НАВСИФАН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НАВСИФАН

кон. 4 в. до н. э.) — греческий философ, причастшди традициям атомизма и скептицизма. Последователь Демокрита (через ученика Демокрита Метродора Хиосского и его преемников — Диогена из Смирны и Анаксарха), слушатель Пиррояа и учитель Эпикура. Автор «Триподия», в котором излагалась этика, физика и логика — вероятный источник «Каноники» Эпикура (мнение биографа Эпикура Аристона, на которое ссылается Диоген Лаэртий 14). В этике Навсифану приписывается введение термина «несмутимость» () (fr.3 = Clem. Strom. II, 21,130) вместо демокритовской «неустрашимости» () — ср. эпикуровскую «невозмутимость» (атараксия). В круг интересов Навсифана входили также математика, музыка и риторика. Представления Навсифана о риторике критически обсуждаются в трактате Филодема кз Гаиары «О риторике», кн. 6. О Навсифане как учителе Эпикура говорят Аполлодор в «Хронологии», Климент Александрийский в «Строматах» (Strom. I, 14, 64), а также словарь Суда; однако восходящая к свидетельствам самого Эпикура традиция отрицала это ученичество фрагм.: DK II, 246-250.
M. А. Солопова

Источник: Новая философская энциклопедия

НАВСИФАН

(2-я пол. 4 в. до н. э.), представитель античного атомизма, ученик Анаксарха из Абдеры (ок. 380-320), последователя Метродора Хиосского. Согласно D. L. IX 69, Н. также слушал скептика Пиррона (365-275), некоторое время бывшего в числе учеников Анаксарха; вместе с Тимоном из Флиунта и Гекатеем из Абдеры он назван у Диогена «пирроновцем». Античные авторы, выстраивая линию преемства от Демокрита до Эпикура, заключительным соединительным звеном в ней видят Н. (см.: Clem. Strom. I 14, 64, ср. также D. L. IX 34-Х). Н. важен как представитель последемокритовского атомизма, включавшего элементы скептического учения. О Н. как учителе Эпикура сообщают Цицерон (Nat. D. I 73), Диоген Лаэртий (D. L. X 13, со ссылкой на Аполлодора; X 7-8), Климент Александрийский (Strom. I 14, 64) и др., в т. ч. Суда (s. ?. ?????????, ? 2404); вместе с тем известно об отрицании самим Эпикуром этого ученичества (см. D. L. X 13. 15), по крайней мере его пользы и философской значимости. Цицерон, напротив, говорит, что Эпикур не отрицал, что слушал Н., но «осыпал его всякими ругательствами» (Nat. D. I 73); Секст Эмпирик приводит часть высказываний о Н., цитируя его «Письмо к философам Митилены» (Adv. math. I 2), из которых, во всяком случае ясно, что Эпикур действительно слушал Н. в ранней молодости, предпочитая учебе веселое гулянье с товарищами. Фрагменты писем Эпикура с Н. см. также у D. L. X 8. Предполагается, что Эпикур слушал Н. сразу после первых уроков философии у платоника Памфилия; школу Н. на о. Теос он посещал с 327 по 324 (см. ст. Эпикур). В биографии Пиррона у Диогена Лаэртия говорится, что «Эпикур часто расспрашивал его [Н.] о Пирроне» (IX 64, 7). По словам Секста Эмпирика, Н. «серьезно занимался науками, особенно риторикой» (Adv. math. I, 2). О сочинениях его, однако, почти ничего не известно за единственным исключением. Н. был автором соч. «Треножник» (???????, «Триподий»), в котором излагалась этика, физика и логика. В каждой из частей «Треножника» еще с древности усматривали источник некоторых философских утверждений Эпикура. Логическая часть - вероятный источник «Каноники» Эпикура (согласно Аристону Хиосскому, apud D. L. ? 14). В этике ?. приписывается введение термина «несмути-мость» (???????????) (DK75 В 3 = Clem. Strom. И, 21, 130) вместо демок-ритовской «неустрашимости» (???????), - эпикуровская «невозмутимость» (атараксия) продолжает тот же ряд терминов-синонимов. О физической части «Треножника» содержательных откликов не сохранилось, однако у Диогена Лаэртия среди маргинальной информации об антипатии между Эпикуром и Н. можно найти сведения (источником которых назван порвавший с Эпикуром Тимократ, брат Метродора) о том, что в своем главном натурфилософском сочинении «О природе» Эпикур много полемизирует, и особенно активно с H. (D. L. X 7, 10-11). В круг интересов Н. входили также математика, музыка и риторика. Представления Н. о риторике критически обсуждаются в трактате эпикурейца Филодема из Гадары «О риторике» (см.: DK75 В 1-2). Фрагм.: DK И, 246-250 (test. 1-9S fr. 1-4). Лит.: Longo Auricchio ? Nausifane nei papiri ercolanesi, - Ricerche sui papiri ercolanesi, dir. da F. Sbordone. T. I. Nap., 1969, p. 7-21; Longo Auricchio F., Tepedino GuerraA. Per un riesame della polemica epicurea contro Nausifane, - Romano F. (ed.) Democrito e l´atomismo antico. Atti del Conv. Internaz. Catania, 1980, p. 467-477;Porter J. ?. ???????????: Nausiphanes of Teos and the physics of rhetoric: a chapter in the history of Greek atomism, - CronErc 32, 2002, p. 137-186; Blank D. L. Atomist rhetoric in Philodemus, - Ibid. 33, 2003, p. 69-88; Баммелъ Е. Эпикур и эпикурейцы. Эпикуреец Филодем и демокритовец Навзифан, -Под знаменем марксизма 1923, 8-9, с. 123-138. М. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь