Наука общества

Найдено 1 определение
Наука общества
«НАУКА ОБЩЕСТВА» (Niklas Luhmann. Wissenschaft der Gesellschaft. Frankfurt a. Main, 1992) — работа Никласа Лумана, подготовленная в рамках монументальной серии книг по описанию дифференцированных социальных систем как «частей» современного общества. Помимо «Н. о.» в данную серию входят «Право общества», «Искусство общества», «Хозяйство общества», «Религия общества» и ряд др.         Наука рассматривается Луманом как регулируемая и мотивированная истиной последовательность коммуникаций. Как и всякая коммуникативная система, наука возникает для выполнения особой функции, состоящей в добыче все новых знаний и их аранжировке. Данная функция требует особого понимания истины, противостоящего как корреспондентной, так и когерентной теории, но приближающейся к ее инструменталисткой интерпретации и фальсификационистской модели К. Поппера.         Истина понимается как символически обобщенный медиум (мотиватор, катализатор, код, средство наблюдения) коммуникации. Как и всякий медиум — власть, собственность, деньги и т.д. — истина проявляется через различение двух несимметричных разнофункциональных сторон: внутренней стороны (истинности) и стороны внешней (ложности). Код истины делает возможным наблюдение научных коммуникации научными же коммуникациями. При этом наблюдение понимается как выбор (подсоединение) следующей истинной коммуникации к предыдущей истинной коммуникации. Внутренняя сторона истины обеспечивает, таким образом, замкнутость научных коммуникаций и образование их системы. Внешняя сторона кода истины (ложность) не дает возможности подсоединения ложных предложений друг к другу, накопления неистинного знания и его агрегации в какую-либо структурированную целостность. Однако ложность выполняет важную позитивную функцию, поскольку, во-первых, запускает процесс рефлексии, в то время как научные коммуникации, находящиеся на внутренней стороне кода истины (истинные), протекают квази-бессознательно, без того чтобы возникал вопрос об их истинности или ложности. Во-вторых, ложность гипотезы увеличивает вероятность истинности остальных гипотез. При этом оба вида коммуникаций (ложные и истинные) понимаются как научные, и с помощью медиума — истины — должны быть отличены от внешнего мира научной системы: коммуникаций, ориентированных и мотивированных «чуждыми» медиумами — властью, собственностью, любовью, деньгами, прекрасным, верой и т.д.         Структура системы науки состоит из когнитивных ожиданий, которые, в случае разочарования в них, трансформируются, а не укрепляются, как это имеет место применительно к ожиданиям нормативного типа в некоторых др. системах. Так, в системе права следствием разочарования (девиантности) является укрепление нормы закона, а не его отмена. Трансформация когнитивных ожиданий выражается в формулировании новых теорий и понятий, задающих рамки новых ожиданий (объяснений, предсказаний). В науке, в отличие от др. систем, новое как отклонение от общепринятого отклоняется не сразу (уже в силу его девиантности — как в системе права) и принимается не тотчас же (уже в силу факта новизны — как в системе массмедиа), а лишь после опробации возможностей его интеграции с предшествующими научными коммуникациями. Новое в науке принимается лишь в том случае, если оно обладает особой характеристикой — подсоединительной способностью или, что то же самое, смыслом в отношении прошлых научных коммуникаций.         Смысл — основная эпистемическая категория, обобщающая все остальные генерализированные символические медиа коммуникации (власть, право, деньги и т.д.). Смыслом (подсоединительной способностью) в системе науки обладают, с одной стороны, новые, отклоняющиеся коммуникации, а с др. стороны— отвечающие уже наличествующим ожиданиям.         Возникновение кода истины привело к обособлению научных коммуникаций от всех остальных общественных коммуникаций. Однако этот код не ограничивает и не определяет темы или структуры научной коммуникации. Условия их возможности задаются научными программами. Последние — в противовес истине — обеспечивают науке, как системе, свойство открытости потенциально безграничным сферам и предметам. В отличие от программ, научные теории и методы, напротив, обеспечивают системную замкнутость научных коммуникаций тем, что придают каждому научному предложению лишь одно из двух возможных значений кода (истину или ложь) и более никакого. Теории и методы выступают условиями возможности познания, поскольку определяют то, что может быть допущено в качестве научной операции и объектов научного исследования. Последние, в свою очередь, должны представлять собою системы; организмов, психические системы (комплексы переживаний), социальные системы (общество), механические системы (машины), природные системы. Эту ограничительную силу теорий и методов в отношении наблюдаемых объектов и предметов различных наук Луман называет лимитациональностью и считает одной из ключевых предпосылок научной коммуникации.         А.Ю. Антоновский

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
254.63 кб

Наука и общество в XXI веке

Васильев Н. В.
Читать PDF
288.23 кб

Дискуссионный клуб: наука и общество

Комарова Жанна, Емельянович Ирина
Задача оптимизации взаимоотношения науки и общества сегодня широко обсуждается не только в нашей стране, но и во всех государствах мира.
Читать PDF
381.67 кб

Наука и власть в современном обществе

Торукало Валентина Павловна
Статья посвящена исследованию взаимодействия науки как социокультурного феномена и политической власти.
Читать PDF
122.05 кб

Наука и человек в современном обществе

Зобов Роман Алексеевич
В современном обществе реализуются позитивные и негативные факторы, как способствующие формированию полноценного человека, так и ведущие к его деградации. Наука стимулирует как те, так и другие.
Читать PDF
368.73 кб

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА В ОБЩЕСТВЕ ЗНАНИЙ

Андрианова Тамара Владимировна, Ракитов Анатолий Ильич
Развитие общества, основанного на знаниях, при-вело к преобразованию структуры науки. Она стала коллективной, коммерциализированной, подверженной фальсификациям и мошен-ничеству, открытой к СМИ и зависящей от СМИ.
Читать PDF
754.87 кб

Наука в современном российском обществе

Мазилов Владимир Александрович, Слепко Юрий Николаевич
Читать PDF
264.52 кб

НАУКА ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Водопьянова Елена Викторовна
Читать PDF
1.10 мб

Глобализация, информационное общество и наука

Федоров Владимир Александрович
Проблемы, связанные с глобализацией, в последнее время приобретают особое значение и сопровождаются многочисленными идеологическими концепциями.
Читать PDF
196.48 кб

Особенности заблуждений в общественных науках

Тилинина Татьяна Валентиновна
Читать PDF
247.38 кб

Наука и философия науки в современном обществе

Огурцов А.
Читать PDF
821.31 кб

СМИ, НАУКА, ОБЩЕСТВО (ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ)

Вахрамеева Зоя Владимировна
Рассматривается проблема изучения взаимоотношений науки, средств массовой информации и общества в англоязычной литературе.
Читать PDF
17.97 мб

Наука в системе экономи ческой интеграции общества

Шулугина Г.Л.
Читать PDF
396.60 кб

Исследования общества: наука, эклектика, спекуляции

Воронцов Сергей Селиверстович
From the position of current anthropology some aspects of epistemology (theory of knowledge) and the sate of modern study of social processes by various disciplines were studied.
Читать PDF
2.39 мб

"ИКОНИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ" В НАУКАХ О КУЛЬТУРЕ И ОБЩЕСТВЕ

Инишев Илья
Статья посвящена анализу современной ситуации в социальных науках и науках о культуре, связанной с усилением интереса к проблематике образа. В статье анализируются внутренние и внешние истоки так называемого иконического поворота.
Читать PDF
174.44 кб

О понятии «Традиционное общество» в социальных науках

Капишин А. Е.
Статья посвящена рассмотрению понятия «традиционное общество», носящему ознакомительный, предельно общий характер.

Похожие термины:

  • Наука, техника и общество в Англии XVII века

    «НАУКА, ТЕХНИКА И ОБЩЕСТВО В АНГЛИИ XVII ВЕКА» («Science, Technology and Society in Seventeenth Century England») — книга известного социолога науки Р. Мертона, создателя школы, идеи которой доминировали на протяжении нескольки