(Wissenschaftstheorie) — одна из современных дисциплин, возникшая на философских факультетах, получившая после Второй мировой войны широкое распространение. По своему формальному характеру она не связана непосредственно с классическим учением о науке и возникла «из стремления разрабатывать возникающие философские вопросы с той же точностью и понятийной ясностью, короче говоря: с научной ответственностью, с какой это осуществляется в частных науках в отношении их специальных проблем» (Штегмюллер). Классическая философия, которая по своим методам и предметам не может быть поставлена в один ряд с частными науками, считается, как известно, открытым проблемным мышлением с предпосылками мышления и бытия, не поддающимися отчасти рациональному осмыслению. И хотя она преподается на факультетах в историческом и систематическом плане как непосредственный источник образования и обучения в рамках фундаментального мышления, представителями теории науки она отвергается как «беспорядочное смешение понятийного и образно-мифологического мышления, необоснованных спекулятивных словесных придирок и языковых грез». Теория науки рассматривается как теория, вышедшая из находящейся более 2000 лет в застое аристотелевской логики, современная форма которой включает как зафиксированные при помощи математических символов высказывания, предикаты, логические операции, предложения и т. п., так и «высшие сферы» логики. Среди относящихся к ней областей следует в первую очередь назвать формальную классическую и интенсиональную логику, а также такие специальные области, как конструктивная, интуиционистская, эпистемологическая и многозначная логика, модальная логика, логика эмпирического опыта, образование понятий и теорий, аксиоматизирование и т. п. Теория науки подвергается в университетской среде острым нападкам представителей современного толкования классической философии и критике со стороны их, порой сомнительных, концепций, что, однако, практически не отразилось на мнении сторонников теории науки, что их время пришло, что наша эпоха, лозунгом которой является наука, — это их звездный час. Некоторые философы, правда, указывают на то, что теория науки влечет за собой позитивистско-догматическую косность мышления. Но, как видно из процитированного в начале положения, философия должна отвечать определенным, присущим науке нормам и быть точной, понятийно ясной, взаимно понятной, перепроверяемой и нести научную ответственность. Однако при этом умалчивается, чем философия была и является до сих пор, как она проявляет себя в свете возникающих новых аспектов. Она должна, она просто обязана быть такой, как предписывает ей узко понимаемый рационализм теории науки. Существуют, правда, и «умеренные» представители теории науки, которые занимаются главным образом вопросами методов, их историей, критикой их абсолютизирования и т. д. и которые признают логический формализм теории науки только с методологической точки зрения. Возможно, отрицание жесткой теории науки, которая претендует на место философии, кажется оправданным. Но этот спор не должен привести к недооцениванию новых формальных способов, которые приобретают все большее значение в широкой области логических исчислений. Спорным пока остается вопрос, выполнимо ли требование того, что теория науки должна занять свое место в математических институтах, чтобы идти своим путем в рамках общего (количественного и структурного) формализма. В будущем, возможно, ситуация сложится таким образом, что в кругу сторонников классической философии формальная теория науки займет место специальной дисциплины узкой рационально-логической области в рамках всеобъемлющей общей философии.
W. Stegmüller. Probleme u. Resultate der W. und analyt. Philos., I—II, 1969—1970; W. K. Essler. W., I—IV, 1970— 1979; F. Kambartel, J. Mittelstraß (Hgg.). Zum normativen Fundament der Wiss., 1973; E. Ströker. Einf. in die W., 1973; R. Bubner (Hg.). Tendenzen der W., 1974; P. Janich u. a. W. als W.skritik, 1974; C. Hubig, W. v. Rahden (Hgg.). Konsequenzen krit. W., 1978; G. Böhme, M. v. Engelhardt. Entfremdete Wiss., 1979; E. Oeser. W. als Rekonstruktion der Weltgesch., I—II, 1979; E. Braun, H. Radermacher. Wissenschaftstheoret. Lexikon, 1978; J. Mittelstraß (Hg.). Enzyklopädie, Philos. und W., I ff., 1980 ff.; J. Speck (Hg.). Handbuch wissenschaftstheoret. Grundbegriffe, I—III, 1980; Lenk (Hg.). Zur Kritik der wiss. Rationalität, 1986; P. Lorenzen. Lehrbuch der konstruktiven W., 1987; P. Hoyningen-Huene, G. Hirsch (Hgg.). Wozu Wissenschaftsphilos.?, 1988; H. Seiffert. G. Radnitzky (Hgg.). Hb. der W., 1989.