НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
[англ. scientific-technic progress] – поступательное развитие науки и техники.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Научно-технический прогресс
единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Первый этап научно-технического прогресса относится к 16–18 вв., когда мануфактурное производство, нужды торговли и мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач; второй этап связан с развитием машинного производства, начавшимся в конце 18 в.; современный этап научно-технического прогресса определяется научно-технической революцией, охватывающей наряду с промышленностью сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, торговлю, быт, сферу досуга.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Научно-технический прогресс
развитие техники, в основе которого лежит развитие науки. Н.Т.П. начал играть все возрастающую роль в человеческой жизнедеятельности на этапе индустриального общества. Эта роль проявляется в следующем: техника становится предметным воплощением науки и проникает во все сферы человеческой жизни, захватывая переработку вещества, энергии, информации и управление социальными процессами; снижается материалоемкость производства; растет доля искусственно создаваемых предметов труда и новых источников энергии; возрастает роль автоматизации и роботизации; постоянно увеличивается скорость обновления технологии, что требует непрерывного образования участников производства. Н.Т.П. предоставляет огромные возможности для социального прогресса в целом. Однако сам по себе он ещё не является основой этого прогресса, ибо последний характеризуется не просто развитием средств, но, прежде всего, своей направленностью, в основе которой лежат доминирующие базовые ценности. Именно они оказываются системообразующим началом взаимодействия всех других сторон прогресса. Ценности же современной глобализации таковы, что Н.Т.П. способствует ускорению движения к глобальной катастрофе.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
качественный скачек в развитии науки и техники, обусловливающее формирование новой системы научного знания и изменение взаимоотношений человека с техникой, целью которого является более глубокое познание законов природы, использование знаний для создания и функционирования техники, технологии и повышения эффективности творческой деятельности людей, увеличения степени свободы человека. НТП возникает с появлением крупного машинного производства, когда два потока - научный и технический, которые эпизодически соприкасались друг с другом, сливаясь в единый научно-технический поток. Ключевые направления современного НТП: 1) превращение науки в непосредственную производительную силу; 2) автоматизация, роботизация и компьютеризация производства; 3) развитие наукоемких, ресурсо- и трудосберегающих технологий; 4) совершенствование технологии получения атомной энергии, поиск и использование новых источников энергии; 5) создание и применение эффективных конструкционных материалов. Современный НТП является важнейшим фактором перехода индустриального общества в его постиндустриальную или информационную фазу, глобализации производственной и других форм жизнедеятельности людей. Поэтому НТП является объектом внимания политических партий и государственной власти.
Источник: Тематический философский словарь
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
представляет собой особую форму прогресса, связанную с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии. В философии нового времени понимание того, что достижения науки должны стимулировать разработку новых технических решений и приводить к увеличению количества и улучшению качества производимых благ в целях достижения общего благосостояния, может быть зафиксировано уже в трудах Ф. Бэкона. В философии Просвещения социальный прогресс связывался, с одной стороны, с защитой прав человека, ростом индивидуальной свободы и независимости, а с др.— с ростом знаний, прежде всего научных, и постоянным совершенствованием техники. Маркс в “Философско-экономических рукописях 1844 года” выдвинул тезис о том, что не только техника содействует развитию науки, но и наука является мощным фактором технического прогресса. Однако о подлинном Н.-т. п. можно говорить лишь с конца 19 и особенно с конца первой половины 20 в. До этого наблюдается своего рода инкубационный период, в течение к-рого достижения науки стимулируют развитие производства и совершенствование техники в форме отдельных эпизодических фактов. Чертами, отличающими Н.-т. п. от др. форм прогресса, являются: 1) опережающее развитие фундаментальных научных исследований и фундаментальных наук; 2) ускорение процесса реализации научных открытий через систему прикладных наук в технических устройствах, приспособлениях и технологических процессах; 3) невозможность создания наиболее высокопродуктивных технологий на чисто эмпирической основе без применения науки; 4) увеличение капитало- и наукоемкости технических и технологических систем и соответствующее уменьшение ресурсов и трудоемкости на единицу продукции. В 70-е гг. Н.-т. п. вступает в стадию научно-технологического прогресса. Для Н.-т. п. в целом характерна триада: наука — техника — продукт, показывающая, что новые знания реализуются, прежде всего, в новой технике и в новой продукции. Для совр. научно-технологического этапа Н.-т. п. характерна 4-х членная форма: наука — технология — техника — продукт. Формирование технологии как особо сложной суперсистемы, включающей в себя не только набор и последовательность операций по использованию техники, но и ряд социальных, экономических, экологических, гуманитарных и управленческих подсистем взаимодействия и опосредствований, радикально меняет характер взаимодействия науки, техники и человека в совр. условиях. Осн. единицей анализа становится уже не техника, к к-рой применяется в качестве совершенствующего фактора научное знание, а технология, включающая в себя науку. Более того, не только технология становится научной, но и наука оказывается общественно оправданной и целесообразной, когда она делается технологичной, т. е. принципиально реализуемой на технологических уровнях. В результате этого процесса не исчезает полностью грань между наукой и технологией, но существенно размывается, что оказывает принципиальное влияние на структуру об-ва, культуру, быт, мировоззрение, производственные отношения и общественное сознание. Совр. технология уже не существует изолированно, как, напр., могли существовать технические артефакты (лат. arte — искусственно и factus — сделанный) в традиционных системах производства, но существует как сумма или система технологий, в к-рых стержневую роль все в большей степени начинает играть информационная технология (Информатизация общества). Такие совр. технологии, как биотехнология, генная инженерия, космическая технология, технология связи и т. п., невозможны без информационной технологии и без общей высокой интеллектуализации техники и технологических процессов. В результате этого радикально меняются условия и содержание труда, упрощаются и демократизируются процессы управления и принятия решений, резко повышаются квалификация и уровень информированности трудящихся, постепенно трансформируются социально-групповые структуры. Максимально эффективное использование потенциальных возможностей научно-технологической стадии Н.-т. п. является одной из центральных задач перестройки нашего об-ва. Переход к этой стадии связан также с коренным изменением статуса науки и инженерно-конструкторской деятельности. Он требует максимального повышения и использования интеллектуального потенциала и творческой активности от каждого участника этого процесса.
Источник: Философский энциклопедический словарь
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
единое, взаимообусловленное, поступат. развитие науки и техники.
Истоки Н.-т. п. коренятся в мануфактурном произ-ве 16-18 вв., когда науч.-теоретич. и технич. деятельность начинают сближаться. До этого материальное произ-во медленно эволюционировало преим. за счет накопления эмпирич. опыта, тайн ремесла, собирания рецептов. Наряду с этим шел столь же медленный прогресс в науч.-теоретич. знаниях о природе, к-рые находились под влиянием теологии и схоластики и не оказывали постоянного и скольконибудь существ. влияния на произ-во. Науч. и технич. прогресс были двумя, хотя и опосредованными, но относительно самостоят. потоками человеч. деятельности.
В 16 в. нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретич. и экспериментального решения целого ряда вполне определ. задач. Наука в это время под влиянием идей Возрождения постепенно порывает со схоластич. традицией и обращается к практике. Компас, порох и книгопечатание (особенно последнее) были тремя великими открытиями, положившими начало прочному союзу науч. и технич. деятельности. Попытки использовать водяные мельницы для нужд расширяющегося мануфактурного произва побуждали теоретически исследовать нек-рые механич. процессы. Создаются теории махового колеса и маховых движений, теория желоба, учения о напоре воды, о сопротивлении и трении. «... Мануфактурный период развивал первые научные и технические элементы крупной промышленности» (Марк с К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 388). Г. Галилей, И. Ньютон, Э. Торричелли, а затем Д. Бернулли, Э. Мариотт, Ж. Л. Д Аламбер, Р. А. Реомюр, Г. Дэви, Л. Эйлер и мн. другие создали науке репутацию «служанки произ-ва».
Возникновение машинного произ-ва в кон. 18 в. было подготовлено результатами предшествующего науч.-технич. творчества большой армии математиков, механиков, физиков, изобретателей, умельцев. Паровая машина Дж. Уатта явилась «плодом науки», а не только конструкторскотехнич. деятельности. Машинное произ-во в свою очередь открыло новые, практически неограниченные возможности для технологич. применения науки. Его прогресс во все большей степени определяется прогрессом науки, и само оно, по выражению К. Маркса, впервые выступает как «предметно воплощающаяся наука» (там же, т. 46, ч. 2, с. 221). Все это означает переход к новому, второму этапу Н.-т. п., к-рый характеризуется тем, что наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга во все ускоряющихся темпах. Возникают спец. звенья науч.-исследоват. деятельности, призванные доводить теоретич. решении до технич. воплощения: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, производств. исследования. Науч.-технич. деятельность становится одной из самых обширных сфер приложения человеч. труда.
Третий этап Н.-т. п. связан о совр. науч.-технич. революцией. Под ее воздействием расширяется фронт науч. дисциплин, ориентирующихся на развитие техники. В решении технич. задач участвуют биологи, физиологи, психологи, лингвисты, логики. На ускорение технич. прогресса прямо или косвенно влияют также мн. направления обществ. наук: экономика и организация произ-ва, науч. управление экономич. и социальными процессами, конкретные социальные исследования, производств. эстетика, психология и логика технич. творчества, прогнозирование. Все более явной становится лидирующая роль науки по отношению к технике. Целые отрасли произ-ва возникают вслед за новыми науч. направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная энергетика, химия синтетич. материалов, произ-во ЭВМ и др. Наука становится силой, непрерывно революционизирующей технику. В свою очередь техника также постоянно стимулирует прогресс науки, выдвигая перед ней новые требования и задачи и обеспечивая ее все более точным и сложным экспериментальным оборудованием. Характерной чертой совр. Н.-т. п. является то, что он захватывает не только пром-сть, но и мн. др. стороны жизнедеятельности общества: с. х-во, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта. Яркое воплощение единство науч. и технич. деятельности находит в прорыве человечества в космос.
Н.-т. п. служит основой социального прогресса. Однако в условиях капитализма прогресс науки и техники совершается в основном в интересах господствующего класса, используется в милитаристских, человеконенавистнич. целях и сопровождается зачастую регрессом духовных ценностей, разрушением человеч. личности. При социализме Н.-т. п. осуществляется в интересах всего народа, успешное развитие науки и техники содействует решению комплекса экономич. и социальных задач коммунистич. строительства, созданию материальных и духовных предпосылок для всестороннего и гармоничного развития личности. КПСС выдвигает на первое место задачу всемерного ускорения Н.-т. п. в СССР. Г. Н.
Истоки Н.-т. п. коренятся в мануфактурном произ-ве 16-18 вв., когда науч.-теоретич. и технич. деятельность начинают сближаться. До этого материальное произ-во медленно эволюционировало преим. за счет накопления эмпирич. опыта, тайн ремесла, собирания рецептов. Наряду с этим шел столь же медленный прогресс в науч.-теоретич. знаниях о природе, к-рые находились под влиянием теологии и схоластики и не оказывали постоянного и скольконибудь существ. влияния на произ-во. Науч. и технич. прогресс были двумя, хотя и опосредованными, но относительно самостоят. потоками человеч. деятельности.
В 16 в. нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретич. и экспериментального решения целого ряда вполне определ. задач. Наука в это время под влиянием идей Возрождения постепенно порывает со схоластич. традицией и обращается к практике. Компас, порох и книгопечатание (особенно последнее) были тремя великими открытиями, положившими начало прочному союзу науч. и технич. деятельности. Попытки использовать водяные мельницы для нужд расширяющегося мануфактурного произва побуждали теоретически исследовать нек-рые механич. процессы. Создаются теории махового колеса и маховых движений, теория желоба, учения о напоре воды, о сопротивлении и трении. «... Мануфактурный период развивал первые научные и технические элементы крупной промышленности» (Марк с К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 388). Г. Галилей, И. Ньютон, Э. Торричелли, а затем Д. Бернулли, Э. Мариотт, Ж. Л. Д Аламбер, Р. А. Реомюр, Г. Дэви, Л. Эйлер и мн. другие создали науке репутацию «служанки произ-ва».
Возникновение машинного произ-ва в кон. 18 в. было подготовлено результатами предшествующего науч.-технич. творчества большой армии математиков, механиков, физиков, изобретателей, умельцев. Паровая машина Дж. Уатта явилась «плодом науки», а не только конструкторскотехнич. деятельности. Машинное произ-во в свою очередь открыло новые, практически неограниченные возможности для технологич. применения науки. Его прогресс во все большей степени определяется прогрессом науки, и само оно, по выражению К. Маркса, впервые выступает как «предметно воплощающаяся наука» (там же, т. 46, ч. 2, с. 221). Все это означает переход к новому, второму этапу Н.-т. п., к-рый характеризуется тем, что наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга во все ускоряющихся темпах. Возникают спец. звенья науч.-исследоват. деятельности, призванные доводить теоретич. решении до технич. воплощения: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, производств. исследования. Науч.-технич. деятельность становится одной из самых обширных сфер приложения человеч. труда.
Третий этап Н.-т. п. связан о совр. науч.-технич. революцией. Под ее воздействием расширяется фронт науч. дисциплин, ориентирующихся на развитие техники. В решении технич. задач участвуют биологи, физиологи, психологи, лингвисты, логики. На ускорение технич. прогресса прямо или косвенно влияют также мн. направления обществ. наук: экономика и организация произ-ва, науч. управление экономич. и социальными процессами, конкретные социальные исследования, производств. эстетика, психология и логика технич. творчества, прогнозирование. Все более явной становится лидирующая роль науки по отношению к технике. Целые отрасли произ-ва возникают вслед за новыми науч. направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная энергетика, химия синтетич. материалов, произ-во ЭВМ и др. Наука становится силой, непрерывно революционизирующей технику. В свою очередь техника также постоянно стимулирует прогресс науки, выдвигая перед ней новые требования и задачи и обеспечивая ее все более точным и сложным экспериментальным оборудованием. Характерной чертой совр. Н.-т. п. является то, что он захватывает не только пром-сть, но и мн. др. стороны жизнедеятельности общества: с. х-во, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта. Яркое воплощение единство науч. и технич. деятельности находит в прорыве человечества в космос.
Н.-т. п. служит основой социального прогресса. Однако в условиях капитализма прогресс науки и техники совершается в основном в интересах господствующего класса, используется в милитаристских, человеконенавистнич. целях и сопровождается зачастую регрессом духовных ценностей, разрушением человеч. личности. При социализме Н.-т. п. осуществляется в интересах всего народа, успешное развитие науки и техники содействует решению комплекса экономич. и социальных задач коммунистич. строительства, созданию материальных и духовных предпосылок для всестороннего и гармоничного развития личности. КПСС выдвигает на первое место задачу всемерного ускорения Н.-т. п. в СССР. Г. Н.
Источник: Советский философский словарь
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой — в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях. НТП стимулирует качественные преобразования материального производства и непроизводственной сферы, ведет к постоянному росту производительности труда, оказывает воздействие практически на все стороны жизни общества, является неотъемлемой частью социального прогресса. Подготовительная фаза НТП относится к позднему Возрождению, и особенно к 16—17 вв., когда нужды растущего мануфактурного производства, мореплавания, торговли положили начало союзу научной и технической, изобретательской деятельности. В предшествующие века докапиталистического развития существовали лишь разрозненные элементы научных и технических знаний, накапливались производственные навыки и опыт в отдельных отраслях.
Динамичное развитие крупной промышленности впервые формирует социальную потребность решения сложных технических задач и создает условия для освоения ею научных открытий и изобретений. Т.о. возникает качественно новый социальный феномен — НТП, в к-ром органически соединяются наука как деятельность в духовной сфере, направленная на получение нового знания, и техника как один из важнейших компонентов материальной культуры. Постепенно взаимодействие науки и техники становится все более глубоким и прочным, динамизм материального производства и большой объем уже накопленных научно-технических знаний вызывают ускорение темпов НТП. Все более многообразными и масштабными становятся социальные последствия НТП, его связь с др. сторонами общественной жизни.
В зависимости от производственных и др. социальных потребностей, уровня развития конкретных разделов научно-технических знаний в различные периоды на первый план выдвигаются те или иные направления НТП. Ключевыми направлениями в совр. условиях являются: комплексная автоматизация производства; компьютеризация и электронизация; развитие энергетики, в первую очередь атомной; создание новых средств транспорта и связи; освоение мембранной, лазерной, плазменной и др. технологий; создание и применение эффективных конструкционных материалов; быстрое развитие биотехнологии; развитие космонавтики и т.д. Общие, характерные для противоположных социально-экономических систем — капитализма и социализма — черты НТП заключаются в том, что НТП опирается на познание законов природы, а также на все более интенсивный международный научно-технический обмен.
При капитализме НТП приводит к дальнейшему обострению социальных антагонизмов, межгосударственных противоречий. Буржуазия развитых капиталистических стран стремится использовать НТП для достижения научно-технического и технологического, а на этой основе и военного превосходства над социализмом, для усиления эксплуатации развивающихся стран. Последние, напротив, заинтересованы в НТП как средстве подъема экономики, решения острых социальных проблем. Однако политика ТНК, направленная на продолжение неоколониальной эксплуатации, сохранение и даже усиление экономической зависимости развивающихся стран, а также отсутствие или слабость научно-технического потенциала, острая нехватка специалистов серьезно осложняют борьбу этих стран за преодоление научно-технической и технологической отсталости.
При социализме НТП является средством быстрого подъема экономики, решения многих социальных задач, условием гармоничного развития личности. Темпы НТП, его эффективность при социализме особенно зависят от выработки и последовательной реализации научно обоснованной общегосударственной политики в этой сфере.
XXVII съезд КПСС сформулировал как перспективные, так и сегодняшние задачи в сфере НТП, подчеркнул, что НТП — один из главных рычагов ускорения социально-экономического развития страны. Сходные задачи поставлены съездами братских партий др. стран социалистического содружества. Все большее значение приобретает расширение научно-технического сотрудничества социалистических стран, важным проявлением к-рого стала Комплексная программа НТП стран — членов СЭВ до 2000 года. Будет расширяться и научно-техническое сотрудничество с развитыми капиталистическими странами: стажировки специалистов, обмен технологиями, создание совместных предприятий и т.д. В этом выражается растущая научно-техническая и технологическая зависимость в севр, мире, превращение экономики стран социализма в важный элемент мировой экономики, а также осознание многими представителями деловых кругов на Западе необходимости и взаимной выгоды научно-технического сотрудничества, ведущего к росту доверия, уменьшению военной опасности, появлению новых возможностей в решении глобальных проблем современности, стоящих перед человечеством.
НТП при социализме стимулирует развитие всех классов и социальных групп, их сближение на пути к социальной однородности. Новые требования предъявляет НТП к среднему и высшему образованию, системе профессиональной подготовки и переподготовки, к-рые должны стать более гибкими и динамичными, с тем чтобы четко ориентироваться на самые перспективные направления НТП. Особую актуальность в век атома, космоса, генетической инженерии приобрели вопросы этики научно- технических исследований и разработок.
В совр. немарксистских философских и социологических теориях можно выделить два осн. подхода к НТП: преувеличение могущества науки и техники, убежденность в их способности едва ли не автоматически решать сложные проблемы совр. цивилизации и представление о науке и технике как о некой демонической силе, виновнице всех бед и трудностей, переживаемых человечеством. Обе эти на первый взгляд диаметрально противоположные позиции сходятся в одном — в фетишизации науки и техники, отношении к ним как силам, стоящим вне и над обществом (философия техники, Технофобия). Марксизм-ленинизм, напротив, рассматривает НТП как органическую составную часть исторического процесса.
Динамичное развитие крупной промышленности впервые формирует социальную потребность решения сложных технических задач и создает условия для освоения ею научных открытий и изобретений. Т.о. возникает качественно новый социальный феномен — НТП, в к-ром органически соединяются наука как деятельность в духовной сфере, направленная на получение нового знания, и техника как один из важнейших компонентов материальной культуры. Постепенно взаимодействие науки и техники становится все более глубоким и прочным, динамизм материального производства и большой объем уже накопленных научно-технических знаний вызывают ускорение темпов НТП. Все более многообразными и масштабными становятся социальные последствия НТП, его связь с др. сторонами общественной жизни.
В зависимости от производственных и др. социальных потребностей, уровня развития конкретных разделов научно-технических знаний в различные периоды на первый план выдвигаются те или иные направления НТП. Ключевыми направлениями в совр. условиях являются: комплексная автоматизация производства; компьютеризация и электронизация; развитие энергетики, в первую очередь атомной; создание новых средств транспорта и связи; освоение мембранной, лазерной, плазменной и др. технологий; создание и применение эффективных конструкционных материалов; быстрое развитие биотехнологии; развитие космонавтики и т.д. Общие, характерные для противоположных социально-экономических систем — капитализма и социализма — черты НТП заключаются в том, что НТП опирается на познание законов природы, а также на все более интенсивный международный научно-технический обмен.
При капитализме НТП приводит к дальнейшему обострению социальных антагонизмов, межгосударственных противоречий. Буржуазия развитых капиталистических стран стремится использовать НТП для достижения научно-технического и технологического, а на этой основе и военного превосходства над социализмом, для усиления эксплуатации развивающихся стран. Последние, напротив, заинтересованы в НТП как средстве подъема экономики, решения острых социальных проблем. Однако политика ТНК, направленная на продолжение неоколониальной эксплуатации, сохранение и даже усиление экономической зависимости развивающихся стран, а также отсутствие или слабость научно-технического потенциала, острая нехватка специалистов серьезно осложняют борьбу этих стран за преодоление научно-технической и технологической отсталости.
При социализме НТП является средством быстрого подъема экономики, решения многих социальных задач, условием гармоничного развития личности. Темпы НТП, его эффективность при социализме особенно зависят от выработки и последовательной реализации научно обоснованной общегосударственной политики в этой сфере.
XXVII съезд КПСС сформулировал как перспективные, так и сегодняшние задачи в сфере НТП, подчеркнул, что НТП — один из главных рычагов ускорения социально-экономического развития страны. Сходные задачи поставлены съездами братских партий др. стран социалистического содружества. Все большее значение приобретает расширение научно-технического сотрудничества социалистических стран, важным проявлением к-рого стала Комплексная программа НТП стран — членов СЭВ до 2000 года. Будет расширяться и научно-техническое сотрудничество с развитыми капиталистическими странами: стажировки специалистов, обмен технологиями, создание совместных предприятий и т.д. В этом выражается растущая научно-техническая и технологическая зависимость в севр, мире, превращение экономики стран социализма в важный элемент мировой экономики, а также осознание многими представителями деловых кругов на Западе необходимости и взаимной выгоды научно-технического сотрудничества, ведущего к росту доверия, уменьшению военной опасности, появлению новых возможностей в решении глобальных проблем современности, стоящих перед человечеством.
НТП при социализме стимулирует развитие всех классов и социальных групп, их сближение на пути к социальной однородности. Новые требования предъявляет НТП к среднему и высшему образованию, системе профессиональной подготовки и переподготовки, к-рые должны стать более гибкими и динамичными, с тем чтобы четко ориентироваться на самые перспективные направления НТП. Особую актуальность в век атома, космоса, генетической инженерии приобрели вопросы этики научно- технических исследований и разработок.
В совр. немарксистских философских и социологических теориях можно выделить два осн. подхода к НТП: преувеличение могущества науки и техники, убежденность в их способности едва ли не автоматически решать сложные проблемы совр. цивилизации и представление о науке и технике как о некой демонической силе, виновнице всех бед и трудностей, переживаемых человечеством. Обе эти на первый взгляд диаметрально противоположные позиции сходятся в одном — в фетишизации науки и техники, отношении к ним как силам, стоящим вне и над обществом (философия техники, Технофобия). Марксизм-ленинизм, напротив, рассматривает НТП как органическую составную часть исторического процесса.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
это взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники, которое начинается с эпохи крупного машинного производства, а именно с к. XVIII в. Научно-технический прогресс является основой социального прогресса. На стадии, предшествующей мануфактурному способу производства, трудовая деятельность основывалась на эмпирическом опыте. Используя простые орудия труда, человек достигал совершенства во многих ремеслах, при этом опираясь только на умение и опыт. Например, выплавляя металл, ремесленник целиком полагался лишь на приобретенные им опыт и мастерство, не имея представления о сущности химических и физических процессов, которые происходят в металлургическом производстве. Практические знания и опыт передавались от поколения к поколению в виде рецептов, последовательности действий, причем без всякого обоснования, ведь в этот период теоретическое осмысление природы во многом зависело от теологии, поэтому оно не оказывало существенного влияния на производство. Развитие науки и прогресс техники представляли собой два относительно самостоятельных явления.
В XVI–XVIII вв., когда господствовал мануфактурный способ производства, происходит сближение научно-теоретической и технической деятельности. Это началось с того, что в XVI в. развитие мануфактурного производства, торговли, мореплавания потребовало теоретического обоснования конкретных практических задач и действий. Именно тогда происходит обращение науки к практике. А в к. XVIII в. слияние науки и техники связано с развитием машинного способа производства: с одной стороны, производство машин явилось результатом научно-технического творчества физиков, химиков, математиков, механиков, а с другой – именно машинное производство предоставило огромные возможности для внедрения достижений науки в практику. В результате наука и техника стали взаимно стимулировать ускоряющиеся темпы развития друг друга. Однако на этом этапе научнотехнического прогресса технические изобретения были связаны преимущественно с именами практиков. Так, Фултон, по основному роду занятий ювелир, изобрел пароход, часовщик Уайт – паровую машину, прядильная машина своим изобретением обязана цирюльнику Аркрайту. А наука практически до к. XIX в. занималась исследованием уже созданных технических устройств. Лишь в к. XIX в. целые отрасли производства, такие, как электротехническая, химическая, машиностроение, создаются на основе фундаментальных научных исследований. Современный этап научно-технического прогресса оценивают как научно-техническую революцию, а ее начало относят к 40–50-м гг. XX в. Начавшаяся в сер. XX в. научно-техническая революция характеризуется коренным преобразованием производительных сил на основе познания и овладения законами природы, усилением взаимодействия науки, техники и производства, превращением науки в непосредственную производительную силу. Такие научные и технические открытия, как создание компьютерной и ракетно-космической техники, полимерных материалов, атомная энергетика, легли в основу ведущих направлений научно-технической революции. К их числу относят развитие биои информационных технологий, микроэлектронику, генную инженерию, глобальные средства коммуникации, комплексную автоматизацию, создание материалов с заданными свойствами, использование новых источников энергии, космонавтику и др.
В связи с этим происходит переход от экстенсивного типа производства к интенсивному, появляются новые перспективы повышения производительности труда, а человеку в процессе производства передаются преимущественно функции контроля. Под воздействием научно-технической революции изменяются место и функции человека в производстве, условия, характер и содержание труда, а также материальные и духовные возможности людей. Научно-технический прогресс охватывает наряду с промышленностью сельское хозяйство, транспорт, связь, образование и т. д. Научно-техническая революция проявляется в интеграции производства, образования и управления, в интенсификации научных исследований и усилении роли исследований прикладного характера, в комплексной автоматизации производства и повышении роли информационных процессов, в усилении роли государства в управлении научными исследованиями и роли социальных наук в практической деятельности. На современном этапе научно-техническая революция приобретает характер глобального общепланетарного процесса.
В н. XXI в. становится очевидным, что развитие общества зависит главным образом от прогресса в науке и технике, что именно на науку опирается сложный механизм современного развития. Непрерывность научно-технического прогресса зависит от фундаментальных и прикладных исследований, выявления новых закономерностей развития природы и общества, внедрения научных идей в технику и производство, она связана с разработкой целевых комплексных программ по решению научно-технических проблем. В настоящее время существует множество философских подходов к оценке научно-технического прогресса. Так, сциентизм и техницизм абсолютизируют роль науки и техники в системе культуры, рассматривая научно-техническую революцию как единственное средство человеческого совершенствования и развития. Основой распространения сциентистско-техницистского подхода являются реальные успехи науки в познании природы и достижения научно-технического прогресса. Вместе с тем деструктивные последствия научно-технической революции (экологические бедствия, ядерная угроза, отрицательное влияние техники на организм и психику человека, манипуляция сознанием и др.) породили антисциентизм и антитехницизм, возлагающие ответственность на науку и технику за существующие глобальные проблемы. В своем крайнем проявлении они представляют собой полное игнорирование науки и техники и признание возврата к традиционному обществу. Безусловно, выход из сложившейся ситуации заключается не в отказе от научно-технического прогресса, а в придании ему гуманистической направленности. Научно-технический прогресс обеспечил переход от индустриального к постиндустриальному обществу, в котором преимущественно развиваются информационная и обслуживающая сферы, происходят глобальные процессы, связанные с интеграцией разных регионов в области экономики, культуры и других сферах жизнедеятельности. Научно-технический прогресс обеспечил преобразование индивидуальной и совместной деятельности людей, высвободил большое количество свободного времени, что привело к существенным качественным изменениям в образе жизни современного человека. Именно высокие темпы научно-технического прогресса способны обеспечить стране ведущее положение в мире. О. Н. Томюк
В XVI–XVIII вв., когда господствовал мануфактурный способ производства, происходит сближение научно-теоретической и технической деятельности. Это началось с того, что в XVI в. развитие мануфактурного производства, торговли, мореплавания потребовало теоретического обоснования конкретных практических задач и действий. Именно тогда происходит обращение науки к практике. А в к. XVIII в. слияние науки и техники связано с развитием машинного способа производства: с одной стороны, производство машин явилось результатом научно-технического творчества физиков, химиков, математиков, механиков, а с другой – именно машинное производство предоставило огромные возможности для внедрения достижений науки в практику. В результате наука и техника стали взаимно стимулировать ускоряющиеся темпы развития друг друга. Однако на этом этапе научнотехнического прогресса технические изобретения были связаны преимущественно с именами практиков. Так, Фултон, по основному роду занятий ювелир, изобрел пароход, часовщик Уайт – паровую машину, прядильная машина своим изобретением обязана цирюльнику Аркрайту. А наука практически до к. XIX в. занималась исследованием уже созданных технических устройств. Лишь в к. XIX в. целые отрасли производства, такие, как электротехническая, химическая, машиностроение, создаются на основе фундаментальных научных исследований. Современный этап научно-технического прогресса оценивают как научно-техническую революцию, а ее начало относят к 40–50-м гг. XX в. Начавшаяся в сер. XX в. научно-техническая революция характеризуется коренным преобразованием производительных сил на основе познания и овладения законами природы, усилением взаимодействия науки, техники и производства, превращением науки в непосредственную производительную силу. Такие научные и технические открытия, как создание компьютерной и ракетно-космической техники, полимерных материалов, атомная энергетика, легли в основу ведущих направлений научно-технической революции. К их числу относят развитие биои информационных технологий, микроэлектронику, генную инженерию, глобальные средства коммуникации, комплексную автоматизацию, создание материалов с заданными свойствами, использование новых источников энергии, космонавтику и др.
В связи с этим происходит переход от экстенсивного типа производства к интенсивному, появляются новые перспективы повышения производительности труда, а человеку в процессе производства передаются преимущественно функции контроля. Под воздействием научно-технической революции изменяются место и функции человека в производстве, условия, характер и содержание труда, а также материальные и духовные возможности людей. Научно-технический прогресс охватывает наряду с промышленностью сельское хозяйство, транспорт, связь, образование и т. д. Научно-техническая революция проявляется в интеграции производства, образования и управления, в интенсификации научных исследований и усилении роли исследований прикладного характера, в комплексной автоматизации производства и повышении роли информационных процессов, в усилении роли государства в управлении научными исследованиями и роли социальных наук в практической деятельности. На современном этапе научно-техническая революция приобретает характер глобального общепланетарного процесса.
В н. XXI в. становится очевидным, что развитие общества зависит главным образом от прогресса в науке и технике, что именно на науку опирается сложный механизм современного развития. Непрерывность научно-технического прогресса зависит от фундаментальных и прикладных исследований, выявления новых закономерностей развития природы и общества, внедрения научных идей в технику и производство, она связана с разработкой целевых комплексных программ по решению научно-технических проблем. В настоящее время существует множество философских подходов к оценке научно-технического прогресса. Так, сциентизм и техницизм абсолютизируют роль науки и техники в системе культуры, рассматривая научно-техническую революцию как единственное средство человеческого совершенствования и развития. Основой распространения сциентистско-техницистского подхода являются реальные успехи науки в познании природы и достижения научно-технического прогресса. Вместе с тем деструктивные последствия научно-технической революции (экологические бедствия, ядерная угроза, отрицательное влияние техники на организм и психику человека, манипуляция сознанием и др.) породили антисциентизм и антитехницизм, возлагающие ответственность на науку и технику за существующие глобальные проблемы. В своем крайнем проявлении они представляют собой полное игнорирование науки и техники и признание возврата к традиционному обществу. Безусловно, выход из сложившейся ситуации заключается не в отказе от научно-технического прогресса, а в придании ему гуманистической направленности. Научно-технический прогресс обеспечил переход от индустриального к постиндустриальному обществу, в котором преимущественно развиваются информационная и обслуживающая сферы, происходят глобальные процессы, связанные с интеграцией разных регионов в области экономики, культуры и других сферах жизнедеятельности. Научно-технический прогресс обеспечил преобразование индивидуальной и совместной деятельности людей, высвободил большое количество свободного времени, что привело к существенным качественным изменениям в образе жизни современного человека. Именно высокие темпы научно-технического прогресса способны обеспечить стране ведущее положение в мире. О. Н. Томюк
Источник: История философии науки и техники.