идейные предтечи неклассики — многозначительные идиомы в архетипе духовности начала XX в. — такие, как новаторство, ревизия, пикировка с традицией, экспериментаторство, нестандартности, условности, отход от визуальности, концептуализм, символичность, измененная стратегия изобразительности. В данной, во всех отношениях стимулирующей смысложизненной, среде сложилась нетрадиционная интеллектуальная перспектива с множеством неканонических показателей. В их числе: полифундаментализм, интегратизм, синергизм, холизм, дополнительность, релятивизм, нелинейность, когерентность, утрата наглядности, интертеоретичность. (См. классическая наука, постнеклассическая наука, история науки).
В.В. Ильин
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА
область чел. деятельности по выработке и теор. систематизации объективных знаний о действительности, сформировавшаяся в конце XIX — первой половине XX вв. в результате т.н. третьей глобальной науч. революции. Осн. факторы, повлиявшие на становление Н.н.: формирование квантово-релятивистской физики (М.Планк, Н.Бор, В.Гейзенберг), теории относительности (см. Относительности теория) (А.Эйнштейн), концепции нестационарной Вселенной (А.Фридман), генетики. К числу таких факторов нужно отнести кризис оснований математики в начале XX в., когда потребность справиться с рядом логич. и теоретико-множественных парадоксов привела к разл. программам обоснования матем. науки. Важную роль в становлении Н.н. сыграли кибернетика (Н.Винер) и общая теория систем (Л. фон Берталанфи). Н.н. оказала влияние на развитие гуманит. наук: отказ от идеалов ест.-науч. знания, поиски подходов, учитывающих позицию самого исследователя, принципиальный плюрализм и политеоретичность гуманит. знания. В результате становления Н.н. сформировалось неклассич. мышление, для к-рого характерны усложнение науч. представлений о мире и возможностях его познания, допущение принципиально вероятностных, парадоксальных явлений и событий, неустранимое присутствие субъекта в исследуемых процессах, отсутствие однозначной связи теории и реальности, возможность сосуществования альтернативных теорий. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Неклассическая наука
этап в развитии науки (конец 19 – середина 20 века), для которого характерны следующие черты: 1) внимание исследователей обращено на изучение больших саморегулирующихся систем. Больших не в смысле их величины, размера, а в смысле количества входящих в них элементов (более 106); 2) признается динамизм самого объекта, в силу чего научное познание ориентируется не на изучение неизменных свойств предмета, а на анализ условий, в которых проявляются те или иные его качества. Объектом познания, по существу, становится конкретный пространственный и временной срез реальности, заданный через призму определенных теоретических положений и операциональных средств; 3) субъект познания рассматривается как неотъемлемая составная часть научного знания, так как теоретические выводы делаются относительно эмпирических фактов, полученных на основе методов, выбранных субъектом; научное знание становится субъектным; 4) обосновывается относительность пространственных и временных характеристик, их зависимость от свойств системы, вводится понятие “внутреннего” времени; 5) доминирующим является процесс дифференциации научного знания, формируются специальные научные картины мира – дисциплинарные онтологии, дающие обобщенное видение главных системноструктурных характеристик предмета той или иной науки; 6) признается относительность научного знания, равноправность и правомерность различных видов описания объектов; формируется открытый тип научной рациональности; 7) наука становится непосредственной производительной силой.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА
вторая стадия в развитии науки современного типа, существенно отличающаяся от классической науки по своим основаниям (эксперименту), картине мира и особенностям социокультурного бытия. Неклассическая наука не отменяет классическую – они сосуществуют по принципу дополнительности. Понятие неклассической науки: толкование и временные рамки Понятие «неклассическая наука» сначала использовалось в философии физики для описания событий в физике к. XIX по 40-е гг. ХХ вв., таких, как: открытие микромира и создание квантовой механики, теории относительности и мн. др. Ряд исследователей экстраполирует ситуацию с развитием физики на естествознание в целом (Г. Башляр). В отечественной философии науки подобной позиции придерживается В. С. Степин. Он отождествляет неклассическую науку с неклассическим естествознанием, к которому он относит в т. ч . и биологию. Переход от классической науки к неклассической он оценивает как глобальную научную революцию.
Сведение неклассической науки только к естествознанию отдает дань позитивистскому отождествлению науки с естествознанием. Представители социальных и гуманитарных наук (психологи, социологи, историки, литературоведы и др.) к. XIX – первой пол. ХХ вв. фиксируют существенные изменения (в основаниях, объекте, методах исследования и языке), сходные с теми, которые произошли в неклассическом естествознании. Что касается времени возникновения неклассической науки, то, например, неклассическая (неэвклидова) геометрия появляется уже в 30-е гг. XIX в.; принципы неклассического подхода в социологии были предложены К. Марксом в 40-х гг. XIX в.; в биологии по своей сути теория эволюции Ч. Дарвина выходит за пределы классической науки, а термодинамика в физике, подчиняющаяся вероятностно-статистическим законам, является началом развития неклассической физики. Особенности эксперимента неклассической науки Отличительные черты неклассического эксперимента в физике могут рассматриваться в качестве своеобразного образца, с которым можно сравнивать ситуацию в других науках.
С физической точки зрения, своеобразие неклассического эксперимента заключается в том, что если в классической физике прибор лишь определяет состояние измеряемого объекта, то в квантовой физике прибор участвует в создании самого состояния микрочастицы. С гносеологической точки зрения, эксперимент рассматривается через соотношение субъекта и объекта и, соответственно, субъективного и объективного. Следовательно, в физике главное отличие неклассического эксперимента от классического связано с принципиальной неустранимостью субъекта исследования из результатов эксперимента. Эксперимент новой разновидности присущ всем основным подсистемам неклассической науки. В психологии психоанализ придал эксперименту новые черты – он заставил принципиально по-новому относиться к больному как объекту исследования. Психоаналитик не может отстраненно, сугубо объективистски устанавливать причины болезни и искать пути их лечения. Биология в первые десятилетия ХХ в. благодаря экспериментальной генетике становится экспериментальной наукой. Своеобразие биологических исследований в том, что они с необходимостью привязаны к жизненным и практическим запросам человека; и это является свидетельством неустранимости субъекта из процедур формирования объекта исследования и механизмов его изучения. Поэтому генетика с момента возникновения разветвляется на медицинскую генетику, генетику растений, животных и др. Один из создателей неклассической истории, М. Блок отстаивает активную роль субъекта в историческом исследовании, полагая, что историк не должен склоняться перед фактами – исследователь должен «провоцировать опыт». Отмеченная закономерность эксперимента – принципиальная неустранимость субъекта из его результатов – прослеживается во всех основных подсистемах неклассической науки. Картина мира неклассической науки
1. Картина мира неклассической науки не является целиком рациональной – она включает в себя и иррациональную составляющую. При иррационально то, что несоразмерно человеческому разуму. Это проявляется в целом ряде моментов. В лице З. Фрейда психологическая наука вносит в неклассическую картину мира в качестве объекта исследования бессознательное Оно. Иррациональное присутствует и в микромире: элементарные частицы не локализованы, они размыты в пространстве, являются одновременно и частицами, и волнами; в микромире действует принцип неопределенности и объективный характер имеет случайность. Н . И. Лобачевский фиксирует тему иррационального даже в математике, признавая, что мы знаем только Здесь и Теперь, а за ними есть Там и Тогда, о которых мы ничего не знаем. Иррациональные проявления не вписываются в критерии и признаки существовавшей ранее классической формы рациональности. В неклассической картине мира иррациональное есть проявление естественных сторон существования мира и лежит в границах, фиксируемых самой наукой.
2. Подвергается пересмотру принцип лапласовского детерминизма, что связано с признанием объективности случайных процессов. Неклассическая наука, отрицая традиционное представление о причинности в духе механистического детерминизма, одновременно сохраняет саму суть причинного объяснения, но уже в форме вероятностно-статистических закономерностей. И это характерно не только для физики. Так, в биологии фактор случайности объективного порядка признан решающим при возникновении, существовании и эволюции живого в условиях Земли. Элементарным и основным фактором эволюции считается мутационный процесс. В биологических науках появляются понятия, свойственные неклассической физике, как то: вероятностно-статистические закономерности, волновые процессы и пр. В социально-гуманитарных теориях неклассической направленности вопрос о причинности имеет особую значимость. Так, М. Блок отстаивает объективный характер случайных событий и спонтанности в истории; он отрицает линейный и однозначный характер действия причинности в историческом мире, обосновывая многообразие возможностей в истории, каждая из которых имеет свою степень вероятности;. Пересмотр принципа детерминизма связан с выявлением вероятностно-статистических закономерностей в мире случайного, неопределенного, многофакторного, включающего в себя разнообразные возможности.
3. В неклассической КМ принцип эволюционизма получает научное обоснование и обретает всеобщий характер. Опытным основанием эволюционного подхода в астрономии неклассического периода является обнаружение ядерной энергии как преобладающего вида энергии в масштабах Вселенной, необратимый расход которой и означает эволюцию; открытие расширения Вселенной, а также т. н. «реликтового» излучения – следов прошлого состояния Вселенной. В биологии неклассического периода эволюционистские представления также получили научное обоснование. Соединение дарвиновской теории эволюции с экспериментальной генетикой привело к становлению синтетической теории эволюции. Элементарной структурой эволюции признана популяция, элементарными эволюционными явлениями – изменение генетического состава, а элементарными эволюционными факторами – мутации и популяционные волны; научно обоснован прогрессивный ход эволюции в мире живого.
4. Принцип системного строения мира. Неклассическая физика обнаружила сложное строение микромира – критерий элементарности относителен; можно говорить о мультисистемности микромира. Астрофизика открыла мультисистемность мегамира (самые значительные для земного человека системы – Солнечная система, Галактика, Метагалактика и Вселенная). Способами взаимосвязи элементов являются четыре типа основных взаимодействий: сильное, электромагнитное, слабое и гравитационное. В противовес суммативности механических систем, системы неклассического типа меняются не за счет перемены мест или количественного изменения элементов системы, а через их качественные изменения и внутренние трансформации и взаимопревращения. Применительно к живой природе элементарной составляющей является ген, который и сам предстает как сложная система, поэтому в биологии также можно говорить о мультисистемности. Выделяются молекулярно-генетический, клеточно-онтогенетический, популяционный и биосферный уровни системного строения. В органической природе появляется принципиально новый тип системы – код, как «потенциальная структура». Способами взаимосвязи элементов систем различных уровней живого мира являются механизмы наследственности и изменчивости. В социальных и гуманитарных науках структуралистская методология (как одно из важнейших направлений неклассической науки) нацелена на представление социально-гуманитарных объектов исследования в виде языковых структур. В культуре, бессознательном, мифах, религии, системах родства, экономике, политике и др. – всюду они обнаруживают язык знаков и языковые структуры. Таким образом, объекты всех основных подсистем неклассической науки предстают как системы немеханического типа.
5. Основополагающим для неклассической картины мира является принцип относительности. Он связан не только со специальной и общей теорией относительности – идея относительности имеет и более широкий смысл. А. Эйнштейн, раскрывая смысл своей теории, трактовал ее как признание относительности событий физического мира, зависимости законов природы от координатных систем и гравитационных полей. Идея относительности в математике нашла свое отражение в создании неевклидовых геометрий. В неклассической логике шла дискуссия об абсолютности/относительности законов логики. Логические законы носят абсолютный характер, если мир единственен – таков, каков он есть, и только. Но в отношении логических законов именно в этот период возникает вопрос об условиях мышления. «Земная логика» сопоставляется с логикой воображаемой. В биологических науках В. И. Вернадский вводит понятие «живое вещество» для сближения живой природы с неорганическим миром. Живое и косное на планете Земля взаимозависимы: живое обладает геохимическими свойствами, т. е. свойствами неорганической природы; в свою очередь, мир т. н. «мертвой природы» во многом является продуктом деятельности живого. В социально-исторических науках принцип относительности не нуждается в особом доказательстве: социальная ангажированность, идеологическая направленность – вот основания для признания относительности этой области знаний. Итак, принцип относительности присутствует во всех основных подсистемах неклассической науки и заключается он в отрицании абсолютности изучаемого объекта, признании его зависимости от системы отсчета, условий и обстоятельств исследования; относительность также означает возможность данного объекта переходить в свое иное.
6. К числу принципов неклассической научной картины мира надо отнести и энергетизм. Энергетизм как принцип объяснения физических явлений вытекает из фундаментального физического закона – закона сохранения энергии, включившего в себя фундаментальный закон классической физики – закон сохранения массы. Идеолог энергетизма В. Оствальд возводил понятие энергии в мировоззренческий принцип, который он достаточно последовательно распространил на химию. Он приходит к признанию того, что вещество и энергия обладают одинаковой степенью бытия. В химии возникла новая область, изучающая корреляцию вещества и энергии, – фотохимия. Энергетический подход применим и к миру живого. Биосфера представляет собой энергетический экран между Землей и космосом, посредством которого космическая (солнечная) энергия трансформируется в земное органическое вещество. Важнейший закон земных процессов – превращение «абиотической» энергии в биоэнергию и обратно. Достаточно общепризнано, что З. Фрейд построил энергетическую модель психики, раскрывая взаимопереходы сознательного и бессознательного на основе энергии. В неклассический период в социально-гуманитарных науках также использовался энергетический подход. Так, русский космист А. Л . Чижевский исследовал исторические события с точки зрения трансформации космической энергии в социально-психическую энергию масс, сопряженную с теми или иными историческими действиями. Если обратиться к искусствоведению, мифологии, религиоведению и др. наукам о духе, то и здесь использовался энергийный подход. Так, для Э. Кассирера понятие энергии необходимо для того, чтобы выразить активность человеческого духа, который создает мир культуры. Творческая энергия, как нечто внутреннее, объективируется в языке. Энергия внутреннего – это уже не биологическая или психическая энергия, а духовная энергия. Близкого подхода придерживался и П. Флоренский. Особенности социального бытия неклассической науки Наука неклассического периода так же, как и классическая, ориентирована на воплощение в практику и многообразные сферы человеческой жизнедеятельности. И это касается, как естественных и технических, так и социальных и гуманитарных наук. Эта социальная функция усложняется требованием доведения научных знаний до технологического уровня. Существенное отличие практической функции неклассической науки связано с глобальным характером ее влияния, когда социумом, охваченным ею, становится человечество Земли в целом. Творцы неклассической науки разрабатывают технологические проекты, связанные, например, с рациональным использованием биосферного круговорота.
Возможность оказывать воздействие на судьбы всего человечества ставит перед учеными и философией науки этические проблемы. Именно в неклассический период и возникает этика науки. Ученые, которые (в отличие от политиков) имеют представление о последствиях научных исследований, оказываются в ситуации выбора между добром и злом. Где есть выбор, там возникает и ответственность. И неклассическая наука ставит вопрос об ответственности ученых. Этический аспект неклассической науки тесно связан с политическим. И это существенный признак социального бытия именно неклассической науки. Ведь во внешней политике государств именно достижения науки, воплощенные в военной технике, становятся средством сдерживания или устрашения. Не менее значимой в неклассический период становится зависимость науки от внутренней политики, от властных структур государства. Данный аспект политической зависимости науки стал предметом специального рассмотрения известного социолога – Р. Мертона. Он пришел к выводу о враждебности тоталитарных режимов к науке. При таком социальном порядке господствует единственный социальный институт – государство, которое подчиняет себе, в т. ч. и науку. Враждебное отношение к науке при тоталитарном социальном порядке влияет на все – направленность, качество и даже саму природу науки, тогда как наука для самосохранения требует автономии. Вместе с политизацией науки, втянутой в соревнование двух социальных систем, существенно усиливается секретность научных исследований. В первой пол. ХХ в. возникают различные механизмы международного научного сотрудничества. В силу дорогостоящего характера ряда научных исследований (в первую очередь в области ядерной физики) формируются объединенные научные сообщества из ученых ряда государств (ЦЕРН в Швейцарии, Дубна в России и др.) . Это можно оценить как процесс интернационализации науки, который проникает и в сферу подготовки научных кадров (Кавендишская лаборатория в Кембридже, Боровский институт в Копенгагене и др.) . В неклассический период завершается профессионализация науки, и занятия наукой становятся престижным видом социальной деятельности. Связь неклассической науки с техникой Неклассический период в развитии науки сопровождался технико-технологическим переворотом. Новый источник энергии стимулировал развитие принципиально новых технологий в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности, что позволяет называть технику данного периода атомной (или даже ядерной) техникой. Кк.ХIХ – н. ХХ ст. появляются достаточно сложные отрасли машиностроения, которые полагались на принципиально отличные от машин ХVIII ст. основания. Законы динамики получили приложение в различных средах – аэродинамике, гидродинамике, геодинамике, электродинамике, термодинамике и пр. Разработка этих прикладных областей требовала научного обеспечения. Техническое знание из описательного и собирательного с необходимостью трансформируется в научно-техническое знание. Формируется относительно самостоятельная подсистема неклассической науки – технические науки. Появились принципиально новые технические установки для экспериментальных исследований. Так, в 1935 г. в Ленинграде был пущен в эксплуатацию первый на европейском континенте циклотрон. Н. В. Бряник
Сведение неклассической науки только к естествознанию отдает дань позитивистскому отождествлению науки с естествознанием. Представители социальных и гуманитарных наук (психологи, социологи, историки, литературоведы и др.) к. XIX – первой пол. ХХ вв. фиксируют существенные изменения (в основаниях, объекте, методах исследования и языке), сходные с теми, которые произошли в неклассическом естествознании. Что касается времени возникновения неклассической науки, то, например, неклассическая (неэвклидова) геометрия появляется уже в 30-е гг. XIX в.; принципы неклассического подхода в социологии были предложены К. Марксом в 40-х гг. XIX в.; в биологии по своей сути теория эволюции Ч. Дарвина выходит за пределы классической науки, а термодинамика в физике, подчиняющаяся вероятностно-статистическим законам, является началом развития неклассической физики. Особенности эксперимента неклассической науки Отличительные черты неклассического эксперимента в физике могут рассматриваться в качестве своеобразного образца, с которым можно сравнивать ситуацию в других науках.
С физической точки зрения, своеобразие неклассического эксперимента заключается в том, что если в классической физике прибор лишь определяет состояние измеряемого объекта, то в квантовой физике прибор участвует в создании самого состояния микрочастицы. С гносеологической точки зрения, эксперимент рассматривается через соотношение субъекта и объекта и, соответственно, субъективного и объективного. Следовательно, в физике главное отличие неклассического эксперимента от классического связано с принципиальной неустранимостью субъекта исследования из результатов эксперимента. Эксперимент новой разновидности присущ всем основным подсистемам неклассической науки. В психологии психоанализ придал эксперименту новые черты – он заставил принципиально по-новому относиться к больному как объекту исследования. Психоаналитик не может отстраненно, сугубо объективистски устанавливать причины болезни и искать пути их лечения. Биология в первые десятилетия ХХ в. благодаря экспериментальной генетике становится экспериментальной наукой. Своеобразие биологических исследований в том, что они с необходимостью привязаны к жизненным и практическим запросам человека; и это является свидетельством неустранимости субъекта из процедур формирования объекта исследования и механизмов его изучения. Поэтому генетика с момента возникновения разветвляется на медицинскую генетику, генетику растений, животных и др. Один из создателей неклассической истории, М. Блок отстаивает активную роль субъекта в историческом исследовании, полагая, что историк не должен склоняться перед фактами – исследователь должен «провоцировать опыт». Отмеченная закономерность эксперимента – принципиальная неустранимость субъекта из его результатов – прослеживается во всех основных подсистемах неклассической науки. Картина мира неклассической науки
1. Картина мира неклассической науки не является целиком рациональной – она включает в себя и иррациональную составляющую. При иррационально то, что несоразмерно человеческому разуму. Это проявляется в целом ряде моментов. В лице З. Фрейда психологическая наука вносит в неклассическую картину мира в качестве объекта исследования бессознательное Оно. Иррациональное присутствует и в микромире: элементарные частицы не локализованы, они размыты в пространстве, являются одновременно и частицами, и волнами; в микромире действует принцип неопределенности и объективный характер имеет случайность. Н . И. Лобачевский фиксирует тему иррационального даже в математике, признавая, что мы знаем только Здесь и Теперь, а за ними есть Там и Тогда, о которых мы ничего не знаем. Иррациональные проявления не вписываются в критерии и признаки существовавшей ранее классической формы рациональности. В неклассической картине мира иррациональное есть проявление естественных сторон существования мира и лежит в границах, фиксируемых самой наукой.
2. Подвергается пересмотру принцип лапласовского детерминизма, что связано с признанием объективности случайных процессов. Неклассическая наука, отрицая традиционное представление о причинности в духе механистического детерминизма, одновременно сохраняет саму суть причинного объяснения, но уже в форме вероятностно-статистических закономерностей. И это характерно не только для физики. Так, в биологии фактор случайности объективного порядка признан решающим при возникновении, существовании и эволюции живого в условиях Земли. Элементарным и основным фактором эволюции считается мутационный процесс. В биологических науках появляются понятия, свойственные неклассической физике, как то: вероятностно-статистические закономерности, волновые процессы и пр. В социально-гуманитарных теориях неклассической направленности вопрос о причинности имеет особую значимость. Так, М. Блок отстаивает объективный характер случайных событий и спонтанности в истории; он отрицает линейный и однозначный характер действия причинности в историческом мире, обосновывая многообразие возможностей в истории, каждая из которых имеет свою степень вероятности;. Пересмотр принципа детерминизма связан с выявлением вероятностно-статистических закономерностей в мире случайного, неопределенного, многофакторного, включающего в себя разнообразные возможности.
3. В неклассической КМ принцип эволюционизма получает научное обоснование и обретает всеобщий характер. Опытным основанием эволюционного подхода в астрономии неклассического периода является обнаружение ядерной энергии как преобладающего вида энергии в масштабах Вселенной, необратимый расход которой и означает эволюцию; открытие расширения Вселенной, а также т. н. «реликтового» излучения – следов прошлого состояния Вселенной. В биологии неклассического периода эволюционистские представления также получили научное обоснование. Соединение дарвиновской теории эволюции с экспериментальной генетикой привело к становлению синтетической теории эволюции. Элементарной структурой эволюции признана популяция, элементарными эволюционными явлениями – изменение генетического состава, а элементарными эволюционными факторами – мутации и популяционные волны; научно обоснован прогрессивный ход эволюции в мире живого.
4. Принцип системного строения мира. Неклассическая физика обнаружила сложное строение микромира – критерий элементарности относителен; можно говорить о мультисистемности микромира. Астрофизика открыла мультисистемность мегамира (самые значительные для земного человека системы – Солнечная система, Галактика, Метагалактика и Вселенная). Способами взаимосвязи элементов являются четыре типа основных взаимодействий: сильное, электромагнитное, слабое и гравитационное. В противовес суммативности механических систем, системы неклассического типа меняются не за счет перемены мест или количественного изменения элементов системы, а через их качественные изменения и внутренние трансформации и взаимопревращения. Применительно к живой природе элементарной составляющей является ген, который и сам предстает как сложная система, поэтому в биологии также можно говорить о мультисистемности. Выделяются молекулярно-генетический, клеточно-онтогенетический, популяционный и биосферный уровни системного строения. В органической природе появляется принципиально новый тип системы – код, как «потенциальная структура». Способами взаимосвязи элементов систем различных уровней живого мира являются механизмы наследственности и изменчивости. В социальных и гуманитарных науках структуралистская методология (как одно из важнейших направлений неклассической науки) нацелена на представление социально-гуманитарных объектов исследования в виде языковых структур. В культуре, бессознательном, мифах, религии, системах родства, экономике, политике и др. – всюду они обнаруживают язык знаков и языковые структуры. Таким образом, объекты всех основных подсистем неклассической науки предстают как системы немеханического типа.
5. Основополагающим для неклассической картины мира является принцип относительности. Он связан не только со специальной и общей теорией относительности – идея относительности имеет и более широкий смысл. А. Эйнштейн, раскрывая смысл своей теории, трактовал ее как признание относительности событий физического мира, зависимости законов природы от координатных систем и гравитационных полей. Идея относительности в математике нашла свое отражение в создании неевклидовых геометрий. В неклассической логике шла дискуссия об абсолютности/относительности законов логики. Логические законы носят абсолютный характер, если мир единственен – таков, каков он есть, и только. Но в отношении логических законов именно в этот период возникает вопрос об условиях мышления. «Земная логика» сопоставляется с логикой воображаемой. В биологических науках В. И. Вернадский вводит понятие «живое вещество» для сближения живой природы с неорганическим миром. Живое и косное на планете Земля взаимозависимы: живое обладает геохимическими свойствами, т. е. свойствами неорганической природы; в свою очередь, мир т. н. «мертвой природы» во многом является продуктом деятельности живого. В социально-исторических науках принцип относительности не нуждается в особом доказательстве: социальная ангажированность, идеологическая направленность – вот основания для признания относительности этой области знаний. Итак, принцип относительности присутствует во всех основных подсистемах неклассической науки и заключается он в отрицании абсолютности изучаемого объекта, признании его зависимости от системы отсчета, условий и обстоятельств исследования; относительность также означает возможность данного объекта переходить в свое иное.
6. К числу принципов неклассической научной картины мира надо отнести и энергетизм. Энергетизм как принцип объяснения физических явлений вытекает из фундаментального физического закона – закона сохранения энергии, включившего в себя фундаментальный закон классической физики – закон сохранения массы. Идеолог энергетизма В. Оствальд возводил понятие энергии в мировоззренческий принцип, который он достаточно последовательно распространил на химию. Он приходит к признанию того, что вещество и энергия обладают одинаковой степенью бытия. В химии возникла новая область, изучающая корреляцию вещества и энергии, – фотохимия. Энергетический подход применим и к миру живого. Биосфера представляет собой энергетический экран между Землей и космосом, посредством которого космическая (солнечная) энергия трансформируется в земное органическое вещество. Важнейший закон земных процессов – превращение «абиотической» энергии в биоэнергию и обратно. Достаточно общепризнано, что З. Фрейд построил энергетическую модель психики, раскрывая взаимопереходы сознательного и бессознательного на основе энергии. В неклассический период в социально-гуманитарных науках также использовался энергетический подход. Так, русский космист А. Л . Чижевский исследовал исторические события с точки зрения трансформации космической энергии в социально-психическую энергию масс, сопряженную с теми или иными историческими действиями. Если обратиться к искусствоведению, мифологии, религиоведению и др. наукам о духе, то и здесь использовался энергийный подход. Так, для Э. Кассирера понятие энергии необходимо для того, чтобы выразить активность человеческого духа, который создает мир культуры. Творческая энергия, как нечто внутреннее, объективируется в языке. Энергия внутреннего – это уже не биологическая или психическая энергия, а духовная энергия. Близкого подхода придерживался и П. Флоренский. Особенности социального бытия неклассической науки Наука неклассического периода так же, как и классическая, ориентирована на воплощение в практику и многообразные сферы человеческой жизнедеятельности. И это касается, как естественных и технических, так и социальных и гуманитарных наук. Эта социальная функция усложняется требованием доведения научных знаний до технологического уровня. Существенное отличие практической функции неклассической науки связано с глобальным характером ее влияния, когда социумом, охваченным ею, становится человечество Земли в целом. Творцы неклассической науки разрабатывают технологические проекты, связанные, например, с рациональным использованием биосферного круговорота.
Возможность оказывать воздействие на судьбы всего человечества ставит перед учеными и философией науки этические проблемы. Именно в неклассический период и возникает этика науки. Ученые, которые (в отличие от политиков) имеют представление о последствиях научных исследований, оказываются в ситуации выбора между добром и злом. Где есть выбор, там возникает и ответственность. И неклассическая наука ставит вопрос об ответственности ученых. Этический аспект неклассической науки тесно связан с политическим. И это существенный признак социального бытия именно неклассической науки. Ведь во внешней политике государств именно достижения науки, воплощенные в военной технике, становятся средством сдерживания или устрашения. Не менее значимой в неклассический период становится зависимость науки от внутренней политики, от властных структур государства. Данный аспект политической зависимости науки стал предметом специального рассмотрения известного социолога – Р. Мертона. Он пришел к выводу о враждебности тоталитарных режимов к науке. При таком социальном порядке господствует единственный социальный институт – государство, которое подчиняет себе, в т. ч. и науку. Враждебное отношение к науке при тоталитарном социальном порядке влияет на все – направленность, качество и даже саму природу науки, тогда как наука для самосохранения требует автономии. Вместе с политизацией науки, втянутой в соревнование двух социальных систем, существенно усиливается секретность научных исследований. В первой пол. ХХ в. возникают различные механизмы международного научного сотрудничества. В силу дорогостоящего характера ряда научных исследований (в первую очередь в области ядерной физики) формируются объединенные научные сообщества из ученых ряда государств (ЦЕРН в Швейцарии, Дубна в России и др.) . Это можно оценить как процесс интернационализации науки, который проникает и в сферу подготовки научных кадров (Кавендишская лаборатория в Кембридже, Боровский институт в Копенгагене и др.) . В неклассический период завершается профессионализация науки, и занятия наукой становятся престижным видом социальной деятельности. Связь неклассической науки с техникой Неклассический период в развитии науки сопровождался технико-технологическим переворотом. Новый источник энергии стимулировал развитие принципиально новых технологий в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности, что позволяет называть технику данного периода атомной (или даже ядерной) техникой. Кк.ХIХ – н. ХХ ст. появляются достаточно сложные отрасли машиностроения, которые полагались на принципиально отличные от машин ХVIII ст. основания. Законы динамики получили приложение в различных средах – аэродинамике, гидродинамике, геодинамике, электродинамике, термодинамике и пр. Разработка этих прикладных областей требовала научного обеспечения. Техническое знание из описательного и собирательного с необходимостью трансформируется в научно-техническое знание. Формируется относительно самостоятельная подсистема неклассической науки – технические науки. Появились принципиально новые технические установки для экспериментальных исследований. Так, в 1935 г. в Ленинграде был пущен в эксплуатацию первый на европейском континенте циклотрон. Н. В. Бряник
Источник: История философии науки и техники.