НЕОБУДДИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

НЕОБУДДИЗМ
религ.-реформат. движение, направленное на приспособление буддизма к современности. Различные тенденции, между к-рыми ведется острая борьба, отражают своеобразие соц. условий в странах распространения этой религии. Неоднозначность Н. связана также с тем, что буддизм не имеет четкой, строгой, централиз. орг-ции и однозначно сформулированной филос. концепции. В целях соц. интерпретации буддизма используются нек-рые положения его философии о причинных связях, элементы диалектики, теории познания, психоанализа и т. п. Вводятся представления об историч. движении и развитии, не акцентируется учение о карме. Делаются попытки сблизить коммунизм и буддизм, ссылаясь на нек-рые принципы жизни будд. монаш. общины. В совр. Н. прослеживается тенденция к принижению разума и возвышению веры.

Источник: Атеистический словарь

НЕОБУДДИЗМ
собирательное наименование для ранообр. модернистских и реформаторских течений в буддизме, направленных на приспособление традиц.форм и методов пропаганды вероучения к современности ( к совр.науке, технологии, общественно - экономич. условиям) с целью сохранения сути будд. учения. Как религ.-реформаторское движение Н. очень разнороден. В каждой стране он проявляется по-разному, отражая ее этич. И соц.-политич. особенности. В нек-рых регионах Азии ( Монголя, Бурятия) Н. возник на рубеже 19 и 20 вв. в рамках обновленческого движения будд. духовенства и мирян как реакция на засилье зап. идеологии и культуры.В странах Южн. и Юго - Вост. Азии ( Шри - Ланка, Бирма) Н. был связан с вооруженной антиколон. борьбой народов и проявился прежде всего в политизации будд.духовенства, его более активном участии в политич. движениях.В ряде стран Азии движение Н. привело в период до и после второй мировой войны к образованию новых самостоят. религиозно - политич. объединений ( в Японии - т.н. «новые религии», во Вьетнаме - Хоахао и т.п. ). Эти объединения, как правило, вобрали в себя элементы др.религ. учений (напр.,христианства) и носят синкретич. характер. Н. бурно развивается в наст. вр. в странах Запада (США, Канада, Зап. Европа), где буддизм вступает в интенсивное взаимодействие с зап. религ. учениями и социально-культурными традициями. Общими для всех течений Н. являются более или менее глубокая степень секуляризации и усиление социальной интерпретации будд. вероучения, стремление представить его как «светское искусство жизни» или «научную» и даже «атеистическую религию». С целью синтеза будд. картины мира с науч. знаниями в Н. вводятся представления об историч. движении и развитии и др. науч. концепции,предпринимаются попытки демифологизации, демистификации и психологизации будд. учения. Л. Л. Абаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь