмысления его Юнгом, А. Адлером и др. Основателями Н. явились Хорни, Г. С. Салливан (1892–1949), Фромм и А. Кардинер – психологи (кроме Фромма, социолога по образованию), первоначально примыкавшие к фрейдовской школе. Н. сформировался в результате воздействия на психоанализ амер. социологич. и этнологич. теорий, чьи прагматистские и бихевиористские установки Н. стремится сочетать с рядом положений и технич. приемов психоанализа. Исходным положением Н. явился т.н. принцип социального (Фромм) или культурного (Кардинер) детерминизма, к-рый, в отличие от биологизма Фрейда, исходит из решающей роли среды как фактора, формирующего психологию. Изменение этого осн. положения приводит к перестройке теории психоанализа, отд. положения к-рого при этом отбрасываются, другие же переоцениваются. Центр тяжести исследований переносится с внутрипсихич. процессов на межличностные отношения. Так, отклоняется учение о психич. энергии (либидо) и теория сублимации, считающая духовное лишь преобразованной энергией первичных жизненных влечений. Вместе с этим Н. вообще отказывается от монистич. концепции человека, приходит к отрицанию диалектич. взаимоотношений между природой и культурой, средой и индивидом (по Фромму, собственно человеческое начинается там, где оканчивается природа). Учение о первичности социальной природы человека ведет к истолкованию психич. нормы как успешной адаптации к социальной среде (Хорни, Салливан), а всякое нарушение "социальной идентичности" трактуется как патология. Однако если Н. "социологизирует" психологию, то сами социальные силы при этом "психологизируются". Н. отрицает те объективные социальные закономерности, к-рые в то же время не являются законами психологии, продолжая в этом направление ортодокс. фрейдизма; Н. отвергает также представления психоанализа о внутрипсихич. структуре и процессах, заменяя их учением о защитных формах поведения, к-рые трактуются очень широко как включающие в себя почти все виды человеч. деятельности. Психич. процессы рассматриваются как односторонние реакции на внешнюю среду, осуществляемые в порядке обратной связи, в чем очевидно сказывается влияние амер. бихевиоризма. Н. пересматривает также роль бессознательного, к-рое выступает или как незначит. "пограничный феномен" в психологии или же как связующее звено между социальными и психич. структурами ("социальное бессознательное" Фромма). Гл. своей задачей Н. ставит раскрытие связующих звеньев между социальными и психологич. структурами и спец. изучение механизмов связи социальной и индивидуальной патологии. Н., как и совр. психоанализ, не представляет собой единого целого. Если Салливан без остатка растворяет индивида в межличностной среде, то Хорни признает в человеке известную возможность самодвижения ("стремление к самореализации"). Для Н. в целом характерна эволюция взглядов Фромма. В ранних соч. он исходит из того, что человеч. природа создается социальным процессом, однако позднее в соч. "Здоровое общество" (Е. Fromm, The sane society, N. Y., 1955, new ed., L., 1963) объявляет чрезмерную социализацию человека источником слабости и вырождения. При этом, рассматривая отд. социальные системы как различные попытки (иррационального) разрешения противоречий "основной человеческой ситуации", Фромм порывает с позитивистскими установками, сохранившимися еще у Хорни и Салливана, превращая психологию в философско-антропологич. теорию. Кардинер развивает положение об идентичности культуры и "основной личности" (учение о "групповом типе" личности, в к-рой различается идентичное для всех членов данного общества "ядро" и периферич. организации), утверждая, что в свете его концепции вопрос о примате социального или индивидуального вообще теряет смысл. Помимо этого, различны и области интересов теоретиков H.: y Хорни – это вопросы психопатологии и терапии, у Фромма – социальные проблемы совр. капиталистического, особенно американского, общества; у Кардинера – психология "примитивных культур" и нац. меньшинств. Общую концепцию межличностных отношений развивает Салливан, формулируя ее в весьма абстрактных терминах, что позволяет ему наиболее последовательно проводить осн. положения Н. Так, в психике, по Салливану, вообще ничего нельзя обнаружить, кроме отношений (открытых или закрытых – мышление) к др. лицам и объектам или смены межличностных ситуаций. Существование личности как таковой есть миф или иллюзия, а личность – лишь сумма отношений, относит. устойчивость к-рой создается окружающим "социальным полем". Но это не столько отношения между людьми, сколько отношения между искаженными или фантастич. образами ("персонификациями"), к-рые складываются в социальные стереотипы (формы идеологии), порождаемые иррац. аспектами общества и имеющие своей функцией понижение интенсивности страха (или макс. одобрение социальной среды). Но это иррац. метод защиты, ибо, искажая представления человека о себе и других, он сам выступает источником регрессивных и деструктивных тенденций. Одним из источников H. явилась амер. "психологич. школа" в социологии (Гиддингс, Кули, Л. Бернард и др.). В частности, учение Кули о "спонтанной и бессознат. координации поведения" членов первичных социальных групп (см. Ch. H. Cooley, Social organization, ?. ?., 1909) предвосхищало положения Кардинера о формировании личности в различных культурах. На Салливана повлияли теории "социального бихевиоризма" Мида, определявшего человеч. Я как "систему отраженных социальных связей". Н. много перенял также от амер. школы культур-антропологии, подчеркивавшей, в противовес эволюц. антропологии, специфически неповторимый характер отд. культур. С конца 20-х гг. амер. антропология начала широко использовать методы психоанализа для изучения отношений между индивидом и средой внутри отд. культур, исходя из положения психоанализа о решающем влиянии первых лет жизни на формирование личности. Было издано огромное число монографий об отношении между членами семьи, режиме кормления и методах воспитания детей в отд. культурах. Выводом из этих работ явилось утверждение о "бесконечной изменчивости и пластичности" человеч. психологии, способной воспринять форму любой культуры. "Культурный" релятивизм был распространен и на сферу патологии. Так, Рут Бенедикт (R. Benedict, Patterns of culture, L., 1935, 3 ed., N. Y., 1957) пришла к парадоксальному выводу о том, что тяжелые формы патологии в одних культурах в других могут выступать как культурные нормы. Таковы экстатич. церемонии, трансы и галлюцинации у индейцев Канады, параноидная шизофрения у племени добу и т.д. Н. и культур-антропология объединились в лице Кардинера, психиатра и этнолога, сплотившего в своем семинаре (в 1935) в Колумбийском ун-те этнографов и психоаналитиков из числа последователей Хорни. Работы Бенедикт и М. Мид послужили источником собственно психиатрич. теорий, занявших особенно большое место в Н. Причину неврозов Н. видит в патогенной внешней ситуации или нарушении человеч. взаимоотношений. Иррациональность невроза есть отражение иррац. аспектов общества, движущей силой невроза выступает состояние "основного страха" (точнее, "беспокойства" – basic anxiety), порожденного враждебной средой. Как реакция на страх возникают различные механизмы защиты. Таковы рационализация или преобразование невротич. страха в рацион. страх перед внешней опасностью (fear), всегда несоразмерно большой; подавление страха, при к-ром он замещается др. симптомами; "наркотизация" страха – прямая (с помощью алкоголя) или переносная в виде бурной внешней деятельности и т.п. и, наконец, бегство от ситуаций, вызывающих страх. Эти средства защиты порождают четыре "великих невроза нашего времени" (Хорни): невроз привязанности – поиски любви и одобрения любой ценой; невроз власти – погоня за властью, престижем и обладанием; невроз покорности (конформизм автомата) и, наконец, – неврозоизоляция, или бегство от общества. Но каждая из попыток освобождения сама порождает новые конфликты, требующие и новых средств спасения, и все глубже затягивает жертву в порочный круг невротич. динамики, приводя в итоге к самоотчуждению. Поскольку все формы человеч. деятельности могут состоять на службе невроза, различие между нормой и патологией стирается, все многообразие их проявлений сводится лишь к вариантам неск. простых защитных реакций. Цель психотерапии Н. видит в анализе "жизненной ситуации" пациента, выявлении дефектов в системе его социальных связей для лучшей адаптации к существующему образу жизни (что оценивается рядом критиков как "программа воспитания конформизма"). Н., подобно учению А. Адлера, стремится быть не столько наукой, сколько непосредственно практич. учением. Так, соч. Хорни обращены собственно не к специалистам, а к широкой массе пациентов. Фромм превратил, в конце концов, Н. в теорию утопич. "коммунитарного социализма". При этом сказывается внутр. противоречие Н. Критикуя Фрейда за неверие в прогресс и достижение всеобщего счастья и конкретно – за определение цели терапии как освобождения от страдания, неофрейдисты утверждают, что ставят более высокие цели – "уничтожение страха" (Хорни), достижение внутр. свободы и счастья (Фромм). Однако это предполагается достичь в обществе, к-рое сам Фромм назвал "обществом всеобщего отчуждения". Н. получил значит. распространение в работах т.н. чикагской группы психоаналитиков (Ф. Александер, Т. Френч и др.), в социологич. исследованиях (Ризман и др.), хотя и не образовал никакой формальной школы. Он создал новый тип "психологического бестселлера". Соч. Хорни, Фромма и Бенедикт нашли путь к самым широким кругам читателей, выходя огромными тиражами в десятках изданий. Критика Н. в США исходит от ортодокс. фрейдистов или от отд. радикальных авторов. Так, известный амер. лит. критик Л. Триллинг видит в "биологизме" Фрейда последнее убежище от "тирании культуры" и считает, что концепция личности Н. ликвидирует внутр. возможности для социального протеста (см. L. Trilling, Freud and the crisis of our culture, Boston, 1955). С критикой H. выступает также амер. философ X. Маркузе (см. Н. Marcuse, Eros and civilization, L., 1956) и др. За пределами США Н. почти не получил распространения. Источн.: Ногnеу К., Culture and neurosis, "American Sociological Review", 1936, v. 1; ее же, New ways in psychoanalysis, N. Y., [1939 ]; ее же, Our inner conflicts, N. Y., [1945 ]; ее же, Neurosis and human growth, N. Y., [1950 ]; Kardiner ?., The individual and his society. The psychodynamics of primitive social organization..., N. Y., 1939; Kardiner ?., The psychological frontiers of society, N. Y., 1945 (соавтор); Кardiner ?., Psychodynamics and the social sciences, в сб.: Culture and personality, ed. by S. S. Sargent and M. W. Smith, N. Y., 1949; SuIlivan H. S., Tensions interpersonal and international, в сб.: Сantril ?. (ed.) Tensions that cause war, Urbana, 1950; его же, The illusion of personal individuality, "Psychiatry", 1950, v. 13, No 3; его же, The interpersonal theory of psychiatry, N. Y., [1953 ]. Лит.: Замошкин Ю. ?., Психологич. направление в совр. бурж. социологии, М., 1958; Уэллс Г., Фрейдизм и его совр. реформаторы, "ВФ", 1959, No 12, 1960, No 1; Совр. психология в капиталистич. странах, М., 1963; Alexander F., The sociological and biological orientation of psychoanalysis, "Mental hygiene", 1936, v. 20; Adorno T. W., Zum Verh?ltnis von Psychoanalyse und Gesellschaftstheorie, "Psyche", 1952, Jg 6, H. 1; Mullahy P., Oedipus: myth and complex, ?. ?., 1955; Munroe R., Schools of psychoanalytic thought, [N. Y., 1955 ]; Marcuse H., Kritik des Neo-Freudianischen Revisionismus, "Psyche", 1957, Jg 11, H. 8; Hall С. S., Lindzey H., Social psychological theories: Adler, Fromm, Sullivan, Horney, в их кн.: Theories of personality, N. Y.–L., 1957; Weisskopf W., The "socialization" of psychoanalysis in contemporary America, "Psychoanalysis", 1957, v. 4, No 4, v. 5, No 1; Вirnbасh M., Neo-Freudian social philosophy, Stanford, 1961; Wyss D., Die tiefenpsychologischen Schulen von den Anf?ngen bis zur Gegenwart, G?tt., 1961; Salzman L., Developments in psychoanalysis, N. Y.–L., [1962 ]; его же, Sociopsychological theories in psychoanalysis, "Science and Psychoanalysis", v. 7, N. Y.–L., 1964; Wells H. K., The failure of psychoanalysis. From Freud to Fromm, N. Y., [1963 ]. Д. Ляликов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.