Мировоззрение – это система взглядов на мир, которые определяют отношение человека к действительности, понимание мира человеком, жизненную позицию людей. Совокупность обобщенных представлений, обогащенная множеством фундаментальных фактов и выводов, полученных в разных областях науки, только тогда образует мировоззрение, когда она подчинена основному вопросу мировоззрения, определяющему место людей в мире, понимание ими своего исторического происхождения и назначения, смысла существования цивилизации и личности.
Субъектом, носителем мировоззрения, являются отдельный человек, социальные группы, различные общности и классы, общество в целом. На протяжении многих веков определяющее влияние на миропонимание людей оказывала религия. В эпоху становления естество-знания наука отстаивала в борьбе с религией свое право участвовать в формировании мировоззрения. Если религия в большей мере обращается к эмоциональной стороне человеческого существования и основывается прежде всего на вере, трактуя многие явления как проявление чуда, то для науки и научного мировоззрения мир существует сам по себе, являясь причиной самого себя.
Существенное значение в формировании мировоззрения наука приобретает в XVII в. Если в прошлые исторические эпохи, отмечает В. И. Вернадский, научное мировоззрение занимало в сознании человека незначительное место, то в последние 5–6 столетий все более усиливается его значение в сознании и культурной жизни людей, что вызвано важнейшими открытиями в науке (гелиоцентрическая картина мира Коперника, законы движения планет Кеплера, законы Ньютона и др.) . Наука направлена на выяснение законов окружающего нас мира – природы, общества, человека и его мышления. Научные знания, включаясь в систему мировоззрения, служат целям ориентации человека в природной и социальной реальности. Научные знания, как правило, приобретают мировоззренческую значимость после того, как получают философскую интерпретацию. Философия выполняет функцию осознания, теоретического обоснования мировоззренческих установок.
Научное мировоззрение – это определенное отношение к миру явлений, при котором явления, доступные научному изучению, могут быть объяснены и эти объяснения не будут противоречить основным принципам научного познания. В. И. Вернадский в работе «О научном мировоззрении» пишет, что научное мировоззрение не является чем-то законченным, а его формирование представляет собой сложный процесс. Оно состоит из научных истин, логически доказанных умозаключений и идей, вошедших в науку из религии, философии или искусства и обработанных научным методом. Научное мировоззрение различается по эпохам, при этом имеет собственные законы изменения и особые формы проявления. Научное мировоззрение способно влиять на мысли и чувства людей, поскольку опирается на научные истины. В состав научного мировоззрения входят такие компоненты, как знания и убеждения, ценностные ориентации, идеалы и нормы деятельности людей, причем подвижным элементом являются именно знания. Знания представляют собой содержательную компоненту научного мировоззрения, а убеждения – ценностно-окрашенное, эмоциональное и нравственное отношение к знаниям и реальности. Так, на протяжении длительного времени человечество не знало электричества, микромира, современных средств связи, компьютерных технологий, а в настоящее время эти достижения науки составляют важный элемент культуры общества, общего образования людей и фундамент мировоззрения современного человека. Важнейшей составляющей научного мировоззрения является научная картина мира.
Мировоззренческий синтез научного знания в научной картине мира показывает, что явления материального мира связаны между собой как моменты вечного круговорота движущейся материи. В современной науке имеются предпосылки для формирования целостной картины мира, включающей достижения естественных, общественных и технических наук. Такая целостная картина мира и должна стать основой мировоззрения. О. Н. Томюк