НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Научно-техническая революция
(НТР) – качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу. Началась с середины 20 века. НТР резко ускоряет научно-технический прогресс, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Научно-техническая революция
совокупность качественных изменений в технике, технологии и организации производства, происходящих под воздействием крупных научных достижений и открытий и оказывающих определенное влияние на социально-экономические условия общественной жизни; процессы, начавшиеся в 1940-1950-е гг. в развитии науки и техники, вызвавшие превращение науки в решающий фактор социокультурного развития. Для современного этапа НТР характерны процессы:
- новая структура общественного разделения труда, где одним из ведущих элементов становится научная деятельность,
- превращение науки в непосредственную производительную силу
- кардинальное преобразование предметов труда, орудий производства и работников,
- использование принципиально новых видов техники.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

НАУЧНО—ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (НТР)
наиболее масштабный по своим экономическим и организационным параметрам и последствиям этап интеграции науки и производства, приходящийся на 50 — 60 гг. XX в. В результате возник качественно новый в истории человечества тип экономики — инновационная экономика, в которой началом и определяющим элементом всего экономического цикла являются научные знания и их эффективное использование во всей экономической цепочке «производство — продажа — потребление». Вклад научной составляющей в общую стоимость высокотехнологического продукта составляет от 7 до 20 процентов. Возможности научно—технической революции оказались наиболее эффективно используемыми в странах с развитой рыночной экономикой, позволившим им сделать существенный экономический рывок и выиграть в конце XX в. конкурентную борьбу у более инерционной планоВо—директивной экономики социалистических стран, несмотря на их огромные бюджетные расходы на развитие науки. (См. национальный научно—техническийпотенциал, инновационная система).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
кардинальное качественное изменение роли человека, науки и техники в развитии общества, происшедшее во второй половине 20 в. Основные направления в развитии НТР: а) качественное изменение роли человека и его образа жизни, его образования, квалификации; б) всеобщая электронизация и автоматизация технологических процессов производства и управления; в) вовлечение в жизнь, в производство нетрадиционных видов энергии; г) создание новых материалов и высоких технологий; д) стремительное развитие современной биотехнологии. Таким образом, НТР – это процесс превращения с помощью науки и технологии сил материального мира в инструменты человеческой свободы. По мнению составителя словаря, увеличение полноты и качества свободы человека, его мудрости, то есть становление человека нового типа (хомо анимабилис: человека духовного) - сущность научно-технической революции (скоре, должна стать ею в перспективе).. В результате произойдет переход к информационному обществу с софийно-экологическим, комплексно-автоматизированным технологическим способом производства, коренным изменением сфер занятости работников, их духовных качеств, порождаемых софийным сознанием и софийным бытием людей.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
качественный скачок в развитии современных производительных сил, характеризуемый превращением науки в ведущую силу производства, внедрением автоматического управления техническими системами и изменением технологических методов производства. Главные направления Н.т.р. определяются сращением с производством основных естественных наук (физики, химии, биологии). Благодаря этому механические методы обработки (рубка, пиление, обточка, фрезеровка и т. д.), занимавшие до последнего времени доминирующее положение в материальном производстве, вытесняются более эффективными физическими и химическими, а в будущем и биологическими методами. Стержневой линией современной Н.т.р. является автоматизация, при к-рой система машин выполняет все движения, необходимые для обработки сырого материала, без участия человека и «нуждается лишь в контроле со стороны рабочего» (Маркс). Автоматизация освобождает человека от тяжелого физического труда, к-рый уступает место деятельности, связанной с контролем, управлением, применением достижений науки в производстве. Происходящие сейчас под влиянием Н.т. р. коренные изменения в производительных силах имеют своей целью создание полностью автоматизированного производства в масштабах всего общества. На рельсы крупной индустрии становятся сельское хозяйство, строительство, бытовое обслуживание. Социальные последствия Н.т. р. различны при социализме и капитализме. В социалистических странах она создает основу для достижения изобилия материальных благ, для уничтожения существенных различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом. Способствуя сокращению рабочего времени, облегчению труда, она делает возможным безграничное духовное совершенствование личности. В странах капитала под влиянием автоматизации происходят изменения в социальной структуре, в соотношении отраслей хозяйства. Однако процессы, связанные с Н.т. р., приобретают здесь противоречивый, подчас уродливый характер. Они бьют по интересам трудящихся, вызывая массовую безработицу, потерю квалификации у многих рабочих. Полное развитие всех тенденций Н.т. р., использование ее плодов в интересах трудящихся возможно лишь в обществе, свободном от оков частной собственности.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
как и научная революция: коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки и техники в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу. Началась в середине ХХ в. Резко ускоряет научно-технический прогресс; оказывает воздействие на все стороны жизни общества. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников. Возникла под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством.
Понятие научной революции употребляется для объяснения крупных переворотов в науке как социальном институте: речь идет о глобальных изменениях условий социального существования науки в целом, а не отдельных ее дисциплин – ее общественного статуса и престижа, характера социальной поддержки, организационного строения и т.п.
Первая научная революция уходит своими корнями в XVI–XVII вв. Ее устойчивым ядром стали возникшие в XVII в. первые академии (Академия деи Линчеи, Лондонская и Парижская академии) и научные сообщества. Факт их появления означал признание обществом способов познания, опирающихся на опыт, допускающих экспериментальную проверку, требующих логической обоснованности результатов. Науку начала финансировать правящая элита. Занятия наукой открывали для человека возможность повышения социального статуса. Следствиями ускоренного развития академической науки явились начавшаяся профессионализация научных исследований и формирование тенденции специализации науки.
Начало второй научной революции относится к концу XVIII в. и отражает общий рост потребности в квалифицированных специалистах (научных работниках, инженерах, техниках и т.п.). Ядром науки стали университеты, возник новый тип учебного заведения, сочетающего подготовку специалистов с ведением собственно исследовательской работы (Политехническая школа, созданная в 1795 г. в Европе).
Начало третьей научной революции положило появление прикладной науки, превращающейся впоследствии в наиболее динамично развивающуюся сферу научных исследований, возникновение и расширение промышленных лабораторий, она продолжается в таких явлениях, как государственное регулирование научных исследований, создание наднациональных научных институтов и межгосударственных программ.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
понятие, выражающее характерное для цивилизации ХХ в. тесное взаимодействие между коренными изменениями теоретических, научных представлений о мире с радикальными практическими преобразованиями в области техники и производственных технологий. Современное понимание НТР основано на концепции динамики научного знания, предложенной американским физиком и философом Т. Куном в кн. «Структура научных революций» (1962). С его точки зрения, в современных условиях науку нельзя рассматривать как простой прирост знания, и научное сообщество лишь определенное время может находиться в рамках стабильной системы ценностей и целей исследования. В этом «нормальном» состоянии наука не стремится к инновациям, т.к. она основана на допущении, что научное сообщество знает, каков окружающий нас мир. Однако наступает время, когда ученый при помощи известных правил и процедур уже не может решить вновь возникшие перед ним задачи. В этом случае должны появиться и постоянно появляются новые научные средства и методики, которые не могут не расширять теоретическое поле интересов ученых, вызывая в конце концов кризис методологии и философских основ общепринятых научных изысканий. В этот момент возникают новые научные теории, которые, невзирая на прежние доказательства и расхожие истины, предлагают новую модель постановки проблем и их решений или новую парадигму, в терминологии Т. Куна, что знаменует Н.р. Под научной парадигмой Кун понимает «всю совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для данного научного сообщества», а также конкретные решения, которые используются в качестве моделей или примеров для решения вновь возникающих задач. Концепция Н.р. как перехода от одной парадигмы к другой дает основание понимать НТР не только как качественно новый период в развитии техники и технологии, но как коренное изменение взглядов на окружающий мир, т.е. «как смену понятийной сетки, через которую ученые рассматривали мир» (Р. Кун). Это сопровождается осознанием полной несовместимости конкурирующих старой и новой парадигм, когда традиционные термины и понятия оказываются в новых отношениях, а новые методы обнаруживают способность решить возникшие проблемы, неразрешимые в рамках старой парадигмы. В практической сфере НТР представляет собой ускоренный процесс проникновения научных достижений в прикладные технические области и обратного влияния технологий на создание условий для качественных перемен в научно-теоретической сфере. В отечественной философии сущность НТР применительно к современной информационно-компьютерной цивилизации предлагается видеть «в небывалой (до 2-й пол. ХХ в.) интенсификации информационных процессов во всех звеньях механизма управления (и процесса познания) и в последовавшей перестройке всего технического и технологического базиса материального производства с включением их в автоматизированные контуры управления на базе электронно-вычислительных машин» (Р.Ф. Авдеев). Исходя из этого всеобъемлющий характер НТР определяется ускоренными процессами автоматизации, созданием новых технологий производства, внедрением немеханических способов обработки материалов, безбумажных способов хранения информации и управления, проникновением научных достижений в повседневную жизнь людей, появлением новых отраслей знания и новых источников энергии. Таким образом, революционные процессы охватывают все области человеческой деятельности, сферы духовной и социальной жизни современной цивилизации, что позволяет характеризовать НТР как одно из наивысших проявлений исторического прогресса.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
коренное, качественное изменение, происходящее в совр. системе науки и техники, захватывающее все компоненты этой системы, все стороны технологических отношений и характеризующееся, прежде всего, тем, что техника вступает в новый этап своего развития — этап автоматизации, к-рая представляет собой генеральное направление производственного применения результатов Н.-т. р. Машинное производство, при к-ром рабочий вынужден непосредственно участвовать в технологическом процессе, выполнять технические, машинные функции, начинает уступать место автоматизированному производству, где предмет труда обрабатывается всецело самой технической системой, действующей без прямого участия рабочего. В развитых формах автоматизации системе автоматических линий придается электронно-вычислительная аппаратура, осуществляющая счетно-решающие, контролирующие, управляющие функции. Информационная техника внедряется не только в материальное производство, но и в управленческую деятельность, в сферу обслуживания, науку, образование. В ходе Н.-т. р. изменяются и технологические методы производства. Механическая технология обработки предмета труда, занимавшая доминирующее положение в материальном производстве, вытесняется более эффективными методами, при к-рых изменяется не просто форма предмета, но молекулярная и атомная структура вещества, происходит его преобразование в новое вещество с заданными свойствами. Таковы химическая технология производства синтетических материалов, методы производства атомной энергии, использование плазмо-химических процессов, лазеров, закрытой технологии высоких и низких температур, биохимические и биофизические методы воздействия, применяемые в сельском хозяйстве, легкой промышленности, медицине. Соответственно изменению технологии изменяются и материалы, сырье, все более широкое применение находят искусственные материалы, резко возрастает производственное потребление электроэнергии. Все эти процессы, определяющие коренные изменения производительных сил об-ва, происходят на основе достижении совр. науки, на основе сращивания науки и техники, науки и материального производства. В совр. условиях этот процесс идет всесторонне, т. к. наука превращается в непосредственную производительную силу. Наука воздействует на производство, воплощаясь не только в технике, но и в самих производителях материальных благ, повышая их культурно-технический уровень, развивая их интеллект и творческие способности. В условиях развертывания Н.-т. р. на производство оказывают влияние уже не отдельные “авангардные” науки, а все более широкий фронт исследований. Сюда включаются не только естественные, но и общественные науки: экономика и организация производства, организация труда, разработка принципов управления об-вом, социология, социальная психология, производственная эстетика, прогнозирование социального и научно-технического прогресса. Социальная сущность Н.-т. р. состоит в изменении места и роли человека в производстве. Внедрение автоматизации в принципе не только не умаляет эту роль, а, напротив, резко повышает ее, т. к., освобождаясь от исполнения механических, технических функций, человек получает возможность посвятить себя более содержательному, творческому труду. Как следствие перераспределения функций между человеком и техникой возникает необходимость изменения в содержании труда, в профессиональной структуре кадров, в культурно-техническом уровне трудящихся. Под влиянием роста производительности труда сокращается относительный процент занятых в материальном производстве и соответственно развивается непроизводственная сфера, особенно научная деятельность, образование и медицинское обслуживание.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
НТР) – это радикальные изменения в науке и технике (технологии). По существу, НТР рассматривается как процесс интеграции (слияния) научной и технической  революции. Речь идет о формировании единой системы «наука-техника-производство», в рамках которой происходят радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы, включая и человеческий  (социокультурный) фактор. Существуют различные точки зрения на сущность НТР: 1) ее сущность связывают с реализацией тезиса о превращении науки в «непосредственную производительную силу»; 2) ее связывают с переходом от машинного фабричного к комплексно-автоматизированному производству; 3) ее рассматривают как радикальные изменения в системе управления; 4) ее соотносят с характером взаимоотношений техники и  биосферы и др. НТР – это интегрально-комплексный  феномен,  в  рамках  которого  фиксируется  совокупность изменений внутри отношения «человек-техника-природа-общество». Однако определяющий фактор этих  изменений (по сравнению с предшествующими формами деятельности) связан с тем, что непосредственно управленческие функции в системе  производственно-хозяйственной деятельности переходят от человека к сравнительно автоматизированным технико-технологическим устройствам. Человек «встраивается» в новую структуру деятельности как  преимущественно носитель не производственных, а контролирующих, регулирующих и управляющих  функций.  Тем  самым  создаются  предпосылки  для  существенного  рывка технологической цивилизации. В условиях НТР активизируется процесс, с одной стороны, «онаучивания» техники и технологии, т.е. интенсивного использовании результатов  научных  исследований  и  разработок  в  технико-технологических процессах и  объектах; а с другой стороны, процесс «технологизации» естествознания, т.е. более активной ассимиляции  естественнонаучным знанием техникотехнологической проблематики. При этом соответствующие изменения происходят в системе человекознания, что реализуется в тенденции «гуманизации» естественно-технического  знания и «онаучивания» (и «технологизации») дисциплин социально-гуманитарного профиля. Исторически  выделяется несколько направлений НТР: 1) энергетическое направление, связанное с развитием атомной энергетики, которая рассматривалась в качестве основного перспективного источника дополнительной энергии; 2) космическое направление, вызванное прогрессом исследований в области освоения космоса (полеты аппаратов и человека в космическое  пространство); 3)  химическое направление, основанное на  активной разработке химических веществ (полимеров) с заданными свойствами, тождественными природным соединениям (капрон,  нейлон и др.); 4) технологическое направление,  связанное  с  использованием  более  совершенных  технологических систем  (автоматизированные  системы,  относительно  замкнутые  технологии  и др.). Однако принципиальное отличие НТР от предшествующих этапов технического прогресса состоит в том, что именно в рамках НТР организация производственных процессов осуществляется преимущественно с применением электронно-вычислительных машин (ЭВМ), а автоматизация технологических процессов предполагает  формализацию технологического знания. В условиях НТР информация  как  основной  элемент  автоматизации  выступает  существенной  частью технологического процесса. Внедрение систем автоматизированного  проектирования сближает управление технологическими процессами с проектно-конструкторской  деятельностью. Инженерное проектирование использует естественнонаучное и технологическое знание для выбора оптимальной технологии управления непосредственно технологическим процессом, а знание социально-гуманитарного характера позволяет придать автоматизации «человеческое измерение».

Источник: Философия науки и техники: словарь

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (НТР)
коренная трансформация науки, техники и технологии производственной деятельности людей, их трудовых и экономических отношений, денежных и рыночных систем общества, уровня доходов и уклада жизни населения; исторический процесс соединения научной и технической революций, которое коренным образом преобразило человеческое общество в 20 в. Основой этой трансформации является развитие самого человека, его эмоционального, интеллектуального и нравственного мира, интересов, ценностей и мотиваций, потребностей и сущностных сил, интеллектуальная и духовная революция 20 в., связанная с автоматизацией и компьютеризацией материального и духовного производства. В разных странах характер и многие результаты НТР различны, поскольку страны оказались на разных ступенях глобального трансформационного процесса.
Начало научно-технической революции совпало с формированием общества массового потребления 1960-х гг., которое было результатом перехода к технологии поточно-конвейерного, массового производства качественных товаров и услуг. Система маркетинга сделала их доступными для населения, которое получило в свое распоряжение семейную и муниципальную собственность, превысившую все инвестиции в реальную экономику. Господство производителя на рынках («экономика предложения») сменилось господством массового потребителя («экономика спроса»), а главным мотором развития общества стал социальный капитал — не только различные депозиты населения, но и средства, предоставленные населению банками под залог участков земель, движимого и недвижимого имущества. Нуклеарная семья стала социальной и потребительской ячейкой западного общества, осуществляющей долговременные, хотя и «скрытые», фактические инвестиции в образование новых поколений граждан. Это означало, что культура становится главной производительной силой и источником накопления не менее мощным, чем мировая наука. Общество существенно продвинулось по пути выработки компромиссных демократических форм решения острых социальных и политических проблем, быстро развивалось и экономически, и социально.
Главным богатством информационного общества, формирующегося благодаря научно-технической революции в 1980— 90-х гг. в развитых капиталистических странах, стали огромные инвестиции в «человеческий капитал», что позволило говорить о «просвещенном обществе» (К. Флекснер), «пост-капиталистическом обществе» (П. Дракер), «открытом обществе» (К. Поппер, Дж. Сорос). Масштабы накопления социального капитала приняли рыночную форму интеллектуального капитала, успехи которого зависят от защиты и реализации целого спектра новых прав человека, как производственно и социально развитой индивидуальности, и от правового обеспечения сложных сетевых структур, интеллектуальных технологий и интеллектуальной собственности информационного бизнеса. Эта рыночная форма стала главным мотором развития информационного производства и «общества массовой индивидуальности». Центр производства перемещается в создание программного обеспечения и массивов информации.
Начало эпохи НТР было связано с перемещением большой доли занятых (до 40%) из промышленности и материального производства в сферу услуг гигантских мегаполисов. Современная компьютерная НТР перемещает основную массу занятых в сферу интеллектуального труда и духовного производства, связывая воедино жизнедеятельность масс людей, разбросанных на огромных территориях, информационными сетями и общими банками данных.
Развитие НТР зачастую сталкивается с консерватизмом местных традиций, институтов, структур и представлений, что вызывает острейшие конфликты, которые потрясают основы экономики и государственного строя. После мировых войн растушую роль играет воздействие мировой культуры и мировой науки, мирового рынка и международного сотрудничества стран, находящихся на разных этапах этого глобального процесса. Каждая из них по-своему решает проблемы эпохи НТР. Существенную роль играют меры государственного регулирования, успех или провал которого зависит от степени учета общих закономерностей НТР и местной специфики ее реализации.
Лит.: TofflerA. The Third Wave. N. Y, 1980; Drucker P. F. The Age of Discontinuity. New Brunswick—L, 1994; Technology, Management and Society. N. Y., 1972; The Unseen Revolution. N. Y., 1976; Managing in Turbulent Times. N.Y, 1981; Innovation and Entrepreneurship. N.Y, 1986; The New Realities. N. Y, 1989; Post-capitalist Society. N. Y, 1993; Давыдов Ю. H. Тоталитаризм и техника.— «Полис», 1991, № 4; ВасилъчукЮ.А. «Дорогой человек» эпохи НТР.— «МЭиМО», 1991, № 11; ДынкинА. А. Новый этап научно-технической революции. М., 1991; БурстинД. Американцы: демократический опыт. М., 1993; Человек в инновационной экономике XX века. М., 1994; Нагаев А. А. Фактор НТП в современной рыночной экономике. М., 1994; Разин В. М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники.- «ВФ», 1996, № 3; ТоффлерА. Футурошок. СПб., 1997; Новая пост-индустриальная волна на Западе. М., 1999.
Ю. А. Васильчук

Источник: Новая философская энциклопедия

Научно-техническая революция 
начавшийся в середине XX в. качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил, коренная перестройка технических основ материального производства. Н.?т. р. — это сложное общественное явление, длительный исторический процесс, которому свойственны следующие особенности: глобальность, интернациональность, так как он практически охватывает весь мир; все-объемность, поскольку он оказывает воздействие на все сферы общественной жизни; комплексность, ибо в нем органически сливаются и взаимодействуют революционные изменения, происходящие в области науки и в области техники, которые ранее в истории осуществлялись порознь. Сердцевиной Н.?т. р. является опережающее развитие науки и превращение ее в непосредственную производительную силу, а самого производства — в последовательное технологическое применение современной науки. Происходит материализация научных знаний, воплощение их в вещественных элементах производительных сил (в технике, технологии производства), в соответствующих организационных формах производства; научные знания все более используются в деятельности работников производства при выполнении ими трудовых функций; наука выступает как теоретическая база всех производственных процессов. Н.?т. р. влечет за собой качественное изменение технологической базы производства, орудий и средств труда, методов и предметов обработки; влияет на организацию труда, производства и управления; приводит к существенному изменению места и роли человека в производственном процессе, функции работников; означает переход от экстенсивного развития производства к интенсивному. По целям, формам, стимулам, движущим силам и основным тенденциям Н.?т. р. по-разному развивается в странах капитализма и социализма, вызывая противоположные по своему характеру социальные последствия. В условиях капитализма, изменяя ранее сложившуюся отраслевую, профессиональную и квалификационную структуру трудящегося населения, она ведет к возрастанию численности работников наемного труда, к дальнейшей поляризации классов, к увеличению удельного веса работников умственного труда и углублению противоположности между работниками умственного и физического труда, к усилению эксплуатации, к росту неполной занятости рабочих, к увеличению безработицы. Н.?т. р. ускоряет процессы капиталистической интеграции производства, разорения мелких предприятий и образования крупных монополий. В результате она усиливает внутреннюю неустойчивость капитализма, обостряет его противоречия, способствует созданию предпосылок для революции социалистической. В условиях социализма общенародная собственность на средства производства, отсутствие антагонистических противоречий, научное управление обществом, плановое развитие народного хозяйства, широкое участие трудящихся масс в управлении производством, удовлетворение постоянно возрастающих материальных и духовных потребностей людей, отсутствие безработицы, последовательное проведение единой государственной технической политики позволяют успешно решать задачи развертывания Н.?т. р. Отсюда так важна и исторически значима задача — соединить достижения Н.?т. р. с преимуществами социалистической системы хозяйства, шире развивать присущие социализму формы соединения науки с производством. Это было подчеркнуто и на XXVI съезде КПСС, где говорилось, что «тесная интеграция науки с производством — настоятельное требование современной эпохи», и выражалось убеждение, что деятели науки и техники будут на высоте этого требования (см. Материалы XXVI съезда КПСС, с. 44). Вместе с тем всесторонний и ускоренный по темпам научно-технический прогресс — непременное условие строительства коммунизма, материальной базой которого может быть лишь передовая техника, создаваемая на основе новейших достижений науки (см. Материально-техническая база коммунизма). Производя переворот в производительных силах общества, Н.?т. р. одновременно воздействует и на развитие производственных отношений. В социалистическом обществе научно-технический и социальный прогресс идут рука об руку, тесно взаимодействуют между собой. Социальные последствия Н.?т. р., ее воздействие на социальную структуру, на духовное развитие трудящихся весьма многообразны. Она ведет к глубоким преобразованиям в общественном разделении труда, к изменениям в условиях, характере, структуре труда, предъявляет более высокие требования к квалификации работников. В общем объеме трудовых затрат возрастает удельный вес умственного труда как в масштабах всего народного хозяйства, так и в рамках отдельных предприятий. Это ведет к прогрессивным сдвигам в социальной структуре производственных коллективов. Уменьшается доля работников, занятых тяжелым физическим трудом, сужается сфера применения малоквалифицированного ручного труда, быстро возрастают численность и удельный вес работников высококвалифицированного труда. Отмирают профессии, связанные со старой техникой, возникают новые, более сложные виды труда. Увеличивается объем применения инженерно-технического труда на производстве. Внедрение автоматизации вызывает необходимость перемещения высвобождаемых работников на другие участки производства, что связано нередко с их переквалификацией. Содержание труда обогащается, все основные его виды приобретают черты творческой деятельности, что содействует превращению его в первую жизненную потребность каждого человека. Этому способствует также изменение соотношения и структуры овеществленного и живого труда, рабочего и свободного времени. Н.?т. р. служит мощным фактором преодоления существенных различий между работниками умственного и физического труда, между городом и деревней (см. Преодоление различий между городом и деревней), поскольку она ускоряет превращение сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального. Тем самым она выступает как один из рычагов формирования социально однородного общества, создает условия для всестороннего развития личности. В рамках мировой системы социализма Н.?т. р. создает предпосылки для выравнивания уровней экономического и научно-технического развития входящих в нее стран. Этому способствует социалистическая экономическая интеграция (см. Интеграция социалистическая). Буржуазные концепции Н.?т. р. — при всем их внешнем разнообразии — направлены на то, чтобы сконструировать теоретическую альтернативу научному коммунизму, обосновать ненужность социальной революции, функции которой якобы может выполнить Н.?т. р. Эти концепции сводят социальный прогресс к техническому и находятся на службе апологетических буржуазных теорий.

Источник: Научный коммунизм. Словарь

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
качеств. скачок в развитии познания природы и использовании человечеством ее законов, характеризуемый превращением науки в непосредств. производит. силу общества и последующим переворотом во всей системе производит. сил. В отличие от происходивших в истории общества и в значит. мере обособленных друг от друга науч. революций (революции в науке) или технич. (революции в технике), Н.-т. р. связана не с каким-либо отд. крупным науч. открытием или технич. изобретением, не с переворотом в той или иной конкретной науке или отрасли произ-ва. Существ. особенностью Н.-т. р. является единство науч. и технич. революций, приводящее к качеств. изменению производит. сил в целом. Отличит. чертами совр. Н.-т. р. являются: создание машин, механизмов, технологич. процессов и методов на уровне кибернетич. систем с быстро совершенствующейся организацией, расширение сферы деятельности человека за пределы Земли, непосредств. прак-тич. применение открытых наукой принципиально новых материалов и способов получения материалов с заданными свойствами, новых источников энергии. Количеств. показателями совр. Н.-т. р. могут, в частности, служить ежегодное расширение на 10–15% объема научной деятельности в мире при соответствующем увеличении затрат на развитие науки и техники и росте числа ученых и инженеров, к-рое (если считать только ныне живущих) уже более чем вдвое превысило их общую численность за всю историю человечества. Н.-т. р. оказывает воздействие на всю систему организации и управления обществ. произ-вом. Ее важнейшим социальным следствием служит изменение условий и содержания труда, сокращение рабочего времени, изменение соотношения различных социальных и проф. групп, повышение культурно-технич. уровня трудящихся. Превращение науки в ведущую силу произ-ва было предсказано еще Марксом. Более ста лет назад он определил тенденцию, в силу к-рой весь процесс произ-ва выступает как "научный процесс", "как технологическое применение науки", и непосредств. труд "сокращается количественно до незначительной пропорции, а качественно превращается, правда, в необходимый, но подчиненный момент по сравнению со всеобщим научным трудом, с технологическим применением естественных наук" ["Grundrisse der Kritik der politischen ?konomie (Rohentwurf), 1857–1858", M., 1939, S. 587 ]. Эта тенденция с особой силой проявляется в наст. время. Процесс сращивания осн. естеств. наук (физики, химии, биологии) с произ-вом определяет и соответствующие осн. направления Н.-т. р. Научно-технич. деятельность человека выражается в том, что он познает физич., химич., биологич. природные процессы, подчиняет их своему управлению и использует в целях сознат. преобразования природы, т.е. превращает естеств. св-ва веществ в рабочие, а естеств. процессы – в технологические. Равно как и направления Н.-т. р., осн. технологич. методы воздействия на природу можно классифицировать соответственно осн. формам движения материи, где с т. зр. организации физич. форма является более высокой, чем механическая, но менее высокой, нежели химическая, к-рая в свою очередь ниже биологической. Более высокая форма движения (как и более эффективные методы воздействия на природу) не является голым отрицанием предшествующих форм (и соответственно методов), а включает их в себя в "снятом виде", основывается на них. В произ-ве все эти методы выступают не изолированно, а в различных сочетаниях друг с другом. Классификация по осн. формам движения позволяет, однако, понять их историч. и логич. преемственность и взаимозависимость. Механич. методы обработки вытесняются более совершенными, основанными на новейших достижениях физич. и химич. наук. Развитие бионики – одного из разделов кибернетики – позволяет эффективно применять биологич. процессы и методы к решению инженерных задач, использовать опыт живой природы в различных областях техники. Кибернетика и автоматизация – это не просто одно из направлений Н.-т. р., базирующихся на использовании той или иной формы движения материи или соответствующей группы св-в материи. Кибернетика – теоретич. основа автоматизации – пронизывает и объединяет все совр. естеств. науки на базе математич. методов, теории информации, теории управления, теории систем. Соединяя естествознание с обществоведением, она дает непосредств. выход в практику таким наукам, как политэкономия, социология, психология, языкознание и др. Уровень развития кибернетики определяет развитие автоматизации. Автоматизация характеризует уровень развития орудий произ-ва и служит стержнем совр. научно-технич. прогресса. Применение автоматизации в тех или иных социальных системах определяет характер социальных последствий Н.-т. р. (см. Промышленная революция). В условиях капитализма процесс возрастания доли лиц умственного, особенно творч. труда, за счет сокращения доли людей физич., особенно нетворч. труда (как и процесс урбанизации и т.п.), чреват массовой безработицей, растратой обществ. производит. сил, обострением социальных противоречий. В условиях социализма он способствует становлению и росту материальных предпосылок для развития личности. Совр. Н.-т. р. оказывает многоплановое воздействие на все сферы жизни общества. Она революционизирует не только непосредств. материальное произ-во, но и транспорт, связь, средства распространения информации, оказывает большое влияние на политику, идеологию, междунар. отношения, военное дело, нравств. отношения. Н.-т. р. вторгается в сферу культуры, быта, отдыха. Революция в науке и технике сопровождается и обусловливается революцией в общем представлении о мире, в науч. и инженерно-технич. мышлении. Она требует адекватного изменения обществ. отношений, совершенствования организации и управления обществом, ставит новые проблемы перед обществом. Лит.: Маркс К., Капитал, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, гл. 13; его же, [Из рукописного наследства К. Маркса ], "Коммунист", 1958, No 7; Бернал Дж., Наука в истории общества, пер. с англ., М., 1956; Винер Н., Кибернетика и общество, пер. с англ., М., 1958; Осипов Г. В., Техника и обществ. прогресс, М., 1959; Социально-экономич. проблемы технич. прогресса, М., 1961; Зворыкин ?. ?., Осьмова Н. И., Чернышев В. И., Шухардин С. В., История техники, М., 1962; Хейнман С., Создание материально-технич. базы коммунизма и научно-технич. революция, "Коммунист", 1962, No 12; Оже П., Совр. тенденции в науч. исследованиях, пер. с франц., [ЮНЕСКО, М., 1963 ]; Тессман К., Проблемы научно-технич. революции, пер. с нем., М., 1963; Бир Ст., Кибернетика и управление произ-вом, пер. с англ., М., 1963; Роль химизации в строительстве коммунизма, "ВФ", 1964, No 1; Волков Г. Н., Автоматизация – новый историч. этап в развитии техники, там же, No 6; его же, Эра роботов или эра человека. Социологич. проблемы развития техники, М., 1965; Кузин ?., Шухардин С., Совр. научно-технич. революция, "Коммунист", 1964, No 16; Проблемы совр. Н.-т. р. (материалы конференции), в сб.: Вопр. истории естествознания и техники, вып. 19, М., 1965; Кудряшов А. П., Совр. Н.-т.р. и ее особенности, М., 1965; Марахов В, Г., Мелещенко Ю. С., Совр. Н.-т р. и ее социальные последствия в условиях социализма, "ВФ", 1966, No 3; Revolution der Roboter, M?nch., 1956; Leith?user J. G., Die zweite Sch?pfung der Welt, W., 1957; Epoche Atom und Automation, Fr./M., Bd 1–10, 1958–60; Doberer K., Sinn und Zukunft der Automation, Fr./M., 1958; Menschen, Maschinen, Energien, В., 1959; Dessauer F., Streit um die Technik, Basel–Freiburg – W., 1959; Silk L. S., Research revolution, ?. ?., 1960. Г. Волков, Ю. Шейнин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Научно-техническая революция
НТР) ? понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии науки и техники, а также инициированных ими социальных процессов, свойственных совр. цивилизации, осн. содержание к-рых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного развития. Начало НТР принято относить к сер. 40-х — нач. 50-х гг. XX в.; обычно считают, что она продолжается и сегодня, хотя в ряде исследований говорится о наблюдающемся затухании НТР, падении темпов научно-техн. прогресса. Среди предпосылок НТР можно выделить две осн. составляющих: внутринаучную и социальную. Внутринаучные связаны прежде всего с достижениями точных и естеств. наук конца прошлого — начала нынешнего столетия, совпавшие по времени с активным развитием научного позитивизма. В этот период были открыты электрон, радиоактивные элементы, превращение химич. элементов, квантовая механика, неевклидова геометрия, теория относительности, фундаментальные клеточные процессы. Значит. успехи (обусловленные в первую очередь применением электричества) были достигнуты в развитии техн. средств, прежде всего в области транспорта (автомобильный и морской транспорт, основанный на применении двигателя внутр. сгорания, авиация), связи (телеграф, телефон, радио, позднее — телевидение), военной техники. В этот же период, под влиянием позитивистских настроений в философии и методологии, произошло существенное методол. взаимообогащение наук, сформулированы точные основания математич. логики и логики суждений. Однако фундаментальные открытия в области естествознания, охарактеризованные как “революция в естеств. науках” поставили под сомнение ряд оснований науки Нового времени, и заставили обратиться к общим основаниям и механизмам построения аксиоматич. и гипотетико-дедуктивных научных теорий, а также к языковым формам представления научного знания. Рефлексия науки к собственным основаниям, осуществленная неопозитивизмом или логич. эмпиризмом, позволила не только более точно определить и систематизировать методол. основания науки (механизмы построения дедуктивных и индуктивных обобщений, принцип верификации), но и существенно уточнить понятийно-терминологич. аппарат науки. Дальнейшие успехи науки и техники, связанные в основном с исследованиями атомной энергии, а также с появлением и быстрым развитием кибернетики (науки об обработке информации и управлении) и автоматизированных вычислит. средств (ЭВМ), способных к выполнению логич. операций, привели к существенному ускорению темпов научного прогресса. Социальные процессы, обусловившие и сопровождавшие НТР, в основном вписываются в рамки общей теории модернизации. Становление развитых индустриальных об-в сопровождалось постепенной интернационализацией экономики, появлением разветвленных транснац. корпораций. Модернизационные социальные процессы, связанные с распространением демократии, построенной на универсалистской системе законов, повышением социальной мобильности, основанной на достижениях престижных личных статусов, появлением системы высокоспециализир. профессий, ростом уровня общего образования способствовали и значит. повышению статуса и престижа научной деятельности. В 40-х гг. исследования в области атомной энергии (а затем в освоении космоса) привели к созданию первых крупных гос. проектов в области соединения науки и промышленности, созданию масштабных научно-производств. комплексов и проектов. Это положило начало активному вниманию развитых индустриальных гос-в (как капиталистич., так и социалистических) к развитию науки. Осуществление крупных гос. инвестиций в науку, развитие гос. планирования в области науки, интеграция науки с производством, а затем и с образованием способствовали не только быстрому расширению сети научно-техн. учреждений, но и резкому ускорению процесса внедрения научных достижений в техн. практику, увеличению числа прикладных научных разработок, росту числа высококвалифицир. специалистов, ориентированных на научно-техн. деятельность. Существ. влияние на НТР оказало быстрое развитие электронных технологий, способствовавшее автоматизации хранения и обработки информации с помощью ЭВМ, а затем — комплексной автоматизации производственных процессов. Анализируя развитие НТР, можно выделить ряд значимых характеристик, свойственных этому процессу: — превращение науки в решающий фактор обществ. развития, реализующееся через непосредств. влияние научно-техн. достижений на все сферы совместной деятельности людей (производство, потребление, коммуникацию, образование, рекреацию); — интеграция производства, образования и управления на базе применения и распространения достижений науки и техники; — интенсификация научных исследований, взаимообмена наук (как на внутринаучном, так и на межгос. уровнях), значит. усиление роли исследований прикладного характера; — высокая степень интеграции науки и техники, обеспечивающая ускорение темпов техн. прогресса; — комплексная автоматизация производства, активная замена ручного труда машинным, проникновение машинной техники во все сферы деятельности (вплоть до творчества); — огромная роль информационных процессов, автоматизация и глобализация обмена информацией; — ведущая роль гос-ва в планировании, организации и управлении научными исследованиями; — повышение уровня общего и спец. образования, профилизация образования в соответствии с кадровыми потребностями науки и техники; — усиление роли социальных наук и эффективности применения их исследования в практич. деятельности. Осн. направлениями реализации НТР и научно-техн. деятельности стали: автоматизация производства и управления, открытие и использование новых видов энергии, создание материалов с заданными свойствами, освоение космоса, биотехнологии, электронные микротехнологии, глобальная автоматизация информ. процессов и создание глобальных средств массовой коммуникации, создание искусств. интеллекта. НТР стала катализатором и инициатором значит. модернизационных процессов в социокультурной сфере: урбанизации и формирования специфич. социокультурной среды городов-мегаполисов, интернационализации массовой культуры и средств массовой коммуникации, возрастанию межгос. сотрудничества в научно-техн. деятельности — явлений, в конечном счете свидетельствующих о глобальных интеграционных процессах в культуре. Преобразование индивидуальной и совм. деятельности людей в сторону интенсификации и унификации ее характера, высвобождение значительного количества свободного времени и человеческих ресурсов привели к существенным качественным изменениям в образе жизни современного человека. Именно развитие НТР в первую очередь связывается с переходом от индустриального к т.н. “постиндустриальному обществу”, для которого характерны: приоритет не производственной, а информационной и обслуживающей сфер, распространение профессионализма во всех сферах деятельности и переход от классового к профессионально стратифицированному обществу, ведущая роль научных элит в определении общественной политики и управлении, высокая степень глобальной интеграции как в области экономики, так и в культуре. Современной философии и социологии вообще, и философии и социологии науки в частности, свойственна неоднозначная оценка феномена НТР. Традиционно сложились два основных подхода к оценке научного прогресса — оптимистический (сциентистский), рассматривающий НТР как закономерный этап социального и научного развития в общем контексте модернизации человеческого сообщества, который обеспечит дальнейшее поступательное развитие человеческой цивилизации (такой подход был свойствен в т.ч. и советскому науковедению, рассматривавшему НТР как одно из явлений, сопутствующих смене капитализма коммунизмом); и пессимистический (антисциентистский — представленный рядом западных социологов науки (Г. Маркузе, П. Гудман, К. Хаффнер, П. Вигор, Т. Роззак) и общественных деятелей), концентрирующий внимание на негативных последствиях технического развития (экологические бедствия, угроза ядерного апокалипсиса, возможность манипулировать сознанием, стандартизация человеческой деятельности и отчуждение личности, отрицательное влияние техники на организм и психику человека и т.д.). Различны и оценки характера НТР: одни исследователи рассматривают ее как уникальную ситуацию (всплеск), сформированную эпистемологической спецификой развития новоевропейской науки, которая свойственна и ценна только для модернизированной “атлантической” цивилизации, другие характеризуют ее как закономерный этап эволюции человеческого сообщества в целом на пути его последовательной интеграции в единую культурную общность. Характерно, что период НТР совпал в философии и методологии науки с преодолением позитивистских умонастроений и появлением постпозитивизма (Т. Кун, П. Агасси, С.Э. Тулмин, К..П. Фейерабенд), для которого характерны критическое отношение к исторической кумулятивности науки, признание невозможности “нейтрального” теоретически и идеологически ненагруженного знания, отказ от научного универсализма в познании мира; а в культуре — с ситуацией постмодерна, отрицающей любую универсальность и системность как в познании, так и в деятельности. Однако при всей разноречивости оценок НТР очевидна необратимость изменений, привнесенный развитием новых технологий во все сферы человеческой деятельности и культуры. См. также: Техносфера. Лит.: Современная НТР. 2 изд. М., 1970; Человек — наука — техника. М., 1973; Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса. М., 1976; Научно-техническая революция, человек, его природная и социальная среда. Л., 1977; Общественное развитие и НТР. Л., 1982; Еремин С.Н., Семенов Е.В. Наука и образование в структуре НТР. Новосибирск, 1986; Новая технократическая волна на Западе. М.. 1986; Козиков И.А. Диалектика социальной и научно-технической революции. М., 1987. А. Г. Шейкин. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ,
коренное, качеств. преобразование производит. сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития обществ. произ-ва.
В ходе Н.-т.р., начало к-рой относится к сер. 40-х гг. 20 в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в неиосредств. производит. силу. Н.-т. р. изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производит. сил, обществ. разделения труда, отраслевую и проф. структуру общества, ведет к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой.
Н.-т. р. является закономерным этапом человеч. истории, характерным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы ее проявления, ее течение и последствия в социалистич. и капиталистич. странах принципиально различны.
Н.-т. р.- длит. процесс, к-рый имеет две гл. предпосылки - научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке Н.-т. р. сыграли успехи естествознания в кон. 19 - нач. 20 вв., в результате к-рых произошел коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Этот переворот В. И. Ленин назвал «новейшей революцией в естествознании» (см. ПСС, т. 18, с. 264). Она началась открытием электрона, радия, превращения химич. элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей.
Революц. сдвиг произошел и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в пром-сти и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистич. гос-ва организовать в рамках крупного нац. науч.-технич. проекта согласованное взаимодействие науки и пром-сти. Это послужило школой для осуществления последующих общенац. научно-технических исследовательских программ.
Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. Науч. деятельность стала массовой профессией. Во 2-й пол. 50-х гг. под влиянием успехов СССР в изучении космоса и сов. опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегос. органов планирования и управления науч. деятельностью. Усилились непосредств. связи между науч. и технич. разработками, ускорилось использование науч. достижений в произ-ве. В 50-х гг. создаются и получают широкое применение в науч. исследованиях, произ-ве, а затем и управлении электронно-вычислит. машины (ЭВМ), ставшие символом Н.-т. р. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения элементарных логич. функций человека, а в перспективе - переход к комплексной автоматизации произ-ва и управления. ЭВМ - принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства.
На совр. этапе своего развития Н.-т. р. характеризуется след. осн. чертами. 1) Превращением науки в непосредств. производит. силу в результате слияния воедино переворота в науке, технике и произ-ве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой науч. идеи до ее производств. воплощения. 2) Новым этапом обществ. разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу развития обществ. произ-ва. 3) Качеств. преобразованием всех элементов производит. сил - предмета труда, орудий произ-ва и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса произ-ва благодаря его науч. организации и рационализации, снижению материалоемкости, капиталоемкости и трудоемкости продукции: приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырье, оборудование и рабочую силу, многократно окуная расходы на науч. исследования и технич. разработки. 4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нем роли творч. элементов; превращением процесса произ-ва «... из простого процесса труда в научный процесс...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Cоч., т. 46, ч. 2, с. 208). 5) Возникновением на этой основе материально-технич. предпосылок преодоления противоположности и существ. различий между умств. и физич. трудом, между городом и деревней, между непроизводств.и производств. сферой. 6) Созданием новых источников энергии и искусств. материалов с заранее заданными свойствами. 7) Огромным повышением социального и экономич. значения информац. деятельности как средства для обеспечения науч. организации, контроля и управления обществ. произ-вом; гигантским развитием средств массовой коммуникации.8) Ростом уровня общего и спец. образования и культуры трудящихся; увеличением свободного времени.9) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, роли обществ. наук и идеологич. борьбы. 10) Резким ускорением обществ. прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеч. деятельности в масштабе планеты, возникновением т. н. экологич. проблем и необходимостью в связи с этим науч. регулирования системы «общество - природа».
Наряду с осн. чертами Н.-т. р. можно выделить ее главные науч.-технич. направления: комплексная автоматизация произ-ва, контроля и управления произ-вом; открытие и использование новых видов энергии; создание и применение новых конструкционных материалов. Однако сущность Н.-т. р. не сводится ни к ее характерным чертам, ни тем более к тем или иным даже самым крупным науч. открытиям или направлениям науч. и технич. прогресса. Н.-т. р. означает перестройку всего технич. базиса, всего технологич. способа произ-ва.
Н.-т. р. создает предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеч. деятельности: теоретич. познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технич. средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных благ (произ-во) и способов рациональной взаимосвязи практич. действий и различных видов деятельности (управление).
Превращение науки в ведущее звено в системе наука - техника - произ-во не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы, идущие к ним от науки.
Обществ. произ-во является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой ее развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль. Это находит выражение в том, что на основе результатов фундаментальных науч. исследований возникают принципиально новые отрасли произ-ва, к-рые не могли бы развиться из предшествующей производств. практики (атомные реакторы, совр. радиоэлектронная и вычислит. техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследств. свойств организма и др.). В условиях Н.-т. р. сама практика требует, чтобы наука oпeрежала технику, произ-во, а последнее все больше превращалось в технологич. воплощение науки.
Усиленно роли науки сопровождается усложнением ее структуры. Этот процесс находит выражение в бурном развитии прикладных исследований, проектноконструкторских и опытно-конструкторских работ как звеньев, связывающих фундаментальные исследовании с произ-вом. Возрастающая взаимосвязь различных процессов и явлений усиливает значение комплексного подхода к любой крупной проблеме, междисциплинарных исследований. В связи с зтим стало особенно необходимо тесное взаимодействие естеств., технич. и обществ.наук, развивающееся в социалистических странах как одно из конкретных выражений органического соединения преимуществ социализма с достижениями Н.-т. р.
Возникли спец. дисциплины, изучающие закономерности развития, условия и факторы повышения эффективности самой научной деятельности (см. Науковедение).
Научно-технич. переворот революционизирует с.-х. произ-во, превращая с.-х. труд в разновидность индустриального труда. Одновременно деревенский уклад жизни все более уступает место городскому. Рост науки, техники и пром-сти способствует интенсивной урбанизации, а развитие средств массовой коммуникации и совр. транспорта способствует интернационализации культурной жизни.
В процессе Н.-т. р. в новую фазу вступают отношения общества и природы. Перед человечеством во весь рост встала задача сохранения и науч. регулирования среды своего обитания.
В ходе Н.-т. р. существенно изменяется содержание труда гл. производит. силы - трудящихся. Н.-т. р. предъявляет возрастающие требования к проф. знаниям, организац. способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль моральных стимулов и личной ответственности в труде. Наряду с увеличением объема обязат. общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодич. переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.
Масштабы и темпы изменений в произ-ве и обществ. жизни, к-рые несет с собой Н.-т. р., с небывалой до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий как в сфере экономики, так и в социальной сфере, их влияния на общество, человека и природу.
Подлинным носителем Н.-т. р. выступает рабочий класс, ибо он является не только гл. производит. силой общества, но и единств. классом, заинтересованным в последовательном, полном развитии Н.-т. р. При капитализме, борясь за свое социальное освобождение, за ликвидацию капиталистич. отношений, рабочий класс одновременно добивается развития Н.-т. р. в интересах всех трудящихся.
Необходимым условием полного развития Н.-т. р. является социальное освобождение трудящихся, создание неограниченного простора для всестороннего развития человека, к-рое может быть обеспечено только в процессе построения коммунизма.
Успехи науки и техники в 1-й пол. 20 в. могли перерасти в Н.-т. р. лишь при о предел, уровне социально-экономич. развития общества. Н.-т. р. стала возможной благодаря высокой степени развития производит. сил и обобществления произ-ва.
Ленин подчеркивал, что за каждым коренным технич. переворотом «... неизбежно идет самая крутая ломка общественных отношений производства...» (ПСС, т. 3, с. 455). Н.-т. р. преобразует производит. силы, но их коренное изменение невозможно без соответствующего качеств. преобразования обществ. отношений. Как пром. революция кон. 18 - нач. 19 вв., заложившая основы материально-технич. базы капитализма, нуждалась для своего осуществления не только в коренном технич. преобразовании произ-ва, но и в глубоком преобразовании социальной структуры общества, так и совр. Н.-т. р. требует для собств. полного развития не только преобразования технологии произ-ва, но и революц. преобразования общества. Глубоко обнажив несовместимость свободного развития совр. производит. сил с капиталистич. способом произ-ва, Н.-т. р. усилила объективную необходимость перехода от капитализма к социализму и тем самым стала важным фактором мирового революц. процесса. Н.-т. р. «... стала одним из главных участков исторического соревнования между капитализмом и социализмом...» (Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 303).
Всемирный характер Н.-т. р. настоятельно требует развития междунар. науч.-технич. сотрудничества, в т. ч. и между гос-вами с различным социальным строем. Это диктуется гл. обр. тем обстоятельством, что целый ряд последствий Н.-т. р. выходит далеко за национальные и даже континентальные рамки и требует объединения усилий мн. стран и междунар. регулирования, напр. борьба с загрязнением окружающей среды, использование космич. спутников связи, разработка ресурсов Мирового океана и т. д. С этим связана взаимная заинтересованность всех стран в обмене научно-техническими достижениями (см. Глобальные проблемы).
Совр. наука и техника могут эффективно развиваться лишь при условии скоординированной экономики, планового распределения ресурсов в масштабе гос-ва, требуют управления всей сложной системой соцналь-ноэкономич. процессов в интересах всего общества. Однако капиталистич. способ произ-ва не может создать таких условий. Отд. крупные капиталистич. фирмы достигают успешной постановки научно-исследоват. и опытно-конструкторской работ, эффективного внедрения новой техники и технологии, продиктованного необходимостью конкурентной борьбы. Известное расширение функций капиталистич. гос-ва в результате его срастания с монополиями, попытки гос. программирования и регулирования позволяют временно ослаблять наиболее острые противоречия, к-рые лишь накапливаются и углубляются. Поддержка гос-вом тех или иных направлений науки и техники способствует их успехам, но, поскольку такое вмешательство преследует интересы монополий, воен.-пром. комплекса, науч.-технич. прогресс приобретает в капиталистич. странах одностороннее направление, а его результаты часто противоположны интересам общества и провозглашенным целям, приводят к огромному расточительству научно-технического потенциала. Капитализм не может преодолеть стихийный характер обществ. произ-ва и использовать огромную силу кооперации, планирования и управления в масштабах всего общества, устранить осн. противоречие - между производит. силами и производств.отношениями, обществ. характером произ-ва и частным характером присвоения.
Капиталистич. общество ограничивает возможности, открываемые Н.-т. р. для развития самого человека, а зачастую обусловливает их реализацию в уродливой форме (стандартизация образа жизни, «массовая культура», отчуждение личности).
Для социалистич. системы Н.-т. р. является естеств. продолжением коренных социальных преобразований. Мировая система социализма сознательно ставит Н.-т. р. на службу социальному прогрессу. В условиях социализма Н.-т. р. способствует дальнейшему совершенствованию социальной структуры общества и обществ. отношений, создает условия для повышения общекультурного и науч.-технич. уровня трудящихся и тем самым является важнейшим средством всестороннего развития личности.
Истолкование сущности и социальных последствий Н.-т. р. является полем острой борьбы марксистско-ленинской и бурж. идеологий.
Первоначально буржуазно-реформистские теоретики пытались истолковать Н.-т. р. как простое продолжение пром. революции или же как ее «второе издание» (концепция «второй пром. революции»). По мере того как своеобразие Н.-т. р. становилось очевидным, а ее социальные последствия необратимыми, большинство буржуазно-либеральных и реформистских социологов и экономистов встали на позиции технологич. радикализма и социального консерватизма, противопоставляя в своих концепциях «постиндустриального общества», «технотронного общества» технологич. революцию социальной, освободит. движению трудящихся. В качестве ответной реакции мн. «новые левые» на Западе заняли противоположную позицию - технологич. пессимизма в сочетании с социальным радикализмом (Г. Маркузе, П. Гудмен, Т. Роззак - США, и др.). Обвиняя своих противников в бездушном сциентизме, в стремлении поработить человека посредством науки и техники, эти мелкобурж. радикалы называют себя единственными гуманистами, призывают к отказу от рационального знания в пользу мистики, религ. обновления человечества. Марксисты отвергают обе эти позиции как теоретически несостоятельные. Н.-т. р. не в состоянии разрешить экономич. и социальные противоречия антагонистич. общества без радикальных социальных преобразований общества на социалистич. началах. Наивными и утопичными являются также левацкие представления, согласно к-рым можно якобы построить справедливое общество посредством одних лишь политич. средств, без Н.-т. р.
Обострение противоречий капитализма в связи с Н.-т. р. вызвало на Западе широкое распространение т. н. «технофобии», т. е. враждебности к науке и технике как среди консервативно настроенной части населения, так и среди либерально-демократич. интеллигенции. Несовместимость капитализма с дальнейшим развитием Н.-т. р. получила превратное идеологич. отражение в социально-пессимистич. концепциях «пределов роста», «нулевого роста». Многочисл. социальные прогнозы такого рода свидетельствуют, однако, не о наличии какихто объективных «пределов роста», а о пределах капитализма как обществ. формации и о пределах экстраполяции как метода предвидения будущего.
Основоположники марксизма-ленинизма неоднократно указывали, что коммунизм и наука неотделимы, что коммунистич. общество будет обществом, обеспечивающим полное раскрытие способностей всех своих членов и полное удовлетворение их высокоразвитых материальных и духовных потребностей на основе высших достижений науки, техники и организации. Как для победы коммунизма необходимо макс. использование возможностей Н.-т. р., так и Н.-т. р. нуждается для своего развития в дальнейшем совершенствовании социалистич. обществ. отношений и их постепенном перерастании в коммунистические.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
238.12 кб

Новая научно-техническая революция и современный мир

Ань Цинянь
Читать PDF
1.05 мб

Фактор силы на нисходящей фазе научно-технической революции

Кривопалов Алексей Алексеевич
В статье рассматривается тема замедления общих темпов научно-технического прогресса в военной области в связи со значительным удорожанием стремления к передовым инновациям.
Читать PDF
227.66 кб

Духовная культура как движущая сила научно-технической революции

Калимуллин Д. Д.
Статья посвящена исследованию проблемы взаимодействия человека и общества в условиях научно-технического прогресса.
Читать PDF
1.21 мб

ЧЕТВЕРТАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНСТИТУТЫ

Яницкий Олег Николаевич
В статье рассматриваются фундаментальные сдвиги в институциональной структуре мирового сообщества в условиях научно-технической революции (далее, НТР-4) и глобализации.
Читать PDF
1.14 мб

Воздействие научно-технической революции на духовную жизнь общества

А. Б. Зельманов
Читать PDF
331.37 кб

ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ

Краснова Галина Владимировна, Марков Александр Анатольевич, Подставко Елена Николаевна
В данной статье анализируется проблематика формирования интеллектуальной и социальной зависимости современной личности в условиях научно-технического прогресса.
Читать PDF
232.98 кб

Четвертая научно-техническая революция: особенности, признаки, сверхзадачи

Узилевский Геннадий Яковлевич
В статье кратко излагается двухуровневая абстрактно-конкретная структура присущих Homo языков и знаковых средств, приведшая к разработке ряда метафизических направлений и метафизической методологии.
Читать PDF
317.91 кб

Научно-техническая революция и социализация индивида в информационном обществе

Синев Евгений Николаевич, Корчагин Василий Николаевич
Статья посвящена исследованию особенностей влияния научно-технической революции на систему общественных отношений постиндустриального общества, определению специфики процесса социализации человека в информационном обществе.
Читать PDF
339.12 кб

О развитии социологии управления в XXI веке в контексте научно-технической революции

Узилевский Геннадий Яковлевич
В данной статье рассматриваются перемены в реальном секторе экономики развитых стран, вызванные третьей научно-технической революцией.
Читать PDF
160.95 кб

Социальная сущность научно-технической революции в концепциях христианской глобалистики

Круглова Г. А.
В данной статье рассмотрено влияние научно-технической революции на пропаганду религии в обществе и усиления ее регулятивного воздействия на людей.
Читать PDF
1.16 мб

Профессиональный труд в условиях научно-технической революции как фактор формирования нового человек

И. Ф. Лившиц

Похожие термины:

  • НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РЕЛИГИЯ. НТР

    знаменует собой качественно новый этап в многовековой борьбе между наукой и религией. НТР - это гигантский прогресс в науч. познании мира, углубление знаний о природе, об-ве и человеке, расширение в