НАУКИ О ДУХЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НАУКИ О ДУХЕ
комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих универсальные ценности, природу, функции и их проявления в человеческой жизни, коллективном и индивидуальном поведении людей. Основное предназначение универсальных ценностей (Бог, Благо, Истина, Добро, Красота, Любовь, Справедливость и др.) — обеспечение устойчивого, положительного, высокоадаптивного существования и развития всего человеческого рода в целом, социальных систем, отдельного человека. Среди наук о духе важнейшее место принадлежит теории ценностей, истории и теории культуры, общей истории, истории религии, истории философии, истории искусства, политической и социальной истории, истории науки, психологии, наукам о поведении и др. (См. ценности, гуманитарные науки, культура, науки о культуре).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

НАУКИ О ДУХЕ
Geistwissenschaften") - нем. термин для обозначения гуманитарных дисциплин. Понятие "Н. о д." как единого комплекса гуманитарных дисциплин разрабатывается в герменевтике с целью обоснования их методологического фундамента, сравниваемого с основами естественнонаучного знания. Это приводит к противопоставлению "Н. о д." и "наук о природе", что отвечает картезианскому дуализму духа и природы. Картезианский идеал науки как системного знания о всеобщих законах, допускающих математическое выражение, был ориентирован на точное естествознание и составил основание для наук объясняющих. Дж. Вико пытался обосновать иной идеал, ориентируясь на историю и филологию, считая, что исторический мир, преобразуемый человеком, является более доступным и тем самым более подходящим для выявления "первых истин", чем мир природы. Специфика "Н. о д." (или "наук о культуре") исследуется в неокантианстве. В качестве логики "Н. о д." рассматривается этика (Коген) или аксиология (Риккерт). Различие "Н. о д." и "наук о природе" (у Виндельбанда: номотетических и идиографических наук) объясняется противоположностью их методов: естествознание генерализирует, подводит факты под всеобщие законы, "науки о культуре" - индивидуализируют. Герменевтическое обоснование специфики "Н. о д." как наук понимающих, ориентированных на истолкование традиций, текстов и усмотрение внутреннего смысла культуры, проводится в работах В. фон Гумбольдта, Дройзена, Дильтея. В XX в. оппозиция "Н. о д." и "наук о природе" предстает как конфликт "двух культур" (Ч. Сноу). Показательны попытки преодолеть это противопоставление за счет релятивизации номотетики и идиографии и признания их дополнительности (концепция "идеальных типов" Вебера) за счет приведения "духа" и "природы" к единым трансцендентально-феноменологическим основаниям (Гуссерль), за счет экзистенциально-онтологической интерпретации "понимания", по отношению к которому "объяснение" выступает как момент и возможность (Хайдеггер), за счет универсализации герменевтики (Гадамер), выявления диалогического, гуманитарного контекста всякой науки. Все это открывает возможность понять "науки о природе" как своего рода предельный вариант, или превращенную форму "наук о человеке".
В.В.Калиниченко

Источник: Современная западная философия: словарь

НАУКИ О ДУХЕ
(Geisteswissenschaften), также науки о культуре или исторические науки — с середины XIX в. так называют все науки, занимающиеся исследованием творений человеческого духа (ср. Духа история), культурных образований и сфер культуры, таких, как наука, искусство, религия, государство, экономика, право и др. К наукам о духе относятся поэтому история, филология, социология, теология, этика, эстетика, в то время как психология занимает промежуточное положение между науками о природе и науками о духе (см. Души и тела проблема). Выражение «науки о духе» ведет свое начало от Шиля, переведшего «Логику» Дж. Ст. Милля (1849), и является переводом выражения «moral science». Рассматриваемая со стороны внешнего мира сфера наук о духе начинается там, где духовно-культурная деятельность человека оставляет в природе чувственно воспринимаемые и сохраняющиеся следы. Дильтей в 1883 в своей работе «Einleitung in die Geisteswissenschaften» пытался провести резкую грань между науками о духе и естественными науками; науками о духе он считал те науки, предметом исследования которых в их целом является общественно-историческая действительность. Задачей этих наук, согласно Дильтею, является переживание проявлений этой действительности и их осмысление, постижение, понимание. Принцип причинности имеет силу также и в науках о духе; но здесь он должен быть дополнен представлением о цели (см. Телеология), суждением ценности и внесением смысла. Для теории науки (см. также Наука) разграничение наук о духе и естественных наук является важной проблемой, в которой проявляется противоположность между рациональным и иррациональным. Согласно Шпрангеру, науки о духе занимаются: 1) транссубъективными и коллективными духовно-историческими образованиями, важными для отдельного человека; 2) духовными нормами отдельного человека и его духовно-культурной жизни и деятельности. Виндельбанд, подобно Риккерту и Рудольфу Штаммлеру, различает исторические, описывающие единичные явления (идиографические) науки о духе и законополагающие (номотетические) естественные науки. Другие противопоставляли науки о духе как социальные науки или науки о культуре естественным наукам. Так как человек, несмотря на свое духовное достояние, остается элементом природы, то некоторые, в том числе Геккель и Брейзиг, считают все науки, следовательно и науки о духе, в конечном счете естественными науками. Называющая себя «наукой о духе» антропософия не имеет с «науками о духе» ничего общего.
W. Dilthey. Einl. in die G., 1883; W. Windelband. Gesch. und Naturwiss., 1894; W. Dilthey. Der Aufbau der gesch. Welt in den G., 1910; E. Rothacker. Einl. in die G., 1920; E. Becher. G. und Naturwiss., 1921; E. Rothacker. Logik u. Systematik der G., 1927 (Repr. 1965); J. Kraft. Die Unmöglichkeit der G., 1934, 1977; O. F. Bollnow. Das Verstehen, 1949; O. F. Bollnow. Die Methode der G., 1950; E. Grassi.T. v. Uexküll. Von Ursprung u. Grenzen der G. und Naturwiss., 1950; J. Ritter. Die Aufgabe der G. in der modernen Gesellschaft, 1961; H. Trümpy (Hg.). Kontinuität, Diskontinuität in den G., 1973; T. Pawlowski. Methodolog. Probleme in den Geistes-und Sozialwiss., 1975; M. Riedel. Verstehen oder Erklären? Zur Theorie und Gesch. der hermeneut. Wiss., 1978; H. Flashar (Hg.), Philologie u. Hermeneutik im 19. Jh., 1979; T. Bodammer. Philos. der, 1987; E. Betti. Zur Grundlegung einer allg. Auslegungslehre, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961