НЕМЕЦКАЯ ТЕОЛОГИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НЕМЕЦКАЯ ТЕОЛОГИЯ
мистическое соч. духовного содержания, которое появилось в кон. 14 в. в Саксонии и оказало большое влияние на Лютера. Он назвал ее "Ein deutsch Theologia" и опубликовал в 1518.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НЕМЕЦКАЯ ТЕОЛОГИЯ
(«Theologia deutsch») — мистическое сочинение духовного содержания, которое появилось в конце XIV в. в Саксонии и оказало большое влияние на Лютера. Он назвал ее «Ein deutsch Theologia» и опубликовал в 1518. — Изд. с нововерхненемецкого. Перевод Прейфера, 1923.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

«НЕМЕЦКАЯ ТЕОЛОГИЯ»
Deutsche Theologie, Theologia deutsch, Theologia Gennanica) — анонимный доминиканский трактат кон. 14 — нач. 15 в., написанный под сильным влиянием идей Экхарта и Таулера и, по всей видимости, задуманный как обобщение традиции немецких аскетико-мистических сочинений. В качестве его возможного автора (вероятно, принадлежавшего к обществу «Друзей Божьих») называется гейдельбергский профессор теологии Иоанн Франкфуртский, или «Франкфуртец» (Johannes de Francfordia, Der Frankfurter). Название сочинению дано М Лютером, впервые осуществившим его печатное издание.
Согласно учению автора «Немецкой теологии», все вещи истекают от Бога, являясь Его сиянием и имея в Нем свою сущность. При этом Бог с необходимостью должен изливать Себя вовне, т. е. в Свои творения. Человеческая душа содержит как истинный свет божественной благодати, являющийся причиной истинной любви — любви к Богу, так и обманный естественный свет — причину любви ложной, или самолюбия. Т к. добро есть результат проявления исключительно первого вида любви, следствием всякого собственного ведения может быть только грех. Отсюда послушание Богу имеет своей конечной целью единение человека с Творцом. Это мистическое возвращение осуществляется в процессе последовательного прохождения трех необходимых этапов: 1) раскаяние в грехах; 2) уничтожение человеком собственного я, для того чтобы место, принадлежавшее его самости, заняло в нем Я Бога и посредством него действовала одна лишь божественная воля; и 3) созерцание в снизошедшем свете благодати тайн Божества при возрастании любви человека к Богу до силы и чистоты той любви, что Бог питает к Себе Самому. Слившись с Богом, человек возвышается над нормами права, разума и морали и более не нуждается в них, ибо сам Дух Божий руководит его мыслями и поступками. Однако при этом ему не следует пренебрегать внешними законами, т. к. это было бы проявлением его духовной гордыни.
Изд.: Eyn deutsch Theologia. Das ist eyn edles Buchleyn von rechtem rstand was Adam und Christus sey und wie Adam yn uns sterben und Christus ersteen sail, ed. M. Luther, [s. l.], 1516 (repr. 1963).
Лит.: Baring G. Bibliographie der Ausgaben der «Theologia deutsch» (mit Faksimile der Erstausgabe), [s. l.], 1963; Lisko. Die Heilslehre der «Theologia deutsch». Stuttg., 1857; PaquierJ. Un mystique allemand du XtV-e siecle. Lorthodoxie de la theologie germanique. P., 1922; Windstosser M. Etude sur la theologie germanique. P., 1911.
A. M. Шишков

Источник: Новая философская энциклопедия