обычно имеется в виду период (конец XVIII — начало XIX в.) от Канта до Гегеля — знаменитая эпоха немецкого идеализма (Кант, Репнхольд, Маймон, Фихте, Якоби, Шеллинг, Гегель). У истоков этого периода тоит Лейбниц, философия которого была изложена м популяризирована Вольфом. Позднее, в XIX в., появляются неокантианство, развивавшее кантовскую теорию познания с целью приспособить ее к формам современной науки (Марбургская школа, Коген, Наторп, Кассирер); БасЭенская школа с ее философией ценности (Лотце, Г.Рижкерт); зарождается феноменология (Гуссерль). Затем, в начале XX в., творит замечательный глубиной своей мысли философ Ласк, предпринявший попытку интеграции крит ицизма Канта в интуиционизм феноменологии; появляется философия природы Николая Гартмана; возрождение немецкого идеализма связано с Геленом; возникает философия бытия Мартина Хайдеггера; и экзистенциалистская философия Карла Ясперса. Вообще, для немецкой философии в ее историческом развитии характерна двойная тенденция: с одной стороны, склонность к углубленности, нередко достигаемой даже за счет ясности идей (эта линия идет от мистицизма Экхарта (XIII-XIV вв.) и Беме (XVI в.)), с др»угой — к аналитической ясности, присущей немецкому духу . В ходе ее истории можно выделить рационалистов, вдохновлявшихся второй тенденцией (Лейбниц, XVII в.; Кант, Фихте, XVIII-XIX вв.; Гуссерль, Ласк, XX в.), и романтиков, вдохновлявшихся первой (Шеллинг, Гегель, Хайдеггер).
НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Источник: Философский словарь
НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(deutsche Philosophie). — Немецкие мыслители принимали участие уже в формировании схоластики. Они писали на латинском языке, и их философия была частью общезападноевропейской аристотелевскоплатоническо-христианской философии. Начало собственно «немецкой» философии лежит в так называемой женской мистике, в письмах и нравоучительных произведениях Хильдегарды Бингенекой (1098—1179) и других рейнских и фландрских монахинь. Наиболее значительной среди них была Мехтхилъда Магдебургская (1212—1285). Благочестие братьев по совместной жизни или других братств лежало в основе деятельности крупных немецких мистиков: Мейстера Экхарта (1260— 1327), Генриха Сойзе (1300—1366) и Иоганна Таулера (1300—1361). К ним относятся также: Гирт Гроот, Фома Кемпийский (1379/1380 —1471) и неизвестный автор «Немецкой теологии»; см. также Мистика. Ведущим немецким философом эпохи Возрождения является Николай Кузанский (1401— 1464); он предвосхитил некоторые черты философии Лейбница и Гегеля — особенно своим, частью еще магическим, частью уже динамическим принципом «совпадения противоположностей». Наряду с Николаем Кузанским надо упомянуть об Агриппе Неттесгеймском (1486—1535) и враче Парацельсе (1493—1541), которые представляли мистику, возрождавшую идеи древнегреческих мыслителей. Эпоха барокко представлена именами Валентина Вейгеля (1533—1588) и Якоба Бёме (1575—1624), типично немецкая мистика которых противостояла всей западноевропейской философии. Мартин Лютер (1483—1546) повлиял на немецкую философию пафосом и этосом свободы, несмотря на то что сам он понятие свободы оспаривал. Он отвергал все метафизические притязания немецкой философии и резко критиковал аристотелизм и томизм, но решительно защищал воспитательное значение мышления, ведущего к ясности выражения и понятий. Филипп Меланхтон (1497—1560), наделенный Лютером неограниченными полномочиями относительно философской систематизации идей Реформации, воздвиг прочное здание протестантской неосхоластики, просуществовавшее более четверти тысячелетия. В лице Ульриха Цвингли (1484—1531) реформированная теология часто (вплоть до последних «Glaubensartikel») выступает чуть ли не как волюнтаристская философия. То же направление заметно в работах представителя исторической мистики Себастьяна Франка (1499—1542). Немецкая философия эпохи Просвещения уже в период Тридцатилетней войны возвещает о себе именами Иоганна Клауберга (1622—1665) и в особенности Якоба Томазия Старшего (1622—1684). Работы Готфрида Вильгельма Лейбница (1646—1716) ознаменовали вступление немецкой философии в пору своего совершеннолетия. Лейбниц обосновал немецкий идеализм и тем самым немецкую философию в узком и собственном смысле слова. Перешагнув через национальные границы, он охватил духовным взором всю совокупность знаний своего времени. Лейбниц относился одинаково критически и к французскому материализму, и к английскому эмпиризму и скептицизму. Он пытался создать технику познания, основанную на объединении логики с чистым естествознанием. Вселенная — гармоническое целое, в котором уничтожается также противоположность между религией и наукой. Наш мир — лучший из всех возможных миров.
Философия немецкого Просвещения опять попадает под сильное влияние европейской философии (Декарт, Локк, Шефтсбери, Юм). Ее типичным представителем является Христиан Вольф (1679— 1754), чья философия в то время считалась просто философией как таковой. Он положил начало целому ряду философов-популяризаторов (см. Философы-популяризаторы), которые частью излагали философию Вольфа, частью — философию здравого смысла человека. Кроме Вольфа следует назвать Моисея Мендельсона (1729—1786) и А. Г. Баумгартена (1714—1762). Вера философов Просвещения в неограниченные возможности человеческого разума находилась в противоречии со скептическим эмпиризмом, который полагался лишь на свидетельства чувств. Критицизм Иммануила Канта (1724—1804) явился выдвижением требования, согласно которому, прежде чем рассматривать истинность результатов познания, надо проверить возможности самого познания. Исследования Канта показали, что «вещь в себе» непознаваема и мы должны довольствоваться лишь ее явлениями. Эти явления определяются формами созерцания (пространство и время) и априорными понятиями (категории). Логика чистого разума ведет от явлений к идеям, которые остаются вне сферы познания. Человеческий рассудок требует (но не может доказать эмпирически), чтобы в природе царила всеобщая целесообразность. Практический разум как «категорический императив» требует абсолютного морального закона, веры в свободу и бессмертие души и в существование Бога, хотя все это остается недоказуемым. Критицизм Канта и характерные для него несовершенства и противоречия явились для немецкой философии XIX в. настолько сильными импульсами к развитию, что их влияние сохранилось и по сегодняшний день (см. Неокантианство, Марбургская школа). Непосредственными преемниками Канта были К. Л. Рейнгольд (1758—1823), Соломон Маймон (1753— 1800), И. С. Бек (1761—1840) и Я Ф. Фриз(\11Ъ— 1843).
Философия Канта определила также мышление Шиллера (1759—1805), который в своей этике и эстетике, однако, отошел от интеллектуализма Канта и приблизился к платоническому идеализму. Философия Просвещения нашла свое завершение и преодоление в протестантском метафизике Иоганне Георге Гомане (1730—1788), Фридрихе Генрихе Якоби (1743—1819), который создал философию веры в трансцендентальную реальность мыслимого и представляемого и снова привлек внимание к Спинозе (через Якоби пришел к Спинозе Гёте), и в Иоганне Готфриде Гердере (1744— 1803) — противнике Канта, который положил в основу своей философии историю и заменил механическое органическим. Гердер и Гёте (1749— 1832) явились предтечами романтиков, которые впоследствии весьма произвольным образом усвоили философию действия Иоганна Готлиба Фихте (1762—1814), характерной чертой которого была вера в прогресс. Фихте развил критицизм Канта в чистый идеализм, вершиной которого явилась философия тождества подлинного философа романтизма Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775—1854), согласно которому природа, осмысливаемая человеком, поднимается до сознания самой себя, так что мышление и бытие становятся тождественными. Представителями романтической философии являются также Новалис (1772— 1801), создавший «магический идеализм», Шлейермахер (1768—1834), по мнению которого религия основана на чувстве «абсолютной внутренней зависимости» от мирового целого, и Фридрих Краузе (1781—1832), который ввел в философию тождества Шеллинга панентеизм.
В остальном в философии XIX в. царили Гегель (1770—1831) и Шопенгауэр (1788—1860). Гегель, в котором немецкая спекулятивная философия духа (за пределами Германии не существовало ничего подобного ей, более того, во Франции и Англии ей соответствовали по времени позитивизм и социология) нашла свое высшее выражение, поставил характерную для эпохи Просвещения веру в прогресс на новую основу, включив самый прогресс в представление о диалектическом процессе, «в котором дух, чья природа всегда остается одной и той же, эксплицирует эту свою природу», в котором все более позднее является в то же время высшим по отношению к более раннему — более высокой ступенью осуществляющего себя разума. Государство становится отражением неизменного мирового порядка, «субстанциальной нравственностью». Это направление мысли продолжается представителями «правых гегельянцев», в особенности Юлиусом Шталем (1802— 1861) и Фердинандом Лассалем (1825—1864), и заканчивается Бисмарком и пионерами национал-социализма. Другое направление развития гегелевского учения восприняло элементы французского позитивизма и распространившегося в век индустриализации причинно-механистического взгляда на природу и мир. Это направление представляли «левые гегельянцы», прежде всего Людвиг Фейербах (1804—1872), Макс Штирнер (1806—1856), Давид Штраус (1808—1874), Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895), которые наряду со многими русскими мыслителями развили его в диалектический (исторический) материализм, все последствия которого еще и сегодня представляются необозримыми и который нашел свое завершение в ленинизме (Ленин). Шопенгауэр считал ошибочным всякое историческое рассмотрение событий, происходящих в мире, всякую философию, которая предполагает становление или его результат, начальный и конечный пункты. Предметом философии может быть лишь сущность мира, не подчиняющаяся закону достаточного основания. Все события в мире являются для Шопенгауэра лишь «продолжением зоологии», лишь буквами, с помощью которых можно прочесть идею человека. Отсюда философское развитие идет через работу Шопенгауэра «О воле в природе» (1836) и «Волю к власти» Ницше к философии жизни и витализму. Особое положение занимает учение об окружающей среде Якоба Иксюоля (1864—1944).
Наряду с Гегелем и его школой немаловажную роль в развитии немецкой философии сыграли педагогика и психология Иоганна Фридриха Гербарта (1776—1841), логика Бернарда Больцано (1781— 1848) и психология как естествознание внутреннего опыта Фридриха Эдуарда Бенеке (1798—1854). После смерти Гегеля интерес немецкой философии к проблемам метафизики начал быстро падать. Философия стала основополагающей наукой для частных наук, которым с успехом удалось привлечь к себе всеобщий интерес. Материализм был преобразован Карлом Фогтом (1817—1895), Якобом Молешоттом (1822—1893), Людвигом Бюхнером (1824—1899) и Фридрихом А. Ланге (1828—1875) в естественно-научный материализм; Эрнстом Геккелем (1834—1919) — в монизм; Вильгельмом Оствальдом (1853—1932) — в энергетизм. В стороне от этой группы стоят Густав Теодор Фехнер (1801—1887) с его пантеистической натурфилософией, Рудольф Герман Лотце (1817—1881) с его идеалистически-механистическим мировоззрением и Эдуард Гартман (1842—1906) с его философией бессознательного. Формами проявления философии, обратившейся в первую очередь к вопросам естествознания, были также: экспериментально-физиологическая психология Вильгельма Вундта (1832—1920), который создал широко разветвленную школу (Кюльпе, Эббингауз, Крепелин, Мойман и др.), новейший позитивизм Эрнста Лааса (1837—1885) и Евгения Дюринга (1833—1921), эмпириокритицизм Рихарда Авенариуса (1843— 1896), Эрнста Маха (183 8— 1916) и Теодора Циена (1862—1950), имманентная философия Вильгельма Шуппе (1836—1913) и идеалистический позитивизм, или фикционализм, Ханса Файхингера (1852—1933). Начиная приблизительно с 1860 приобретает значение неокантианство, стоящее в оппозиции к спекулятивной метафизике немецкого идеализма и представленное такими мыслителями, как Алоиз Риль (1844—1924), Вильгельм Винделъбанд (1848—1915), Генрих Риккерт (1863— 1936) и Эрнст Кассирер (1874—1945).
Конец XIX в. ознаменовался возвратом к метафизике. Философия Ницше (1844—1900) вновь привлекла взоры философов к глубинам человеческой натуры и жизни. При Ницше возникает философия жизни, являющаяся по своей сути философией истории. Главные представители: Георг Зиммель (1858—1918), Рудольф Эйкен (1846—1926) и прежде всего Вильгельм Дильтей (1833—1911), для которого жизнь есть «охватывающая человеческий род связь», познание возможно лишь посредством целостности души, и внешний мир узнается в своем сопротивлении познанию. Наиболее значительными преемниками Дильтея являются: исследователь религиозной социологии Эрнст Трёлъч (1865—1923), представитель философии культуры Эрих Ротхакер (1888—1965) и педагог Эдуард Шпрангер (1882—1963). Большое влияние Дильтей оказал на Георга Миша (1878—1965), Германа Ноля (1879—1960), Ханса Фрайера (1887—1969) и Теодора Литта (1880—1962). В связи с Дильтеем необходимо также упомянуть следующие имена: Освальд Шпенглер (1880—1936), который предсказывал гибель Западной Европы; Герман Кейзерлинг (1880—1946) — прагматический иррационалист; Людвиг Клагес (1872—1956), который изображал действительность как поток одушевленных образов, а дух — как противника души. Начало XX в. отмечено развитием феноменологии. Она была подготовлена работами Франца Брентано (1838—1917), Алексиуса Мейнонга (1853— 1920), Алоиза Хёфлера (1853—1922), Карла Штумпфа (1848—1936) и Кристиана Эренфелъса (1859—1932), который также дал решающий толчок современной гештальтпсихологии. Основателем феноменологии был Эдмунд Гуссерль (1859—1938). Феноменология — метод описания феноменов; ее предметом является идеальная сущность, понимание которой достигается путем интуитивного ее усмотрения в результате «эйдетической редукции», обнажающей сущность. Философия Гуссерля, как и философия Дильтея, находит свое отражение, в большей или меньшей степени, в работах всех немецких философов. Последователями Гуссерля были Александр Пфендер (1870— 1941), Оскар Беккер (1889—1964), Мориц Гейгер (1880—1937), Эдит Штейн (1891—1942), Адольф Рейнах (1883—1916) и особенно Макс Шелер (1874—1928) — наиболее оригинальный и влиятельный мыслитель этой группы, который вернул метафизике подобающее ей место в немецкой философии и создал философию личности и современную этику ценностей.
Третьим основным течением в современной немецкой философии является экзистенцфилософия. Она берет свое начало в работах Кьеркегора, заимствовала много мыслей из философии жизни и феноменологии и нашла свое первое и в то же время наиболее яркое выражение в произведениях Мартина Хайдеггера (1889—1976) и Карла Ясперса (1883—1969). Центральное место в ней занимает экзистенциальное переживание мира и Я, являющееся переживанием хрупкости человеческого существования, которое узнается как «бытие к смерти». Я является своей собственной экзистенцией, которая в основном состоит в возможности или достигнуть собственного существования, сознавая то, что оно всегда находится под угрозой и ничем не застраховано, или отказаться от этого существования. Четвертое основное направление, многократно переплетающееся с тремя первыми, — современная онтология. Она является способом выражения в настоящее время метафизики. В противоположность прежней метафизике онтология основывается не только на априорных взглядах отдельных мыслителей, но и на результатах частных наук, каждая из которых старается подняться до уровня метафизики, тем самым выработать общую для всех наук платформу, разрушить специализацию и разобщенность частных наук и достичь целостного восприятия мира и человека (Studium generale). Истоки этого философского направления находятся в биологии Ханса Дриша ( 1867—1941 ). Родственные идеи можно найти у Генриха Майера (1867—1933), Эриха Йенша (1883—1950) и Гюнтера Якоби (1881—1969). Важнейший представитель этого направления — Николай Гартман (1882—1950) — одна из наиболее значительных фигур в современной философии вообще. Его обширные работы, очень разнообразные по содержанию, отличаются замечательной тонкостью и остротой философского анализа, редкой ясностью и прозрачностью языковой формы. Кроме онтологии он занимался проблемами духовного бытия, метафизикой познания, учением о категориях, модальным анализом и теорией слоев, эстетикой. В своей этике он примыкает к Шелеру. Упомянутые четыре направления немецкой философии, получившие свое развитие задолго до Второй мировой войны, в начавшийся после ее окончания новый период находят лишь отдельных своих продолжателей. На передний план вышли большей частью изолированные друг от друга философско-исторические, антропологические проблемы, проблемы, связанные с философией языка и теорией науки. Они обсуждаются на различных уровнях, к тому же отмечается растущий отход от метафизики, так что пока о некоем едином процессе развития или о каком-то одном заметно выделяющемся течении в современной немецкой философии не может быть речи. Ныне наряду с вышеназванными направлениями можно выделить три недавно сформировавшиеся философские течения, которые, исходя из международных критериев, рассматриваются как влиятельные и значимые: 1) «герменевтическая философия» (Ггрменевтика), связанная с именем X. Г. Гадамера и привлекшим к себе внимание его произведением «Wahrheit und Methode» [«Истина и метод»] (1960); 2) «Критическая теория», имеющая свои истоки в так называемой «Франкфуртской школе» Адорно и Хоркхаймера и ставшая ныне известной общественности благодаря работам Хабермаса; 3) «аналитическая философия»; под этим названием ныне объединяются представители науки теории (в том числе Штегмюллер), сторонники основанного Поппером критического рационализма (в том числе Альберт), равно как и философы, ориентирующиеся на философию анализа языка (Патциг). Программа «Эрлангенской школы» во главе с Лоренценом свидетельствует о том, что в ней сочетаются элементы аналитической философии и критической теории.
Е. Zeller. Gesch. der d. P. seit Leibniz, 1873 (Neuausg. 1965); O. Külpe. Die Philos. der Gegenwart in Deutschland, 1901; J. Dewey. German Philosophy and Politics. New York, 1915, dt. 1954; A. Messer. Die Philos. der Gegenwart, 1916; M. Wundt. Die dt. Schulphilos. im Zeitalter der Aufklärung, 1945 (Repr. 1964); H. Albrecht. D. P. heute, 1969; C. Sutton. The German Tradition in Philosophy. London, 1974; H. M. Baumgartner. Philos. in Deutschland 1945—1975, 1978; H. Schnädelbach. Philos. in Deutschland: 1831—1933, 1983; W. Hogrebe. D. P. im 19. Jh., 1987.
Философия немецкого Просвещения опять попадает под сильное влияние европейской философии (Декарт, Локк, Шефтсбери, Юм). Ее типичным представителем является Христиан Вольф (1679— 1754), чья философия в то время считалась просто философией как таковой. Он положил начало целому ряду философов-популяризаторов (см. Философы-популяризаторы), которые частью излагали философию Вольфа, частью — философию здравого смысла человека. Кроме Вольфа следует назвать Моисея Мендельсона (1729—1786) и А. Г. Баумгартена (1714—1762). Вера философов Просвещения в неограниченные возможности человеческого разума находилась в противоречии со скептическим эмпиризмом, который полагался лишь на свидетельства чувств. Критицизм Иммануила Канта (1724—1804) явился выдвижением требования, согласно которому, прежде чем рассматривать истинность результатов познания, надо проверить возможности самого познания. Исследования Канта показали, что «вещь в себе» непознаваема и мы должны довольствоваться лишь ее явлениями. Эти явления определяются формами созерцания (пространство и время) и априорными понятиями (категории). Логика чистого разума ведет от явлений к идеям, которые остаются вне сферы познания. Человеческий рассудок требует (но не может доказать эмпирически), чтобы в природе царила всеобщая целесообразность. Практический разум как «категорический императив» требует абсолютного морального закона, веры в свободу и бессмертие души и в существование Бога, хотя все это остается недоказуемым. Критицизм Канта и характерные для него несовершенства и противоречия явились для немецкой философии XIX в. настолько сильными импульсами к развитию, что их влияние сохранилось и по сегодняшний день (см. Неокантианство, Марбургская школа). Непосредственными преемниками Канта были К. Л. Рейнгольд (1758—1823), Соломон Маймон (1753— 1800), И. С. Бек (1761—1840) и Я Ф. Фриз(\11Ъ— 1843).
Философия Канта определила также мышление Шиллера (1759—1805), который в своей этике и эстетике, однако, отошел от интеллектуализма Канта и приблизился к платоническому идеализму. Философия Просвещения нашла свое завершение и преодоление в протестантском метафизике Иоганне Георге Гомане (1730—1788), Фридрихе Генрихе Якоби (1743—1819), который создал философию веры в трансцендентальную реальность мыслимого и представляемого и снова привлек внимание к Спинозе (через Якоби пришел к Спинозе Гёте), и в Иоганне Готфриде Гердере (1744— 1803) — противнике Канта, который положил в основу своей философии историю и заменил механическое органическим. Гердер и Гёте (1749— 1832) явились предтечами романтиков, которые впоследствии весьма произвольным образом усвоили философию действия Иоганна Готлиба Фихте (1762—1814), характерной чертой которого была вера в прогресс. Фихте развил критицизм Канта в чистый идеализм, вершиной которого явилась философия тождества подлинного философа романтизма Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775—1854), согласно которому природа, осмысливаемая человеком, поднимается до сознания самой себя, так что мышление и бытие становятся тождественными. Представителями романтической философии являются также Новалис (1772— 1801), создавший «магический идеализм», Шлейермахер (1768—1834), по мнению которого религия основана на чувстве «абсолютной внутренней зависимости» от мирового целого, и Фридрих Краузе (1781—1832), который ввел в философию тождества Шеллинга панентеизм.
В остальном в философии XIX в. царили Гегель (1770—1831) и Шопенгауэр (1788—1860). Гегель, в котором немецкая спекулятивная философия духа (за пределами Германии не существовало ничего подобного ей, более того, во Франции и Англии ей соответствовали по времени позитивизм и социология) нашла свое высшее выражение, поставил характерную для эпохи Просвещения веру в прогресс на новую основу, включив самый прогресс в представление о диалектическом процессе, «в котором дух, чья природа всегда остается одной и той же, эксплицирует эту свою природу», в котором все более позднее является в то же время высшим по отношению к более раннему — более высокой ступенью осуществляющего себя разума. Государство становится отражением неизменного мирового порядка, «субстанциальной нравственностью». Это направление мысли продолжается представителями «правых гегельянцев», в особенности Юлиусом Шталем (1802— 1861) и Фердинандом Лассалем (1825—1864), и заканчивается Бисмарком и пионерами национал-социализма. Другое направление развития гегелевского учения восприняло элементы французского позитивизма и распространившегося в век индустриализации причинно-механистического взгляда на природу и мир. Это направление представляли «левые гегельянцы», прежде всего Людвиг Фейербах (1804—1872), Макс Штирнер (1806—1856), Давид Штраус (1808—1874), Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895), которые наряду со многими русскими мыслителями развили его в диалектический (исторический) материализм, все последствия которого еще и сегодня представляются необозримыми и который нашел свое завершение в ленинизме (Ленин). Шопенгауэр считал ошибочным всякое историческое рассмотрение событий, происходящих в мире, всякую философию, которая предполагает становление или его результат, начальный и конечный пункты. Предметом философии может быть лишь сущность мира, не подчиняющаяся закону достаточного основания. Все события в мире являются для Шопенгауэра лишь «продолжением зоологии», лишь буквами, с помощью которых можно прочесть идею человека. Отсюда философское развитие идет через работу Шопенгауэра «О воле в природе» (1836) и «Волю к власти» Ницше к философии жизни и витализму. Особое положение занимает учение об окружающей среде Якоба Иксюоля (1864—1944).
Наряду с Гегелем и его школой немаловажную роль в развитии немецкой философии сыграли педагогика и психология Иоганна Фридриха Гербарта (1776—1841), логика Бернарда Больцано (1781— 1848) и психология как естествознание внутреннего опыта Фридриха Эдуарда Бенеке (1798—1854). После смерти Гегеля интерес немецкой философии к проблемам метафизики начал быстро падать. Философия стала основополагающей наукой для частных наук, которым с успехом удалось привлечь к себе всеобщий интерес. Материализм был преобразован Карлом Фогтом (1817—1895), Якобом Молешоттом (1822—1893), Людвигом Бюхнером (1824—1899) и Фридрихом А. Ланге (1828—1875) в естественно-научный материализм; Эрнстом Геккелем (1834—1919) — в монизм; Вильгельмом Оствальдом (1853—1932) — в энергетизм. В стороне от этой группы стоят Густав Теодор Фехнер (1801—1887) с его пантеистической натурфилософией, Рудольф Герман Лотце (1817—1881) с его идеалистически-механистическим мировоззрением и Эдуард Гартман (1842—1906) с его философией бессознательного. Формами проявления философии, обратившейся в первую очередь к вопросам естествознания, были также: экспериментально-физиологическая психология Вильгельма Вундта (1832—1920), который создал широко разветвленную школу (Кюльпе, Эббингауз, Крепелин, Мойман и др.), новейший позитивизм Эрнста Лааса (1837—1885) и Евгения Дюринга (1833—1921), эмпириокритицизм Рихарда Авенариуса (1843— 1896), Эрнста Маха (183 8— 1916) и Теодора Циена (1862—1950), имманентная философия Вильгельма Шуппе (1836—1913) и идеалистический позитивизм, или фикционализм, Ханса Файхингера (1852—1933). Начиная приблизительно с 1860 приобретает значение неокантианство, стоящее в оппозиции к спекулятивной метафизике немецкого идеализма и представленное такими мыслителями, как Алоиз Риль (1844—1924), Вильгельм Винделъбанд (1848—1915), Генрих Риккерт (1863— 1936) и Эрнст Кассирер (1874—1945).
Конец XIX в. ознаменовался возвратом к метафизике. Философия Ницше (1844—1900) вновь привлекла взоры философов к глубинам человеческой натуры и жизни. При Ницше возникает философия жизни, являющаяся по своей сути философией истории. Главные представители: Георг Зиммель (1858—1918), Рудольф Эйкен (1846—1926) и прежде всего Вильгельм Дильтей (1833—1911), для которого жизнь есть «охватывающая человеческий род связь», познание возможно лишь посредством целостности души, и внешний мир узнается в своем сопротивлении познанию. Наиболее значительными преемниками Дильтея являются: исследователь религиозной социологии Эрнст Трёлъч (1865—1923), представитель философии культуры Эрих Ротхакер (1888—1965) и педагог Эдуард Шпрангер (1882—1963). Большое влияние Дильтей оказал на Георга Миша (1878—1965), Германа Ноля (1879—1960), Ханса Фрайера (1887—1969) и Теодора Литта (1880—1962). В связи с Дильтеем необходимо также упомянуть следующие имена: Освальд Шпенглер (1880—1936), который предсказывал гибель Западной Европы; Герман Кейзерлинг (1880—1946) — прагматический иррационалист; Людвиг Клагес (1872—1956), который изображал действительность как поток одушевленных образов, а дух — как противника души. Начало XX в. отмечено развитием феноменологии. Она была подготовлена работами Франца Брентано (1838—1917), Алексиуса Мейнонга (1853— 1920), Алоиза Хёфлера (1853—1922), Карла Штумпфа (1848—1936) и Кристиана Эренфелъса (1859—1932), который также дал решающий толчок современной гештальтпсихологии. Основателем феноменологии был Эдмунд Гуссерль (1859—1938). Феноменология — метод описания феноменов; ее предметом является идеальная сущность, понимание которой достигается путем интуитивного ее усмотрения в результате «эйдетической редукции», обнажающей сущность. Философия Гуссерля, как и философия Дильтея, находит свое отражение, в большей или меньшей степени, в работах всех немецких философов. Последователями Гуссерля были Александр Пфендер (1870— 1941), Оскар Беккер (1889—1964), Мориц Гейгер (1880—1937), Эдит Штейн (1891—1942), Адольф Рейнах (1883—1916) и особенно Макс Шелер (1874—1928) — наиболее оригинальный и влиятельный мыслитель этой группы, который вернул метафизике подобающее ей место в немецкой философии и создал философию личности и современную этику ценностей.
Третьим основным течением в современной немецкой философии является экзистенцфилософия. Она берет свое начало в работах Кьеркегора, заимствовала много мыслей из философии жизни и феноменологии и нашла свое первое и в то же время наиболее яркое выражение в произведениях Мартина Хайдеггера (1889—1976) и Карла Ясперса (1883—1969). Центральное место в ней занимает экзистенциальное переживание мира и Я, являющееся переживанием хрупкости человеческого существования, которое узнается как «бытие к смерти». Я является своей собственной экзистенцией, которая в основном состоит в возможности или достигнуть собственного существования, сознавая то, что оно всегда находится под угрозой и ничем не застраховано, или отказаться от этого существования. Четвертое основное направление, многократно переплетающееся с тремя первыми, — современная онтология. Она является способом выражения в настоящее время метафизики. В противоположность прежней метафизике онтология основывается не только на априорных взглядах отдельных мыслителей, но и на результатах частных наук, каждая из которых старается подняться до уровня метафизики, тем самым выработать общую для всех наук платформу, разрушить специализацию и разобщенность частных наук и достичь целостного восприятия мира и человека (Studium generale). Истоки этого философского направления находятся в биологии Ханса Дриша ( 1867—1941 ). Родственные идеи можно найти у Генриха Майера (1867—1933), Эриха Йенша (1883—1950) и Гюнтера Якоби (1881—1969). Важнейший представитель этого направления — Николай Гартман (1882—1950) — одна из наиболее значительных фигур в современной философии вообще. Его обширные работы, очень разнообразные по содержанию, отличаются замечательной тонкостью и остротой философского анализа, редкой ясностью и прозрачностью языковой формы. Кроме онтологии он занимался проблемами духовного бытия, метафизикой познания, учением о категориях, модальным анализом и теорией слоев, эстетикой. В своей этике он примыкает к Шелеру. Упомянутые четыре направления немецкой философии, получившие свое развитие задолго до Второй мировой войны, в начавшийся после ее окончания новый период находят лишь отдельных своих продолжателей. На передний план вышли большей частью изолированные друг от друга философско-исторические, антропологические проблемы, проблемы, связанные с философией языка и теорией науки. Они обсуждаются на различных уровнях, к тому же отмечается растущий отход от метафизики, так что пока о некоем едином процессе развития или о каком-то одном заметно выделяющемся течении в современной немецкой философии не может быть речи. Ныне наряду с вышеназванными направлениями можно выделить три недавно сформировавшиеся философские течения, которые, исходя из международных критериев, рассматриваются как влиятельные и значимые: 1) «герменевтическая философия» (Ггрменевтика), связанная с именем X. Г. Гадамера и привлекшим к себе внимание его произведением «Wahrheit und Methode» [«Истина и метод»] (1960); 2) «Критическая теория», имеющая свои истоки в так называемой «Франкфуртской школе» Адорно и Хоркхаймера и ставшая ныне известной общественности благодаря работам Хабермаса; 3) «аналитическая философия»; под этим названием ныне объединяются представители науки теории (в том числе Штегмюллер), сторонники основанного Поппером критического рационализма (в том числе Альберт), равно как и философы, ориентирующиеся на философию анализа языка (Патциг). Программа «Эрлангенской школы» во главе с Лоренценом свидетельствует о том, что в ней сочетаются элементы аналитической философии и критической теории.
Е. Zeller. Gesch. der d. P. seit Leibniz, 1873 (Neuausg. 1965); O. Külpe. Die Philos. der Gegenwart in Deutschland, 1901; J. Dewey. German Philosophy and Politics. New York, 1915, dt. 1954; A. Messer. Die Philos. der Gegenwart, 1916; M. Wundt. Die dt. Schulphilos. im Zeitalter der Aufklärung, 1945 (Repr. 1964); H. Albrecht. D. P. heute, 1969; C. Sutton. The German Tradition in Philosophy. London, 1974; H. M. Baumgartner. Philos. in Deutschland 1945—1975, 1978; H. Schnädelbach. Philos. in Deutschland: 1831—1933, 1983; W. Hogrebe. D. P. im 19. Jh., 1987.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Развитие ?. ф. можно разделить на след. осн. этапы: 1) ср.-век. философия (9–15 вв.); 2) философия эпохи гуманизма и Реформации (15–16 вв.); 3) философия эпохи Просвещения (17–18 вв.); 4) классич. философия (2-я пол. 18 – сер. 19 вв.); 5) бурж. философия (сер. 19–20 вв.); 6) марксистская философия (сер. 19–20 вв.). Средневековая философия (9–15 вв.) К середине 9 в. заканчивается процесс обращения германцев в католичество. К этому времени исчезает "миссионерская" лит-ра, вольно и популярно излагавшая христианство, ее место занимает схоластика, в значит. степени лишенная нац. самобытности и следующая рим. богословской традиции. Первыми крупными представителями схоластики были Храбан Мавр (р. ок. 776 – ум. 856), поклонник философии Платона, автор энциклопедич. трактата "De universo" и Ноткер Губастый (ок. 950–1022), переведший на нем. яз. нек-рые соч. Аристотеля и Боэция и сам написавший ряд трактатов по логике. Храбан и Ноткер стремились приобщить немцев к античной филос. культуре, считая, что она способствует изучению и обоснованию христ. богословия. Вершиной ортодоксальной схоластики был Альберт фон Больштедт. Ортодоксальной католич. схоластике противостоял аверроизм, распространившийся гл. обр. в Испании, Франции и Италии, но дошедший и до Германии. Влияние аверроизма заметно в учениях Штернгассе и Дитриха Фрейбергского. Формой несогласия с офиц. религ. идеологией была мистика. Мистич. искания непосредственного (минуя церковь и духовенство) общения с богом характерны как для крайне индивидуалистически настроенных мыслителей, так и для тех, кто таким путем пытался выразить оппозицию угнетенных социальных слоев господств. строю. В ср.-век. мистике сложным образом сочетались как реакционные, так и прогрессивные тенденции. "Революционная оппозиция феодализму проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания. Что касается мистики, то зависимость от нее реформаторов XVI века представляет собой хорошо известный факт; многое заимствовал из нее также и Мюнцер" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Распространение мистики в ср.-век. Германии отражало специфич. условия социального развития страны. Рост городов и недовольство бюргерства феод. строем, офиц. идеологией к-рого был католицизм, беспрестанные распри между императором и Ватиканом, слабость ортодоксальной христ. традиции в стране, где были еще живы пережитки языч. культов, – все это способствовало расцвету религ.-мистич. исканий. Вместе с тем мистика в Германии была своеобразной формой усвоения античной (неоплатонической) и араб. филос. традиции и в этом смысле также подготовкой гуманистич. философии эпохи Реформации. В противоположность ортодоксальной схоластике, ориентировавшейся на Аристотеля, мистики апеллировали к Платону и Плотину, учение к-рого об эманации устраняло противоположность между природой и богом, открывало путь к пантеизму. К представителям ранней т.н. "женской мистики" относятся монахиня Хильдегарда Бингенская (1098–1179) – визионерка, записывавшая свои видения, а также занимавшаяся естеств. историей и медициной, и Мехтильда Магдебургская (ок. 1212–83), трактат к-рой "Об истекающем свете божества" ("Das fliessende Licht der Gottheit") окрашен в эротич. тона. В 13 в. мистич. учения все больше становятся идейным знаменем антифеод. движения бегардов и бегинок (Мехтильда была бегинкой). Здесь все решительнее провозглашался разрыв с традиц. ср.-век. мировоззрением, идеалом к-рого было монашеское смирение и выдвигалось требование активного вторжения в жизнь. Человек-тварь христ. религии превращается у мистиков в человека-творца, равного богу, причем это относится ко всем людям, вне различия звания и сословия; добрый человек как таковой имеет качество бога. В основе подобных взглядов лежат протест бюргерства и гор. плебейства против сословного неравенства и феод. господства. Как это ни парадоксально, но для средневековой мистики в Германии, особенно для Экхарта, учение к-рого было объявлено еретическим, характерно не принижение, а возвеличивание разума. Учение Экхарта было в дальнейшем развито, с одной стороны, в религ.-мистич. направлении доминиканским монахом Сузо, с другой, – Таулером, искавшим путей к богу в мирской деятельности. Через Таулера эти идеи оказали влияние на вождей Реформации и Крестьянской войны, в частности Лютера, проявлявшего большой интерес к мистике, напр. к анонимному произведению мистич. характера, примыкавшему к кругу Таулера, – "Немецкой теологии" ("Ein deutsch Theologia", 1518). Название книги было дано Лютером, впервые издавшем ее. Среди наиболее известных мистич. произведений 15 в. следует назвать "О подражании Христу" ("De imitatione Christi", 1472), к-рое выдержало (вплоть до наст. времени) более 2000 изданий. Авторство этой книги приписывается монаху Фоме Кемпийскому. Мистика не утратила своего значения и в следующий период истории Н. ф. – период гуманизма и Реформации. Подготовка Реформации происходила также и в сфере светского свободомыслия. Резким насмешливым отношением к католич. церкви и к религии вообще была проникнута поэзия бродячих певцов – вагантов, к-рые пародировали Евангелие, высмеивали Ватикан и духовенство, прославляли радость жизни. К 13 в. восходят идейные истоки знаменитого атеистич. трактата "О трех обманщиках", в к-ром утверждалось, что основатели трех мировых религий – Моисей, Христос и Магомет – были обманщиками. Философия эпохи гуманизма и Реформации (15–16 вв.) Новые веяния усиливаются в 15 в. Развитие производит. сил, обострение социальной борьбы, распространение науч. знаний, воздействие культуры итал. Возрождения влияли на судьбы духовной жизни Германии, все явственнее ощущалась потребность в коренных идеологических переменах. На рубеже двух эпох возвышается фигура Николая Кузанского, римско-католич. богослова, но вместе с тем и натурфилософа, звавшего к изучению природы, к практике. Уже при его жизни в Германии все шире развертывалась деятельность писателей-гуманистов, критиковавших схоластику и ср.-век. аскетизм, выступавших против церк. и феод. опеки над личностью, за ее свободное, гармонич. развитие. Нем. гуманистич. мысль развивалась не в придворных кругах (как это было в Италии), а гл. обр. в стенах ун-тов, в среде бюргерства и мелкого рыцарства. На переднем плане стояли проблемы религии и философии, они широко дебатировались в лит-ре, в устных выступлениях, но критика католицизма и социальных порядков не выливалась в программу практич. действий. Творчество нем. гуманистов было глубоко противоречивым. Это характерно как для Агриколы, сочетавшего интерес к антич. культуре с христ. благочестием, так и для Рейхлина, резко выступавшего против церк. обскурантизма, но находившегося в стороне от развернувшейся политич. борьбы. Особняком стоит Гуттен – выразитель интересов мелкого дворянства, участник рыцарского восстания 1522–23. Начало Реформации, к-рая явилась для Германии своеобразной формой бюргерской революции, положил Лютер. Выступления Лютера против католич. духовенства и рим. папы нашли широкий отклик не только в среде бюргерства и мелкого дворянства, но и в нар. массах, страдавших от феод. гнета. Однако, когда революция стала перерастать в народную, Лютер, первоначально относившийся сочувственно к борьбе крестьян, резко изменил свою политич. ориентацию, объявил всякий бунт "дьявольским", призывал к уничтожению мятежников и подчинению законной власти. В результате Реформации в значит. части Германии образовалась церковь, приспособленная для бурж. развития страны. Большое значение для Н. ф., культуры и нац. самосознания имела реформа лит. нем. языка, осуществленная Лютером. Собств. филос. искания Лютера ограничивались развитием традиций нем. мистики; культура классич. древности оставалась ему глубоко враждебной. Филос. программу протестантизма сформулировал Меланхтон, направивший гл. свои усилия на соединение гуманизма и Реформации. От него берет начало протестантская неосхоластика, Аристотеля приспосабливали к нуждам лютеранства. Меланхтон в известной мере продолжил схоластич. традицию, дискредитированную развитием мистики. Этот новый перипатетизм укрепился затем и в протестантских учебных заведениях, и в литературе, образовав протестантскую школьную философию 16–17 вв. Впрочем, и католич. схоластика не утратила в это время известного распространения и влияния. Положит. тенденции в пределах схоластики (см. Номинализм), рационализм к-рой противостоял реакц. линии развития мистицизма, были учтены как гуманистами, так и естествоиспытателями и философами-рационалистами 17–18 вв. Крестьянская война, пламя к-рой в 1524–25 охватило почти всю Германию, выдвинула ряд революц. деятелей и мыслителей, наиболее выдающимся из к-рых был Мюнцер, в богословской форме проповедовавший пантеистич. учение, соприкасавшееся с атеизмом и коммунистич. идеями. К кругу людей, близких Мюнцеру, принадлежал Иоганн Гергот – предполагаемый автор опубликованного в 1527 утопич. соч. "О новом преобразовании христианской жизни", в к-ром провозглашалось требование общности имуществ. Участником нар. восстания был и Парацельс – знаменитый врач и натурфилософ-пантеист. Отзвуки Крестьянской войны слышны в социальной критике С. Франка, мистика-пантеиста, мечтавшего о мире без войн и имуществ. неравенства. Экономич. и политич. подъем, к-рый переживала Германия в 1-й пол. 16 в., связанное с ним развитие естеств. наук вызвали к жизни светские филос. учения, вплотную приблизившиеся к материализму. Такой характер, в частности, носило учение Георга Агриколы (1494–1555) – основателя горного дела, врача, историка. Но ведущую роль даже в этот период в Н. ф. все же играли учения, так или иначе связанные с традициями мистики. Влияние мистики усилилось после поражения Крестьянской войны. Эту линию нем. филос. развития представляют Агриппа (Неттесхеймский), В. Вейгель, Беме. Дань мистике, в к-рой усиливались диалектич. тенденции, отдавали даже такие крупные естествоиспытатели, как Кеплер, сыгравший огромную роль в развитии материалистич. представлений о космосе. Эпоха, в к-рую жили Беме и Кеплер, – тяжелая пора в истории Германии. Хозяйств. упадок, вызванный перемещением осн. торг. путей из рек и морей Сев. Европы в Атлантич. океан, усугубился Тридцатилетней войной. К окончанию этой войны страна лежала в руинах, обескровленная, разделенная на множество мелких гос-в. Германия в течение длит. времени пребывала в состоянии полного застоя. Лишь к концу 17 в. появляются признаки нового подъема. Философия эпохи Просвещения (17–18 вв.) Для Н. ф. 18 в. характерно внедрение идеи историзма, идеи развития, связанной с подъемом естествознания. Накопление множества фактов, произведенное в предшествовавшую эпоху, ставило вопрос об их истолковании, о рассмотрении природы в развитии, во взаимной связи ее элементов. После открытия Ньютоном и Лейбницем дифференциального и интегрального исчислений идеи диалектики стали проникать в наиболее абстрактную из наук – математику. Значительно расширились представления о Вселенной. Кант выдвинул диалектич. гипотезу происхождения солнечной системы. Идея развития рождалась также в недрах биологии. "...Почти одновременно с нападением Канта на учение о вечности солнечной системы, – писал Энгельс, – К. Ф. Вольф произвел в 1759 г. первое нападение на теорию постоянства видов, провозгласив учение об эволюции" ("Диалектика природы", 1964, с. 14–15). В 18 в. идея историзма стала проникать и в обществ. дисциплины. Появляются обобщающие труды по политич. истории, по истории философии. Винкельман положил начало совр. археологии и истории искусств. Однако в целом нем. науч. знание 18 в. оставалось метафизическим, что справедливо даже по отношению к Лейбницу. Соч. Лейбница отмечены гениальными диалектич. идеями, но он в то же время дает метафизич. формулировки о том, что природа не делает скачков и др. X. Вольф явился одним из классич. представителей метафизич. способа мышления в 18 в. с его плоской телеологией, отрицанием противоречия в бытии и мышлении и т.п. Следует отметить, что лейбнице-вольфианской, в основном идеалистич., школе, в особенности воззрениям двух ее крупнейших представителей – Лейбница и Вольфа, были свойственны тенденции механистич. материализма, связанные гл. обр. с естеств.-науч. просветительскими идеями. Вольф и его ученики, считая себя систематизаторами философии Лейбница, догматизировали и вульгаризировали ее. Философия нем. Просвещения в социально-политич. отношении носила противоречивый характер. Вольфианцы Баумгартен, Мендельсон, Николаи и др. были убеждены, что распространение образования незамедлительно приведет к решению всех острых вопросов современности. Культ разума сочетался у них с преклонением перед христ. верой, к-рой они пытались дать "рациональное" истолкование. Центром вольфианской "популярной философии" был Берлин – столица Пруссии, король к-рой Фридрих II любил принимать позу "философа на троне". Деспот-вольнодумец, враждовавший с папой и дважды отлученный от церкви, являл собой колоритнейшую фигуру эпохи: он насаждал просвещение, но жесточайшим образом карал своих политич. противников и еретиков из гор. низов. Одна из папских энциклик утверждала, что Фридрих II признавал лишь то, что можно объяснить с помощью здравого смысла и законов природы. Наряду с лейбнице-вольфианским идеализмом и идеалистич. концепциями Гамана и Якоби, развивавшихся в русле теории непосредственного знания, в нем. Просвещении существовали материалистич. и атеистич. направления, иногда связанные с нар. протестом против социального гнета, более или менее враждебные офиц. церк. догме. Идейным источником этих оппозиц. учений была пантеистич. традиция и стоящая с ней в связи материалистич. философия Спинозы, начавшая интенсивно проникать в Германию уже в конце 17 в. Чирнгаузен, Штош, Лау, Эдельман и др. вошли в плеяду первых нем. спинозистов. Сторонником спинозизма стал в последние годы своей жизни и Лессинг. Распространение спинозистских материалистич. идей встречало в Германии сопротивление как со стороны откровенной идейной реакции, так и со стороны умеренного идеалистич. крыла Просвещения. Спинозистские книги сжигали, их авторов подвергали преследованиям. Поэтому Лессинг скрывал свои симпатии к голл. материалисту. О них стало известно лишь после смерти философа. В печати по этому поводу разгорелась оживленная дискуссия, к-рая затем переросла в полемику по ряду важнейших филос. проблем. Это был знаменитый "спор о пантеизме" (или "спор о Спинозе"). В ходе дискуссии с защитой учения Спинозы выступил Гердер, отстаивавший пантеистич. т. зр. и пытавшийся соединить взгляды голл. материалиста с христианством. Пантеистич. характер нем. материализма явился одной из национальных особенностей Н. ф. 17–18 вв. В течение длит. времени в нем. пантеизме переплетались (и подчас в одних и тех же учениях) две тенденции – натуралистическая, растворявшая бога в природе, и спиритуалистическая, растворявшая природу в боге. Размежевание точек зрения внутри пантеизма произошло лишь в конце 18 в. Если Гердер еще колебался между идеализмом и материализмом, то Гете явно тяготел, а Форстер окончательно склонялся к материализму. Характерной особенностью и сильной стороной нем. материализма были попытки преодолеть механистич. мировоззрение. Механистич. направление в Н. ф. оформилось к 70-м гг. 18 в. в медицине и психологии (Вейкард; Михаэль Хисман, 1752–84). Механицизм подвергался критике со стороны Гердера, Кнебеля, Гете. Оставаясь в целом метафизическим, нем. материализм 18 в. в лице своих лучших представителей выходил за пределы механицизма, ставил во главу угла проблему органич. материи. Специфику жизни нельзя понять исходя из законов механики, но столь же ошибочен взгляд о существовании особой "жизненной силы". В работах Гердера, Гете, Кнебеля высказывались догадки о естеств. возникновении жизни, об эволюции живых существ. Принципы органической структуры распространялись на всю действительность, к-рая представлялась не скоплением отдельных предметов, а единым взаимосвязанным целым. Против механицизма выступали также сторонники теории непосредств. знания – Гаман и Якоби. Их иррационалистич. философия преследовала цель укрепления позиций лютеранского богословия, однако критика плоского рационализма в известной мере способствовала дальнейшему развитию диалектики. Это развитие обусловливали и те процессы, к-рые происходили в сфере социальной борьбы. Германия еще не созрела для революции, передовые идеи приходили сюда из-за границы, но все же в умах происходило брожение. Ярче всего оно проявлялось в искусстве и литературе, в философии. Другой характерной чертой нем. материализма эпохи Просвещения было осторожное обращение с религией, иногда даже использование религ. форм и терминологии. В этом отразилась неразвитость обществ. отношений в Германии; идеологич. борьба не достигла там остроты, характерной для более развитых европ. стран, и не привела к отчетливой поляризации социальных сил. Борьба за просвещение, против ортодоксального христианства проходила под лозунгами веротерпимости, создания улучшенной религии. Реже появлялись здесь открытые, более последоват. формы атеизма. Первые известные нам антирелиг. выступления в Германии связаны с деятельностью М. Кнутцена. Ряд анонимных атеистич. трактатов относится к началу и сер. 18 в. Получает распространение упомянутый уже лат. трактат "О трех обманщиках", авторство к-рого приписывалось Фридриху II. В защиту атеизма выступил Шульц, боевые антирелиг. памфлеты принадлежат перу Кноблауха. В целом, однако, нем. филос.-атеистич. публицистика уступала по своему объему, остроте, влиянию соответствующей франц. лит-ре 18 в. Сильной стороной нем. атеизма 18 в., получившей развитие в доследующую эпоху, была попытка преодолеть господствовавший среди просветителей взгляд на происхождение религии как на результат обмана, а следовательно, как на своего рода случайность. Нем. деизм, отошедший от ортодоксии, но не примкнувший к атеизму, создал популярную в то время теорию "естественной религии", якобы связанной с внутр. сущностью человека (Реймарус). Согласно этой теории, все господствующие офиц. верования дают ложное представление о боге. Истинная религия имеет своей основой разум, человек по своей природе разумен и религиозен. Теория "естественной религии", представлявшая собой робкий протест против христианства, перекочевав в атеистич. учения, обернулась постулатом о естественно необходимом характере возникновения и исчезновения религ. верований. Религия необходимо возникла и столь же необходимо должна умереть (Кнебель). В 70-х гг. 18 в. значит. часть передовой интеллигенции Германии захватило широкое просветительское движение – движение "Бури и натиска". Отвергая нек-рые принципы ранних просветителей (напр., культ рассудочного мышления), "штюрмеры" решительно выступали за идеалы Просвещения, за свободу личности, против феод. мелкодержавья и деспотизма. Как и Просвещение в целом, движение "Бури и натиска" было неоднородным и противоречивым. Ре-волюц. настроения сочетались здесь с политич. индифферентностью, симпатии к народу с крайним индивидуализмом, критич. отношение к религии с христ. экзальтацией. К демократич. крылу "Бури и натиска" принадлежали Гердер, Гете, Форстер и др., к консервативному – Гаман, Якоби, Лафатер. Неизбежно наступившее размежевание усилилось под влиянием революции во Франции. Ее начало было восторженно встречено многими, но дальнейшее развитие революц. событий оттолкнуло тех, кто придерживался умеренных взглядов. Лишь немногие "немецкие якобинцы" поддерживали франц. революцию на всех ее этапах и боролись за осуществление ее принципов на родной земле (Форстер). У наиболее передовых мыслителей рождались идеи утопич. социализма (Эйнзидель, К. Фрелих, Уигенхаген). В течение того же хронологич. периода, в к-рый развивалась философия нем. Просвещения, возникла и нем. классич. философия. А. Гулыга. Москва. Классическая философия (2-я пол. 18 – 1-я пол. 19 вв.) Историч. значение нем. классич. философии. Нем. классич. философия представляет собой высшее достижение бурж. филос. мысли не только в Германии, но и в междунар. масштабе; после нее развитие бурж. философии шло уже по нисходящей линии. Гл. представителями нем. классич. философии являлись Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель – создатели нем. классич. идеализма, и Фейербах – крупнейший представитель материализма в нем. классич. философии. Непреходящей историч. заслугой нем. классич. идеализма является систематич. разработка (правда, с ложных, идеалистич. позиций) диалектики. Именно это обстоятельство, а также критика и преодоление идеализма Фейербахом и разработка им материализма, сделали нем. классич. философию одним из теоретич. источников философии марксизма (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 323; В. И. Ленин, Три источника и три составные части марксизма, в кн.: Соч., т. 19, с. 3–8). Гуманистич. идеи социального прогресса и свободы, содержавшиеся в нем. классич. философии, были также восприняты, критически переработаны и развиты основоположниками науч. коммунизма. Историч. корни нем. классич. философии. Осн. линии ее развития. Нем. классич. философия – идеология исторически прогрессивной для своего времени нем. буржуазии. Она отражала как своеобразные условия развития капитализма в Германии конца 18 и нач. 19 вв., так и крупнейшие социально-экономич. сдвиги, происшедшие в это время в более развитых странах Европы. Междунар. условиями формирования нем. классич. философии был процесс ломки обществ. отношений феод. общества, к-рый совершился в сравнительно короткий историч. период и выявил революц. диалектич. характер обществ. развития. Особенности положения Германии, наложившие свой отпечаток на развитие нем. классич. философии, состояли в том, что тогдашняя Германия, в отличие от Англии и Франции, все еще оставалась феодально-раздробленной страной, что препятствовало экономич. и культурному развитию нем. народа. В нем. гос-вах господствовал религ. обскурантизм, провинциальная ограниченность. Буржуазия не была объединена в масштабе всей страны, не составляла единого класса, способного по-революционному бороться против феодализма, а потому ее протест был половинчатым, робким, особенно по сравнению с выступлениями идеологов франц. революции. Эти особенности развития Германии привели к тому, что Н. ф. отражала социально-экономич. сдвиги своего времени в умозрительной, спекулятивной, идеалистич. форме. Однако, как и во Франции 18 в., в Германии конца 18 – нач. 19 вв. политич. революции предшествовала революция философская. Гл. деятелями этой филос. революции в Германии и были классики нем. философии. Вот почему совершенно несостоятельна оценка И. В. Сталиным нем. классич. идеализма как аристократич. реакции на франц. бурж. революцию. Теоретич. источниками Н. ф. была как нац. филос. традиция, прежде всего диалектическая (мистика, Лейбниц и др.), так и все крупнейшие достижения предшествующего филос. развития человечества, начиная с древности, в особенности рационализм Декарта и Спинозы, философия англ. и франц. Просвещения 17–18 вв. Теоретич. источником нем. классич. философии было и естествознание конца 18 – нач. 19 вв. На формирование нем. классич. философии, в особенности на гегелевскую систему, известное влияние оказала и англ. политич. экономия. Нем. классич. философия не представляла собой единого направления. Кант был дуалистом, Фихте – субъективным, а Шеллинг и Гегель – объективными идеалистами, Фейербах – материалистом. Тем не менее классиков нем. философии от Канта до Гегеля объединяет линия преемственности. Стержневой линией развития нем. классической философии было исследование форм всеобщности, к-рые у Канта и Фихте рассматривались лишь как формы, присущие человеч. мышлению, а в дальнейшем (у Шеллинга и особенно у Гегеля) как формы самой действительности; последняя, однако, понималась как духовная реальность, разум, развивающийся путем самоотрицания во всем многообразии явлений универсум. Т.о., нем. классич. идеализм выдвинул в качестве осн. филос. проблемы проблему диалектич. тождества мышления и бытия, исследуя с этой т. зр. отношение субъекта и объекта, теоретич. формы мышления, философской категории. Развитие диалектики в нем. к л а с с и ч . и д е а л и з м е. Исследование форм всеобщности находилось в центре внимания родоначальника нем. классич. философии Канта. Осн. вопросом "Критики чистого разума" Канта был вопрос: как возможны в математике, естествознании, философии теоретич. положения, имеющие всеобщее и необходимое значение. Эти положения, как показал уже Юм, не могут быть результатом индукции, к-рая не способна придать теоретич. выводам необходимой всеобщности. Юм сделал вывод, что всякое утверждение относительно всеобщности или необходимости чего бы то ни было есть не более чем верование. Кант отверг этот вывод, противопоставив ему положение, согласно к-рому всеобщность и необходимость положений науки и философии не зависят ни от произвола познающего субъекта, ни от опыта. Всеобщность и необходимость сообщаются знанию априорными, всеобщими и необходимыми формами чувственности и рассудка. Это учение неизбежно привело к агностицизму, поскольку формы, присущие познающему субъекту и служащие ему для синтеза чувств. данных, не могут быть отнесены к объективной реальности, существующей независимо от человеч. чувственности и рассудка; эту объективную реальность Кант обозначил как непознаваемую "вещь в себе". Нек-рые предшественники Канта (напр., Лейбниц) признавали наличие в нашем познании априорных истин, однако они полагали, что априорное, будучи независимым от опыта, необходимо не для познания чувственно данного, а для постижения сверхопытного, трансцендентного. Кант решительно выступил против этой концепции, доказывая несостоятельность любых претензий на сверхопытное знание, невозможность теоретич. обоснования бытия бога, бессмертия души. Априорное, т.е. всеобщее и необходимое в нашем знании, применимо, с его т. зр., лишь для синтеза чувств. данных. Априорными формами чувственности являются, по Канту, пространство и время, а априорными категориями рассудка – двенадцать категорий, к-рые Кант выводил из анализа четырех формальнологич. групп суждений. Анализируя каждую группу категорий (количества, качества, отношения и модальности), Кант отмечал характерное для них диалектич. единство триадич. типа. Однако он не шел дальше этой констатации в анализе взаимоотношений категорий и не показывал их взаимопереходов, движения. Т.о., кантовская система категорий носила в основном метафизич. характер. В связи с анализом априорных форм мышления Кант ставил вопрос о необходимости создания новой, трансцендентальной логики, отличающейся от обычной, формальной логики, чем положил начало развитию диалектической логики. Кант развил и усугубил имевшееся в прежней философии разграничение рассудка и разума. Если рассудок ограничивается категориальным синтезом чувств. данных, то разум по самой своей природе стремится к тому, чтобы выйти за пределы опыта и постигнуть абсолютное. Это стремление также должно быть предметом изучения трансцендентальной логики, а именно трансцендентальной диалектики. Диалектику Кант усматривал в противоречивом характере умозаключений разума, в противоречиях, присущих его осн. априорным идеям: психологической (идее души), космологической (идее мира как целого), теологической (идее бога). Поскольку все эти идеи не могли быть обоснованы опытом и выражают фатальное стремление разума постигнуть непостижимое, постольку разум неизбежно впадает в заблуждения (противоречия), пытаясь доказать реальность этих идей. Учение о диалектике разума приводит, т.о., к выводу о неизбежности его заблуждений. Однако рациональным в трансцендентальной диалектике Канта являлась мысль о противоречивости разума (см. Антиномия), мысль, к-рая выводит за пределы формальнологич. представления о том, что источником противоречий в мышлении является несоблюдение правил логики. Идеи разума – идеалы знания, к-рые направляют весь познават. процесс независимо от какого бы то ни было опыта. Неспособность теоретич. разума обосновать эти идеи не является, с т. зр. Канта, основанием для отказа от них. Эти идеи, согласно Канту, могут быть обоснованы практич. разумом как необходимые постулаты нашего нравств. поведения. В "Критике практического разума" Кант обосновывал учение о примате практич. разума над теоретическим. Несмотря на крайне узкое понимание практич. разума (лишь как нравств. деятельности), это учение содержало в себе зародыш глубокой диалектич. постановки вопроса о том, что практич. деятельность образует основу теоретич. познания. То, что не может быть установлено одним лишь теоретич. путем, утверждается практич. разумом, деятельностью, к-рая содержанием своим подтверждает предпосылки, из к-рых она исходит. Учение Канта уже в конце 18 в. вызвало оживленную филос. дискуссию в Германии. Кантианство подвергалось критике. Сторонник Канта Рейнгольд пытался конкретизировать кантовское учение о чувств. представлениях с целью смягчить агностицизм и субъективизм, неизбежно вытекающие из учения Канта о чувственно невоспринимаемой "вещи в себе" и априорных формах чувств. восприятия. Якоби показал противоречивость кантовского понятия о "вещи в себе", невозможность с позиций кантовской философии доказать существование внешнего мира. В противовес Канту Якоби пытался обосновать теорию непосредств. знания. В том же духе подверг критике философию Канта Гаман. Шульце отверг учение Канта о "вещи в себе" и пытался возродить филос. скептицизм в духе Юма и его предшественников (см. В. И. Ленин, Соч., т. 14, с. 184). С субъективно-идеалистич. позиций, родственных берклеанству, подвергал Канта критике и Маймон. Все эти мыслители, критикуя философию Канта, не замечали, однако, важнейших поставленных ею проблем. Эти проблемы стали в центре внимания Фихте. Фихте также отверг кантовскую "вещь в себе", доказывая, что все то, что не есть Я (не-Я, по терминологии Фихте), должно быть выведено, доказано, исходя из абс. Я, тождественного в своей основе у всех людей (эмпирич. Я). Фихтевское абс. Я представляет собой по-новому истолкованное кантовское трансцендентальное единство самосознания (апперцепции), к-рое понимается не только как теоретическое, но прежде всего как практич. деятельность, творчество. Т.о., Фихте развил учение Канта о примате практич. разума над теоретическим и, отбросив кантовский дуализм, полностью перейдя на позиции субъективного идеализма, приписал общечеловеч. Я (бытующему в каждом отдельном человеке) абс. мощь. Последняя, однако, рассматривалась не как нечто непосредственно данное, а как развивающаяся мощь человечества, к-рое создает, формирует, осознает самое себя и всю окружающую действительность. В этой связи Фихте стремился раскрыть диалектику субъекта и объекта, сознательного и бессознательного, роль практики в познании, единство теоретического и практического, личного и общественного (эмпирического и абс. Я). Выводя категории из развития сознания, из диалектич. взаимодействия Я и не-Я, Фихте рассматривал как движущую силу познания и деятельности людей то противоречие, к-рое у Канта является фатальным заблуждением человеч. разума. Противоположности, учил Фихте, относительны, тезис превращается в антитезис, а синтез представляет собой разрешение противоречия. Однако диалектика Фихте носила субъективно-идеалистич. характер, выводилась из анализа самодеятельности абс. Я и его отношения к им же полагаемому не-Я, а потому фихтевское абс. Я представляет собой, как указывал Маркс, "...метафизически переряженный д у х в его о т о р в а н н о с т и от природы..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 154). Проблемы объективной диалектики природы оказались вне поля зрения мыслителя. Этот, неразрывно связанный с субъективным идеализмом, порок фихтеанства пытался преодолеть Шеллинг, к-рый, начав свою деятельность как последователь Фихте, в дальнейшем перешел на позиции объективного идеализма. Уже в натурфилос. период своего развития Шеллинг проводил диалектич. идею полярности. Диалектической была методология его трансцендентального идеализма и философии тождества, согласно к-рой ни объект, ни субъект не могут быть приняты за исходное в философии, т.к. различие между тем и другим является производным, возникшим в ходе развития первоначала, к-рое, не будучи ни субъектом, ни объектом, должно быть понято как их абс. тождество, или бессознательное. Идея бессознательного творч. начала была в известной мере подсказана Шеллингу философией Канта, согласно к-рой предметы опыта, поскольку они по своей форме представляют собой результат категориального синтеза, создаются бессознат. продуктивной силой воображения. Учение Канта о продуктивной силе воображения и было воспринято Фихте, к-рый с помощью этого учения пытался объяснить тот очевидный факт, что Я рассматривает окружающее (не-Я) как независимую от него, объективную реальность. Это происходит, согласно Фихте, потому, что Я бессознательно творит окружающее и лишь post factum осознает эту свою деятельность. Учение о продуктивной силе воображения необходимо было Канту и Фихте также для объяснения процесса познания: образы, создаваемые рассудком (напр., эмпирич. понятия дерева, собаки и т.д.), невозможны без репродуктивной деятельности воображения, схватывающей в понятии целое до того, как познаны его составляющие элементы. Шеллинг в данном случае полностью опирался на своих предшественников. Абс. тождество субъекта и объекта есть в сущности та же продуктивная сила воображения, изображаемая, однако, не как человеч. способность, а как сущность самой природы, получающая свое высшее выражение в человеке. По учению Шеллинга, лишенное сознания абс. тождество обладает, однако, бессознат. хотением, побуждающим его к саморазвитию, высшим результатом к-рого является человеч. интеллект. Т.о., фихтевское абс. Я оказывается не исходным пунктом, а результатом космич. духовного процесса, в к-ром бессознательное раздваивается на противоположности и, развиваясь на основе диалектич. противоречий, становится сознанием, разумом. Многообразие явлений природы образует, по Шеллингу, иерархич. ступени развития, идущего от абс. тождества к человеч. интеллекту. Однако не противоречие, не борьба противоположностей представляются Шеллингу источником, движущей силой развития, а бессознат. стремление мирового духа возвыситься до мыслящего существа. Противоречию предшествует тождество, тождество же увенчивает развитие противоречий. Развитие истолковывается телеологически. Если в философии Канта и Фихте проблемы категорий, трансцендентальной логики, обоснования теоретич. знания занимали важное место, то у Шеллинга, вследствие выдвижения на первый план бессознательного, эти вопросы отходят на второй план. В шеллингианской концепции бессознательного с самого начала содержались иррационалистич. мотивы, к-рые стали господствующими в более поздний период, когда Шеллинг перешел на позиции феод.-романтич. реакции. В это время Шеллинг начал проповедовать философию откровения, непосредственно базирующуюся на христ. вероучении, становится мистиком, отрицает положит. значение философии, не основывающейся на религ. вере. Но натурфилософия раннего Шеллинга сыграла определенную прогрессивную роль, поскольку в ней была сделана попытка создания диалектич. "системы природы". Величайшим представителем нем. классич. философии является Гегель. "Свое завершение... новейшая немецкая философия, – как писал Энгельс, – нашла в системе Гегеля..." (там же, т. 20, с. 23). Гегель развил, хотя и на идеалистич. основе, всестороннее у
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.