НАУКА ЭЛЛАДЫ И ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО МИРА

Найдено 1 определение
НАУКА ЭЛЛАДЫ И ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО МИРА
Общая характеристика. Наука Эллады (Греции) и так называемого эллинистического мира (некоторые государства западной Азии, северной Африки и южной Европы) пережила свой расцвет в период примерносVвекадон.э.поIIвекн.э.Еепервыеростки можно разглядеть еще в VIII–VII веках до н. э., начало бурного роста относится ко времени возвышения Афин после греко-персидских войн, а окончательный закат приходится уже на конец IV века и связан с быстрой варваризацией и христианизацией Римской империи. Главным центром сосредоточения научных сил была Александрия в Египте (с III века до н. э.). Другие центры науки – Афины, Пергам, Антиохия, Рим. Некоторые научные учреждения по-прежнему находились при храмах. В то же время появились объединения исследователей, которые не были связаны с религией. Часто науками занимались одаренные одиночки. Очень большое значение имели крупнейшие библиотеки – в Александрии и в Пергаме (до одного миллиона и до двухсот тысяч книг соответственно в лучшие времена).
Греки впервые четко разделили знание на отдельные области, создав путем словообразования названия основных наук. Грамматика, риторика, диалектика, логика, теология, физика (физиология), география, метеорология, математика с ее разделами (арифметика, геометрия, астрономия, музыка), этика, политика, экономика, – эти и некоторые другие термины появились в IV–III веках до н. э. и используются по сей день. Собирательным названием всех наук обычно выступало понятие «философия», поэтому попытки провести для тех времен строгую границу между философией и наукой скорее всего являются ошибочными: греки не отделяли здесь одно от другого в том смысле, в каком это принято в нашу эпоху.
Эллинская и эллинистическая наука впервые стала теоретической: наряду с рассмотрением огромного количества частных случаев и примеров, как это имело место в науке Междуречья и Египта, эллинские и эллинистические ученые начинают применять аналитическое изложение предмета, подводя под частности те или иные общие основания, и, таким образом, создают целостную картину группы проблем или даже отдельной науки.
По сравнению с шумерами, аккадцами и египтянами эллины и эллинисты существенно продвинулись в области математики (в том числе астрономии, которая тогда считалась ее разделом), географии, медицины и грамматики (литературоведения). И это несмотря на то, что каких-то принципиально новых приборов в научный оборот ими введено тогда не было. Впервые появилась нерелигиозная физика, фактически отсутствовавшая в Междуречье и Египте (ее там заменял чисто теистический взгляд на причины любых событий). Физика, однако, не подверглась ощутимой математизации; в эллинском и эллинистическом мире она так и осталась наукой, дающей почти исключительно качественные объяснения природных явлений (а не их количественное выражение). На основе полученных знаний была создана картина мира, в которой по-прежнему сохранялись некоторые религиозные элементы. В наши дни она часто называется «картина мира Аристотеля – Птолемея».
Эллинская и эллинистическая наука впервые перестала быть анонимной. Имена ее творцов многочисленны, жизненный путь этих лиц зачастую известен сравнительно неплохо: Парменид, Анаксагор, Демокрит, Гиппократ, Платон, Евдокс, Эфор, Аристотель, Гераклид, Дикеарх, Автолик, Эпикур, Зенон Китийский, Евклид, Аристарх Самосский, Стратон, Каллимах, Эрасистрат, Герофил, Архимед, Эратосфен, Зенодот, Аристофан Византийский, Аполлоний, Аристарх Самофракийский, Гиппарх, Дионисий Фракийский, Посидоний, Асклепиад, Созиген, Страбон, Клавдий Птолемей, Клавдий Гален, Диофант
Арифметика и геометрия. В глубокой древности у эллинов не было особых арифметических обозначений: числа и все действия с ними записывались словами. Этому обычаю нередко следовали даже тогда, когда отдельные математики начали такие обозначения вводить. Примерно с V века до н. э . длинное словесное написание чисел стало вытесняться более коротким. Для этой цели использовались обычные буквы эллинского алфавита. При этом не было понятия «нуль», поэтому «круглые» числа, например 10, 20, 100, 1000 и т. д., записывались одной буквой. Не было также ни отрицательных, ни тем более комплексных чисел, ни десятичных дробей. Одним из самых выдающихся достижений эллинской математики являются «Начала» Евклида (ок. 325–265 гг. до н. э .) . По образцу этого трактата до сих пор строятся все учебники геометрии: изложение в нем начинается с определения исходных геометрических объектов (точка, прямая, плоскость), затем идут аксиомы, теоремы с их доказательствами, следствия из теорем и задачи. Большой вклад в математику внесли также Евдокс (ок. 410–355 гг. до н. э.) и Архимед (ок. 285–212 гг. до н. э.), предложившие способы нахождения площадей и объемов различных фигур. Очень важную для астрономии сферическую геометрию разрабатывали вышеупомянутый Евклид, а также Автолик (IV–III века до н. э.), Феодосий и Гипсикл (II век до н. э.), Менелай (I век н. э.) и, наконец, Клавдий Птолемей (ок. 90–165 гг.). Астрономия. Вслед за шумерами, аккадцами и египтянами эллины подразделяли небесные светила на два вида – неподвижные (образуют созвездия с постоянными очертаниями) и подвижные (так называемые планеты – Луна, Солнце, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн). В IV веке до н. э. распространяется мнение, согласно которому природа светил неизменна, а двигаться они должны только по правильным кругам. Разрешение противоречия данного убеждения наблюдаемому петлеобразному движению последних пяти планет стало одной из главных задач всей античной астрономии. Метод, который для этой цели предложил Аполлоний (ок. 265–170 гг. до н. э.), состоял в наложении круговых движений: планета вращается вокруг некоторой точки, а та в свою очередь вращается уже вокруг самой Земли. Первое упомянутое вращение потом стали называть «эпицикл», второе – «деферент». Эпицикл не обязательно один, их может быть много. Тщательную разработку соответствующих геометрических моделей, которые позволили бы предвычислять положения планет, осуществили потом Гиппарх (ок. 185–125 гг. до н. э.) и Клавдий Птолемей. Аристарх Самосский (ок. 320–250 гг. до н. э .) впервые вычислил расстояния от Земли до Луны и Солнца, а также размеры последних двух небесных тел. Поскольку Солнце, как оказалось, в 6–7 раз больше Земли, Аристарх решил, что именно оно, а не Земля, должно находиться в центре мироздания. Таким образом, за 1700 лет до Николая Коперника он предложил гелиоцентрическую теорию. В дальнейшем значения, полученные Аристархом, многократно уточнялись. Этим занимались, в частности, Архимед, Гиппарх и Клавдий Птолемей.
Еще один александрийский астроном Созиген (I век до н. э.) нашел, что величина тропического года составляет 365 1⁄4 суток. Это значение было положено в основу нового календаря, который в 46 году до н. э. для всего Римского государства утвердил Гай Юлий Цезарь. В честь него календарь стал именоваться юлианским. Он действовал в Европе до XVI века, после чего стал постепенно вытесняться григорианским.
География. В области географии главными достижениями стали открытие шарообразности Земли (что произошло уже в начале IV века до н. э.), определение ее размеров и признание изменчивости облика Земли под влиянием различных сил – солнечного тепла, землетрясений, извержений, наводнений. Обнаружение остатков морских животных высоко в горах навело также на мысль о возможности поднятия и опускания участков поверхности. Эллинам и эллинистам были известны три части света – Европа, Азия и Ливия (=Африка). Наличия других больших островов, как тогда называли континенты, в общем и целом не предполагалось, хотя были споры по поводу того, суша или море покрывает основную часть поверхности.
Для изображения Земли на плоскости стали применяться развертки двух типов – цилиндрическая и коническая. Доводов в пользу шарообразности Земли было приведено четыре: расширение горизонта при подъеме на любое возвышение; всегда округлая тень Земли на поверхности Луны во время лунных затмений; неодновременное наступление дня и ночи в различных странах; выход изза горизонта новых звезд при движении на юг и заход за горизонт «северных» звезд. Наиболее точное вычисление размера Земли сделал александрийский географ Эратосфен (ок. 275–195 гг. до н. э.), который нашел, что длина земной окружности составляет 252 тыс. стадиев (около 45 тыс. км .) . Разброс значений у всех древних географов обычно колеблется в пределах 30–50 тыс. км .
Медицина. Эллинские и эллинистические врачи, начиная с Алкмеона, Эмпедокла и Гиппократа и заканчивая Клавдием Галеном, существенно продвинулись в изучении человеческого организма. Ими были исследованы и описаны кости, мышцы, мозг, нервы, глаза, сердце, легкие, большие кровеносные сосуды, печень, половые органы. Было произведено сравнение строения тела человека и различных животных, что тоже позволило уточнить некоторые представления. Из числа весьма характерных (хотя и ошибочных с современной точки зрения) теорий того времени можно упомянуть следующие. Теория дыхания: животные, в том числе человек, дышат не только носом, но и всей поверхностью тела; кровеносные сосуды якобы не замкнуты – через кожу они открытыми концами всасывают воздух и выталкивают копоть. Такое мнение впервые высказал еще Эмпедокл (V век до н. э .), и потом оно держалось в медицине примерно 600 лет. Клавдий Гален (ок. 120–200 гг.), опытным путем показавший отсутствие в сосудах воздуха и копоти, выдвинул новое предположение – тоже далекое от действительности, но имевшее еще более долгую жизнь: кровь непрерывно вырабатывается печенью, по сосудам разносится по всему телу и потребляется его частями. Только в XVII веке Вильям Гарвей, открыв кровообращение, положил конец этому заблуждению. Широчайшее распространение имела и теория Гиппократа (ок. 460–375 гг. до н. э.), согласно которой телесное и душевное состояние человека определяется соотношением в его теле четырех соков – крови, слизи, простой желчи и черной желчи, а болезни возникают вследствие нарушения допустимых соотношений этих жидкостей. Повальные болезни нередко объясняли испорченным воздухом, вдыхая который люди заражаются. Таких примеров можно было бы привести довольно много. Однако и успехи эллинских и эллинистических врачей в лечении различных болезней и повреждений не вызывают больших сомнений. Так, например, в дошедших до нас трактатах описаны или хотя бы упоминаются способы лечения травами, особым питанием, телесными упражнениями, способы устранения вывихов и переломов, обработки ран с целью предотвратить их заражение, вскрытия черепа и отведения избыточной жидкости из него, вскрытия легких (тоже для отвода жидкости), удаления пораженных конечностей, остановки кровотечения, устранения помутнения хрусталика глаза, установки искусственных зубов и т. д. Сохранилось немало медицинских приборов того времени; предназначение ряда приспособлений до сих пор не установлено.
Мировоззрение. В IV веке до н. э. в умах наиболее образованной части эллинского общества постепенно сложилась новая картина мира – уже вполне естественнонаучная, хотя и с некоторыми теистическими элементами. У ее истоков стояли представители школы в Афинской Академии – Платон, Спевсипп, Ксенократ и Аристотель. В представлении Аристотеля она выглядит следующим образом. Существуют два начала, две причины всего, которые пребывают в единстве. Это вещество и образ (материя и форма). Вторую причину в свою очередь можно разделить еще на три – видообразующая («что сделано»), действующая («кем сделано») и целевая («ради чего сделано»). Материя – возможность вещи, форма – ее действительность. Всякая возможность стремится к самоосуществлению, т. е . к переходу в действительное состояние.
Материя трояка: первая материя (простая возможность быть чем-либо, – в чистом виде она не встречается), вторая материя (четыре стихии – огонь, воздух, вода, земля), третья материя (наблюдаемые виды вещества, которые суть смеси стихий). Есть еще эфир – особо тонкая материя. У каждой стихии имеется положенное ей место в мироздании. Когда стихия находится в нем, она неподвижна. Материя – источник необходимости, случайности и самопроизвольного движения, источник множества единичных вещей. Формы тоже делятся на низшие и высшие. Высшая – форма всех форм, бог, первый двигатель. Мир вечен, никем не создан, не подвержен гибели. Мир шарообразен и состоит из трех областей: подлунная (смесь стихий), надлунная (эфирная) и занебесная (область первого двигателя). В середине мира материальность самая большая; при продвижении к краям мира ее степень падает. Это означает, что возможность там все более осуществляется. Высшая действительность, чистая форма и предел осуществленности есть бог, первый двигатель. Поскольку в нем уже нет ничего материального, он неподвижен, но тем не менее приводит все в движение. Это происходит за счет того, что все вещи мира в силу своей природы стремятся стать тем, чем бог уже является. В подлунной области одни вещи исчезают, другие возникают. Здесь все единичное преходяще, однако роды и виды вечны. Подлунная область делится на четыре сферы – сфера земли, воды, воздуха и огня. В надлунной области природа тел не меняется, они только перемещаются. Все светила состоят из эфира и суть божества. С некоторыми изменениями и дополнения вышеизложенная картина мира просуществовала в Европе до начала XVII века. А. Ю. Долгих Список использованной литературы: 1. Начала Евклида. Кн. I–VI . М ., Л.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1948. 448 с. 2. Птолемей К. Альмагест: Математическое сочинение в тринадцати книгах. М .: Наука, Физматлит, 1998. 672 с. 3. Страбон. География в семнадцати книгах. М.: Ладомир, 1994. 944 с. 4. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М.: Наука, 1989. 576 с.

Источник: История философии науки и техники.