Недонсель, Морис Гюстав

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Недонсель, Морис Гюстав
р. 1905) - франц. католич. философ, один из представителей пер-сонализма. Для него характерна наиболее абстрактная антиисторич. трактовка центр, понятия персонализма - личности. Важнейшей чертой личности он считает способность открывать в себе чувства «другого», вкладывая в понятие «другой» мистич. смысл. Высш. формой этого понятия у него является бог. Только мистич. «причастность» человека к богу, по Н., обусловливает связь между людьми. На этой основе он стремится установить «универсальное братство личностей», к-рое носит ярко выраженный утопич. характер.

Источник: Атеистический словарь

Недонсель, Морис Гюстав
р. 30.10. 1905, Рубе), франц. философ-идеалист, католич. священник. Один из гл. представителей персонализма. В основе концепции Н. лежит понятие взаимности, обоюдности - необходимой связи между сознанием «Я» и сознанием «Другого». Диада, возникающая из взаимозависимости «Я» и «Ты», делает возможным, по Н., появление личности, подтверждает ее реальность. Полное завершение личности происходит при обращении к богу, с к-рым она связана но своей природе, ибо бытие личности, по Н., есть результат «человеческобожественной обоюдности». Только бог может уничтожить дуализм природы и личности и устранить внутр. противоречия разума.

Источник: Советский философский словарь

Недонсель, Морис Гюстав

30 октября 1905, Рубеке — 1976, Страсбург) — французский философ-персоналист, католический священник; доктор гуманитарных наук (1942), доктор теологии (1946), профессор (с 1945), декан (1956—65) теологического факультета Страсбургского католического университета. Главные темы его творчества — личность, общность человеческих сознаний, любовь, художественное творчество. Бог. Личность для Недонселя — это подлинное существование, которое никогда не достигает завершенного состояния; личность сама себя создает, творит себя и в этом смысле свободна. Однако личность обретает собственное существование только в «другом» и благодаря «другому»; «ты» — это исток «я», а не его граница; каждый имеет цель в себе и в то же время во всех других. Взаимность сознании и любовь как самое существенное в личности и личностях являвэтся наиболее адекватными характеристиками человека, достигшего личностного существования. Вместе с тем личность по природе своей причастна Богу, при этом любовь к Богу и любовь к людям тесно связаны между собой: человеческие отношения включают в себя любовь к Богу и отношение к Богу включает в себя отношение к человеку; Бог нуждается в человеке так же, как человек нуждается в Боге. Анализируя личность, Недонсель стремится учитывать роль науки, морали и искусства в ее становлении и существовании. В отличие от Э. Мунье, придававшего большое значение социальным и политическим условиям человеческого существования, Недонсель строит свою концепцию вне политики и классовых антагонизмов. Особое место он отводит искусству, художественному творчеству, поскольку самовыражение человека в искусстве он считает высшей формой человеческой активности. Художник видит мир в Боге и намеревается реализовать Бога в мире; суть усилий художника состоит в том, чтобы дополнить жизнь человека тем, чего ему недостает,— Абсолютом.
Соч.: Conscience et logos. Horisons et methodes dune philosophie personnaliste. P., 1961; La personne humaine et la nature. P., 1943; Explorations personnalistes. P., 1970; Introduction a lesthetique. P., 1957.
И. С. Вдовина

Источник: Новая философская энциклопедия

Недонсель, Морис Гюстав

(р. 30 окт. 1905) – франц. философ-персоналист, католич. священник. Доктор гуманитарных наук и теологии, профессор и декан (с 1957) теологич. факультета Страсбургского католич. ун-та. В работах "Обоюдность сознаний" ("La r?ciprocit? des consciences. Essai sur la nature de la personne", P., 1942) и "Человеч. личность и природа" ("La personne humaine et la nature", P., 1943) разработал концепцию т.н. спиритуалистического персонализма, в основе к-рой лежит понятие взаимности, обоюдности (R?ciprocit?), т.е. необходимой связи между сознанием "Я" и сознанием "Другого" (autrui). Персонализм, согласно Н., по самой своей внутр. сущности есть утверждение общности; индивидуализм является его коренным отрицанием. Диада, а не монада, "Мы", а не "Я" делает возможным, по мысли Н., появление личности. Но личность по природе своей "причастна" богу, она не может быть завершена в области материального мира, но только в глубоком духовном общении (любви) с божественным "Ты". (В отличие от др. персоналистич. концепций, развивающих социальный и политич. аспекты личности, напр. Мунье, Н. особо подчеркивает ее божеств. природу). Быть – значит находиться в неразрывном единении с Богом. Поэтому всякая личность, согласно Н., является онтологич. доказательством существования бога. Однако, несмотря на соотнесение личности с идеальной сущностью – богом, каждая личность обладает свободой воли. Когда свобода действует вразрез с божеств. промыслом – отказывается от стремления к совершенству – и этим нарушает связь с абс. духом, она приводит к потере взаимосвязи с др. личностями и лишает "Я" его личностного существования. В теории познания Н. исходит из декартовского cogito, но вводит в него, помимо субъекта и объекта, то же понятие обоюдности – сознание "Другого". Не существует сознания, к-рому бы не было противопоставлено сознание другого. Этот "Другой", "Ты", рассматриваемый Н. исключительно как духовная сущность, подтверждает реальность моего "Я", а мое "Я" подтверждает реальность "Ты". "Общность сознаний является первичным фактом, cogito с самого начала имеет взаимный характер (см. "La r?ciprocit? des consciences" [P., 1942 ], p. 319). Природу Н. рассматривает как огранич. часть реальности, в основе к-рой лежит духовная сущность. Н. не отрицает роли науки в познании мира, но в конечном счете она поглощается у него верой как высшей формой познания. Соч.: La philosophie religieuse en Grande Bretagne de 1850 ? nos jours, P., 1934; La pens?e religieuse de F. von H?gel, P., 1936; La philosophie religieuse de J. H. Newman, Strasb., 1946; Trois aspects du probl?me anglo-catholique au XVII si?cle, P., 1951; Introduction ? l´esth?tique, P., 1953; Existe-t-il une philosophie chr?tienne?, P., 1956; Vers une philosophie de l´amour et de la personne, P., 1957; Personnalisme, в кн.: Encyclop?die fran?aise, t. 29, P., 1957. Лит.: Mury G., Un panorama de la philosophie. L´Encyclop?die fran?aise, "La Pens?e", 1958, No 77; Garaudy R., Perspectives de l´homme, P., 1959; Brelet G., La philosophie du Maurice N?doncelle, "Giornale di metafisica", 1960, No 3. Т. Сахарова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.