НЕЙРАТ ОТТО
Источник: Советский философский словарь
австрийский философ, социолог и экономист. Был одним из организаторов и лидеров Венского кружка. В 1934-1940 жил в Голландии, с 1941 - в Великобритании. Главные сочинения Н. посвящены проблемам политэкономии и социологии. В процессе разработки вопросов философии науки, полемизируя с Кар-напом, Н. утверждал, что критерием истинности т.наз. "протокольных предложений" научного знания, принимаемых учеными по соглашению, является в конечном счете их непротиворечивость другим утверждениям данной науки. Одной из важнейших задач философии науки считал установление единства знаний, полагая, что последнее можно достичь с помощью "унифицированного языка науки", опирающегося на языки физики и математики (точка зрения т.наз. радикального физикализма). Вместе с Карнапом был одним из авторов и главным редактором "Международной энциклопедии унифицированной науки" (1938-1940). Основные работы: "Социология в физикализме" (1931), "Влияние Венского кружка на будущее эмпирической логики" (1935), "Современный человек в производстве" (1939), "Основания социальных наук" (1962) и др.
А. А.Грицанов
Источник: Новейший философский словарь
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Теоретические работы Н. были тесно связаны с его социал-реформистской позицией. Последняя предполагала просветительские и педагогические цели: сделать науку доступной широким массам, а пролетариат - "носителем науки без метафизики". Ему принадлежат оригинальные разработки по визуальному представлению экономико-статистических данных, которые он также рассматривал как "оружие в борьбе за такой жизненный порядок, который характеризуют сознательное планирование и организация". В 30-е годы Н. выдвинул проект многотомного издания международной энциклопедии унифицированной науки, включающей разделы: основоположения унифицированной науки, систематизация наук, интеграция наук, образцы применения этого учения. В проекте подчеркивался интерсубъективно-значимый, коллективный характер работы. С этим были связаны поиски Н. единого арсенала понятий, "символики, очищенной от шлаков исторического языка". Деятельность по созданию оснований унифицированной науки он считал главной задачей философии, ориентирующейся на рациональность научного типа и выполняющей роль методологии и логики науки. В составе унифицированного языка науки - "универсального сленга" (Universalslang) - не должно быть места метафизическим понятиям, не имеющим эмпирического содержания или логического эквивалента. Неточные понятия должны "очищаться", причем это может быть длительным процессом, выполняемым несколькими поколениями людей. Со временем этот универсальный сленг должен войти в жизнь и стать обыденным (естественным) языком.
Ключевым для Н. было также понятие "физикализм". В основу универсального языка науки должен быть положен язык физики как лидирующей научной дисциплины. Физикализм также соответствовал его эмпирицистской установке и концепции протокольных предложений, о природе которых между ним и Карнапом шел принципиальный спор. Н. даже убеждал коллег по Венскому кружку отказаться от слова "позитивизм" и заменить его "физикализмом". Этим он, как социалист, надеялся отвести от новой научной философии Венского кружка традиционную критику марксистами позитивизма как "буржуазной философии". Н. полагал, что "физикализм" в ряде важных моментов близок к материализму и вместе с тем не страдает характерными для последнего догматическими допущениями. Любопытно, что с этими идеями он совершил поездку в Советский Союз, надеясь убедить Сталина и его идеологов принять "физикализм" в качестве официальной пролетарской философии. Разумеется, что из этой затеи ничего не вышло.
О.В. Кильдюшов
История античного хозяйства. Харьков, 1924; Empirische Sociologie. W., 1931; Wissenschaftliche Weltauffassung, Sozialismus und Logischer Empirismus. Fr./M., 1979; Gesammelte philosophisce und methodologische Schriften. W., 1981; Philosophical Papers. Dordrecht, 1983.
Источник: Современная западная философия: словарь
Neurath), Отто (10 дек. 1882 – 22 дек. 1945) – австр. философ, социолог и экономист; был одним из организаторов и лидеров Венского кружка; после захвата Австрии гитлеровской Германией переехал в Голландию, а оттуда в 1940 – в Англию, где до конца жизни преподавал в Оксфордском ун-те. Филос. и социологич. взгляды Н. эклектически соединяют тенденции стихийного, естеств.-науч. материализма со взглядами логического позитивизма. Н. занимал наиболее радикальную позицию по двум осн. проблемам, стоявшим в центре внимания логич. позитивизма и тесно связанным с пониманием логич. природы науки, а именно по проблеме протокольных предложений и по проблеме единства науки. Он считал, что протокольные предложения не обладают преимуществами по сравнению с др. видами предложений. Критерием истинности является не (отвергаемая Н.) абс. достоверность протокольных предложений, а в конечном счете непротиворечивость утверждений науки; любое предложение (не противоречащее др. предложениям данной науки), в зависимости от задач исследования, может быть выбрано ученым (по соглашению с др. учеными) в качестве протокольного. При этом вопрос о том, как приходят ученые к указанному соглашению, является их личным делом и не имеет отношения к логике и философии (изучение этого вопроса дело социологии, причем той ее части, к-рая изучает обществ. поведение ученых, их воспитание и обучение). Н. мн. внимания уделил идее т.н. "унифицированного языка науки". Вместе с Карнапом он был одним из авторов и гл. редактором издания "International encyclopedia of unified science" (1938–1940). Считая установление единства знаний важнейшей задачей философии науки, Н. полагал, что его можно достичь с помощью единого, универс. языка, опирающегося на яз. физики и математики, (т. зр. т.н. "радикального физикализма"). С помощью такого яз. можно установить логич. связи между науками, выработать общую методологию, проанализировать осн. понятия и разработать классификацию наук. Н. осн. внимание уделил переводу на такой яз. положений психологии и социологии. Предметом психологии, по Н., должно быть изучение поведения отд. людей, "...которое можно интерсубъективно описать на языке физики" ("Le d?veloppement du cercle de Vienne et l´avenir de l´empirisme logique", P., 1935, p. 6). Рассуждения о психике, о "чужом сознании" и т.д. Н. относил к разряду метафизических и ненаучных. Такая концепция (называемая Н. "бихевиористикой") привела Н. в конечном счете к оценке бихевиоризма как единственно возможной формы науч. психологии. Социология, по Н., исследует поведение больших или малых человеч. групп (племен, наций, гос-в, классов и т.д.) и является социал- бихевиористикой. "Физикализованная" социология основана лишь на эмпирич. предложениях наблюдения, говорящих, напр., об условиях климата, биологич., географич. условиях, о поведении людей и т.д. (см. "Foundations of social sciences", Chi., 1954, p. 4). H. призывал отказаться от традиц. деления наук на физич., биологич., социальные (или "духовные"). В пределах унифицированной науки, во-первых, природа и общество должны исследоваться одними и теми же методами, а во-вторых, для понимания истории общества любые природные факторы являются столь же важными, как и факторы обществ. жизни. Поэтому, ставя перед социологией задачу установления законов и формулирования предвидений, он был вынужден подчеркивать ограниченность предсказуемости будущих обществ. явлений ввиду трудности учета всех факторов, воздействующих на них. Н. критиковал традиц. понятие причинности (в основном в социальных науках), считая, что объяснение социальных явлений должно быть вероятностным. По своим общественно-политич. взглядам Н. был убежденным антифашистом и демократом, принимал участие в революц. боях 1918–23 в Австрии и Германии. Н. считал себя марксистом, будучи по существу сторонником австромарксизма. Для Н. характерны непонимание марксизма в целом и марксистской диалектики в частности, попытки представить марксизм как "подлинную эмпирическую социологию" (см. "Erkenntnis", Bd 2, Lpz., 1932, S. 422), сходную с его "физикалистской" социологией. Соч.: Vollsozialisierung und Arbeiterorganisation. Reichenberg, [1920 ]; Bayerische Sozialisierung- serfahrungen, W., 1920; Anti-Spengler, M?nch., 1921; Wirtschaftsplan und Naturalrechnung, В., 1925; Antike Wirtschaftsgeschichte, 3 Aufl., Lpz.–В., 1926; Lebensgestaltung und Klassenkampf, В., 1928; Empirische Soziologie, W., 1931; International picture language; the first rules of isotype, L., 1936; Modern man in the making. Лит.: Kraft V., Der Wiener Kreis, W., 1950; Logical positivism, ed. by A. J. Ayer, Glencoe (Ill.), 1960 (имеется библ. работ H.); Ruml V., Z?kladn? ot?zky filosofie logick?ho pozitivismu, Praha, 1962. И. Добронравов. Москва, А. Бегиашвили. Тбилиси.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Заметное влияние на развитие доктрины логического позитивизма оказала дискуссия между Нейратом и Карнапом о природе протокольных предложений — эмпирического базиса науки. Нейрат считал, что протокольные предложения не обладают преимуществами по сравнению с др. видами предложений. Критерием истинности является не абсолютная достоверность протокольных предложений, а в конечном счете непротиворечивость утверждений науки; любое предложение (не противоречащее другим предложениям данной науки), в зависимости от задач исследования, может быть выбрано ученым (по соглашению с др. учеными) в качестве протокольного. При этом вопрос о том, как приходят ученые к указанному соглашению, является их личным делом и не имеет отношения к логике и философии. Работы Нейрата нач. 1930-х гг. (см., напр., «Protokolsaetze», 1932— 33) об основаниях знания, отчетах о наблюдениях, протокольных предложениях разрабатывали когерентную теорию истины в ее эпистемологической и социоисторической форме, обосновывали неизбежную ошибочность идеи «протокольных предложений», что стимулировало позднее работы У. Куайна и Т. Куна.
Критика Нейратом первого издания книги К. Поппера «Логика исследования» (Pseudorationalismus der Falsification, 1935) более чем на 25 лет предвосхитила все дискуссии между Лакатосом, фейерабендом, Грюнбаумом и Куном по проблеме фальсификации, указав на эпистемологические трудности их «парадигм» и «исследовательских программ», а также других способов описания структуры и развития науки.
Считая установление единства знаний важнейшей задачей философии науки, Нейрат вместе с Карнапом стал одним из авторов и главным редактором издания «International Encyclopedia of Unified Science» (1938—40). Одна из основных философских идей Нейрата состояла в обосновании возможности единого унифицированного языка науки, опирающегося на язык физики и математики и способного обеспечить единство науиюго знания (точка зрения т. н. радикального физикализма). С помощью такого языка можно установить логические связи между науками, выработать общую методологию, проанализировать основные понятия и разработать классификацию наук. Основное внимаште Нейрат уделил переводу на такой язык положений психологии и социологии. Предметом психологии, по Нейрату, должно быть изучение поведения отдельных люден, «...которое можно интерсубъективно описать на языке физики» (Le developpement du circle de Vienne et lavenir de lempirisme logique. P., 1935, p. 6). Рассуждения о психике, о «чужом сознании» и т. п. Нейрат относил к разряду метафизических и ненаучных. Такая концепция привела его в конечном счете к оценке бихевиоризма как единственно возможной формы научной психологии.
Главные работы Нейрата принадлежат области политической экономии и социологии. Социология, по Нейрату, исследует поведение больших или малых человеческих групп (племен, наций, государств, классов и т. д.) и является социал-бихевиористикой. «Физикализованпая» социология основана лишь на эмпирических предложениях наблюдения, говорящих, напр., об условиях климата, биологических, географических условиях, о поведении людей и т. д. (см. Foundations of social sciences. Chi., 1954, p. 4). Нейрат призывал отказаться от традиционного деления науки на физические, биологические, социальные (или «духовные»). В пределах унифицированной науки, во-первых, природа и общество должны исследоваться одними и теми же методами, а, во-вторых, для понимания истории общества любые природные факторы являются столь же важными, как и факторы общественной жизни. Поэтому, ставя перед социологией задачу установления законов и формулирования предвидений, он был вынужден подчеркивать ограниченность предсказуемости будущих общественных явлений ввиду трудности учета всех факторов, воздействующих на них. Нейрат критиковал традиционное понятие причинности (в основном в социальных науках), считая, что объяснение социальных явлений должно быть вероятностным. Он считал себя марксистом и пытался представить марксизм как «подлинную эмпирическую социологию» (см. Erkenntnis, Bd. 2. Lpz., 1932. S. 422), сходную с его «физикалистской» социологией.
Нейрат проявлял удивительную активность в различных областях социальной жизни: в 1914—18 он был директором Музея военной экономики в Лейпциге, в 1919—24 — одним из организаторов Музея градостроения и домашнего хозяйства в Вене, а в 1924—34 — организатором и директором Социально-экономического Музея в Вене, в 1933 он организовал Международный фонд визуального образования в Гааге, а в 1934—40 — Международное объединение по развитию науки.
Соч.: Anti-Spengler. Munch., 1921; Empirische Sociologie. W, 1931; Le developpement du Cercle de Vienne et lavenir de lempirisme logique. P., 1935; Modem Man in the Making. N. Y—L., 1939; International Encyclopedia of Unified Science, Ed. in chief 0. Neurath, associate ed. Rudolf Carnap, Charles W. Morris. Chi., 1938; Empiricism and Sociology. Dordrecht—Boston, 1973; Philosophical Papers: 1913—1946, Dordrecht—Boston—Lancaster, 1983 (имеется библиография работ Нейрата); Economic Writings. Dordrecht—Boston, 1983; The Correspondance of 0. Neurath and R. Carnap. Dordrecht—Boston, 1984. Лит.: Kraft V. Der Wiener Kreis. W, 1950; Logical positivism, ed. by A.J.Ayer. GIencoe (111.), 1960.
О. А. Назарова
Источник: Новая философская энциклопедия