добровольные творческие объединения учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области наук, культуры и искусства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытнической (экспериментальной) деятельности под руководством учителей школы, профессорско-преподавательского состава вуза, ученых, работников научных организаций. НОУ выполняет роль экспертизы одаренности и является средством повышения социального статуса знаний.
Основными целями и задачами НОУ являются:
-Диагностика одаренности детей и подростков.
-Реализация экологического подхода к развитию личности учащегося в условиях научного творчества.
-Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней, формирование у учащихся интереса к научным исследованиям, выявление и развитие творческих способностей, обучение методам научных исследований, воспитание творческой личности.
-Систематическая и углубленная подготовка членов НОУ к самостоятельной исследовательской работе, их профориентации.
-Активное содействие учебным учреждениям в воспитании учащихся, их всестороннем развитии, выработке творческого отношения к труду, активной жизненной и гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.
-Разработка методологических, содержательных, организационно-управленческих основ деятельности -Формирование единого научно-исследовательского пространства с собственными традициями.
-Создание условий для социальной адаптации интеллектуального потенциала научно-ориентированных учащихся в процессе взаимодействия «ученик-ученый-педагог».
Содержание и формы работы НОУ:
-Создание банка данных о творческих способностях учащихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности подростков.
-Проведение мониторинга учебных предметов и составление психолого-педагогической карты учащихся – членов НОУ.
-Разработка и осуществление информационно-но-методической деятельности, реализация специализированных коллективных и индивидуальных программ поддержки и развития одаренных учащихся, их научных достижений.
-Создание системы взаимодействия с внешкольными, научно-исследовательскими и культурно-просветительскими учреждениями, вузами и родителями учащихся для выявления и воспитания одаренных детей, учащихся-исследователей.
-Забота о социальной защите и поддержке одарённых учащихся с привлечением государственных фондов, учебного комплекса, различного рода спонсорских средств.
Содружество учителей школы, профессорско-преподавательского состава и учащихся в рамках НОУ предполагает следующие формы:
-круглогодичную работу кружков, секций, клубов по интересам;
-индивидуальную и групповую работу учащихся под руководством учителей и специалистов;
-творческие коллоквиумы и семинары, конференции, круглые столы, симпозиумы, слеты, конкурсы с выставками творческих работ учащихся, олимпиады и турниры по различным областям знаний;
-школы одаренных и/или одно- и многопрофильные научно-методические лагеря и сборы в каникулярное время.