мера способности научной системы при данном уровне своего развития в более или менее строго отмеренный промежуток времени реализовывать возможности, содержащиеся в ее наличных ресурсах, в целях удовлетворения как своих потребностей, так и потребностей социальной системы, в которую она входит в качестве подсистемы. Научный потенциал представляет собой единство, с одной стороны, качественной (научные ресурсы) и количественной (уровень развития науки) определенности, а с другой - действительного, т. е, достигнутого наукой, и возможного, т. е. достижимого при условии полного использования качественного и количественного параметров науки.
Для характеристики научного потенциала существенное значение имеет анализ его структуры, выяснение того, каковы его составляющие и какой характер носит их субординация. Термин «составляющие научного потенциала» включает в себя как представление о соответствующем научном ресурсе, так и об уровне его развития. Б состав научного потенциала включаются такие составляющие, как совокупность наличных научных знаний, кадровая, материально-техническая, информационная, организационно-технологическая, организационно-общеэкономическая, организационно-социальная, управленческая, финансовая, ценностная, результативная. Если для характеристики исходной составляющей научного потенциала первостепенное значение имеет фундаментальная наука, то для характеристики результативной составляющей важна прикладная наука. Нахождение правильной меры соотношения фундаментального и прикладного в научном потенциале в каждый данный момент зависит от организационных составляющих научного потенциала. Наука, как и любой другой вид социальной деятельности, представляет собой противоречивую систему живой и опредмеченной деятельности. Научный потенциал относится именно к области опредмеченной научной деятельности. Он выступает, с одной стороны, как накопление результатов предшествующей живой научной деятельности, а с другой - в качестве объективных рамок, в которых осуществляется эта деятельность. Освоение наукой предметной действительности невозможно без предварительного распредмечивания накопленного ранее научного потенциала.