НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Найдено 1 определение
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
мера способности научной системы при данном уровне своего развития в более или менее строго отмеренный промежуток времени реализовывать возможности, содержащиеся в ее наличных ресурсах, в целях удовлетворения как своих потребностей, так и потребностей социальной системы, в которую она входит в качестве подсистемы. Научный потенциал представляет собой единство, с одной стороны, качественной (научные ресурсы) и количественной (уровень развития науки) определенности, а с другой - действительного, т. е, достигнутого наукой, и возможного, т. е. достижимого при условии полного использования качественного и количественного параметров науки.
Для характеристики научного потенциала существенное значение имеет анализ его структуры, выяснение того, каковы его составляющие и какой характер носит их субординация. Термин «составляющие научного потенциала» включает в себя как представление о соответствующем научном ресурсе, так и об уровне его развития. Б состав научного потенциала включаются такие составляющие, как совокупность наличных научных знаний, кадровая, материально-техническая, информационная, организационно-технологическая, организационно-общеэкономическая, организационно-социальная, управленческая, финансовая, ценностная, результативная. Если для характеристики исходной составляющей научного потенциала первостепенное значение имеет фундаментальная наука, то для характеристики результативной составляющей важна прикладная наука. Нахождение правильной меры соотношения фундаментального и прикладного в научном потенциале в каждый данный момент зависит от организационных составляющих научного потенциала. Наука, как и любой другой вид социальной деятельности, представляет собой противоречивую систему живой и опредмеченной деятельности. Научный потенциал относится именно к области опредмеченной научной деятельности. Он выступает, с одной стороны, как накопление результатов предшествующей живой научной деятельности, а с другой - в качестве объективных рамок, в которых осуществляется эта деятельность. Освоение наукой предметной действительности невозможно без предварительного распредмечивания накопленного ранее научного потенциала.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Научный потенциал. Кафедры и лаборатории

На сегодняшний день ва вко – это не только учебное заведение, но и методический, а также научноисследовательский центр. В академии 4 факультета, 17 кафедр, 9 научных лабораторий, адъюнктура и докторантура.
Читать PDF

Развитие научного потенциала в современной России

Авраамова Е. М.
Научный потенциал представлен как составляющая человеческого потенциала.
Читать PDF

Научный потенциал биоцентристской трактовки феминности

Евсеева Л.В.
Автор анализирует биоцентристскую модель и ее связь с эссенциализмом, которая заключается в трактовке сущности женщины, основанной на ее природном предназначении (репродуктивной функции).
Читать PDF

Социология религии: научный и образовательный потенциал

Гараджа Виктор Иванович, Гараджа Елена Викторовна, Трофимов Сергей Викторович
В статье рассматриваются подходы к научной базе социологии религии как учебной дисциплины, сложившиеся в практике преподавания социологии религии, путем сравнения учебных пособий ряда европейских стран, США и немногочисленных отеч
Читать PDF

Оценка научно-инновационного потенциала Волгоградской области

Трухляева А. А.
Читать PDF

К некоторым итогам изучения научного потенциала г. Новосибирска

Павлова Лия Павловна, Дубовенко Вера Александровна
Подводятся предварительные результаты научного исследования по проекту «Научный потенциал Новосибирской области: тенденции развития (1997-2006 гг.)».
Читать PDF

Инновационный потенциал подпроцессов научной деятельности организации

Герасимов Б.Н.
Научная деятельность является важным фактором развития научно-технического прогресса в стране. Процесс управления научной деятельностью организации включает несколько составных частей подпроцессов.
Читать PDF

Проблемы и перспективы развития научно-технического потенциала региона

Задумкин К. А.
Читать PDF

Научный потенциал высшей школы России: перспективные показатели оценки

Знаменский Дмитрий Юрьевич
В статье раскрывается актуальная проблема методологии оценки научного потенциала российских вузов.
Читать PDF

Потенциал и актуализация знания как основания культуры научного поиска

Чупахин Николай Петрович
Наука как результат (актуальные возможности знания) и как процесс (научный поиск) изучается в философской парадигме мира потенциальных и актуальных возможностей культурного мира.
Читать PDF

Потенциал синергетической методологии и трансформация научной традиции

Никитина Юлия Анатольевна, Корниенко Анатолий Васильевич
Раскрываются теоретические возможности синергетической методологии и декларируется тезис о том, что эта методология трансформирует парадигму научной традиции, создавая предпосылки к построению эффективных моделей социальной динами
Читать PDF

Закономерности регионального распределения научного потенциала в России

Андрей Геннадьевич Ваганов
географическое распределение научного потенциала оказывает огромное воздействие на узлы и сети глобальной экономики.
Читать PDF

НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НОВОСИБИРСКА: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗА 10 ЛЕТ

Л. П. Павлова, И. В. Курбангалеева, И. В. Курбангалеева
Читать PDF

Потенциальная бесконечность смысла в гуманитарно-научной парадигме знания

Рупташ Ольга Васильевна
В статье рассматривается перспективное направление исследования методологического потенциала гуманитарных наук — «дискурс смысла».
Читать PDF

Роль научного знания в реализации потенциала традиционной народной культуры

Морев Михаил Владимирович, Шматова Юлия Евгеньевна
В статье анализируется потенциал традиционной народной культуры как фактор национальной безопасности и один из ключевых ресурсов общественного развития в условиях идеологического вектора, озвученного Президентом РФ на заседании ме

Похожие термины:

  • НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА

    реальные возможности, которыми обладает общество для осуществления научных исследований и использования их результатов в социальной практике. Попытки определить различные показатели, характер
  • ПОТЕНЦИАЛЬНО-НАУЧНЫЕ КАДРЫ

    условный термин, обозначающий специалистов, имеющих адекватное образование для занятий наукой, склонных к научной деятельности, владеющих навыками ведения исследований.