В данных понятиях фиксируются две важные сферы человеческой жизнедеятельности взаимного влияния развития науки и содержания образовательных стандартов. При этом под образованием в широком смысле слова следует понимать процесс и результат усвоения человеком навыков, умений и теоретических знаний.
С одной стороны, наука вырабатывает образцы для образования (имеется в виду прежде всего вузовское образование), определяет содержание образовательных стандартов, влияет на формирование технологии образовательного процесса – наука задает образованию вектор развития. С другой – образование формирует способности и навыки, умения, необходимые для любой научной деятельности. В этом смысле образование является фундаментом науки, позволяющим постоянно воспроизводиться науке как институту, как сообществу ученых. Это и позволяет говорить о взаимном влиянии науки и образования, об их взаимозависимости. Образование должно быть органично связано с научными достижениями, а развитие науки и образования должно идти параллельно.
Новейшие научные разработки своевременно должны становиться содержанием образования. Расхождение в развитии науки и образования может привести к торможению развития самой науки, а значит и общества в целом. Сложности в решении данной проблемы связаны с необходимостью преодоления исторически сложившейся институциональной раздвоенности вузовской и академической науки, что определяло, в частности, ориентацию вузовского образования на готовое знание, требующее только воспроизведения.
Для преодоления сложившейся разделенности необходимо найти способы построения высшего образования на основе представления о нем как об одной из форм функционирования науки в современном обществе. В то же время нельзя не отметить, что по мере развития науки научное знание постепенно внедряется в школьное образование, – сегодня школьное образование сознательно ориентировано на науку. Наука как способ рационального познания и основа современного мировоззрения через систему образования, главным образом в наиболее развитых странах, приобретает все большее значение для миропонимания людей, в то время как религиозные верования, которые на сегодняшний день свойственны миропредставлению большинства, становятся все более формальными, адаптируемыми к требованиям, жестко диктуемым логикой развития современного общества. Наука по мере влияния на образование изменила не только содержание образовательных стандартов, но и, что еще более существенно, технологии образовательного процесса, что ярко проявляется, например, в его компьютеризации и информатизации образовательного процесса.
Данные процессы самими педагогами оцениваются неоднозначно, но последние не в силах уйти от подобного влияния науки на образование. Н. С. Смолина