(1905, Рубэ – 1976, Страсбург) – философ-персоналист, историк философии; выпускник Сорбонны и духовной семинарии Сен-Сюльпис; католический священник; доктор гуманитарных наук (1942), доктор теологии (1946), профессор философии (с 1945) и декан теологического факультета Страсбургского католического университета (1956–1965). Главные темы его исследований – личность, общность (взаимность) человеческих сознаний, любовь, художественное творчество, Бог. Анализируя личность, Н. стремится учитывать роль науки, морали и искусства в ее становлении и существовании, философские концепции психоанализа, антропологии, феноменологии. Личность для Н. – это подлинное существование, которое никогда не достигает завершенного состояния; она сама себя творит – и в этом смысле свободна, – являясь в то же время гарантом свободы как таковой. Однако личность обретает собственное существование только в другом и благодаря другому; «ты» – это исток «я», а не его граница; каждый имеет цель в себе и в то же время во всех других. Взаимность сознаний и любовь как самое существенное в личности и личностях являются наиболее адекватными характеристиками человека, достигшего личностного существования. Вместе с тем личность по природе своей причастна Богу, при этом любовь к Богу предполагает любовь к людям, и наоборот; Бог нуждается в человеке так же, как человек нуждается в Боге. В личности заключено онтологическое доказательство существования Бога. Особое внимание Н. уделяет проблеме зла. По его убеждению, зло связано с человеческой духовностью – с реальностью, которая не подчинена фатальности и может быть преобразована личностью с помощью раскаяния, позволяющего ей изменить смысл прошлого и обрести надежду на спасение. Спасение заключается в любви и милосердии, в совершенствовании отношений с другими людьми через все более полное познание Бога. В теории познания Н. следует картезианскому cogito, дополняя его принципом общности сознаний. Искусству, художественному творчеству Н. отводит особое место, а самовыражение человека в искусстве считает высшей формой человеческой активности: художник видит мир в Боге и намеревается реализовать Бога в мире; суть усилий художника состоит в том, чтобы дополнить жизнь человека тем, чего ему недостает, – Абсолютом. В отличие от Э. Мунье, придававшего большое значение социальным и политическим условиям человеческого существования, Н. формулирует свою концепцию личности вне политики и классовых антагонизмов.
Соч.: Les leçons spirituelles du XIX siècle. P., 1937; La réciprocité des consciences. Essai sur la nature de la personne. P., 1943; La personne humaine et la nature. P., 1943; Introduction à l’esthétique. P., 1953; Existe-t-il une philosophie chré- tienne? P., 1956; Vers une philosophie de l’amour et de la personne. P., 1957; Conscience et logos. Horizons et mé- thodes d’une philosophie personnaliste. P., 1961; Exploration personnaliste. P., 1970; Le Chrétien appartient à deux mondes. P., 1970. Лит.: Вдовина, И.С. Эстетика французского персонализма. М., 1981; La pensée philosophique et religieuse de M. Nedoncelle. Strasbourg, 1981. И.С. Вдовина