НАУКА И ПРАВОСЛАВИЕ

Найдено 1 определение
НАУКА И ПРАВОСЛАВИЕ
Как антинауч. мировоззрение, православие всегда относилось к науке враждебно. Особая враждебность была присуща традиц. рус. православию дореволюц. поры: его идеологи всячески третировали научное познание, утверждая, будто оно негативно влияет на духовное состояние человека. Жажда знаний воспринималась духовенством как нечто порочное. В прошлом РПЦ преследовала передовых ученых и налагала запрет на прогрес. научные идеи, противодействовала распространению знания в массах, опасаясь, что рост образованности повлечет за собой падение религиозности. Обновленцы 20-х гг. высказались в поддержку «прогресса науки» и осудили обскурантизм дореволюц. церкви; вслед за ними пересмотрела традиционно-негативное отношение к науке и патриаршая церковь, вынужденная считаться с высоким престижем научн. знания в социалистич. обществе. Богословы РПЦ стали утверждать, что «науки о вселенной, о мире и человеке не только не чужды христианскому самосознанию и действию, но, наоборот, самым непосредственным н необходимым образом к тому н другому имеют отношение», а поэтому необходимо «совершенствовать научные знания» (ЖМП, 1973, № 8, с. 57, 68). Они согласились с. нек-рыми выводами научной критики Библии, отвергли прежние попытки «решать на основе свящ. писания научные вопросы», признали истинность ряда научных концепций (напр., эволюц. теории), стали подчеркивать «научность» богословия. Но и в новой ситуации пропагандируемая РПЦ идеология не перестала быть антинаучной. Ее богословы всячески преувеличивают относительность научных знаний, их неполноту, отказывают науке в праве на мировоззренч. выводы, дискредитируют разум, культивируют иррационализм, завуалированные формы агностицизма.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7