НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО
процесс продуцирования когнитивных инноваций в науке (законов, теорий, принципов, методов, моделей, приборов, образцов техники, технологий). Основу научного творчества составляют: 1) четко поставленная проблема, 2) обладание необходимым запасом накопленной в данной области науки информации (профессионализм), 3) комбинаторные способности исследователя по составлению самых различных сочетаний (включая маловероятные) из имеющихся элементов наличного знания, 4) интуитивные способности по отбору релевантных комбинаций и небольшого числа наиболее перспективных из них для возможного решения поставленной проблемы, 5) способность к принятию рискованных решений (когнитивная смелость), сочетаемая с готовностью их отстаивания перед лицом неизбежной критики со стороны членов научного сообщества. Понимание процесса научного познания как когнитивного творчества исходит из идеи активного характера субъекта науки и противостоит его истолкованию в качестве носителя способности лишь адекватно отражать воздействие со стороны познаваемого объекта. (См. новизна, интуиция, продуктивное воображение).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ТВОРЧЕСТВО НАУЧНОЕ
это процесс производства познавательных инноваций в науке в форме законов, теорий, методов, моделей, принципов, технологий и т.д. Личностными формами творческой деятельности являются: а) вдохновение  (наивысший  подъем  эмоциональных и  интеллектуальных возможностей человека); б) интуиция (мгновенное озарение, которое объединяет чувственное и рациональное, сознательное и неосознанное, где неявно проявляется предварительный творческий поиск,  накопление и осмысление фактического материала, постановка  проблемы,  выдвижение  гипотезы  и  определение  набора  методов исследования);  в)  мечта  и  фантазия;  г)  воображение;  д)  догадка.  Творческий процесс в науке состоит из следующих этапов: 1) выбора предмета исследования,2) формулировки целей и задач анализа в виде поставленной цели, 3) сбора информации, 4)  определения  метода  и  способов  исследования,  5)  поиска  путей решения научной проблемы  путем приращивания новых научных идей или создание новых идеальных моделей, 6) оформление полученных данных в логически стройную систему, 7) способность принятия рисковых решений в сочетании с готовностью  их отстаивать перед лицом членов научного сообщества. Ученыйноватор должен обладать смелостью, чтобы  сломать привычные стереотипы и доказать состоятельность новых. Без борьбы (качественного скачка) невозможен переход к новому. А. Пуанкаре писал: «Не всякий способен на творчество», т.к. не может отстоять результаты своего творения. Чтобы развить творческую активность,  А.  Осборн  предлагает  концепцию  «мозгового  штурма»  или  «мозговой атаки»,  в  основе которой лежит методика раскрепощенности, что  достигается соблюдением следующих принципов: а) высказывать любую мысль без боязни, что она будет признана неудачной; б) чем более дикой покажется идея, тем более активно она будет принята; в) количество предлагаемых идей должно быть максимально большим; г) высказанные идеи не являются ничьей собственностью и каждый ученый вправе  комбинировать, видоизменять, совершенствовать идеи, которые высказали другие. Способность к творчеству  можно выработать и совершенствовать ее в процессе длительного и упорного самообразования. Творческая  деятельность предполагает самостоятельность, гибкость, упорство, уверенность в себе, жажду знаний, стремление к изобретательству и экспериментированию, готовность к риску.

Источник: Философия науки и техники: словарь