НЕГРИТЮД
Негритюд
направление общественной мысли, утверждающее особую роль негритянской культуры в истории человечества. Характерные для культуры Юга черты первобытно-мифологической культуры рассматриваются как свидетельства превосходства.
Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.
Негритюд
учение об особой сущности африканской культуры, ее выделение в качестве идеала и образца, эталона для всех других, прежде всего европейских культур. Утверждает преимущества менталитета африканцев в их гармоничном слиянии с природой, подчинении ритмической космической основе, отсутствии личностного раздвоения по сравнению с менталитетом белых.
Источник: Культорология. Антропологические теории культур. Словарь понятий и терминов
НЕГРИТЮД
фр. negritude, от negrе — негр) — идеологическое течение, включающее в себя философские, социально-политические и эстетические взгляды, абсолютизирующие специфику африканской культуры. Н. сложился в 30—40-е гг. 20 в. Большой вклад в развитие концепции Н. внес политический деятель и поэт Сенегала Л. С. Сенгор. По своей объективной социально-классовой сущности Н.— буржуазно-националистическая концепция негро-африканского человека, основанная на эклектическом смешении спиритуалистических, иррационалистических идей, взятых из европейской мысли и традиционных мифологических, религиозных и общинных представлений мн. народов Африки. Противоречие докапиталистических и буржуазных отношений в концепциях Н. трансформируется в противопоставлении интуитивного разума африканца, его слияния с миром, с природой, поэтической экспрессивности, цельности восприятия, общинных идеалов справедливости рациональному разуму европейца, его оторванности от природы, голому расчету, индивидуализму. Осн. понятие в Н.— понятие культуры, культурной идентификации. Возрождение собственной культуры негро-африканских народов, обретение ими культурной независимости от “бездуховного” Запада рассматривается здесь как важнейшая предпосылка политического и экономического освобождения. В период подъема антиколониальной борьбы Н. стал одним из течений идеологии национально-освободительного движения. Выступая за культурное возрождение порабощенных народов, он объективно приобрел антиколониальную направленность. Вместе с тем в Н. всегда проявлялись и реакционные тенденции: идеи консервации общинно-племенных отношений, изоляциона-лизма Африки и ее противопоставления др. странам и народам, элементы расизма. В последнее время влияние Н. идет на убыль, он подвергается критике со стороны представителей революционно-демократических сил.
Источник: Философский энциклопедический словарь
НЕГРИТЮД
франц. negritude, от negre - негр), одна из популистских (см. Популизм) идеологий периода освободит. борьбы в Африке, развитая Сенгором и др. Н. исходит из противопоставления европ. (рационализм, техницизм, индивидуализм, безличность социальной организации и т. п.) и африканской (негритянская магич. интуиция, цельность мироощущения, общинные идеалы справедливости и взаимопомощи) культур. Такое разделение типов культуры в основном сложилось в кругах европ. либеральной интеллигенции, к-рая взамен капиталистич. развития выдвигала идеи романтизма и руссоистского культа «естеств. человека», призванного спасти «испорченную» цивилизацию. В пестрой социально-психологич. среде переходных обществ эти идеи переплелись с местными религ. и неотрадиционалистскими мотивами.
Н.- одно из утопич. движений протеста против бурж. цивилизации, к-рой, как царству разложения всех духовных видов целостности в обществе, культуре и индивидуальном мышлении, Н. противопоставляет утопически сконструированный тип нар. жизни, афр. «общинность», построенную на доверии, любви, свободе и не нуждающуюся в формальных правовых гарантиях. Эту идеализированную общинность, древние традиц. уклады и верования афр. племен, будто бы пронесенные ими сквозь колон. период в нетронутом виде, Н. предлагал заложить в основу новой государственности и социальной политики освободившихся стран, в основу «африканского» социализма. Обычно программы, выросшие на почве Н. и поддерживаемые в основном немногими интеллигентами, получившими европ. образование, маскируют или недооценивают реальное классовое разложение афр. общества, перенося на объединенные новые общества идеализированные характеристики традиц. локальных коллективов, находящихся на примитивном уровне развития. В итоге идея консервации патриархальной общинноплеменной солидарности оказывается выгодной бюрократич. верхушке и растущим бурж. слоям.
Н.- одно из утопич. движений протеста против бурж. цивилизации, к-рой, как царству разложения всех духовных видов целостности в обществе, культуре и индивидуальном мышлении, Н. противопоставляет утопически сконструированный тип нар. жизни, афр. «общинность», построенную на доверии, любви, свободе и не нуждающуюся в формальных правовых гарантиях. Эту идеализированную общинность, древние традиц. уклады и верования афр. племен, будто бы пронесенные ими сквозь колон. период в нетронутом виде, Н. предлагал заложить в основу новой государственности и социальной политики освободившихся стран, в основу «африканского» социализма. Обычно программы, выросшие на почве Н. и поддерживаемые в основном немногими интеллигентами, получившими европ. образование, маскируют или недооценивают реальное классовое разложение афр. общества, перенося на объединенные новые общества идеализированные характеристики традиц. локальных коллективов, находящихся на примитивном уровне развития. В итоге идея консервации патриархальной общинноплеменной солидарности оказывается выгодной бюрократич. верхушке и растущим бурж. слоям.
Источник: Советский философский словарь
НЕГРИТЮД
философско-политическая доктрина, типологическая разновидность расово-националистической идеологии «третьего мира», основанная на апологии этнической и культурно-исторической общности негроидных народов. Получила наибольшее распространение среди чернокожего населения бывших и совр. владений Франции—гл. обр, стран Тропической Африки и Карибского бассейна (Гваделупы, Французской Гвианы, Мартиники и Гаити). Возникнув в 20—30-х гг. 20 в. как одно из средств духовной деколонизации негроидных народов, как типичная форма национализма угнетенной нации, доктрина Н. была сформулирована представителями националистически настроенной антильской и африканской интеллигенции французских колоний — Э. Сезэром (Мартиника), Л. Сенгором (Сенегал), Л. Дамасом (Французская Гвиана) и др. В основе концепции И., направленной против французской колониальной доктрины ассимиляции, лежали идеи эмансипации черной расы и реабилитации самобытной африканской культуры, протест против колониального рабства и духовной «диктатуры» европейской буржуазной культуры.
В 40—50-х гг. происходит эволюция Н. от формы культурного национализма к собственно идеологии, принципиально отличной от «идеологии белых». При этом в расовой интерпретации сторонников И. традиционный тезис о неприятии антигуманного, утилитаристского характера западной (французской) культуры и буржуазного «способа быть» перерастает в идею (в к-рой сходятся крайности скультурной самобытности» и расизма «цветных») о своеобразном «поединке цивилизаций», об «историческом противоборстве и фатальной несовместимости черного и белого мира». Среди отвергаемых Н. в борьбе с европоцентристскими концепциями «западных ценностей» неизбежно оказалось и марксистское учение. В идеологии Н. заметно также влияние европейской субъективно-идеалистической общественной мысли —экзистенциализма Ж.-П. Сартра, сюрреализма А. Бретона, психоанализа 3. Фрейда, «морфологии культур» О. Шпенглера и др.
Начиная с 60-х гг., в обстановке обострения борьбы колониальных и зависимых стран за свое национальное и социальное освобождение, Н. приобретает характерные черты идеологии и практики «черного расизма». Выступая под знаменем «единого» политического движения «власть черным», Н. служит обоснованием как разного рода немарксистских «теорий революции», основанных на расовых предрассудках, национализме и неприятии классовой борьбы, так и концепций «особого», якобы в корне отличного от западного, «самобытного» пути развития «цветных народов», выступающих в форме различных разновидностей «национального социализма». В странах Тропической Африки наибольшую популярность получила концепция «африканского социализма» Л. Сенгора, для к-рой характерен отход от экстремистских крайностей «черного расизма», тенденция к созданию некой реформистской модели «национального социализма», основанной на примирении традиционных, самобытных ценностей Н. с современными западными «идеалами развития». В карибских странах в настоящее время доминируют две осн. модели идеологии Н.: левацкое мелкобуржуазное течение Н., возникшее в последние два десятилетия (в обстановке затянувшегося процесса деколонизации) как болезненная, гипертрофированная реакция части антильской интеллигенции и студенчества на французскую политику «деколонизации сверху», и правая, реакционная разновидность идеологии «черного расизма», лежавшей в основе политики свергнутой династии диктаторов Дювальена Гаити (1957—86). Подвергая критике различные разновидности п., подменяющего теорию классовой борьбы антинаучным лозунгом «расовой солидарности», заявляя о недопустимости расового подхода к проблемам развивающихся стран, антильские и африканские коммунисты решительно выступают против раздела мира на «черные» и «белые» зоны и создания разного рода «цветных барьеров» на пути развития современного человечества.
В 40—50-х гг. происходит эволюция Н. от формы культурного национализма к собственно идеологии, принципиально отличной от «идеологии белых». При этом в расовой интерпретации сторонников И. традиционный тезис о неприятии антигуманного, утилитаристского характера западной (французской) культуры и буржуазного «способа быть» перерастает в идею (в к-рой сходятся крайности скультурной самобытности» и расизма «цветных») о своеобразном «поединке цивилизаций», об «историческом противоборстве и фатальной несовместимости черного и белого мира». Среди отвергаемых Н. в борьбе с европоцентристскими концепциями «западных ценностей» неизбежно оказалось и марксистское учение. В идеологии Н. заметно также влияние европейской субъективно-идеалистической общественной мысли —экзистенциализма Ж.-П. Сартра, сюрреализма А. Бретона, психоанализа 3. Фрейда, «морфологии культур» О. Шпенглера и др.
Начиная с 60-х гг., в обстановке обострения борьбы колониальных и зависимых стран за свое национальное и социальное освобождение, Н. приобретает характерные черты идеологии и практики «черного расизма». Выступая под знаменем «единого» политического движения «власть черным», Н. служит обоснованием как разного рода немарксистских «теорий революции», основанных на расовых предрассудках, национализме и неприятии классовой борьбы, так и концепций «особого», якобы в корне отличного от западного, «самобытного» пути развития «цветных народов», выступающих в форме различных разновидностей «национального социализма». В странах Тропической Африки наибольшую популярность получила концепция «африканского социализма» Л. Сенгора, для к-рой характерен отход от экстремистских крайностей «черного расизма», тенденция к созданию некой реформистской модели «национального социализма», основанной на примирении традиционных, самобытных ценностей Н. с современными западными «идеалами развития». В карибских странах в настоящее время доминируют две осн. модели идеологии Н.: левацкое мелкобуржуазное течение Н., возникшее в последние два десятилетия (в обстановке затянувшегося процесса деколонизации) как болезненная, гипертрофированная реакция части антильской интеллигенции и студенчества на французскую политику «деколонизации сверху», и правая, реакционная разновидность идеологии «черного расизма», лежавшей в основе политики свергнутой династии диктаторов Дювальена Гаити (1957—86). Подвергая критике различные разновидности п., подменяющего теорию классовой борьбы антинаучным лозунгом «расовой солидарности», заявляя о недопустимости расового подхода к проблемам развивающихся стран, антильские и африканские коммунисты решительно выступают против раздела мира на «черные» и «белые» зоны и создания разного рода «цветных барьеров» на пути развития современного человечества.