Наука, техника и общество в Англии XVII века
Наука, техника и общество в Англии XVII века
«НАУКА, ТЕХНИКА И ОБЩЕСТВО В АНГЛИИ XVII ВЕКА» («Science, Technology and Society in Seventeenth Century England») — книга известного социолога науки Р. Мертона, создателя школы, идеи которой доминировали на протяжении нескольких десятилетий 20 в. при изучении социального института науки. В книге, впервые опубликованной в 1938, Мертон ставит ряд интересных проблем о соотношении науки и общества на материале конкретной ситуации. Он полагает, что если научные идеи и развиваются эволюционно и поступательно, это совсем еще не означает, что общество в целом развивается таким же образом, в том числе и вся совокупность отношений наука—общество. Опираясь на функциональный анализ, Мертон развивает его в направлении расшатывания жестких связей, утверждения мобильности и взаимозаменяемости функций и выполняющих их социальных единиц. Он выступает против всеобъемлющих социологических теорий и считает, что трудно установить какие-либо закономерности, справедливые для общества в целом. Такие закономерности лишь приблизительны, однако в какой-то мере постоянные отношения можно установить для более узких областей социальной жизни, создавая теории среднего ранга. Только такие теории могут действительно работать и способствовать пониманию явлений общественной жизни. В своей книге Мертон рассматривает определенную ситуацию в конкретном месте и в конкретное время, где сфокусированы и социальные, и религиозные, и технико-экономические составляющие науки. Случилось так, что в Англии 17 в. религия в лице протестантизма сыграла решающую роль в становлении науки Нового времени. Но вполне могло случиться, что в др. стране и в др. время др. обстоятельства сыграли бы аналогичную роль в возникновении науки. Каждое событие в истории (в нашем случае — каждый факт формирования науки) — уникально и требует специального изучения. Нет всеобщих законов, все законы обладают ограниченной сферой действия. Мертон пишет о глубинных взаимоотношениях науки и религии, основанных на сходстве исходных предпосылок. Основной предпосылкой современной науки он считает широко распространенное инстинктивное убеждение в существовании порядка природы. Окончательным критерием истины в науке Г. Галилея и И. Ньютона является эксперимент, но само понятие эксперимента оказывается невозможным без исходной предпосылки о том, что в природе существует порядок, и если ей задавать вопросы, то она ответит. Однако само по себе это убеждение не может индуцировать развитие науки. Был необходим постоянный интерес к поиску этого порядка природы эмпирическими и рациональными средствами, т.е. активный интерес к миру и к тому, что в нем происходит. В лице протестантизма религия создала условия для возникновения такого интереса. Протестантизм настаивал на активной светской деятельности, причем ударение делалось на опыт и разум как на основы действия и веры. Пуританство ненамеренно содействовало утверждению науки как социального института, вопреки своей теологии как особому способу восприятия мира и вопреки умонастроению своих вождей. Мертон провел огромную работу, изучив несколько сотен исследований, о которых сообщалось Королевскому обществу в 17 в., с целью определить степень приверженности ученых «чистой науке» по сравнению с наукой, которая была прямо или косвенно связана с экономикой и военным делом. Наивно предполагать, пишет Мертон, что влияние экономических факторов осуществляется на науку только через мотивации ученых, когда они сознательно выбирают себе тему исследования с явным стремлением решить конкретные практические проблемы, привлекшие к себе их внимание. В таких случаях научное исследование действительно прямо связано с социальными потребностями. Но др. исследования только косвенно связаны с практическими интересами, причем сами ученые об этом даже не подозревают. Связь здесь чисто функциональная в смысле различия между скрытыми и явными функциями. В поведении ученых субъективные намерения и объективные следствия различны, иногда совпадая, иногда нет. Подобно тому как исследования, задуманные как фундаментальные, зачастую дают неожиданные практические результаты, точно так же исследования, начатые как прикладные, иногда открывают новые закономерности природы. В историко-научной концепции Мертона присутствуют элементы, ставшие в последующих исследованиях науки доминирующими. Это привело к радикальной смене взглядов на историю науки, на способы ее функционирования в обществе, на такие фундаментальные понятия науки Нового времени, как истинность знания, его объективность, субъект-предметные отношения. Первостепенное значение имеет стремление Мертона привлечь внимание к отдельным событиям в истории как к уникальным, особенным; разработка им логических механизмов взаимодействия науки и общества через анализ мотивационных действий ученого, с одной стороны, и через анализ социальной структуры науки, встроенной в общественные и социальные структуры общества, с др. В книге Мертона граница между логикой науки и социумом перемещается внутрь самой науки, понимаемой и как совокупность научного знания, и как социальный институт. Книга дает представление о том, что социальность при изучении науки может пониматься не только как совокупность внешних социальных факторов. Л.А. Маркова