НАЗАРЯНЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

НАЗАРЯНЕ
христ. секта, возникшая в 20-х гг. 19 в. в Венгрии. Н. получили нек-рое распространение на территории Чехословакии, Венгрии и на юге России, в части. в Закавказье. Н. выступали против духовенства и церк. иерархии, культа мощей и святых. Крайние элементы среди Н. отвергали светскую власть, присягу, воинскую повинность, проповедуя непротивление злу насилием. В России Н. были близки к молоканам, с к-ры-ми слились в нач. 20 в.; Н. на Западе в это же время слились с баптистами.

Источник: Атеистический словарь

НАЗАРЯНЕ
(от «назареянин», т. е. Христос; собств. наименование - «наследники Христа», «последователи Христовы» и т. д.) - религ. секта, возникшая в 20-х гг. ХТХ в. в Венгрии, где получила распространение среди крестьян и ремесленников, особенно в конце XIX в. Н. имелись также на территории совр. Югославии и Чехословакии, в незначит. числе в России. Основателем секты считается деревенский ремесленник Людвиг Хенгзей. Учение Н. было формой протеста против феод.-бурж. порядков общества и офиц. церкви. Они отвергали храмы, обряды, посты, крестное знамение, мощи, реликвии, духовенство, не признавали «святых». Из таинств признавали только крещение (взрослых при вступлении в «братство») и причащение. Отвергали также светский суд, присягу, клятву, отказывались от воинской повинности. Вместе с тем они уводили массы от активной борьбы к религ. фанатизму. Они проповедовали «непротивление злу* и служение богу «духом и истиной». Вероисповедание и культ у Н. во многом заимствованы у баптистов, с к-рыми позднее они и слились.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

НАЗАРЯН
Степанос [15(27) мая 1812 – 27 апр. (9 мая) 1879 ] – арм. обществ. деятель, просветитель, историк, философ и филолог. Издававшийся им в Москве (1858–64) журн. "Юсисапайл" ("Северное сияние") оказал влияние на развитие прогрессивной обществ. мысли Армении. Н. вел борьбу против клерикализма и крепостничества, считая, что крепостное произ-во основано на грабеже крестьянина и не имеет стимулов для развития. Вместе с тем Н. отрицал эксплуатацию и классовую борьбу при капитализме. В гос-ве, по Н., воплощается идея справедливости и закона, гармония противоборствующих сил. Отвергая революцию, он считал, что нет "скачков как в мире вещественном, так и духовном. Все следует закону необходимой постепенности; всякое новое развитие требует времени и, так сказать, живительного дыхания счастливых обстоятельств" (Обозрение Гайканской литературы в новейшее время, "Ученые записки Казанского императорского университета", 1846, No 2, с. 120). В философии Н. был деистом; подчеркивал роль производства в развитии науки; подвергая анализу роль категорий в познании, он развивал диалектические идеи и критиковал субъективный идеализм. Соч.: Абуль-Касем Фердауси Тусский, творец Книги Царей, известной под названием Шах-Намэ, кн. 1–2, Каз., 1849–51; на арм. яз.: Значение арм. языка, "Юсисапайл", 1858, No 1; Письмо К. Ц., там же, 1859, No 11; Новогодние думы, там же, 1860, No 1; Век священных переводчиков, там же, No 2; Предложение о создании арм. общества в России, там же, 1862, No 7; Национальные думы, там же, 1863, No 1, 1864, No 2, 3, 4. Лит. на арм. яз.: Лэо, С. Назарянц, т. 1–2, Тб., 1902; Mхитарян М., Журнал "Юсисапайл", Ер., 1958. А. Хачатурян. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Похожие термины:

  • НАЗАРЯНИН

    так иногда в евангелиях именуют Иисуса Христа, к-рый якобы происходил из г. Назарета или жил в нем.