Ненасилие

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

НЕНАСИЛИЕ
санкрит. – ахимса): принцип буддизма, означающий стремление и старание жить и неизменно действовать таким образом, чтобы приносить добро и не причинять вред другим существам. Это не предложение намеренной устремленности, но скорее та идеальная жизнь, которая, по словам Будды, «подобна мягкому ветру, проносящемуся мимо». Концепция ахимсы(ненасилия) является чрезвычайно всеобъемлющей; она включает в себя непричинение вреда мыслям и чувствам других, их телам и имуществу, ненасилие не только в действиях, но и в речи и мыслях.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Ненасилие

Учение о ненасилии, которое широко практикуется в Индии, может быть обосновано не только с религиозных позиций. В определенных обстоятельствах это лучшая практическая политика. Такие обстоятельства возникают, когда одна сторона не вооружена, но полна решимости, в то время как противоборствующая сторона вооружена и полна колебаний. Убийство людей, которые не сопротивляются - отвратительное дело, и порядочный человек скорее пойдет на уступки, чем будет упорствовать в убийстве. Однако, если враг решителен и жесток, этот метод не приносит успеха. Церковь безжалостно преследовала еретиков и евреев даже в том случае, когда они и не пытались оказать вооруженное сопротивление. Если бы японцы завоевали Индию, они быстро покончили бы с любым движением неповиновения из последователей Ганди. Таким образом, абсолютный пацифизм как метод достижения какой-то цели имеет весьма ограниченное применение.

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

Ненасилие
система ценностей, этическая и социальная практика, состоящая в неприятии насилия и отказе от использования насилия для достижения любых целей. Иногда ненасилие отождествляется с пацифизмом и истолковывается как его синоним. Однако между ними имеется существенное отличие: пацифизм концентрируется на проблемах межгосударственных отношений (войны), но не обязательно подразумевает какое-либо движение к социальным переменам или формирует какие-то политические или социальные цели, применительно к которым как раз и выдвигается концепция ненасилия как стратегия и инструмент разрешения социального протеста в определенной области. Сторонники концепции ненасилия ориентируются на миролюбивые способы разрешения социальных, экономических, нравственных и др. конфликтов путем переговоров, взаимных уступок сторон, находящихся в состоянии конфликта, стремятся к консенсусу и т. д. Среди видных представителей концепции ненасилия – Махатма Ганди (Индия), Лев Толстой (Россия).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

НЕНАСИЛИЕ
этический принцип, согласно которому границы морали (нравственности) совпадают с отрицанием насилия; постнасильственная стадия борьбы с социальной несправедливостью. Термин Н. (аналогично нем. Gewaltlosigkeit, англ, nonviolence) является калькой с санскр. термина “ахимса” (неврежде-ние). В отечественной литературе и общественно-политической лексике он закрепился недавно, с кон. 1980-х гг., чему способствовали как академические исследования философии и этики Н., так и гражданские инициативы, призванные адаптировать к российским условиям зап. опыт ненасильственных акций.
Идея Н. является нормативной конкретизацией золотого правила нравственности. Оно присутствует во всех сформировавшихся на заре цивилизации культурах и религиях, занимает центральное место в религиозно-философских учениях джайнизма и буддизма. В европейскую культуру она привнесена Нагорной проповедью: “Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших” (Мф 5, 38—39, 43—44).
Н. не воспринято общественным сознанием в прямом и обязывающем значении. Господствующим по-прежнему остается взгляд, частично оправдывающий насилие: справедливые войны (Августин), право народа наосстание (Фома Аквинский), смертная казнь (И. Кант) и др. Считалось, что насилие может быть орудием справедливости, служить благой цели. Коренной поворот во взгляде на Н., когда оно понимается как первопринцип морали, не допускающий никаких исключений закон поведения, наметился в наше время и связан прежде всего с именами Л.Н. Толстого, М. Ганди, М.Л. Кинга.
Анализ теории и практики Н. в 20 в. позволяет и требует разграничивать Н. как общий этический принцип и как особую программу конкретной деятельное-
ти. В первом случае оно выступает в качестве безусловного запрета, негативно очерчивающего пространство морали. Во втором случае оно является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, которые обычно было принято решать с помощью различных форм нравственно санкционированного насилия. На воинственную несправедливость возможны три реакции: покорность, насильственное сопротивление, ненасильственное сопротивление. Как постнасильственная стадия борьбы за справедливость, Н. приобретает конкретный вид в зависимости от природы конфликтов, которые подлежат разрешению: конфликт между народами — одно, между социальными группами — другое, межличностные конфликты — третье и т.д. Ненасильственную борьбу в этом смысле нельзя конституировать в качестве особой деятельности, профессии. Требование Н. не задает конкретного содержания многообразной в своих проявлениях деятельности, оно есть всеобщее и безусловное ее ограничение.
Опыт ненасилия в XX веке. М., 1990; Ненасилие: философия этика, политика. М., 1993; Л.Н. Толстой. В чем моя вера? // Поли. собр. соч. Т. 23; Protest Power and Change // Ал Encyclopedia of Nonviolent Action... New York; London, 1997.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

НЕНАСИЛИЕ
этический принцип, согласно которому границы морали совпадают с отрицанием насилия. Термин «ненасилие» (аналогично нем. «Gewaltlosigkeit», англ. «nonvilence») — калька с санскр. ахимса (повреждение). В отечественной литературе и общественно-политической лексике он закрепился с кон. 1980-х гг., чему способствовали как академические исследования философии и этики ненасилия, так и гражданские инициативы, призванные адаптировать к российским условиям западный опыт ненасильственных акций.
Идея ненасилия возникла в т. н. осевое время (К. Ясперс) и связана с формированием человекоцентрированного взгляда на мир; является нормативной конкретизацией золотого правила нравственности. Она присутствует во всех сформировавшихся в ту эпоху культурах и религиях, занимает центральное место в религиозно-философских учениях джайнизма и буддизма. В европейскую культуру она привнесена Нагорной проповедью (Мф. 5: 38—39,43—44), в которой составляет смысловой центр (см. Непротивление злу). Однако последующими эпохами идея непротивления злу не была воспринята в прямом и обязывающем значении. Господствующим оставался взгляд, оправдывающий разные формы насилия как орудия справедливости: справедливые войны (Августин), право народа на восстание (Фома Аквинский), смертную казнь (И. Кант) и др. Коренное изменение во взгляде на ненасилие, которое стало пониматься как первопринцип морали, не допускающий никаких исключений закон поведения, связано прежде всего с именами Л. Н. Толстого, М. Ганди, М. Л. Кинга.
Толстой считал, что в основе всех великих религиозных и философских жизнеучений лежит закон любви и что он приобретает действенность в качестве непротивления злу; и то, и другое наиболее полно выражено в учении Иисуса Христа. Рассуждения Толстого можно резюмировать в следующих тезисах: 1) существует некое абсолютное начало жизни, которое мы именуем Богом и о котором нельзя сказать ровным счетом ничего, кроме того, что он существует; 2) понятие Бога задает правильный порядок ценностей в мире — человек действует правильно тогда, когда он действует не так, как он хочет, а так, как хочет Бог («Не как я хочу, но как Ты» — Мф. 26:39), формула отношения человека к Богу есть формула любви; 3) человек не может действовать так, как хочет Бог, ибо он не знает (и по определению не может знать), чего хочет Бог — в формуле любви содержательная нагрузка падает на ее первую половину: «не как я хочу»; 4) любовь к Богу. выраженная в негативной форме ограничения деятельности, и есть непропгвление злу, насилию. Насилие, означающее «делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие» (Толстой), может быть выражено формулой «не как ты хочешь, а как я хочу», которая прямо противоположна формуле любви.
М. Ганди, как и Толстой, влияние которого он испытал, считал все религии истинными; чтобы точнее выразить задаваемую ими программу ненасильственной деятельности, он сконструировал новое слово «сатьяграха» («твердость в истине»). Этот термин, как он считал, передает активный характер ненасилия, подчеркивает тот момент, что ненасилие представляет собой позитивную силу и выражает истину высшего порядка. Ганди истолковал ненасилие как определяющую основу общественной жизни, разработал тактику ненасильственной борьбы, доказавшую свою действенность в движении индийского народа за национальную независимость. Философию и практику ненасильственного сопротивления Ганди успешно использовал американский священник М. Л. Кинг в борьбе американских негров за гражданские права, развернувшейся в 1950—60-е гг. Ее принципы он сформулировал в работе «Паломничество к насилию»: 1) ненасилие есть борьба, сопротивление, путь сильных людей; 2) ненасилие апеллирует к разуму и совести противника; 3) оно направлено против зла, а не людей, которые сотворили это зло; 4) ненасилие обязывает принимать страдания без возмездия и 5) избегать не только внешнего насилия, но и внутреннего насилия духа, чтобы побеждать противника любовью; 6) оно исходит из веры в справедливость мироздания.
Анализ теории и практики ненасилия в 20 в. позволяет разграничивать ненасилие как общий этический принцип и как особую программу практической деятельности. В первом случае ненасилие выступает в качестве безусловного запрета, негативно очерчивающего пространство морали. Во втором — является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, которые обычно было принято решать с помощью различных форм нравственно санкционированного насилия. Речь идет о конфликтах, при которых стороны кардинально расходятся в понимании добра и зла и каждая из них имеет одинаковые основания выступать от имени добра, намечая тем самым насильственный способ разрешения конфликта, который воспринимается другой стороной в качестве совершенно неприемлемого, несправедливого. На воинственную несправедливость возможны три реакции: покорность, насильственное сопротивление и ненасильственное сопротивление. Как постнасильственная стадия борьбы за справедливость ненасилие приобретает конкретный вид в зависимости от природы конфликтов, которые подлежат разрешению: конфликт между народами или между социальными группами, межличностные конфликты и т. д. Ненасильственную борьбу в этом смысле нельзя конституировать в качестве особой деятельности, профессии.
Лит.: Толстой Л. Н. В чем моя вера?— Поля. собр. соч., т. 23. М., 1957; Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993; Опыт ненасилия в XX веке. М., 1996; Protest, Power and Change: An Encyclopedia of Nonviolent Action. N. Y.—L., 1997.
А. А. Гусейнов

Источник: Новая философская энциклопедия

НЕНАСИЛИЕ
этический принцип, согласно к-рому границы морали совпадают с отрицанием насилия. Термин «Н.» (аналогично нем. «Gewaltlosigkeit», англ. «nonviolence») является смысловой калькой с санскр. термина «ахимса» (невреждение).
В отечественной лит-ре и общественно-политической лексике он закрепился недавно, с кон. 80-х гг. 20 в., чему способствовали как академические исследования философии и этики Н., так и гражданские инициативы, призванные адаптировать к российским условиям накопленный в нашем столетии опыт ненасильственных акций. Идея Н. возникла в сер. I тыс. до н.э. и связана с формированием человекоцентричного взгляда на мир, являясь нормативной конкретизацией золотого правила нравственности. Она присутствует во всех сформировавшихся в ту эпоху культурах и религиях, занимает центральное место в религиозно-философских учениях джайнизма и буддизма.
В европейскую культуру она окончательно привнесена Нагорной проповедью: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших» (Мф. 5: 38—39, 43-44). (См. «Не противься злому».) Непротивление злу составляет смысловой центр Нагорной проповеди. Однако оно не было воспринято последующими эпохами в прямом и обязывающем значении. Господствующим оставался взгляд, оправдывающий насилие как орудие справедливости: справедливые войны (Августин), право народа на восстание (Фома Аквинский), смертная казнь (И.Кант) и др. Коренное изменение во взгляде на Н., когда оно понимается как первопринцип морали, не допускающий никаких исключений закон поведения, произошло в наше время и связано прежде всего с именами Л.Н.Толстого, М.Ганди, М.Л.Кинга. Толстой считал, что в основе всех великих религиозных и философских жизнеучений лежит закон любви и что он приобретает действенность в качестве непротивления злу; и то, и другое наиболее полно выражено в учении Иисуса из Назарета. Его рассуждения можно резюмировать в следующих тезисах: 1) существует некое абсолютное начало жизни, к-рое мы именуем Богом и о к-ром нельзя сказать ровным счетом ничего, кроме того, что он существует; 2) понятие Бога задает правильный порядок ценностей в мире — человек действует правильно тогда, когда он действует не так, как он хочет, а так, как хочет Бог: «Не как я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39), эта формула отношения человека к Богу есть формула любви; 3) человек не может действовать так, как хочет Бог, ибо он не знает (и по определению не может знать), чего хочет Бог — в формуле любви содержательная нагрузка падает на ее первую половину: «не как я хочу»; 4) любовь к Богу, выраженная в негативной форме ограничения деятельности, и есть непротивление злу, насилию. Насилие, означающее «делать то, чего не хочет тот, над к-рым совершается насилие» (Толстой), может быть выражено формулой «не как ты хочешь, а как я хочу», к-рая прямо противоположна формуле любви. Ганди, как и Толстой, влияние к-рого он испытал, считал все религии истинными; чтобы точнее выразить задаваемую ими программу ненасильственной деятельности, было сконструировано новое слово: «сатьяграха» («твердость в истине»). Этот термин, как он считал, передает активный характер Н., подчеркивает тот момент, что оно представляет собой позитивную силу и выражает истину высшего порядка. Ганди истолковал Н. как определяющую основу общественной жизни, разработал тактику ненасильственной борьбы, доказавшую свою действенность в движении инд. народа за национальную независимость. Философию и практику ненасильственного сопротивления Ганди успешно использовал амер. священник Кинг в борьбе амер. негров за гражданские права, развернувшейся в 50-60-е гг. 20 в. Ее принципы он сформулировал в работе «Паломничество к насилию»: 1) Н. есть борьба, сопротивление, путь сильных людей; 2) Н. апеллирует к разуму и совести противника; 3) Н. направлено против зла, а не людей, к-рые сотворили это зло; 4) Н. обязывает принимать страдания без возмездия; 5) избегать не только внешнего насилия, но и внутреннего насилия духа, чтобы побеждать противника любовью; 6) оно исходит из веры в справедливость мироздания. Анализ теории и практики Н. в нашем столетии позволяет и требует разграничивать Н. как общий этический принцип и как особую программу практической деятельности.
В первом случае Н. выступает в качестве безусловного запрета, негативно очерчивающего пространство морали. Во втором — оно является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, к-рые обычно было принято решать с помощью различных форм нравственно санкционированного насилия. Речь идет о конфликтах, при к-рых стороны кардинально расходятся в понимании добра и зла и каждая из них имеет одинаковые основания выступать от имени добра, намечая тем самым насильственный способ разрешения конфликта, к-рый воспринимается другой стороной в качестве совершенно неприемлемого, несправедливого. На воинственную несправедливость возможны три реакции: покорность, насильственное сопротивление, ненасильственное сопротивление. Н. есть постнасильственная стадия борьбы за справедливость; оно является таковой и исторически, и с т.з. того, что предлагает более последовательный и эффективный способ борьбы за справедливость, чем насилие. Н. приобретает конкретный вид в зависимости от природы конфликтов, к-рые подлежат разрешению: конфликт между народами — одно, между социальными группами - другое, межличностные конфликты - третье и т.д. Ненасильственную борьбу в этом смысле нельзя конституировать в качестве особой деятельности, профессии. См. Пацифизм. Лит.: Ненасилие: философия, этика, политики. М.: Наука, 1993; Опыт ненасилия в XX веке. М.: Аслан, 1996; Толстой Л. //.
В чем моя вера? // Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. п 90 т. Т. 23. М.: Худ. лит-ра, 1957.; Protest, Power, and Change: An Encyclopedia of Nonviolent Action. New York; London: Garland Publishing, INC. 1997. А.А. Гусейнов

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
285.73 кб

Насилие и ненасилие как принципы современных и традиционных цивилизаций

Вшивцева Людмила Николаевна
В статье исследуются причины, предпосылки и основания конфликта цивилизаций в современном мире в контексте соотношения насилия и ненасилия, современности и традиционности, определяются базовые ценности и фундаментальные мировоззре
Читать PDF
485.02 кб

96. 04. 018-023. Л. Н. Толстой и ненасилие. (сводный реферат)

Летов О. В.
Читать PDF
369.35 кб

Насилие и ненасилие как философско-этические категории

Опошнянский Алексей Валентинович, Коржан Эдуард Алексеевич
В статье уделено внимание характеристике насилия и ненасилия как философско-этических категорий, представлены определения данных явлений, а также предложено авторское объяснение понятия «насилие».
Читать PDF
270.83 кб

Дихотомия «Насилие - ненасилие»: Российский культурный, политический и религиозно-философский контек

Мюльгаупт К.Е.
В статье рассматривается российский культурный, политический и религиозно философский контекст дихотомии «насилие-ненасилие».
Читать PDF
454.94 кб

Насилие и ненасилие в пространстве социально-философской рефлексии: ценность - символ - понятие

Пряхин Н.Г.
В статье осуществляется попытка раскрыть феномен ненасилия через его определение и анализ как ценности, символа и понятия, в результате которого ненасилие понимается в контексте диалога соотносимых по смыслу с ним понятий, а также
Читать PDF
891.51 кб

Насилие и ненасилие в эволюции культурных практик

Мюльгаупт К.Е.
В данной статье отмечается, что насилие человека над природой и другим человеком лежит в основании человеческой цивилизации. Это столь очевидно, что не нуждается даже в обосновании фактами. Сложнее дело обстоит с ненасилием.
Читать PDF
517.96 кб

Ненасилие как особая форма общественной практики

Сикирин Виктор Леонидович
В статье феномен ненасилия рассматривается как особая форма общественной практики, направленной, прежде всего, на сознательное водворение во все сферы человеческой деятельности высших моральных принципов.
Читать PDF
4.92 мб

Философия ненасилия

Н. С. Савкин
Читать PDF
6.05 мб

Философия ненасилия

Н. С. Савкин
Читать PDF
142.63 кб

Проблема ненасилия и философскополитические идеи В. С. Соловьева

В. П. Рожков
Читать PDF
362.98 кб

Идея ненасилия в контексте философии Шри Чинмоя

Воронина Марианелла Веньяминовна, Белкина Тамара Леонидовна
Аутентичный процесс самопознания как структурирование мира, естественным образом вбирающего принципы ненасилия.
Читать PDF
146.76 кб

Соотношение насилия и ненасилия в политике

Нижников С. А.
В статье выявляются три логически возможных варианта соотношения насилия и ненасилия в политике: вариант Макиавелли (только благая политическая цель оправдывает любые средства), макиавеллистский (цель оправдывает любые средства) и

Похожие термины:

  • НЕНАСИЛИЯ философия и этика

    культурно-мировоззренческая парадигма оппозиции насилию в любых формах его проявления. Понимается и как идея, и как образ жизни, и как особое умонастроение. В центре - особое отношение к человеку к
  • НЕНАСИЛИЯ ЭТИКА

    этическая концепция, в основе которой лежит гуманистическое отношение к жизни как абсолютной ценности и принцип непротивления злу насилием, выраженный в одной из заповедей Иисуса Христа: «Не про
  • Принцип ненасилия (ахимса)

    основной принцип отношения человека к миру, разрабатываемый в философской мысли Индии.