Ненасилие
НЕНАСИЛИЕ
санкрит. – ахимса): принцип буддизма, означающий стремление и старание жить и неизменно действовать таким образом, чтобы приносить добро и не причинять вред другим существам. Это не предложение намеренной устремленности, но скорее та идеальная жизнь, которая, по словам Будды, «подобна мягкому ветру, проносящемуся мимо». Концепция ахимсы(ненасилия) является чрезвычайно всеобъемлющей; она включает в себя непричинение вреда мыслям и чувствам других, их телам и имуществу, ненасилие не только в действиях, но и в речи и мыслях.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Ненасилие
Учение о ненасилии, которое широко практикуется в Индии, может быть обосновано не только с религиозных позиций. В определенных обстоятельствах это лучшая практическая политика. Такие обстоятельства возникают, когда одна сторона не вооружена, но полна решимости, в то время как противоборствующая сторона вооружена и полна колебаний. Убийство людей, которые не сопротивляются - отвратительное дело, и порядочный человек скорее пойдет на уступки, чем будет упорствовать в убийстве. Однако, если враг решителен и жесток, этот метод не приносит успеха. Церковь безжалостно преследовала еретиков и евреев даже в том случае, когда они и не пытались оказать вооруженное сопротивление. Если бы японцы завоевали Индию, они быстро покончили бы с любым движением неповиновения из последователей Ганди. Таким образом, абсолютный пацифизм как метод достижения какой-то цели имеет весьма ограниченное применение.
Ненасилие
система ценностей, этическая и социальная практика, состоящая в неприятии насилия и отказе от использования насилия для достижения любых целей. Иногда ненасилие отождествляется с пацифизмом и истолковывается как его синоним. Однако между ними имеется существенное отличие: пацифизм концентрируется на проблемах межгосударственных отношений (войны), но не обязательно подразумевает какое-либо движение к социальным переменам или формирует какие-то политические или социальные цели, применительно к которым как раз и выдвигается концепция ненасилия как стратегия и инструмент разрешения социального протеста в определенной области. Сторонники концепции ненасилия ориентируются на миролюбивые способы разрешения социальных, экономических, нравственных и др. конфликтов путем переговоров, взаимных уступок сторон, находящихся в состоянии конфликта, стремятся к консенсусу и т. д. Среди видных представителей концепции ненасилия – Махатма Ганди (Индия), Лев Толстой (Россия).
НЕНАСИЛИЕ
этический принцип, согласно которому границы морали (нравственности) совпадают с отрицанием насилия; постнасильственная стадия борьбы с социальной несправедливостью. Термин Н. (аналогично нем. Gewaltlosigkeit, англ, nonviolence) является калькой с санскр. термина “ахимса” (неврежде-ние). В отечественной литературе и общественно-политической лексике он закрепился недавно, с кон. 1980-х гг., чему способствовали как академические исследования философии и этики Н., так и гражданские инициативы, призванные адаптировать к российским условиям зап. опыт ненасильственных акций.
Идея Н. является нормативной конкретизацией золотого правила нравственности. Оно присутствует во всех сформировавшихся на заре цивилизации культурах и религиях, занимает центральное место в религиозно-философских учениях джайнизма и буддизма. В европейскую культуру она привнесена Нагорной проповедью: “Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших” (Мф 5, 38—39, 43—44).
Н. не воспринято общественным сознанием в прямом и обязывающем значении. Господствующим по-прежнему остается взгляд, частично оправдывающий насилие: справедливые войны (Августин), право народа наосстание (Фома Аквинский), смертная казнь (И. Кант) и др. Считалось, что насилие может быть орудием справедливости, служить благой цели. Коренной поворот во взгляде на Н., когда оно понимается как первопринцип морали, не допускающий никаких исключений закон поведения, наметился в наше время и связан прежде всего с именами Л.Н. Толстого, М. Ганди, М.Л. Кинга.
Анализ теории и практики Н. в 20 в. позволяет и требует разграничивать Н. как общий этический принцип и как особую программу конкретной деятельное-
ти. В первом случае оно выступает в качестве безусловного запрета, негативно очерчивающего пространство морали. Во втором случае оно является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, которые обычно было принято решать с помощью различных форм нравственно санкционированного насилия. На воинственную несправедливость возможны три реакции: покорность, насильственное сопротивление, ненасильственное сопротивление. Как постнасильственная стадия борьбы за справедливость, Н. приобретает конкретный вид в зависимости от природы конфликтов, которые подлежат разрешению: конфликт между народами — одно, между социальными группами — другое, межличностные конфликты — третье и т.д. Ненасильственную борьбу в этом смысле нельзя конституировать в качестве особой деятельности, профессии. Требование Н. не задает конкретного содержания многообразной в своих проявлениях деятельности, оно есть всеобщее и безусловное ее ограничение.
Опыт ненасилия в XX веке. М., 1990; Ненасилие: философия этика, политика. М., 1993; Л.Н. Толстой. В чем моя вера? // Поли. собр. соч. Т. 23; Protest Power and Change // Ал Encyclopedia of Nonviolent Action... New York; London, 1997.
Идея Н. является нормативной конкретизацией золотого правила нравственности. Оно присутствует во всех сформировавшихся на заре цивилизации культурах и религиях, занимает центральное место в религиозно-философских учениях джайнизма и буддизма. В европейскую культуру она привнесена Нагорной проповедью: “Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших” (Мф 5, 38—39, 43—44).
Н. не воспринято общественным сознанием в прямом и обязывающем значении. Господствующим по-прежнему остается взгляд, частично оправдывающий насилие: справедливые войны (Августин), право народа наосстание (Фома Аквинский), смертная казнь (И. Кант) и др. Считалось, что насилие может быть орудием справедливости, служить благой цели. Коренной поворот во взгляде на Н., когда оно понимается как первопринцип морали, не допускающий никаких исключений закон поведения, наметился в наше время и связан прежде всего с именами Л.Н. Толстого, М. Ганди, М.Л. Кинга.
Анализ теории и практики Н. в 20 в. позволяет и требует разграничивать Н. как общий этический принцип и как особую программу конкретной деятельное-
ти. В первом случае оно выступает в качестве безусловного запрета, негативно очерчивающего пространство морали. Во втором случае оно является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, которые обычно было принято решать с помощью различных форм нравственно санкционированного насилия. На воинственную несправедливость возможны три реакции: покорность, насильственное сопротивление, ненасильственное сопротивление. Как постнасильственная стадия борьбы за справедливость, Н. приобретает конкретный вид в зависимости от природы конфликтов, которые подлежат разрешению: конфликт между народами — одно, между социальными группами — другое, межличностные конфликты — третье и т.д. Ненасильственную борьбу в этом смысле нельзя конституировать в качестве особой деятельности, профессии. Требование Н. не задает конкретного содержания многообразной в своих проявлениях деятельности, оно есть всеобщее и безусловное ее ограничение.
Опыт ненасилия в XX веке. М., 1990; Ненасилие: философия этика, политика. М., 1993; Л.Н. Толстой. В чем моя вера? // Поли. собр. соч. Т. 23; Protest Power and Change // Ал Encyclopedia of Nonviolent Action... New York; London, 1997.
Источник: Философия: энциклопедический словарь
НЕНАСИЛИЕ
этический принцип, согласно к-рому границы морали совпадают с отрицанием насилия. Термин «Н.» (аналогично нем. «Gewaltlosigkeit», англ. «nonviolence») является смысловой калькой с санскр. термина «ахимса» (невреждение).
В отечественной лит-ре и общественно-политической лексике он закрепился недавно, с кон. 80-х гг. 20 в., чему способствовали как академические исследования философии и этики Н., так и гражданские инициативы, призванные адаптировать к российским условиям накопленный в нашем столетии опыт ненасильственных акций. Идея Н. возникла в сер. I тыс. до н.э. и связана с формированием человекоцентричного взгляда на мир, являясь нормативной конкретизацией золотого правила нравственности. Она присутствует во всех сформировавшихся в ту эпоху культурах и религиях, занимает центральное место в религиозно-философских учениях джайнизма и буддизма.
В европейскую культуру она окончательно привнесена Нагорной проповедью: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших» (Мф. 5: 38—39, 43-44). (См. «Не противься злому».) Непротивление злу составляет смысловой центр Нагорной проповеди. Однако оно не было воспринято последующими эпохами в прямом и обязывающем значении. Господствующим оставался взгляд, оправдывающий насилие как орудие справедливости: справедливые войны (Августин), право народа на восстание (Фома Аквинский), смертная казнь (И.Кант) и др. Коренное изменение во взгляде на Н., когда оно понимается как первопринцип морали, не допускающий никаких исключений закон поведения, произошло в наше время и связано прежде всего с именами Л.Н.Толстого, М.Ганди, М.Л.Кинга. Толстой считал, что в основе всех великих религиозных и философских жизнеучений лежит закон любви и что он приобретает действенность в качестве непротивления злу; и то, и другое наиболее полно выражено в учении Иисуса из Назарета. Его рассуждения можно резюмировать в следующих тезисах: 1) существует некое абсолютное начало жизни, к-рое мы именуем Богом и о к-ром нельзя сказать ровным счетом ничего, кроме того, что он существует; 2) понятие Бога задает правильный порядок ценностей в мире — человек действует правильно тогда, когда он действует не так, как он хочет, а так, как хочет Бог: «Не как я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39), эта формула отношения человека к Богу есть формула любви; 3) человек не может действовать так, как хочет Бог, ибо он не знает (и по определению не может знать), чего хочет Бог — в формуле любви содержательная нагрузка падает на ее первую половину: «не как я хочу»; 4) любовь к Богу, выраженная в негативной форме ограничения деятельности, и есть непротивление злу, насилию. Насилие, означающее «делать то, чего не хочет тот, над к-рым совершается насилие» (Толстой), может быть выражено формулой «не как ты хочешь, а как я хочу», к-рая прямо противоположна формуле любви. Ганди, как и Толстой, влияние к-рого он испытал, считал все религии истинными; чтобы точнее выразить задаваемую ими программу ненасильственной деятельности, было сконструировано новое слово: «сатьяграха» («твердость в истине»). Этот термин, как он считал, передает активный характер Н., подчеркивает тот момент, что оно представляет собой позитивную силу и выражает истину высшего порядка. Ганди истолковал Н. как определяющую основу общественной жизни, разработал тактику ненасильственной борьбы, доказавшую свою действенность в движении инд. народа за национальную независимость. Философию и практику ненасильственного сопротивления Ганди успешно использовал амер. священник Кинг в борьбе амер. негров за гражданские права, развернувшейся в 50-60-е гг. 20 в. Ее принципы он сформулировал в работе «Паломничество к насилию»: 1) Н. есть борьба, сопротивление, путь сильных людей; 2) Н. апеллирует к разуму и совести противника; 3) Н. направлено против зла, а не людей, к-рые сотворили это зло; 4) Н. обязывает принимать страдания без возмездия; 5) избегать не только внешнего насилия, но и внутреннего насилия духа, чтобы побеждать противника любовью; 6) оно исходит из веры в справедливость мироздания. Анализ теории и практики Н. в нашем столетии позволяет и требует разграничивать Н. как общий этический принцип и как особую программу практической деятельности.
В первом случае Н. выступает в качестве безусловного запрета, негативно очерчивающего пространство морали. Во втором — оно является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, к-рые обычно было принято решать с помощью различных форм нравственно санкционированного насилия. Речь идет о конфликтах, при к-рых стороны кардинально расходятся в понимании добра и зла и каждая из них имеет одинаковые основания выступать от имени добра, намечая тем самым насильственный способ разрешения конфликта, к-рый воспринимается другой стороной в качестве совершенно неприемлемого, несправедливого. На воинственную несправедливость возможны три реакции: покорность, насильственное сопротивление, ненасильственное сопротивление. Н. есть постнасильственная стадия борьбы за справедливость; оно является таковой и исторически, и с т.з. того, что предлагает более последовательный и эффективный способ борьбы за справедливость, чем насилие. Н. приобретает конкретный вид в зависимости от природы конфликтов, к-рые подлежат разрешению: конфликт между народами — одно, между социальными группами - другое, межличностные конфликты - третье и т.д. Ненасильственную борьбу в этом смысле нельзя конституировать в качестве особой деятельности, профессии. См. Пацифизм. Лит.: Ненасилие: философия, этика, политики. М.: Наука, 1993; Опыт ненасилия в XX веке. М.: Аслан, 1996; Толстой Л. //.
В чем моя вера? // Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. п 90 т. Т. 23. М.: Худ. лит-ра, 1957.; Protest, Power, and Change: An Encyclopedia of Nonviolent Action. New York; London: Garland Publishing, INC. 1997. А.А. Гусейнов
В отечественной лит-ре и общественно-политической лексике он закрепился недавно, с кон. 80-х гг. 20 в., чему способствовали как академические исследования философии и этики Н., так и гражданские инициативы, призванные адаптировать к российским условиям накопленный в нашем столетии опыт ненасильственных акций. Идея Н. возникла в сер. I тыс. до н.э. и связана с формированием человекоцентричного взгляда на мир, являясь нормативной конкретизацией золотого правила нравственности. Она присутствует во всех сформировавшихся в ту эпоху культурах и религиях, занимает центральное место в религиозно-философских учениях джайнизма и буддизма.
В европейскую культуру она окончательно привнесена Нагорной проповедью: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших» (Мф. 5: 38—39, 43-44). (См. «Не противься злому».) Непротивление злу составляет смысловой центр Нагорной проповеди. Однако оно не было воспринято последующими эпохами в прямом и обязывающем значении. Господствующим оставался взгляд, оправдывающий насилие как орудие справедливости: справедливые войны (Августин), право народа на восстание (Фома Аквинский), смертная казнь (И.Кант) и др. Коренное изменение во взгляде на Н., когда оно понимается как первопринцип морали, не допускающий никаких исключений закон поведения, произошло в наше время и связано прежде всего с именами Л.Н.Толстого, М.Ганди, М.Л.Кинга. Толстой считал, что в основе всех великих религиозных и философских жизнеучений лежит закон любви и что он приобретает действенность в качестве непротивления злу; и то, и другое наиболее полно выражено в учении Иисуса из Назарета. Его рассуждения можно резюмировать в следующих тезисах: 1) существует некое абсолютное начало жизни, к-рое мы именуем Богом и о к-ром нельзя сказать ровным счетом ничего, кроме того, что он существует; 2) понятие Бога задает правильный порядок ценностей в мире — человек действует правильно тогда, когда он действует не так, как он хочет, а так, как хочет Бог: «Не как я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39), эта формула отношения человека к Богу есть формула любви; 3) человек не может действовать так, как хочет Бог, ибо он не знает (и по определению не может знать), чего хочет Бог — в формуле любви содержательная нагрузка падает на ее первую половину: «не как я хочу»; 4) любовь к Богу, выраженная в негативной форме ограничения деятельности, и есть непротивление злу, насилию. Насилие, означающее «делать то, чего не хочет тот, над к-рым совершается насилие» (Толстой), может быть выражено формулой «не как ты хочешь, а как я хочу», к-рая прямо противоположна формуле любви. Ганди, как и Толстой, влияние к-рого он испытал, считал все религии истинными; чтобы точнее выразить задаваемую ими программу ненасильственной деятельности, было сконструировано новое слово: «сатьяграха» («твердость в истине»). Этот термин, как он считал, передает активный характер Н., подчеркивает тот момент, что оно представляет собой позитивную силу и выражает истину высшего порядка. Ганди истолковал Н. как определяющую основу общественной жизни, разработал тактику ненасильственной борьбы, доказавшую свою действенность в движении инд. народа за национальную независимость. Философию и практику ненасильственного сопротивления Ганди успешно использовал амер. священник Кинг в борьбе амер. негров за гражданские права, развернувшейся в 50-60-е гг. 20 в. Ее принципы он сформулировал в работе «Паломничество к насилию»: 1) Н. есть борьба, сопротивление, путь сильных людей; 2) Н. апеллирует к разуму и совести противника; 3) Н. направлено против зла, а не людей, к-рые сотворили это зло; 4) Н. обязывает принимать страдания без возмездия; 5) избегать не только внешнего насилия, но и внутреннего насилия духа, чтобы побеждать противника любовью; 6) оно исходит из веры в справедливость мироздания. Анализ теории и практики Н. в нашем столетии позволяет и требует разграничивать Н. как общий этический принцип и как особую программу практической деятельности.
В первом случае Н. выступает в качестве безусловного запрета, негативно очерчивающего пространство морали. Во втором — оно является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, к-рые обычно было принято решать с помощью различных форм нравственно санкционированного насилия. Речь идет о конфликтах, при к-рых стороны кардинально расходятся в понимании добра и зла и каждая из них имеет одинаковые основания выступать от имени добра, намечая тем самым насильственный способ разрешения конфликта, к-рый воспринимается другой стороной в качестве совершенно неприемлемого, несправедливого. На воинственную несправедливость возможны три реакции: покорность, насильственное сопротивление, ненасильственное сопротивление. Н. есть постнасильственная стадия борьбы за справедливость; оно является таковой и исторически, и с т.з. того, что предлагает более последовательный и эффективный способ борьбы за справедливость, чем насилие. Н. приобретает конкретный вид в зависимости от природы конфликтов, к-рые подлежат разрешению: конфликт между народами — одно, между социальными группами - другое, межличностные конфликты - третье и т.д. Ненасильственную борьбу в этом смысле нельзя конституировать в качестве особой деятельности, профессии. См. Пацифизм. Лит.: Ненасилие: философия, этика, политики. М.: Наука, 1993; Опыт ненасилия в XX веке. М.: Аслан, 1996; Толстой Л. //.
В чем моя вера? // Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. п 90 т. Т. 23. М.: Худ. лит-ра, 1957.; Protest, Power, and Change: An Encyclopedia of Nonviolent Action. New York; London: Garland Publishing, INC. 1997. А.А. Гусейнов
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001