понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) включает в себя два элемента: 1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого туда; 2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей.
НИРС – составная часть обеспечения преемственности в науке, воспроизводства научных кадров. НИРС в вузе, как едином учебно-научно-производственном комплексе, является неотъемлемой составной частью подготовки квалифицированных специалистов, способных творческими методами индивидуально и коллективно решать профессиональные научные, технические и социальные задачи, применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса, быстро ориентироваться в экономических ситуациях.
НИРС позволяет наиболее полно реализовать индивидуальный подход в обучении и воспитании студентов, дифференцированность при подготовке специалистов. Обучение с систематическим методически обеспеченным целенаправленным участием в научной и научно-технической деятельности – эффективный способ и средство формирования и развития у студентов творческой мотивации, ответственности, инновационного мышления, активной созидательной жизненной позиции.
Основными субъектами научно-исследовательской деятельности в вузе являются студенты и др. категории молодежи вуза, а также учащиеся и молодежь, которая привлекается к работе на довузовском этапе подготовки.
Целями научной работы студентов выступают переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа и собственных исследований с использованием научных методик.
Основные задачи научной работы студентов:
-развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;
-привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;
-повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;
-выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в избранной деятельности.
Основными целями системы НИРС в вузе являются:
-создание и развитие условий (правовых, экономических, организационных, ресурсных и т.д.), обеспечивающих возможность для каждого студента реализовать свое право на творческое развитие личности;
-участие в научных исследованиях и научно-техническом творчестве, инновационной деятельности – полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его способностями и потребностями;
-обеспечение единства образовательного(учебного и воспитательного), научного и практического процессов с формированием и развитием творческих способностей, улучшением профессионально-творческой подготовки студентов, совершенствованием форм привлечения молодежи к научным исследованиям, научно-технической и изобретательской деятельности.
Основными задачами функционирования системы НИРС являются:
-создание предпосылок для самореализации личностных творческих способностей учащихся;
-привлечение студентов к рационализаторской работе, изобретательскому творчеству, научно-инновационной деятельности;
-создание благоприятных условий для развития и функционирования различных форм научного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте, результатах научных и научно-технических разработок, проводимых в целях совершенствования системы НИРС;
-обеспечение прав студентов на участие в научных исследованиях, практических разработках и техническом творчестве;
-обеспечение условий для выявления наиболее одаренных студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов и развития их способностей и талантов;
-содействие всестороннему развитию личности студента, формированию его объективной самооценки, приобретению навыков работы в творческих коллективах, приобщению к организаторской деятельности;
-развитие способности использовать научные знания и быстро адаптироваться при изменении ситуации, готовности к повышению квалификации и переподготовке;
-предоставление учащимся возможности испробовать свои силы в решении актуальных задач по различным направлениям науки и техники, опубликовать значимые результаты исследований.
Повышение результативности участия студентов в системе НИРС происходит на основе:
-развития тематики научных исследований с участием студентов за счет выполнения работ по решению задач, связанных с реальными потребностями педагогической отрасли, общества;
-организации конкурсов на лучшие студенческие научные, дипломные и курсовые работы, научно-технические проекты, магистерские диссертации;
-организация студенческих, магистрантских и аспирантских олимпиад;
-повышение результативности организационно-массовых, в том числе состязательных мероприятий;
-содействие образованию и деятельности творческих объединений студентов, магистрантов и аспирантов различных организационно-правовых форм и их привлечение к решению практических задач;
-выявление и использование положительного опыта работы системы НИРС и ТИД (творчески-исполнительской деятельности – по творческим специальностям) в современных условиях;
-обеспечение наиболее эффективного профессионального отбора способной, одаренной и талантливой молодежи для пополнения педагогических и научных кадров вуза.
Система НИРС – одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков, эффективных технологий выполнению учебно-поисковых и научно-исследовательских, проектных и конструкторских работ, развитие способностей к научному и техническому творчеству, творческо-исполнительской деятельности (по творческим специальностям), самостоятельности, инициативы в учебе и будущей жизнедеятельности.
Соответственно, развитие системы НИРС как объекта прав студента и одновременно неразрывной составной части триединого образовательного процесса является важнейшей функцией системы образования и должностной обязанностью всех структур и работников системы, а также основной уставной деятельностью образовательных учреждений.
Важными факторами активизации студенческих изысканий и повышения их теоретического и практического уровня является переход на многоуровневую систему подготовки кадров, работа по новым учебным планам, перечень учебных дисциплин которых предусматривает основательную научную подготовку студентов.
Чтобы быть готовыми к творческой реализации полученных в вузе знаний, умений и навыков, студенты должны иметь сформированное научное мышление, овладеть методологией научного познания.
Основу организации исследовательской работы студентов в вузе составляют следующие принципы:
-сочетание обязательных и добровольных научных работ студентов;
-наличие в системе НИРС постоянных и переменных компонентов;
-максимальная самостоятельность научного студенческого самоуправления при деятельной поддержке кафедр и факультетов;
-сочетание дидактических (обучающих) функций студенческой научной работы с практическим вкладом в НИР «большой» науки и практические нужды вуза.
В соответствии с этими принципами выделяются следующие взаимосвязанные направления исследовательской работы студентов: учебно-исследовательская (УИРС) и научно-исследовательская (НИРС).
Учебно-исследовательская работа (УИРС) выполняется студентами по учебным планам под руководством профессоров и преподавателей.
Формы этой работы:
-реферирование научных изданий, подготовка обзоров по новинкам литературы;
-выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах;
-написание курсовых работ, содержащих эле-менты научного исследования;
-проведение научных исследований при выполнении дипломных работ;
-выполнение научно-исследовательских работ в период учебной практики и стажировки.
Формами реализации УИРС и НИРС выступают: реферат, доклад, сообщение на конференции или заседании научного кружка, конкурсная работа, публикация, наглядные пособия для учебного процесса, курсовая работа, дипломная работа, магистерская диссертация и др.
Кафедры вуза осуществляют непосредственное методическое и организационное руководство системой НИРС, направляя ее деятельность в соответствии с образовательными профессиональными программами и государственными образовательными стандартами согласно разрабатываемым ими и утвержденным рабочим программам специальностей, специализаций, учебных курсов и дисциплин. Кафедры подбирают и утверждают руководителей конкретных работ (тем), выполняемых студентами, а также подбирают и утверждают руководителей (старост) СНК (студенческих научных кружков) и СПЛ (студенческих проблемных лабораторий). В организации и руководстве научно-исследовательской работой студентов принимают участие преподаватели и сотрудники всех кафедр и подразделений вуза.
Основной базой для организации и проведения НИРС являются кафедры вузов, научно-исследовательские институты (НИИ), лаборатории и центры (НИЛы и НИЦы), проблемные лаборатории, студенческие научные общества и кружки (СНО и СНК), студенческие творческие студии (СТС – по творческим специальностям). Во всех случаях научная работа студентов строится в соответствии с основными направлениями научных исследований названных подразделений и является важным показателем качества их работы.
Вуз планирует и проводит организационно-массовые мероприятия системы НИРС за счет средств вуза, а также дополнительно привлеченных для этого ресурсов из законных источников. Финансирование проведения отдельных конкретных мероприятий может осуществляться за счет средств, выделяемых МОН РК.
К основным формам научно-исследовательской работы студентов можно отнести следующие:
-работа студенческих научно-исследовательских кружков, проблемных творческих групп, выполняющих исследования по проблемам, связанным с научными интересами как отдельных преподавателей, так и кафедр в целом;
-работа в научных обществах учащихся (НОУ);
-участие в научных конференциях, выступление с докладами и сообщениями по материалам исследований;
-участие в социологических и научно-методических исследованиях, проводимых кафедрами;
-проведение работ вне рамок вуза, сотрудничество с детскими юношескими центрами, совмещение НИРС с работой научных обществ учащихся (НОУ), туристско-краеведческой работой.
-участие в отечественных и международных правительственных и неправительственных программах, программах для студентов-исследователей вузов Республики, МОН РК и др.;
-представление материалов научно-исследовательской деятельности на конкурсы различного уровня (внутривузовский, региональный, республиканский и т.д.) ;
-конференции, симпозиумы, семинары, круглые столы, слеты;
-сборники, статьи, тезисы, труды конференций в соответствии с направлениями научной деятельности;
-стажировки.
Научная работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в лабораториях, научных подразделениях вуза, в студенческих научно-технических объединениях.
Руководство научными исследованиями студентов осуществляют профессора, доценты, преподаватели вуза, а также аспиранты и магистранты.
Непосредственное участие студентов в проводимых вузами научно-исследовательских, научно-технических, проектных и др. работах обеспечивается через организационные формы и мероприятия системы НИРС, которые подразделяются на:
-научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс (УИРС);
-научно-исследовательскую работу, выполняемую во вне учебное время (сверх или вне учебных планов – ВНИРС).
Научные, научно-технические организационно-массовые мероприятия, в т.ч. состязательного характера, стимулирующие развитие системы НИРС и приобщение студентов к творчеству (студенческие научные конференции; семинары; студенческие олимпиады; конкурсы; выставки научного и научно-технического творчества молодежи; смотры-конкурсы на лучшую НИРС в группах, факультетах и вузе; смотры-конкурсы дипломных, курсовых работ и результатов производственных практик), одновременно определяющие результативность и эффективность собственно научного труда студентов (публикации, авторство в научных отчетах, авторские свидетельства, патенты, реализуемые на практике разработки, награды на состязательных мероприятиях и т.д.);
Научно-исследовательская работа студентов выполняется сверх (вне) учебных планов и предполагает не «ученический» уровень изысканий, а объективно общественную значимость ожидаемых и получаемых результатов. Др. словами, результаты НИРС должны иметь теоретическую и практическую значимость. Однако в практике высших учебных заведений НИРС отличается от УИРС не по качеству итогов, а скорее по характеру отношения к учебному процессу. Как и в случае учебно-исследовательской работы, только некоторые исследования, выполненные в рамках НИРС, представляют научную ценность. Значительная часть научно-исследовательских работ студентов на факультетах и кафедрах вуза сводится к овладению ими специальными знаниями и исследовательскими приемами. Именно это обстоятельство является чертой, объединяющей УИРС и НИРС.
В то же время НИРС, в отличие от УИРС, не является частью учебного процесса, хотя и тесно связана с ним. Эффективность НИРС обусловлена, с одной стороны, мерой ее взаимодействия со всеми компонентами учебного процесса, с другой – ее организации как системы, обладающей спецификой целей, результатов и логикой развертывания во времени. Научно-исследовательская работа студентов осуществляется как система усложняющихся задач, решение которых приводит к неуклонному обогащению исследовательского опыта, личностного и профессионального самоопределения студентов.
Основная форма организации НИРС – студенческий научный кружок (СНК) или студенческое научное общество (СНО) при кафедре. Главным содержанием деятельности кружка является выполнение во внеучебное время научных исследований по определенной кафедрами тематике.
Научным руководителем кружка назначается преподаватель кафедры. Он руководит исследовательской работой студентов, обеспечивает подготовку ими научных докладов и сообщений, организует их заслушивание и обсуждение на заседании кружка, представление лучших студенческих работ на конкурсы и конференции, привлекает к работе со студентами профессоров и преподавателей кафедры, организует встречи членов кружка с практическими работниками.
На первом заседании кружка избирается староста, а в некоторых вузах еще и секретарь кружка, которые организуют его заседания и ведут документацию.
Работа кружка учитывается в журнале, который имеет следующие разделы: список членов кружка, учет посещаемости заседаний, план работы на учебный год, протоколы заседаний.
Другая форма организации НИРС – проблемно-исследовательские группы либо студенческие проблемные лаборатории (СПЛ) из 3–5 студентов, которыми руководят профессора, доценты и др. работники кафедры. Все они работают по одной и той же теме. Это дает возможность объединенными усилиями в короткий срок эффективнее выполнить трудоемкое исследование.
На младших курсах преобладает кружковая форма НИРС, наиболее удобная для решения задач, возникающих на первом этапе приобщения студентов к научной деятельности. Работа студентов в научных кружках позволяет первокурсникам разбираться в относительно несложных вопросах, на старших же курсах студенты уделяют особое внимание проведению самостоятельных научных исследований, которые укрепляют их веру в свои силы и способности, а также уже на студенческой скамье готовили их к максимальной отдаче и ответственности за качество выполненных научных работ.
На старших курсах также работают кружки, но деятельность студентов строится по иной схеме. Студенты, занимающиеся в этих кружках либо в проблемных лабораториях, уже усвоили минимум сведений по интересующей их учебной дисциплине. В этих условиях существенно возрастает роль самостоятельной творческой работы, промежуточные и конечные результаты которой становятся предметом обсуждения на заседаниях кружка/лаборатории. Студенты сопоставляют и делают критический анализ имеющихся научных концепций, собирают и обрабатывают эмпирический материал, осваивают приемы обобщения полученных сведений, т.е. овладевают методологией и логикой научного исследования.
Наряду с кружковой формой организации НИРС, широко распространена работа студенческих проблемных групп, студенческих проблемных лабораторий (СПЛ), занятых разработкой какой-л. одной, общей для всей группы проблемы. Проблемные группы являются самостоятельными единицами. Как правило, проблемная группа состоит из 3–5 человек. Участники проблемной группы либо коллективно решают одну проблему, либо распределяют между собой частные аспекты проблемы. Для выступления на заседаниях проблемной группы/лаборатории могут быть приглашены ведущие ученые, работающие в данной области. Проблемная группа/лаборатория может состоять из студентов разных курсов.
Основой НИРС является индивидуальная работа научного руководителя со студентами. Преподаватель может руководить одной или несколькими студенческими научными работами. Начинать индивидуальную работу со студентами, обнаружившими исследовательские склонности, необходимо уже на младших курсах.
Результаты студенческих исследований оформляются в виде докладов и сообщений, с которыми авторы могут выступать на внутривузовских студенческих научных конференциях, на межвузовских конференциях молодых ученых и студентов региона, республики и т.п. Доклады, представляющие серьезный научный интерес, оформляются впоследствии в виде студенческих научных работ и могут быть представлены на внутривузовский конкурс студенческих научных работ или Республиканский конкурс на лучшую НИРС.
Научно-исследовательская работа, включаемая в учебный процесс (УИРС), предусматривает:
-выполнение учебных заданий, в т.ч. в период производственной и учебной практики, лабораторных работ, курсовых и выпускных квалификационных работ, содержащих элементы научных исследований или имеющих реальный научно-исследовательский характер;
-изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных в курсах «Введение в науку. Основы научных исследований» и «Основы научного и технического творчества», которые могут включаться в учебный план за счет часов, находящихся в распоряжении вуза.
Научно-исследовательская работа, выполняемая студентами во вне учебное время (сверх или вне учебных планов – ВНИРС), организуется в формах:
-работы в студенческих научных семинарах;
-участия в научно-исследовательских работах по кафедральным темам;
-участия студентов группами или в индивидуальном порядке в выполнении госбюджетной или договорной тематики, в работах по творческому содружеству, в рамках государственных, межвузовских или внутри вузовских грантов, а также индивидуальных планов преподавателей, выполняемых на кафедрах и в научных учреждениях вуза;
-работы в студенческих научных и научно-технических объединениях (студенческих научных обществах, проектных, научно-информационных, переводческих и др. бюро, в творческих мастерских и студиях — по творческим специальностям, центрах научно-технического творчества, НИИ
и т.п.);
-работу в научных кружках и проблемных группах, создаваемых при кафедрах;
-подготовки публикаций по результатам проведенных исследований;
-выступления с докладами и сообщениями на научно-теоретических и научно-практических конференциях, проводимых в вузе, республике и за рубежом;
-участие во внутривузовских, межвузовских, региональных и республиканских олимпиадах и конкурсах на лучшую научную работу;
-разработки и изготовления схем, таблиц, слайдов, фильмов, наглядных пособий, презентаций на бумажных и электронных носителях.
Студенты, включаемые в число исполнителей научно-исследовательских работ, проводимых кафедрами и научными подразделениями вуза, составляют рефераты по специальной литературе, овладевают навыками проведения эксперимента и обработки полученных результатов, проектируют и изготовляют наглядные пособия, лабораторные установки и технические средства обучения, участвуют в разработке и отладке программ для ПК, принимают участие в разработке деловых игр по имитационному моделированию практических ситуаций и явлений. Задания студентам, привлекаемым к выполнению указанных работ, должны предусматривать исследовательские, творческие элементы.
Функционирование системы НИРС в вузе под руководством ректора/проректора по НИР обеспечивают: Ученый совет вуза, Ученые советы факультетов, сектор планирования и организации НИРС Научно-исследовательской части (отделов науки, НИС), Совет вуза по НИРС, Студенческое научное общество.
Координацию научно-исследовательской деятельности студентов осуществляет Сектор планирования и организации НИРС Научно-исследовательской части вуза. Научно-исследовательская часть интегрирует управленческие функции: координирует работу кафедр, факультетов, научных лабораторий и др. структур по организации НИРС.
Руководство НИРС на факультете осуществляет декан факультета. Непосредственной организацией НИРС на факультете занимается ответственный по НИРС факультета (заместитель декана по НИР), который назначается из числа профессорско-преподавательского состава.
На каждом факультете избирается председатель СНО и актив СНО, которые совместными усилиями с ответственным за НИРС на факультете организуют проведение ежегодной научной студенческой конференции, осуществляют работу в соответствии с планом НИРС факультета.
Планирование НИРС на факультетах и общевузовских кафедрах проводится ответственными за организацию НИРС. Планы утверждаются на совете факультета или заседании кафедры и направляются в установленные Советом по НИРС вуза сроки.
При выполнении всех видов научных работ студентам предоставляется возможность широкого использования материальной базы и производственных площадей кафедр, преимущественного права пользования фондами библиотеки, работы в сети Internet и др.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.