реальные возможности, которыми обладает общество для осуществления научных исследований и использования их результатов в социальной практике.
Попытки определить различные показатели, характеризующие научно-исследовательский потенциал, были предприняты в 60-е гг. в документах Организации европейского экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и в материалах ЮНЕСКО с целью учета научных ресурсов стран и их международных сопоставлений. Считается, что методика, принятая на конференции экспертов ОЭСР в г. Фраскати (Италия) в 1963 г., - отправной пункт в систематическом сборе данных о научном потенциале. Одно из первых определений научного потенциала приводится в материалах ЮНЕСКО конца 60-х гг., в которых под национальным научно-исследовательским потенциалом понимается совокупность ресурсов, которыми суверенно располагает страна для научных открытий, изобретений и технических новшеств, а также для решения национальных и межнациональных проблем, которые выдвигают наука и применение ее результатов. Такое определение отражает т. н. "ресурсный" подход к научному потенциалу. Однако ни в этих, ни в более поздних работах ОЭСР и ЮНЕСКО не ставилась задача собственно научной разработки проблемы научного потенциала, по существу их содержание не выходило за рамки статистических материалов.
Проблема научного потенциала осознается в отечественном науковедении в связи с решением практических задач государственного планирования и управления наукой, повышения эффективности научных исследований и связи науки с производством. Поэтому на первый план выступала задача количественной оценки научного потенциала и его "составляющих", т. е. структурных компонентов.
Значительный опыт изучения научного потенциала был накоплен в рамках одной из науковедческих дисциплин - экономики науки. Ею был собран конкретный эмпирический материал, являющийся результатом количественного измерения отдельных параметров научного потенциала. Это было оправдано, т. к. принятие решений в области государственной научной политики необходимо должно было основываться на конкретных данных о численности научных кадров, о размерах финансирования фундаментальных и прикладных исследований, о стоимости приборов и оборудования и т. п. Вместе с тем, не все составляющие научного потенциала могут быть выражены количественно: накопленное научное знание, научный задел, организационные факторы науки не поддаются количественному измерению. К тому же Н. п. о. как сложная система не есть простая сумма количественно измеренных его составляющих, а обладает новым качеством, возникающим именно в результате их взаимодействия. Только количественный анализ основных структурных компонентов явно недостаточен для оценки научного потенциала, ибо прямыми подсчетами и экстраполяциями может быть охарактеризован только низший, простейший уровень науки; параметры высших, специфичных именно для науки уровней организации характеризуется гораздо более сложными, в основном качественными, закономерностями развития. Вследствие этого можно утверждать, что получить адекватную характеристику Н. п. о. можно только на основе единства качественного и количественного его анализа. Всякое конкретное, количественное исследование научного потенциала, в том числе наукометрическое, экономическое должно основываться на теоретических, методологических предпосылках, содержать качественные, социально-философские критерии. А научная политика, направленная на развитие научного потенциала и его эффективное использование в социальной практике, должна опираться не только на количественные данные о его отдельных составляющих, но и на теоретически обоснованную концепцию научного потенциала, которая может быть создана на основе социально-философского его анализа.
Кроме того, проблема научного потенциала возникает как следствие самопознания науки, осознания ею своей социальной значимости, для чего требуется определить социальные предпосылки и возможности ее развития, что как раз и характеризует Н. п. о. Исследование Н. п. о. с социально-философских позиций - закономерный шаг на пути углубления социально-философской рефлексии науки.
Анализ научного потенциала в социально-философском аспекте представляет интерес для более полного познания науки, для предвидения определенных тенденций и закономерностей ее развития, имеет методологическое значение для решения практических задач организации и управления процессами развития и реализации научного потенциала.
По сути дела социально-философский уровень анализа научного потенциала представляет собой дальнейшую конкретизацию, и углубление проблемы взаимосвязи и взаимообусловленности общества и науки, но уже "через призму" ее потенциала.
Решение этой проблемы возможно в двух направлениях. Во-первых, исследование взаимовлияния науки и общества "со стороны" общества, со стороны социальной системы, т. е. выявление того, что общество дает науке, какие средства и ресурсы выделяет для формирования и развития научного потенциала. Во-вторых, необходимо проследить взаимосвязь общества и науки "со стороны" ее потенциала: как сказывается наличие научного потенциала определенного уровня на развитии общества, его подсистем и социальных институтов. Методологической идеей при этом выступает понимание общества как субъекта познания. В связи с этим Н. п. о. может трактоваться в самом общем плане как совокупность возможностей, которыми обладает общество для осуществления научно-познавательной деятельности. В таком понимании научный потенциал есть то, что общество может дать науке, какие условия, средства и ресурсы оно способно выделить для ее развития. Такая широкая трактовка потенциала науки в определенном смысле преодолевает узкоэкономическое его понимание, когда Н. п. о. берется как "комплекс параметров", имманентно принадлежащих науке.
Без определенной поддержки общества, без создания определенных условий, выделения средств и ресурсов, наука не смогла бы ни существовать, ни развиваться. Общество, будучи заинтересованным в практическом применении науки, оказывается заинтересованным и в том, чтобы наука обладала потенциями для своего дальнейшего развития и применения в социальной практике. Эти возможности определяются в конечном счете уровнем развития самого общества и самой науки, состоянием его экономики и духовной атмосферы.
Такой подход позволяет рассмотреть социальные функции науки как реализацию научного потенциала в социальной действительности. Благодаря все более полной реализации научного потенциала в общественной практике и происходит все возрастающее влияние науки на развитие общества, свидетельствующее о расширении и дифференциации ее социальных функций. И, с другой стороны, чем богаче и разнообразнее социальные функции науки, тем полнее реализуется Н. п. о. в социальной практике.
Диалектика взаимосвязи общества и науки сквозь призму ее потенциала такова, что реализация научного потенциала в социальной практике ведет к повышению уровня экономического развития общества и его культуры. Тем самым увеличиваются возможности общества для развития науки, общество может выделить большее количество средств и ресурсов для роста научного потенциала. Поэтому справедливо определить Н. п. о. в широком социально-философском плане как меру возможностей данного общества в познании законов природы, общества и развития человека. В таком аспекте научный потенциал является определенной характеристикой всего общества, всей социальной системы на данном историческом этапе ее развития.
Н. п. о. формируется и развивается лишь в той мере, в какой это позволяют экономический базис и уровень развития данного общества. Современная наука требует огромных материальных средств (включая финансирование научных исследований, создание опытно-экспериментальной базы, сложнейших приборов и оборудования); большой численности высококвалифицированных научных кадров и обслуживающего персонала, сложной системы организации и управления исследованиями. Удовлетворение этих потребностей науки в формировании ее потенциала "со стороны" общества зависит, главным образом, от уровня развития экономики, от состояния трудовых ресурсов и системы образования, от государственной научной политики и участия частного сектора в ее поддержке. Именно в этом ключе можно говорить о социальной обусловленности научного потенциала, развитие которого определяется рядом макросоциальных факторов и условий. Сущность потенциала и его особенности раскрываются, т. о., во всей полноте только тогда, когда он рассматривается в широком социальном контексте.
Для раскрытия сущности научного потенциала целесообразно проанализировать его через категорию "возможность", ибо эта категория не только наиболее близка по смыслу к понятию "потенциал", но и позволяет также понять потенциал науки и его взаимосвязь с обществом не в статике, а в динамике, как процесс развития, как процесс превращения возможности в действительность. Вместе с тем, потенциал обнаруживает себя не только как возможность, но и как действительность; Н. п. о. указывает не только на меру возможного в дальнейшем развития науки, но и на меру действительного, на наличный уровень развития науки. В потенциале потому и содержится возможность, что другой его стороной является действительность: в этом проявляется двуединая природа потенциала как меры совмещения возможности и действительности.
Определение сущности И. п. о. через категорию "возможность" не противоречит традиционному его пониманию как совокупности ресурсов, или "составляющих", Н. п. о. - это конкретные, реальные возможности, и поэтому он связан с совокупностью условий, которые и делают эти возможности осуществимыми, включают в себя эти условия (по Гегелю, "Реальная возможность некоторой мыслимой вещи есть... наличие сущее многообразие относящихся к ней обстоятельств"). Условия развития и реализации научного потенциала - это все внешние и внутренние связи науки в их отношении к ее потенциалу. Без учета этих объективных условий и детерминирующих факторов, социальных связей всякие измерения и оценки научного потенциала неизбежно будут носить ограниченный, формальный характер. Условия являются средством перехода возможностей в действительность. Этот переход означает не только развитие самого научного потенциала, но и условий, с которыми он связан. Т. о., научный потенциал - это не просто абстрактные возможности науки, а совокупность реальных возможностей, т. е. таких, осуществление которых обеспечивается объективными и субъективными условиями. Условиями могут выступать и ресурсы - научные кадры, материально-технические, финансовые и др.
Н. п. о. - целостное образование, имеющее сложную структуру. Структура, как определенная упорядоченность элементов, характеризует взаимосвязь и взаимозависимость структурных компонентов научного потенциала. Ресурсы становятся составляющими научного потенциала потому, что они, воздействуя друг на друга, порождают саму систему научного потенциала, и системностью их взаимодействия во многом определяется характеристика каждой составляющей как таковой.
Основными структурными ?????нентами научного потенциала, несущими специфические функциональные нагрузки, являются: накопленное знание (научный задел); кадры науки; финансирование научных исследований; материально-технические элементы и организационно-управленческие факторы. Обоснование необходимости и достаточности названных компонентов научного потенциала заключается в том, что все они выступают как целостная характеристика научной деятельности, поскольку, с одной стороны, ни один из них сам по себе не способен обеспечить производство научных знаний и, с другой стороны, научная деятельность невозможна без хотя бы одного из них.
Принципиально важным является то, что научный потенциал не есть простая сумма количественно измеренных его составляющих. Понимание потенциала науки в этом последнем смысле встречается в литературе и в практике оценки научного потенциала региона, отрасли, научного учреждения. На самом деле нет и не может быть единых унифицированных единиц, чтобы измерить такие разнородные составляющие, как кадры, занятые в науке, научный задел, материально-техническая база науки и т. д. Кроме того, качество соединения элементов в систему не отражается непосредственно в количественных показателях. Н. п. о. как система обладает новым качеством, не содержащимся в образующих его компонентах и возникающим именно в результате их взаимодействия
С позиций системного подхода каждая составляющая научного потенциала может быть рассмотрена как относительно самостоятельная его подсистема.
Накопленное научное знание - важнейшая часть Н. п. о. В широком социально-философском понимании оно представляет собой один из видов социальных ресурсов. Научное знание является информационным ресурсом, который можно рассматривать в качестве "входного" и "выходного" параметров научного потенциала. Процесс развития научного знания предстает как противоречивое взаимодействие когнитивных и социокультурных факторов. Наряду с обновлением научных знаний происходит процесс их "морального старения", поэтому не все накопленное знание считается научным заделом, а лишь то, которое является актуальным в современных условиях, т. е. непосредственно участвует в производстве нового знания. Объем актуального знания (научного задела) непосредственным образом влияет на научный потенциал страны. Хотя накопленное и вновь открытое знание по своей природе принадлежит всему человечеству (что не исключает понятия интеллектуальной собственности), условно можно говорить о степени его освоения в той или иной стране, регионе и т. п. Кроме того, страна может некоторое время сохранить в тайне научное открытие, сделанное ее учеными. Эти факторы определяют относительную величину научного задела в отдельной стране. Названные и другие особенности научного знания затрудняют не только количественное, но и качественное измерение научного потенциала. Научный задел составляют преимущественно результаты фундаментальных исследований, но могут включаться в него также и результаты прикладных исследований.
Относительно самостоятельную подсистему в научном потенциале представляет собой совокупность кадров, участвующих в научном производстве. Эффективное использование научного потенциала зависит от рациональной структуры кадров, занятых в науке, от квалификации, степени подготовленности, творческих интеллектуальных способностей собственно научных кадров, обеспечивающих рост научного знания. Одной из важных характеристик научных кадров является профессиональная структура, закрепляющаяся в результате специализированной подготовки научных кадров, особенностей в статусе и престиже различных профессиональных групп. Именно через кадровую составляющую Н. п. о. связан с образовательным потенциалом, включающим как уже достигнутый уровень образовательной и профессиональной подготовки, так и возможности общества для дальнейшего развития высшего образования.
Следующий структурный компонент научного потенциала - материально-вещественные элементы науки, образующие ее материальный фундамент. Это здания, в которых размещаются научные учреждения и вспомогательные службы, оборудование и приборы, необходимые для осуществления научных экспериментов, компьютерная и вычислительная техника, без которых немыслима современная наука. Одна из современных тенденций развития научного потенциала - увеличение доли и значения материально-технической базы в его структуре, определяющей технологии научных исследований. Между тем приборы и оборудование (техника) становятся действенным компонентом Н. п. о. лишь в соединении с трудом квалифицированных специалистов, владеющих методами использования данной техники. Поэтому для оценки научного потенциала необходимо верно определять технологический уровень исследований, а не только техническую оснащенность науки.
Финансовая компонента научного потенциала - это часть финансовых ресурсов, выделяемых обществом для развития научных исследований. Однако размер финансирования научных исследований лимитируется рядом факторов и, в первую очередь, уровнем экономического развития общества. Самая сложная задача - определение рациональных пропорций между ресурсами, которыми располагает общество в данный период, и затратами на развитие науки с тем, чтобы сохранить Н. п. о. и обеспечить его развитие, не нанеся ущерба развитию других сфер общественной жизни. Эти пропорции изменяются как по мере развития науки, так и по мере развития общества. Экономический кризис, спад производства приводят к резкому сокращению финансирования развития науки, что неизбежно вызывает снижение уровня научного потенциала.
Н. п. о. решающим образом зависит от структуры организации и управления научными исследованиями как на уровне страны и региона, так и на уровне отдельных научных учреждений. Понятие "организация" применительно к научному потенциалу многоаспектно. Организация связывает все структурные составляющие Н. п. о. в единое целостное образование. В то же время можно говорить об организации и управлении научными исследованиями (фундаментальными и прикладными), об организации подготовки и повышения квалификации научных кадров и др. Необходимы организация и управление развитием материально-технической базы науки и ее информационным обеспечением. Информационное обеспечение научных исследований, создание организационно автономных информационных подразделений и самостоятельных научно-информационных учреждений означают совершенствование организации науки, а деятельность по информационному обеспечению является разновидностью информационной деятельности. Организационным факторам принадлежит также главная роль в реализации Н. п. о. Чем адекватнее формы организации научной деятельности ее внутренним потребностям и особенностям, тем полнее Н. п. о. может быть реализован, тем лучше наука может удовлетворить потребности и запросы общества. Проблема соответствия форм организации науки ее особенностям и конкретным задачам весьма многообразна в силу иерархичности системы организации науки, а также необходимости ее связи с социальной практикой.
Конкретный анализ, измерение и оценка научного потенциала по всем структурным уровням и компонентам необходимо должны основываться на социально-философском понимании его сущности и дополнять теоретическую концепцию Н. п. о.
В. Ф. Кузнецова