НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное – методами получения и проверки новых знаний.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Научное познание
особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
это особый вид познавательной деятельности,направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний,процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания. Познавательная деятельность – это процесс  активного  отражения  социальным  субъектом  действительности,  а  не  ее механическое, зеркальное копирование. Научное познание опирается на принципы научной рациональности, осуществляется профессионально подготовленными людьми  (см. научное сообщество), опирается на строго определенные для конкретной области правила, нормы, методы  (см. методы научного познания, парадигма, исследовательская программа). Результаты Н. п., в отличие от  познания обыденного,  универсальны,  они  раскрывают  сущность  изучаемого  предмета, законы его функционирования и развития. В отличие от эзотерического познания, Н. п. имеет общезначимый характер,  лишено догматизма (см. уровни научного познания,  формы  научного  познания). Научное  познание  осуществляется  по законам объективной реальности. Всеобщие (диалектические) законы развития бытия и научного познания (мышления) – это два ряда законов, тождественных по сути и различных по своему выражению. Человек как субъект научного познания применяет эти законы сознательно, между тем как в природе они реализуются бессознательно.

Источник: Философия науки и техники: словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
368.70 кб

Вера в научном познании

Ярыгин Николай Николаевич
статье рассматривается категория веры, которая присутствует в научном познании. Вера представлена здесь в психологической и рациональной (когнитивной) формах.
Читать PDF
272.04 кб

Научное познание и плюрализм

Пискорская С. Ю.
Статья затрагивает вопросы научного познания и, в частности, проблему существования гносеологического и методологического плюрализма.
Читать PDF
247.63 кб

Роль веры в научном познании

Козырева Т.В.
В статье представлена эволюция понятия веры в истории философии с периода античности до современного этапа. Рассматриваются разные подходы к данному понятию таких мыслителей, как Сократ, Платон, Локк, Лейбниц, Кант, Гегель и др.
Читать PDF
412.24 кб

О научном и ненаучном познании

Ярцев Р. А.
Обсуждается проблема демаркации научного и ненаучного познания, а также трудности наиболее известных критериев демаркации Л. Витгенштейна и К.Р. Поппера.
Читать PDF
2.40 мб

Воображение в научном познании

Липский Б.И.
Imagination always played an important role in scientific knowledge, though admitted not in all epochs. In the period from Antiquity to Renaissance imagination was neither openly, nor formally accepted.
Читать PDF
333.00 кб

Об основаниях научного познания

Ростовцева Т. А.
В статье выделены и рассмотрены социально-культурные, концептуально-философские, логикорациональные и логико-методологические основания научного познания, обозначены основные принципы познания в науке.
Читать PDF
565.04 кб

Место образа в научном познании

Рахматуллин Рафаэль Юсупович, Семенова Эльвира Разифовна
Статья посвящена исследованию функций образа в научном познании. Под образом понимается совокупность чувственных сигналов, изоморфных содержанию объекта-оригинала и субъективно переживаемых в качестве самого объекта.
Читать PDF
200.37 кб

О целостности в научном познании

Данюшенков В. С.
Читать PDF
35.49 кб

Идея как форма научного познания

Лезгина Марина Львовна
В статье осуществляется анализ идеи как особой категории философии науки, характеризующей внутреннее целевое начало, определяющее направленность развития.
Читать PDF
174.04 кб

Роль интуиции в научном познании

Кузьмина Е.В.
В настоящее время пересматриваются некоторые философские проблемы, к числу которых относится интуиция.
Читать PDF
345.53 кб

Роль парадоксов в научном познании

Кучковский П.В.
В статье предпринимается попытка выявить роль парадоксов в научном познании. Речь идёт о том, что парадоксы всегда существовали в науке, но при этом воспринимались негативно.
Читать PDF
983.52 кб

Проблема истины в научном познании

Файзуллина Сюмбель Сабирзяновна
Статья посвящена теме «Проблема истины в научном познании».
Читать PDF
226.42 кб

О четырехмерности научного познания

Киносьян Владимир Андреевич
В статье обосновывается концепция четырехмерности научного познания (развивающееся единство локального, глобального, экзономического, бесконечного познания), позволяющая раскрыть общую динамику науки, ограниченность постмодернистс
Читать PDF
300.69 кб

Группа и индивид в научном познании

Хайруллин Р.Н.
В статье рассматривается проблема соотношения индивидуальной и групповой работы в научном познании.
Читать PDF
827.61 кб

Научное познание и системный подход

Дехканова Гулчехра Набиджановна
Считается, что в теоретическом познании ключевую роль играет факт, и разные исследователи предлагают разное видение факта. Однако главной задачей в исследовании факта является выяснение соотношения факта и теории.

Похожие термины:

  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    исторически сложившиеся компоненты научного знания, различающиеся способом отражения действительности и функциями в общей системе  науки. К ним относятся: факт, проблема, закон, (в том числе эмпи
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    эпистемология) – философская дисциплина, целью которой является применение идей, методов и аппарата современной логики к научному познанию. Она изучает логическую структуру научных теорий, их ко
  • МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    разделяются на философские, общенаучные и конкретно-научные. Основным из философских методов является метод диалектики, применимый во всех областях познания и практики. Конкретно-научные методы
  • ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    от лат. – бросаю вперед, противопоставляю; позднелатинское – предмет) фрагмент бытия, оказавшийся включенным в научное исследование, то,  что противостоит субъекту. Объект познания надорассматри
  • ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    если под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся научному исследованию, то  под  предметом познания имеют  в  виду  конкретные аспекты  этой  области действитель
  • СУБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    носитель системы научного знания, обладающий способностями адекватного усвоения и воспроизводства накопленного в обществе научного знания и обеспечения приращения имеющейся системы знания нов
  • КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ПОЗНАНИЯ

    основные характеристики научного познания: 1) объективность предполагает, что познания явления осуществляется независимо от познающего субъекта, т.е. происходит отвлечение от интересов познающе
  • СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    определяется его субъектом,целью, объектом, методами получения знания и его результатом.
  • СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    единство устойчивых взаимосвязей между элементами научного познания. Структура научного знания может быть рассмотрена в следующих аспектах: 1) как вид познавательной деятельностидля получения н
  • КАТЕГОРИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    Универсальными формами внутридисциплинарной и междициплинарной интеграции научного знания и наиболее абстрактным выражением его объективного единства служат категории научного познания. Выде
  • ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

    фактофиксирующее знание об  изучаемом научном объекте. Это начальный этап научного познания, где преобладает живое созерцание  (чувственное познание), а рациональный момент и его формы имеют под
  • Методология научного познания

    (методология науки) 1) философское учение о системе апробированных принципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре, функциях, способах обоснования и развития науч
  • ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    совокупность внутринаучных  ценностей,  методологических  и  др.  требований,  установок,  которые организуют, направляют и оценивают как сам ход научного исследования, так и его результаты – на
  • ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    а) наблюдение– целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств; б)  эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемо