НАУКОВЕДЕНИЕ
НАУКОВЕДЕНИЕ
общее обозначение отрасли исследований закономерностей функционирования и развития науки, структуры и динамики научной деятельности, взаимодействия науки с другими социальными институтами и сферами общества. Важная часть метапознания.
НАУКОВЕДЕНИЕ
специальная дисциплина, изучающая общие закономерности развития и функционирования науки, сложилась к 60-м годам XX века.Науковедческие исследования связаны: 1) с разработкой теоретических основ политического и государственного регулирования наукой; 2) с выработкой рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности, принципов организации, планирования; 3) с управлением научными исследованиями. В узком смысле, науковедение – область знания, носящая описательный характер и не ставящее перед собой задачу открытия законов развития науки. В широком смысле слова, науковедение – это комплекс наук о науке, носящий междисциплинарный характер.
Источник: Философия науки и техники: словарь
Науковедение
возникшая в XX веке научная дисциплина, предметом исследования которой является наука. Она отвечает на вопросы: а) чем является наука? (эпистемологический аспект), б) как она возникает? (аспект исторический), в) какие ее следствия? (аспект прагматический, или практический). Науковедение, рассматриваемое в эпистемологическом аспекте, – это теория науки, ее систематизация, классификация, т. е. это «наука о науке», или метанаука. Науковедение, рассматриваемое в аспекте историческом, – это и история науки вообще, и история частных наук, т.н. научных дисциплин (например, история физики или история философии). Науковедение в прагматическом аспекте рассматривает: а) потребности науки – организационные, правовые, финансовые, касающиеся ее собственности и собственности на полученные результаты (интеллектуальной собственности), б) проблемы государственной политики в области науки и научной деятельности, в) организацию научно-исследовательских институтов и внедренческих производств, г) популяризацию науки, д) подготовку и повышение квалификации научных кадров.
НАУКОВЕДЕНИЕ
дисциплина, изучающая функционирование и развитие науки, структуру и динамику научного знания и научной деятельности, взаимодействие науки с др. социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни об-ва. Оформление Н. как самостоятельной комплексной дисциплины, объединяющей различные исследования в истории, социологии, экономике, логике, психологии науки, наукометрии и ряде др. областей, относится к 60-м гг. Цель Н.— разработка теоретического понимания науки и определение способов и критериев рационального ее участия в жизни и развитии об-ва. Н. изучает проблемы организации научной деятельности, политики в области науки, информационных процессов формирования и функционирования научного знания, структуры научного потенциала, научно-технического прогнозирования, применения науки в глобальных и региональных научно-технических программах. Развиваясь на методологической базе диалектического материализма, марксистское Н. широко применяет совр. методы эмпирической и вычислительной техники, математическое моделирование объектов изучения, системные методы исследования (Системный анализ. Системный подход).
Источник: Философский энциклопедический словарь
НАУКОВЕДЕНИЕ
совокупность исследований, раскрывающих различные стороны науки как целостной, развивающейся и функционирующей по присущим ей объективным законам системы. Н. включает в себя самые различные области знания: социологию науки, экономику науки, логику науки, методологию науки, психологию научного творчества, наукометрию, теорию организации науки, научно-техническое прогнозирование и т. д. Оно изучает закономерности развития научного знания, место и роль науки в развитии общества, политические, экономические, психологические и другие аспекты научно-исследовательской деятельности, структуру научных учреждений и их связь с распределением научных кадров и т. п. Такие исследования создают теоретическую основу для планирования научных изысканий, для управления наукой. Методы, используемые Н., разнообразны. Здесь и методы гносеологического анализа, поскольку наука есть познание объективной реальности; и методы, применяемые политэкономией или конкретной экономикой; типичные для социологии методы анкетных опросов и т. ц. Большое значение для развития науковедческих исследований имеет развитие теории сложных систем как средства построения теоретической модели науки. Общеметодологической основой построения науковедческих моделей служит диалектический и исторический материализм.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
НАУКОВЕДЕНИЕ
термин, введенный И. Боричевским в 1925 г. для характеристики отрасли исследований научного знания и научной деятельности, взаимодействия науки с др.социальными институтами, сферами материальной идуховной жизни общества.
Проблемы развития науки традиционно привлекали внимание крупных ученых (Г. Гельмгольц, К. Бернар, Т. Гексли, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др.). Потребность в комплексном изучении науки, особенно ощущаемая в периоды пересмотра социальной роли и организационной перестройки науки, впервые выразилась в стремлении ее комплексного исследования в 1920—30-х гг. В эти годы были предприняты попытки сформулировать программу науковедения как особой области исследований (в СССР — И. Боричевский, в Польше — М. и С. Оссовские; важный вклад в развитие исследований внесли С. Г. Струмилин и Дж. Д. Бернал). Оформление науковедения как самостоятельной исследовательской области относится к 1960-м гг. и связано с послевоенной «организационной революцией» науки.
Цель науковедения — разработка теоретического понимания науки, определение способов и критериев ее рационального участия в жизни и развитии общества. Науковедение изучает проблемы организации научной деятельности; самоорганизационные процессы, регулирующие существование научного сообщества и научной профессии в целом; информационные особенности роста и организации научного знания и реализацию политики в области науки; структуры научного потенциала; научное прогнозирование социально-экономического развития; разработку и осуществление глобальных и национальных научно-технических программ. При этом наряду с методами входящих в науковедение специальных дисциплин (истории науки, социологии, науки, психологии науки и др.) широко применяется математическое моделирование, экспертные методы.
На результатах аналитического изучения науки базируются нормативные науковедческие исследования, направленные на обоснование практических шагов и решений, реализующих государственную политику в области науки и научно-технического прогресса. Типичным в этом отношения является всплеск интереса к науковедению в России 1990-х гг., когда испытывается острая потребность в разработке концепции реформы российской науки в условиях демократического общества и рыночной экономики. Интенсификация этих усилий потребовала подготовки кадров по новой специальности, а также выпуска первого российского специального журнала «Науковедение» (1999).
Э. М. Мирский
Проблемы развития науки традиционно привлекали внимание крупных ученых (Г. Гельмгольц, К. Бернар, Т. Гексли, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др.). Потребность в комплексном изучении науки, особенно ощущаемая в периоды пересмотра социальной роли и организационной перестройки науки, впервые выразилась в стремлении ее комплексного исследования в 1920—30-х гг. В эти годы были предприняты попытки сформулировать программу науковедения как особой области исследований (в СССР — И. Боричевский, в Польше — М. и С. Оссовские; важный вклад в развитие исследований внесли С. Г. Струмилин и Дж. Д. Бернал). Оформление науковедения как самостоятельной исследовательской области относится к 1960-м гг. и связано с послевоенной «организационной революцией» науки.
Цель науковедения — разработка теоретического понимания науки, определение способов и критериев ее рационального участия в жизни и развитии общества. Науковедение изучает проблемы организации научной деятельности; самоорганизационные процессы, регулирующие существование научного сообщества и научной профессии в целом; информационные особенности роста и организации научного знания и реализацию политики в области науки; структуры научного потенциала; научное прогнозирование социально-экономического развития; разработку и осуществление глобальных и национальных научно-технических программ. При этом наряду с методами входящих в науковедение специальных дисциплин (истории науки, социологии, науки, психологии науки и др.) широко применяется математическое моделирование, экспертные методы.
На результатах аналитического изучения науки базируются нормативные науковедческие исследования, направленные на обоснование практических шагов и решений, реализующих государственную политику в области науки и научно-технического прогресса. Типичным в этом отношения является всплеск интереса к науковедению в России 1990-х гг., когда испытывается острая потребность в разработке концепции реформы российской науки в условиях демократического общества и рыночной экономики. Интенсификация этих усилий потребовала подготовки кадров по новой специальности, а также выпуска первого российского специального журнала «Науковедение» (1999).
Э. М. Мирский
Источник: Новая философская энциклопедия
НАУКОВЕДЕНИЕ,
отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику науч. деятельности, взаимодействие науки с др. социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.
Отд. аспекты развития науки издавна привлекали внимание мн. ученых (Г. Гельмгольц, К. Бернар, Т. Гексли, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др.). Одну из первых попыток раскрыть социальные, психологич. и др. факторы, влияющие на развитие науки, предпринял твейц. ботаник А. Декандоль («История науки и ученых за два века» - «Hisloire des sciences et des savants depuis deux siecles», 1873). Проблемы формирования ученого изучал В. Оствальд («Великие люди» - «Grosse Manner», 1909). Потребность в комплексном изучении науки стала особенно ощутимой в 1-й пол. 20 в. в связи с громадным возрастанием ее роли и развитием научно-технич. революции.
В 20-30-х гг. были предприняты первые попытки сформулировать программу Н. как особой отрасли исследований [в СССР И. Воричевский (1920), польск. ученые М. и С. Оссовские; важный вклад в развитие исследований по Н. внесли С. Г. Струмилин и Дж. Д. Бернал]. С сер. 40-х гг. во мн. странах развертываются эмпирич. исследования науч. деятельности. Оформление Н. в самостоят. отрасль науки относится к 60м гг., когда сложились совр. представления о предмете и задачах Н. и возникли науч. коллективы, разрабатывающие проблемы Н.
Под влиянием Н. формируются спец. отрасли (социология науки, экономика науки, психология науки и др.), к-рые входят в систему Н. Однако Н. не комплекс отд. дисциплин и даже не синтез знаний о логико-познават., социальных, экономич., психологич., струк турноорганизац. аспектах развития науки, а наука, изучающая взаимодействие различных элементов, определяющих развитие науки как исторически изменяющейся целостности. В Н. выделяют аналитич. и нормативное направления исследований. Целью аналитич. изучения является раскрытие закономерностей функционирования и развития науки как социального института и особой формы деятельности (социально-экономич. детерминанты ее развития, их взаимодействие; типология связей науки с другими социальными институтами; эволюция организационных форм науки в процессе изменения ее объема и социальных функций и т. п.).
При изучении места науки в обществе, взаимосвязей науки с др.- социальными институтами применяются понятия и методы истории, социологии, политэкономии и др. Проблемы науч. творчества изучаются с помощью психологич. и социально-психологич. методов. Оформилась область статистич. исследования структуры и динамики информац. массивов науки и потоков науч. информации (наукометрия). Изучение организац. форм науч. деятельности объединяет специалистов по теории организации, психологов, социологов, математиков и др.
На результатах аналитич. изучения науки базируются нормативные науковедч. исследования. В самом общем виде их цели можно сформулировать как разработку теоретич. основ науч. политики и гос. регулирования науки: выработка рекомендаций по повышению эффективности науч. деятельности, объективных критериев ее оценки, принципов организации, планирования n управления науч. исследованиями.
Отд. аспекты развития науки издавна привлекали внимание мн. ученых (Г. Гельмгольц, К. Бернар, Т. Гексли, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др.). Одну из первых попыток раскрыть социальные, психологич. и др. факторы, влияющие на развитие науки, предпринял твейц. ботаник А. Декандоль («История науки и ученых за два века» - «Hisloire des sciences et des savants depuis deux siecles», 1873). Проблемы формирования ученого изучал В. Оствальд («Великие люди» - «Grosse Manner», 1909). Потребность в комплексном изучении науки стала особенно ощутимой в 1-й пол. 20 в. в связи с громадным возрастанием ее роли и развитием научно-технич. революции.
В 20-30-х гг. были предприняты первые попытки сформулировать программу Н. как особой отрасли исследований [в СССР И. Воричевский (1920), польск. ученые М. и С. Оссовские; важный вклад в развитие исследований по Н. внесли С. Г. Струмилин и Дж. Д. Бернал]. С сер. 40-х гг. во мн. странах развертываются эмпирич. исследования науч. деятельности. Оформление Н. в самостоят. отрасль науки относится к 60м гг., когда сложились совр. представления о предмете и задачах Н. и возникли науч. коллективы, разрабатывающие проблемы Н.
Под влиянием Н. формируются спец. отрасли (социология науки, экономика науки, психология науки и др.), к-рые входят в систему Н. Однако Н. не комплекс отд. дисциплин и даже не синтез знаний о логико-познават., социальных, экономич., психологич., струк турноорганизац. аспектах развития науки, а наука, изучающая взаимодействие различных элементов, определяющих развитие науки как исторически изменяющейся целостности. В Н. выделяют аналитич. и нормативное направления исследований. Целью аналитич. изучения является раскрытие закономерностей функционирования и развития науки как социального института и особой формы деятельности (социально-экономич. детерминанты ее развития, их взаимодействие; типология связей науки с другими социальными институтами; эволюция организационных форм науки в процессе изменения ее объема и социальных функций и т. п.).
При изучении места науки в обществе, взаимосвязей науки с др.- социальными институтами применяются понятия и методы истории, социологии, политэкономии и др. Проблемы науч. творчества изучаются с помощью психологич. и социально-психологич. методов. Оформилась область статистич. исследования структуры и динамики информац. массивов науки и потоков науч. информации (наукометрия). Изучение организац. форм науч. деятельности объединяет специалистов по теории организации, психологов, социологов, математиков и др.
На результатах аналитич. изучения науки базируются нормативные науковедч. исследования. В самом общем виде их цели можно сформулировать как разработку теоретич. основ науч. политики и гос. регулирования науки: выработка рекомендаций по повышению эффективности науч. деятельности, объективных критериев ее оценки, принципов организации, планирования n управления науч. исследованиями.
Источник: Советский философский словарь
НАУКОВЕДЕНИЕ
[англ. science of science] – научная дисциплина, изучающая: закономерности функционирования и развития науки как системы знаний и социальных институтов; структуру и динамику научной деятельности; взаимодействие науки с др. социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества. В область изучения науковедения также входят вопросы: 1) совершенствованием организации науки; 2) повышения эффективности научной деятельности, усиления связи науки и производства; 3) изучения личности ученого; 4) этики науки.
Структура науковедения обобщенно включает в себя шесть структурных элементов: 1) Методология научного познания (исследует методы научного творчества); 2) Социология науки (исследует взаимодействие науки и общества в различных экономических формациях, социальной функции науки, социального отношения людей); 3) Экономика науки (исследование действия экономических законов в сфере науки); 4) Менеджмент науки (планирование и управление наукой); 5) Психология науки (исследование психологических факторов (интуиция и др.); 6) История науки (раскрытие логики накопления знаний).
Интерес к проблемам управления наукой появился в начале ХХ в., когда стало чувствоваться противоречие между необходимостью оптимального управления и недостаточностью знаний механизмов ее функционирования.
Он был вызван исключительной ролью науки в революционных изменениях техники, совершенствовании производства и т.д. В 1940-х гг. начался быстрый рост числа научных учреждений, научных работников, расходов на науку. Она превратилась в массовую профессию. Появились государственные органы управления наукой, возникла потребность в разработке обоснованных рекомендаций по проведению научной политики. Это привело к идее развития науки о науке (Science of science) – науковедения.
Основателем науковедения считается английский исследователь Дж. Бернал, опубликовавший в 1939 г. книгу «Социальная функция науки» [Bernal J.D. The Social Function of Science. London: Routledge&Kegan Paul, 1939. 482 p.]. Он выделил науку как особый объект исследований – социальный институт, требующий отдельной науки для своего изучения. Функционирование таких дисциплин, как история науки, философия науки и т.п., признавалось уже недостаточным. После Второй мировой войны стали широко изучаться социально-психологические, экономические, организационные и иные проблемы науки, образовались исследовательские группы, появились специальные журналы, стали проводиться конференции, в том числе и международные. Большой вклад в развитие науковедения внесли американские исследователи Д.Прайс и Ю.Гарфильд. Первый начал широко применять количественные методы для изучения развития науки, а второй организовал Институт научной информации (г. Филадельфия). Институт с начала 1960-х гг. стал выпускать «Указатель научных ссылок» (Science Citation Index, сокращенно SCI), сыгравший важную роль в последующих работах по науковедению.
Собственно говоря, каждое научное исследование в какой-то мере включает в себя нечто от науковедения, элемент самосознания науки, хотя бы в форме подтверждения связи данного исследования с работами предшественников.
История науки включает рефлексию самих ученых как важный компонент, поскольку мощным импульсом для глубоких сдвигов в науке является уже осознание необходимости методического переоснащения их дисциплин. Возникновение науковедения и расширение историко-научных исследований во второй половине XX в. выражает не только стремление к самопознанию науки в духе формирования системного образа научной деятельности, но и попытку проникнуть в неконцептуализированное, «личностное», «неявное» знание.
Через 25 лет после появления своей книги по науковедению Дж. Бернал утверждал: «Наука о науке, или, как я ее называю в др. местах, самосознание науки, является великим начинанием второй половины ХХ-го века» [Бернал Дж. Двадцать лет спустя//Наука о науке/Под ред. В.Н. Столетова. М.: Прогресс, 1966. С. 255–280].
Структура науковедения обобщенно включает в себя шесть структурных элементов: 1) Методология научного познания (исследует методы научного творчества); 2) Социология науки (исследует взаимодействие науки и общества в различных экономических формациях, социальной функции науки, социального отношения людей); 3) Экономика науки (исследование действия экономических законов в сфере науки); 4) Менеджмент науки (планирование и управление наукой); 5) Психология науки (исследование психологических факторов (интуиция и др.); 6) История науки (раскрытие логики накопления знаний).
Интерес к проблемам управления наукой появился в начале ХХ в., когда стало чувствоваться противоречие между необходимостью оптимального управления и недостаточностью знаний механизмов ее функционирования.
Он был вызван исключительной ролью науки в революционных изменениях техники, совершенствовании производства и т.д. В 1940-х гг. начался быстрый рост числа научных учреждений, научных работников, расходов на науку. Она превратилась в массовую профессию. Появились государственные органы управления наукой, возникла потребность в разработке обоснованных рекомендаций по проведению научной политики. Это привело к идее развития науки о науке (Science of science) – науковедения.
Основателем науковедения считается английский исследователь Дж. Бернал, опубликовавший в 1939 г. книгу «Социальная функция науки» [Bernal J.D. The Social Function of Science. London: Routledge&Kegan Paul, 1939. 482 p.]. Он выделил науку как особый объект исследований – социальный институт, требующий отдельной науки для своего изучения. Функционирование таких дисциплин, как история науки, философия науки и т.п., признавалось уже недостаточным. После Второй мировой войны стали широко изучаться социально-психологические, экономические, организационные и иные проблемы науки, образовались исследовательские группы, появились специальные журналы, стали проводиться конференции, в том числе и международные. Большой вклад в развитие науковедения внесли американские исследователи Д.Прайс и Ю.Гарфильд. Первый начал широко применять количественные методы для изучения развития науки, а второй организовал Институт научной информации (г. Филадельфия). Институт с начала 1960-х гг. стал выпускать «Указатель научных ссылок» (Science Citation Index, сокращенно SCI), сыгравший важную роль в последующих работах по науковедению.
Собственно говоря, каждое научное исследование в какой-то мере включает в себя нечто от науковедения, элемент самосознания науки, хотя бы в форме подтверждения связи данного исследования с работами предшественников.
История науки включает рефлексию самих ученых как важный компонент, поскольку мощным импульсом для глубоких сдвигов в науке является уже осознание необходимости методического переоснащения их дисциплин. Возникновение науковедения и расширение историко-научных исследований во второй половине XX в. выражает не только стремление к самопознанию науки в духе формирования системного образа научной деятельности, но и попытку проникнуть в неконцептуализированное, «личностное», «неявное» знание.
Через 25 лет после появления своей книги по науковедению Дж. Бернал утверждал: «Наука о науке, или, как я ее называю в др. местах, самосознание науки, является великим начинанием второй половины ХХ-го века» [Бернал Дж. Двадцать лет спустя//Наука о науке/Под ред. В.Н. Столетова. М.: Прогресс, 1966. С. 255–280].
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
науковедение
НАУКОВЕДЕНИЕ — совокупность научных дисциплин и исследовательских областей, изучающих научное знание и научную деятельность, взаимоотношения науки с др. социальными институтами, место науки в культуре. Внутри Н. выделяются теоретическое Н. и прикладное Н. К науковедческим дисциплинам относятся наукометрия, социология науки, экономика науки, психология научного творчества. С самого начала Н. как исследование науки строгими, количественными методами противопоставлялось философии науки, логике и наукоучению. Эта линия анализа науки возникла в конце 19 — начале 20 вв., когда сформировалась первая исследовательская программа генетического исследования европейского сообщества ученых (в Англии — Ф. Гальтон, в Швейцарии — А. Декандоль, в России — Ю.А. Филипченко). Термин «Н.» и первая структура Н. были предложены И.А. Боричевским (Науковедение как точная наука // Вестник знания. 1926. № 12), который включал в Н. изучение внутренней природы науки и ее общественного назначения (социологию науки). Возикновение Н. в СССР было связано с утверждением марксистской идеологии, провозгласившей превращение науки в непосредственную производительную силу общества, с ориентацией на науку, с переходом от мобилизационной научной политики (учет научных кадров и статистическое описание сети институтов) к планированию научно-исследовательской деятельности в период индустриализации страны, приведшей к росту науки, научных институтов, престижа научной профессии. В противовес Пролеткульту, стремившемуся создать «пролетарскую науку», к началу 30-х гг. 20 в. в отечественном Н. сложились различные исследовательские программы, различавшиеся между собой и методами и объектами исследования: 1) Н. как теория науки (Грузинцев Г.А. Очерки по теории науки // Записки Днепропетровского института народного просвещения. Днепропетровск, 1928. Т. Ш), где вычленялись проблема как элемент системы науки, регулятивы классической (класс, свойство, понятия) и неклассической науки (система, отношения, символы), способы систематизации и обоснования знания; 2) исследование статистическими методами кадров ученых и массива открытий, получивших социальное признание и зафиксированных в архиве науки (Валъден П.И. Наука и жизнь. Ч. 1. Пг., 1918; Rainow T. Wave-like Fluctuations of Creative Productivity in the Development of West-European Physics in the XYIII and XlX-th Centures // Isis. 1929. № 38; рус. пер.: ВИИЕиТ. 1983. № 1); 3) организационный подход к науке (Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). Ч. 1 — 2. М., 1913— 1917); 4) анализ статистическими методами массива публикаций (Симон К.Р. Научные журналы, научные статьи и указатели к ним // Сорена. 1936. № 3—5); 5) психологический анализ научно-технического творчества (М.А. Блох, П. К. Энгельмейер, И. И. Лапшин); 6) социологический анализ, который делает своим объектом научное знание (социология знания), научные организации и институты, научное сообщество (Б.М. Гессен, Н.И. Бухарин, К. Р. Мегрелидзе); 7) культурно-исторический подход к науке, исходивший из решающей роли науки в преобразовании биосферы в ноосферу (В.И. Вернадский). Однако в СССР не произошла институциализация Н., поскольку с конца 30-х гг. идеологическое давление на естественные и социальные науки во имя некой «советской науки» привело к разрушению научного сообщества, к закрытию ряда исследовательских институтов, к утверждению вне- и контрнаучных направлений (марризм, «лысенковщина» и др.); научному сообществу был нанесен громадный урон репрессиями, а его научный этос, его ценностно-нормативная система были деформированы. За рубежом Н. окончательно сложилось после Второй мировой войны, после формирования так называемой «Большой науки» (Д.Д. Прайс), превращения науки в социальный институт, а исследовательской деятельности — в массовую профессию. Социология знания (М. и С. Оссовские, П. Сорокин, Ф. Знанецкий, Д. Бернал) переросла в социологию науки (Р. Мертон, Н. Сторер, Т. Кун, М. Малкей), которая и была ведущей исследовательской программой в Н. до середины 60-х г г. 20 в. Н., ориентировавшееся на социологию, сделало своим объектом научное сообщество: научные школы, невидимые колледжи, дисциплинарное сообщество, исследовательские группы, лаборатории (Н.И. Родный, Д. Крейн, М.К. Петров, Б. Латур), коммуникации внутри них и между группами исследователей (С. Вулгар С, У Хэгстром). Социологическая программа, бывшая ядром Н. в 60-е гг. 20 в. и исходившая из обмена инноваций на социальное признание, из макро- и микросообществ с макро- и микропарадгмами, с их сетью коммуникаций, была сдвинута на периферию Н., в котором утвердилась информационно-библиометрическая программа. Благодаря ей были найдены новые индикаторы науки (с помощью Цитат-индекса), развернуты эмпирические исследования популяции ученых, их ранжирования, выявлены корреляции между формами научного сообщества и способами коммуникаций между учеными. С 70-х гг. 20 в. в Н. возникает и утверждается ориентация на методы и понятия теории информации (в СССР — В. В. Налимов, З.М. Мульченко, А.И. Михайлов, А.И. Черный, Г. М. Доброе, Ю. А. Шрейдер). Были выделены индикаторы науки и средства их обработки (Indicators of Science), построены метрические модели их анализа на основе библиометрии (Ю. Гарфилд, Г. Смолл, Д. Чубин, С. и Д. Коулы, И. Маршакова), предложены различные модели роста науки — массива научных публикаций как системы представления знаний (от учебников до журнальных статей Д.Д. Прайс, Б. Гриффит, М.К. Петров, Э.М. Мирский), намечены новые пути изучения научного творчества (Д. Пельц, Ф. Эндрюс, М. Г. Ярошевский, А.Н. Л у к ). Подход в научной деятельности на основе теории информации позволил найти количественные методы измерения вклада ученых в исследовательские области (библиометрические методы, Цитат-индекс), их коммуникаций и связей между ними внутри «невидимых колледжей», дисциплин и специальностей (метод коцитирования). В эти же годы формируются исследовательские программы, стремившиеся объединить социологический и информационный подходы к науке, построить теорию науки на базе историко-научных реконструкций как исследование идеалов и норм научной деятельности (B.C. Степин), как анализ социальных и когнитивных форм институциализации науки (Р. Уитли, К. Кнорр-Цетина), построить различные модели роста науки — математические (А.В. Яблонский), системные (В.Н. Садовский,Э.Г. Юдин, В.Н. Косткж), синергетические (СП. Курдюмов). Н. ставит перед собой задачу проанализировать изменения тезауруса науки, формы организации научной деятельности, механизмы самоорганизации ученых, основные направления научной политики в тех или иных странах, особенности их научного потенциала, место науки в реализации научно-технических программ и в процессах глобализации; найти способы изучения научного творчества и пути повышения его эффективности, связей науки с техникой, образованием и культурой. Эти разнородные цели Н. послужили одной из причин того, что в нем не произошло синтеза различных подходов и методов. Поворот к case studies, к изучению отдельных случаев в истории науки, отказ от методологии во имя риторики и логики аргументации, происшедший в социологии и антропологии науки в конце 20 в., привел к отождествлению научного дискурса с «языковыми играми» и нарративами, к существенному сужению в Н. использования количественных методов и математического моделирования Н. В настоящее время прежняя аллергия к философским концепциям науки сменяется поиском философии науки, адекватной достижениям Н. и включающей в себя изучение научных сообществ, коммуникаций между учеными, форм когнитивной и социальной институциализации научного знания, «зон обмена» между учеными, экспериментаторами и инженерами, организации научного знания в виде ветвящегося древа проблем и способов его систематизации (теории, серии теорий, или исследовательской программы, исследовательской области, дисциплинарного знания) в соответствующих «эшелонах» научной литературы (от монографии до обзора, от журнальных статей до учебников). Н. обрело в СССР когнитивный статус лишь в рамках истории естествознания, но не обрело социальной институциализации. Прежние формы институциализации отечественного Н. оказались неадекватными новым проблемам управления наукой. Отечественное Н. испытывает кризис, поскольку крах советской системы вместо ожидаемых свобод привел к резкому сужению не только государственных ассигнований на науку, но и научно-исследовательских институтов, к разрушению коммуникаций между учеными как внутри страны, так и между всем научным сообществом, к утрате престижа профессии ученого. Реформаторский «зуд» администраторов от науки коренится в чиновничьих пристрастиях и амбициях и не основывается на науко-ведческом изучении научно-исследовательской деятельности, на научных моделях управления процессами функционирования и роста науки. С 1968 ИИЕиТ АН СССР издавал серию книг «Науковедение. Проблемы и исследования» (Т. 1—13). С 1969 г. в Киеве издавался бюллетень «Науковедение и информатика». С 1973 ИНИОН издает реферативно-библиографический журнал «Науковедение». Проблемы Н. рассматриваются в журналах Isis; New Scientist; History of Science; Public Understanding of Science; Science and Education; Science and Public Policy; Science and Society; Science in Culture; Social Epistemology; Science, Technology and Human Values. Специальные периодические издания по Н. — «Наука i наукознавство», «Social studies of science», «Studies of Science», «Scientometrics». С 1999 издается журнал «Науковедение». АЛ. Огурцов