НАУКА МЕЖДУРЕЧЬЯ

Найдено 1 определение
НАУКА МЕЖДУРЕЧЬЯ
Междуречье, наряду с Древним Египтом, является областью зарождения первоначальной науки (протонауки). Многочисленные государства Междуречья по языковому признаку – шумерские и аккадские. Шумерский язык имел большее распространение в IV–III тыс. до н. э .; с начала II тыс. до н. э . в качестве средства общения он был полностью вытеснен аккадским. В таких крупных государствах, как Вавилония и Ассирия, аккадский был уже единственным языком. Родственные связи с шумерским языком до сих пор не установлены; аккадский выступает самым ранним представителем семитской группы (в середине I тыс. до н. э . ему на смену пришел арамейский). Расцвет науки Междуречья примерно совпадает с временем существования соответствующих государств – III–II тыс. до н. э . В этот период были накоплены большие прикладные знания в разных областях – земледелии, одомашнивании животных, строительстве, вычислениях и знаниях свойствах фигур, наблюдениях звездного неба, лечении людей. В мировоззрении шумеров и аккадцев главное место занимали боги. Творцы науки Междуречья по именам неизвестны. Наукой тогда часто занимались жрецы, поскольку по роду деятельности им нужно было объяснять и предсказывать различные природные явления. Изобретение письменности, образование и литература. Письменность в Междуречье появилась в XXXIV веке до н. э. Шумеры начали писать тростниковыми палочками на глиняных кирпичах (шумер. дуб; аккад. туппу). Этот способ письма сохранялся потом более двух с половиной тысяч лет.
Первоначально многие знаки шумерского письма были весьма похожи на предметы, которые они были призваны отображать. С течением времени, во II тысячелетии до н. э., они превратились в наборы колышков, в которых узнать обозначаемый предмет было уже невозможно. Отсюда пошло и современное название этого вида письма – клинопись. Отдельные знаки означали не целые слова, а только слоги. Применялись и знаки-подсказки, помогавшие понять смысл слова, составленного из слогов. Занятие писца нередко передавалось по наследству – от отца к сыну. Изредка писцами становились женщины. Школы писцов назывались «дома глиняных кирпичей» (шумер. э -дубба, аккад. бет-туппи), а ученики – «сыновьями» такого дома. На начальной ступени учащиеся упражнялись в изготовлении письменных принадлежностей, овладевали тонкостями языка, запоминали перечни названий, переписывали произведения. Затем переходили к более углубленному изучению наук.
Произведения Междуречья, как правило, безымянны. По тем или иным причинам авторы не подписывали свои сочинения. Чаще мы знаем имена переписчиков, чем подлинных творцов. Ниже перечислены хоть сколько-нибудь известные поэты и писатели. Однако даже относительно их существования и тем более относительно времени их жизни есть некоторые сомнения (названия произведений в значительной степени условны): Энхедуана «Гимны Инанне» (XXIII век до н. э .); Син-лики-уннини «О все видавшем» (XXII век до н. э.); Лу-Нанна «Миф об Этане» (XXI век до н. э.); Саггил-кинам -уббиб «Вавилонское богооправдание» (XI век до н. э .); Аба-Энлиль-дари (VII век до н. э.); Кабти-и ли-Мардук «Миф о боге Эрре»; Шамаш-мубаллит «Миф о богине Инанне». Крупные частные и храмовые библиотеки в разные времена находились в таких городах, как Ашшур, Калах, Султан-тепе, Вавилон, Урук, Ур, Сиппар. Крупнейшее книгохранилище, вероятно, устроил в Ниневии, в своем дворце царь Ашшурбанапал (VII век до н. э.) . По оценкам, оно насчитывало около 5000 произведений. При этом до половины всего количества книг царь вывез из библиотек Вавилона. Художественных произведений среди них оказалось сравнительно немного; в основном это были труды по заклинанию духов, гаданию (по звездам, по уродствам, по снам, по ежедневным явлениям) и врачеванию. Соответственно и работали в такой библиотеке звездочеты, гадатели, заклинатели, прорицатели, врачи, плакальщики и даже египетские чудотворцы. То, что осталось от собрания в Ниневии (а это примерно 30 тысяч кирпичиков и их частей), ныне хранится в Британском музее.
Мировоззрение. В представлении жителей Междуречья мир питается и приводится в движение некими божественными силами (по-шумерски ме). Мир слагается из трех уровней – небо, земля и подземелье. Небо и подземелье в свою очередь могут делиться еще на два-три слоя. Земля – круглая или квадратная, плавает на воде и окружена горами, на которые опирается небо. Мир есть порядок, хотя и не всеохватный. В нем есть своего рода островки безобразия, от которых исходит угроза всему целому. Это далекие степи и горы, населенные дикарями; это преисподняя с умершими, злыми духами и первобытными чудовищами, которые могут покинуть свои жилища и начать истреблять живых. Единственная настоящая неизбежность в мире – это смерть. Она в руках богов, но дня ее боги человеку знать не дали. К концу II тысячелетия до н. э . возникает мысль о том, что человек не заслужил всех тех тягот, что нередко сваливаются на него уже с детства. Следовательно, боги несправедливы к роду людскому. Такого рода настроения обнаруживаются в сочинениях «Вавилонское богооправдание», «Страдающий праведник», «Разговор с неверующим».
Характер знания. Носитель любого знания и умения по-шумерски назывался либо абгал, либо уммеа; по-аккадски – апкаллу или уммиану. Так можно было обозначить опытного земледельца, ремесленника или писца. В аккадском языке существовало также слово немеку, выражавшее остроту и глубину ума, способность находить решение в любых обстоятельствах. Олицетворением немеку был бог Энки (Эа), до некоторой степени соответствующий эллинскому Прометею. Первоисточником знаний и умений часто считались семь допотопных мудрецов, особенно первый из них – человек-рыба Уан (Оаннес), или Уан-Адап. Многие знания в Междуречье считались тайными и не подлежали открытому распространению.
Одна из примечательных особенностей шумерско-аккадской учености заключалась в стремлении составлять по возможности всеобъемлющие перечни слов, распределенных по категориям и более или менее подробно истолкованных. Один из главных трудов такого рода «Готовый» (Урахубуллу) состоит из 24 глав следующего содержания: 1) правовые утверждения; 2) деревья и их части; 3) изделия из дерева; 4) деревянные орудия; 5) частично деревянные орудия; 6) оружие и разные предметы; 7) музыкальные инструменты и предметы из дерева; 8) виды тростника и предметы из него; 9) украшения и домашняя утварь из тростника; 10) сосуды и предметы из глины; 11) кожа, камни, металлы; 12) бронза, драгоценные металлы и камни; 13) домашние животные; 14) дикие животные; 15) мясные изделия; 16) камни; 17) растения и травы; 18) рыбы и птицы; 19) шерстяные и тканые изделия; 20) названия местностей; 21) названия городов; 22) названия стран, рек, морей и светил; 23) пища и пиво; 24) жиры, приправы, плоды, изделия из молока, асфальт.
Арифметика и геометрия. Начиная с IV тысячелетия до н. э. шумеры используют счисление, сочетающее десятичную и шестидесятиричную систему. При этом для обозначения чисел применяется всего два знака – I и , что означает 1 и 10 соответственно. Запись чисел могла быть как позиционной, так и непозиционной (в повседневных обстоятельствах). Первая позиция – 1, вторая – 10, третья – 60, четвертая – 600, пятая – 3600, шестая – 36000. Из-за этого один и тот же знак обозначал разные числа в зависимости от обстоятельств. Одинаково записывались 1, 60, 3600, 1 /60 , 1 /3600 и т. д. Таким образом, только по контексту можно было понять, какое число имеется в виду. В аккадскую эпоху были введены числа 100 и 1000; в эпоху селевкидов (после распада державы Александра Македонского) появился отдельный знак для нуля.
Для умножения использовались заранее составленные методом последовательного сложения таблицы умножения; для деления – таблицы обратных величин. Однако исключались обратные для чисел, которые не являются произведением простых делителей числа 60 и не записываются в виде 2p, 3q или 5m, где p, q, m – целые.
Математические сочинения шумеров и аккадцев можно разделить на два вида: во-первых, это, как уже говорилось, разнообразные таблицы для ускорения расчетов (главным образом таблицы умножения, обратных величин, квадратных и кубических корней), а во-вторых, сборники задач. В последних требуется узнать число тех или иных предметов, площади и объемы. Задачи имеют самое непосредственное отношение к повседневной жизни и, хотя выражаются в общих понятиях, не содержат в явном виде никаких теорем. Между тем, то, что у нас принято называть теоремами, математикам Междуречья до некоторой степени было известно. Например, они знали свойства основных фигур – треугольников (в том числе так называемую теорему Пифагора) и окружностей. Помимо этого они умели решать уравнения первой и второй степени с одним или двумя неизвестными. В последнем случае, очевидно, речь идет о системах из двух уравнений, например таких:х+у=аиxy=bилих+у=аиx2+y2 =b.
Решение их обычно производится методом подстановки. Наиболее распространенные квадратные уравнения имеют вид x2 + ax = b. Неизвестная величина называлась «сторона», а ее вторая степень – «квадрат». Таким образом, можно говорить об известной геометризации арифметики, что позднее наблюдалось, например, у эллинов. Возможно, математикам Междуречья были известны и некоторые простейшие числовые ряды. Астрономия. Значительны достижения ученых Междуречья в области наблюдений за небом и звездами. Основные светила воспринимались как проявления богов (используемые в наши дни названия планет тоже являются именами богов, только уже римских). Соответствия здесь такие: Солнце – Уту (или Шамаш), Луна – Син, Меркурий – Набу (сын Мардука, бог мудрости), Венера – Иштар, Мар – Гирра (бог огня), Юпитер – Мардук, Сатурн – Нинурта (бог войны). Все светила подразделяются на неподвижные, которые перемещаются как единое целое вместе с небосводом, и подвижные (планеты и кратковременные явления – кометы и метеоры).
Сочетания «неподвижных» светил были обозначены как созвездия. Те из них, по которым проходит эклиптика (путь Солнца), выделялись особо. Причем их было двенадцать и некоторые из них сохранили свои названия до наших дней. Имеются в виду Близнецы, Лев, Весы, Скорпион, Стрелец. Остальные назывались иначе. Были определены дни солнцестояний и равноденствий, а также выявлена прецессия (предварение равноденствий). Проводились наблюдения солнечных и лунных затмений, фаз Луны, особенностей ее свечения, покрытий звезд; подсчитывались дни, когда она присутствует на небе вместе с Солнцем. Определялись созвездия, в которых встает Солнце, особенности его цвета и сияния на восходе и закате. Были обнаружены фазы Венеры, что кажется невероятным, если учесть, что в те времена еще не было телескопов. Была определена продолжительность лунного месяца и солнечного года. Обнаружилось несоответствие: один солнечный год не равен целому числу лунных месяцев; двенадцать лунных месяцев насчитывают 348 суток. Введен лунный календарь, который до начала II тысячелетия до н. э . в каждом государстве Междуречья имел свои особенности. В частности, везде были свои названия месяцев (нередко это названия праздников или полевых работ); начало года отмечалось в разное время. Для согласования лунного календаря и солнечного года каждое государство время от времени (но не периодически) по своему усмотрению добавляло к календарному году дни или целый месяц. Объединение шумерских государств вокруг Ура в конце III тысячелетия до н. э. способствовало и распространению календаря этого города. В XVIII веке до н. э. при Хаммурапи все Междуречье единодушно принимает календарь города Ниппур. Строго периодические вставки дополнительных месяцев начинаются только вVилиIVвекедон.э. Медицина. В Междуречье применялись три способа лечения – лекарствами, путем разрезов и вскрытия тела и, наконец, заклинаниями.
Многочисленные сохранившиеся трактаты по врачеванию часто строятся таким образом: признаки недуга у человека, определение болезни по этим признакам, назначение лекарства, дальнейшее лечение. К лекарству иногда даже прилагаются описания его действия и указания для применения: насколько безвредно снадобье, насколько сильно оно, можно ли его принимать женщинам, использовалось ли оно раньше и т. п . Врачи Междуречья следили за температурой тела больного и его сердцебиением, цветом и составом его выделений, внешними проявлениями, предположительно указывающими на внутренние расстройства; применяли метод ощупывания тела. Основу лекарства составляли лечебные травы, к которым примешивались самые разнообразные вещества – мед, молоко и изделия из молока, каменный порошок, а также другие, подчас весьма необычные, добавки – печень скорпиона, кожа хамелеона, головы мух, измельченные кости, ракушки, рога, когти, выделения и кровь животных и т. д . Из других способов лечения известны припарки, наложение повязок, впрыскивания, промывания, растирания. Часто применялось водолечение. Сведений о лечении путем разрезов сохранилось мало. В целом трактаты Междуречья по лечебному искусству не всегда понятны.
В частности, это относится к названиям болезней, которые зачастую не поддаются отождествлению с современными медицинскими терминами. Колдовство и гадания. Широчайшее распространение в Междуречье получили заклинания и священнодействия, направленные на избавление от тех или иных бед, которые связывались с кознями злых духов, колдунов и призраков умерших. Колдовство как явление по-аккадски ашипуту, как ремесло – ашипу. Примеры такого рода деятельности: если женщина родила недоношенного или очень слабого ребенка, его необходимо утопить (поскольку такое рождение – дурной знак); если нужно избавиться от назойливого человека, следует закопать в землю его изображение; если врач не хочет заразиться от больного, то, направляясь к нему, он должен попавшийся ему на пути глиняный черепок воткнуть глубоко в землю. Помимо действий для этих же целей использовались чисто словесные обращения к богам с просьбами о защите от злых духов. Пророчества (баруту) на основании предзнаменований были призваны не столько возвестить о неотвратимом будущем, сколько предупредить о тех нежелательных событиях, которые могут произойти, но не обязательно произойдут. А затем с помощью все тех же заклинаний и священнодействий их следовало предотвратить. Самые распространенные гадания – по печени животных, по звездам, по снам, по поведению животных, по событиям повседневной жизни. Для изложения «законов» предзнаменований использовалось особое грамматическое время, выражающее частное состояние единичного предмета в прошлом или будущем, которое рассматривается, однако, как всеобщее, вневременное. Таким же способом подавались любые надежно установленные, проверенные, доказанные данные. А. Ю. Долгих

Источник: История философии науки и техники.