с юань сюе - учение о сокровенном, таинственном), течение кит. философии, возникшее в 3-4 вв. и представляющее собой возрождение фплос. даосизма. В период Вэй-Цзинь (3-5 вв.) заняло господствующее положение в идеология, жизни Китая. Поскольку одной из гл. форм деятельности его приверженцев были возвышенные филос. беседы, участники к-рых старались «лучшим языком выразить лучшие мысли», оно получило также назв. цин тань (букв. - чистые, безупречные беседы) или сюань янь (букв. - разговоры о сокровенном), т. к. предметом их рассуждений было сокровенное дао.
Появление Н., подготовленное учением Ван Чуна, связано с падением династии Хань в 220, распадом единой империи, проникновением в Китай буддизма. Основателями Н. были Хэ Янь (Хэ Пишу, 190-249) и Ван Ни (Ван Фусы, 226-249), продолжателями Цзи Кан (Цзи Шуе, 223-262) и Сян Сю (Сян Цзыци, 227- 277), принадлежавшие к группе т. н. семи мудрецов из бамбуковых зарослей, Го Сян (Го Цзысюань, 252-312) н др. Самым выдающимся представителем Н. был Гэ Хун (Гэ Чжичуань, 283-363), известный под лит. псевдонимом Баопу-цзы. Неодаосисты исходили из идей «Лао-цзы» («Дао дэ цзинъ), «Чжуан-цзы» и «Чжоу-и» («Ицзин»), соединяя их с учением конфуцианства (они считали Конфуция великим мудрецом, стоявшим выше Лао-цзы и Чжуан-цзы), минцзя и др. школ. Осн. источник сведений о филос. концепциях Н.- комментарии к конфуцианским классикам, а также сборники притч и рассказов-анекдотов, особенно произв. Лю Ицина (403-444) с комм. Лю Сяобяо (463-521) «Ши- шо синь-юй» («Новое изложение рассказов, в свете ходящих»). Н. ставил своей целью достижение состояния «фэн лю» (букв.- «ветер и поток») - свободной непринужденной жизни в согласии с самим собой, собств. природой и природой вообще. В отличие от классич. даосизма Н. считал, что дао - это ничто, все вещи спонтанно возникают сами из себя, а не из дао; формула «бытие рождается из небытия» означала для них, что бытие возникает само из себя. Поскольку вся Вселенная находится в постоянном движении и изменении, то общество, человек, институты, мораль должны меняться, приспосабливаться к настоящему моменту. Согласие с этим процессом, следование естественному означает «недеяние», препятствование ему, сохранение устаревшего - «деяние» (т. е. чтото искусственное). Знание должно естественно проистекать из природы индивида, а не быть подражанием мудрецам. Все вещи равны между собой, нет разницы между великим и малым, жизнью и смертью, короткой и длинной жизнью и т. п. В дальнейшем Н. слился с буддизмом и исчез как филос. течение.