НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Научно-исследовательская программа
термин в философии науки Имре Лакатоса, под которым он понимает совокупность теорий, связанных между собой общностью принципов исследования.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Научно-исследовательская программа
основное понятие концепции науки, введенное И. Лакатосом. Под научно-исследовательской программой понимается последовательность сменяющих друг друга теорий, объединенных определенной совокупностью базисных идей и принципов. Любая научная теория должна оцениваться вместе со своими вспомогательными гипотезами, начальными условиями и, главное, с предшествовавшими ей теориями. Согласно Лакатосу, научно-исследовательская программа является основной единицей развития научного знания. Она состоит из ядра (совокупность онтологических, концептуальных и методологических допущений, сохраняющаяся без изменений во всех теориях программы), защитного пояса (совокупность вспомогательных гипотез, предохраняющих ядро от фальсификации и изменяющихся от теории к теории), позитивной и негативной эвристики (методологические правила, способствующие позитивному развитию программы и в то же время ограничивающие множество возможных путей исследования по программе).

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

НАУЧНО—ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА
структурная единица научного знания более общая, чем отдельная научная теория, и менее общая, чем научная дисциплина или область науки. В философии науки фундаментальную роль этой структурной единицы обосновал И. Лакатос. Научно—исследовательская программа состоит из следующих элементов: 1)ядро программы (совокупность ее общих онтологических утверждений о фундаментальных объектах и отношениях изучаемой области, конвенционально принятых сторонниками данной программы за безусловно истинные); 2) ее защитный пояс (совокупность менее общих онтологических утверждений программы, являющихся конкретизациями ее ядра и реализующихся в серии конкретных теорий — репрезентантов данной программы); 3) положительная и отрицательная эвристика программы, способствующая подтверждению или фальсификации научных теорий. Главным назначением научно—исследовательской программы является не столько объяснение имеющихся фактов, сколько предсказание новых. Конкурирующие научно—исследовательские программы в принципе способны к бесконечному сосуществованию, благодаря возможности их постоянного улучшения. Предпочтение должно отдаваться каждый раз в конечном счете той программе, которая на протяжении длительного времени демонстрирует большую предсказательную силу, чем ее соперница. (См. теория, наука).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА
последовательность сменяющих друг друга теорий, объединенных нек-рой совокупностью базисных идей. Понятие «Н.-и.п.» введено в философию и методологию науки И.Лакатосом. Программа включает в себя неск. составляющих: 1. «Жесткое ядро» (исходные утверждения филос. и частнонауч. характера). 2. Эвристики, т.е. связанные с утверждениями «ядра» методол. принципы, предписывающие ученому опред. набор действий, к-рые способствуют решению проблем или налагают запрет на возможные, но нежелательные действия. 3. «Защитный пояс» — совокупность разл. вспомогательных гипотез, выстраиваемых исследователями вокруг «ядра» для устранения (смягчения) противоречий с эмпирич. данными. Н.-и.п. отражает динамику науч. познания, к-рая не представляет собой простую замену науч. заблуждений истинными утверждениями лишь по результатам эмпирич. проверок. По Лакатосу, развитие науч. познания представляет собой конкуренцию Н.-и.п., в результате к-рой сохраняются те программы, к-рые обнаруживают более успешное овладение эмпирич. материалом, более значительный объяснительный и прогностический потенциал. К Н.-и.п. относятся концепция эволюции, психоанализ З.Фрейда, корпускулярная теория света и др. Лит.: Лакатос И. История науки и ее реконструкции // Структура и развитие науки. М., 1978; Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ М., 1995. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА
основное понятие концепции науки Лакатоса. Под Н.-и.п. понимается серия сменяющих друг друга теорий, объединяемых определенной совокупностью базисных идей и принципов. Любая научная теория должна оцениваться вместе со своими вспомогательными гипотезами, начальными условиями и, главное, в ряду с предшествующими ей теориями. Согласно Лакатосу, Н.-и.п. является основной единицей развития научного знания. Она состоит из ядра программы (совокупность онтологических, концептуальных и методологических допущений, сохраняющаяся без изменений во всех теориях программы), защитного пояса (совокупность вспомогательных гипотез, предохраняющих ядро от фальсификации и изменяющихся от теории к теории), позитивной и негативной эвристики (методологические правила, способствующие позитивному развитию программы и ограничивающие множество возможных путей исследования). Важным вопросом является разграничение прогрессивных и регрессивных этапов в развитии Н.-и.п. Программа прогрессирует, когда ее теоретический рост позволяет предсказывать новые явления, часть из которых получает эмпирическое подтверждение. Программа регрессирует, если теоретические объяснения отстают от эмпирического роста. Научные революции, согласно методологии Н.-и.п., суть процессы вытеснения прогрессирующими исследовательскими программами регрессирующих конкурентов, исчерпавших внутренние ресурсы развития. Рациональная реконструкция истории науки, по Лакатосу, возможна как картина возникновения, развития и конкуренции различных исследовательских программ.

Источник: Современная западная философия: словарь

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА
определенным образом связанная последовательность научных теорий. Концепция Н.-и.п. входит в число основополагающих допущений методологии И. Лакато-са, видного представителя критического рационализма. Лакатос рассматривал рост “зрелой” теоретической науки как смену исследовательских программ, состоящих из непрерывно связанных серий теорий. Каждая теория программы (за исключением исходной) возникает как результат добавления вспомогательной гипотезы к предыдущей теории. Непрерывность программы обусловлена особыми нормативными правилами, некоторые из них предписывают, какими путями следовать в ходе дальнейших исследований (“положительная эвристика”), другие же говорят, каких путей здесь следует избегать (“отрицательная эвристика”). Важным структурным элементом исследовательских программ, согласно Лакатосу, является “жесткое ядро”, объединяющее условно неопровергаемые, специфические для данной программы фундаментальные допущения. “Отрицательная эвристика” запрещает в процессе проверки исследовательских программ направлять правило modus tollens классической логики на это “жесткое ядро” при столкновении с аномалиями и контрпримерами. Она предлагает изобретать вспомогательные гипотезы, образующие “предохранительный пояс” вокруг “жесткого ядра”, которые
должны адаптироваться, модифицироваться или даже полностью заменяться при столкновении с контрпримерами. Со своей стороны, “положительная эвристика” включает в себя ряд предположений, как видоизменить или развить опровергаемые варианты исследовательской программы, каким образом модифицировать или уточнить “предохранительный пояс”, какие новые модели необходимо разработать для расширения области применения программы.
Согласно Лакатосу, в развитии исследовательских программ можно выделить две основные стадии — прогрессивную и вырожденную. На прогрессивной стадии “положительная эвристика” способна стимулировать выдвижение вспомогательных гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание программы. Однако в дальнейшем, достигнув т.н. пункта насыщения, развитие исследовательской программы резко замедляется. Возрастает число гипотез ad hoc, аномальных фактов, появляются внутренние противоречия, парадоксы и т.д. Наличие такого рода симптомов еще не служит объективным основанием для отказа от исследовательской программы. Ведь “маленькая революция или творческий сдвиг в ее положительной эвристике может подтолкнуть ее опять вперед”. Такое основание, по мнению Лакатоса, появляется только с момента возникновения новой исследовательской программы, способной объяснить эмпирический успех своей предшественницы и теоретически предсказать не известные ранее факты, которые в дальнейшем получат экспериментальное подтверждение. Конечно, новую программу нельзя отбрасывать после первой неудачи, а следует на время “укрыть” от утвердившейся соперницы.
В работах по философии науки иногда используют понятие “научная исследовательская программа” в более широком (и менее четком) смысле, чем у Лакатоса. В него включают некие общие предпосылки для построения научных теорий и даже “картины мира”, характеристики предмета или метода исследования и т.д.; напр., говорят о пифагорейской, атомистической, континуалистской программах.
И. П. Меркулов

Источник: Философия: энциклопедический словарь

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА
концепт философии науки постпозитивиста И. Лакатоса. Попперовский анализ истории науки нашел поддержку и критику у Лакатоса [1—4]. В частности он считал, что Поппер недостаточно проанализировал историю науки и ее структуру. Каким образом можно построить теорию науки? Очевидно, надо, во-первых, выделить объект изучения, а во-вторых, дать ему теоретическое истолкование. Объектом изучения является история науки в целом, наличие в ней последовательностей концепций, относительная устойчивость теорий к единичным фальсификациям их твердого ядра, например, в классической механике трех известных законов Ньютона. Все, что не входит в твердое ядро теории образует ее защитный пояс. После выделения объекта изучения надо его теоретически осмыслить. Тут Лакатос обращался к изобретенному им методологическому концепту «научно-исследовательская программа (НИП)». Он призван: во-первых, стать ключом к пониманию того, что происходит в науке; во-вторых, представить план исследований, обеспечить их максимальную эффективность. Но что такое НИП? Это сочетание отрицательной и положительной эвристик [от греч. heurisko — нахожу]. Имеется в виду, что путем догадок, размышлений, критики, экспериментальных проверок исследователь сохраняет твердое ядро (отрицательная эвристика), но и определяет проблемы для исследований, выделяет защитный пояс вспомогательных гипотез, успешно преодолевает аномалии [2. С. 135—136]. В зависимости от соотношения положительной и отрицательной эвристик НИП либо прогрессирует, либо регрессирует. Динамика науки реализуется в соперничестве воззрений, прогрессирующая НИП вытесняет регрессирующую. Лакатовская методология исследований видится нам следующей. Создавайте теории, выделяйте в них твердое ядро и защитный пояс, обрушивайте удар проверок на защитный пояс, без устали реализуйте прежде всего положительную, а затем и отрицательную эвристику, всегда отдавайте предпочтение прогрессирующей НИП. Не ищите никаких окончательных критериев истинности теорий, их не существует. Помните, что всякого рода проверки (верификации и фальсификации), в т.ч. и т. наз. «решающие» эксперименты, — это лишь моменты положительных эвристик. В научную эпоху человек сам изобретает научные проблемы. В теоретическом отношении изначальны не проблемы, как считал Поппер (см.), а научно- исследовательские программы. Философия науки Лакатоса (см.) отличается от философии науки Поппера значительно больше, чем это принято считать. Говорят, например, что методология Лакатоса — это все тот же попперовский фальсификационизм, представленный, однако, не в наивном, а в утонченном виде. Два фальсификационизма должны по определению иметь один и тот же основополагающий методологический регулятив, а именно регулятив «фальсификации», но философии науки Поппера и Лакатоса имеют разные центральные методологические установки. В первом случае это фальсификация, а во втором — положительная и отрицательная эвристики.
После Лакатоса многие философы науки, в т.ч. и Поппер, стали именовать свои системы исследовательскими программами. Необходимо, однако, иметь в виду, что у Лакатоса термин «исследовательская программа» имеет очень емкое концептуальное содержание, чего, как правило, нет у других авторов, которые при желании могут вообще обойтись без рассматриваемого концепта. Обратимся теперь к утверждению Лакатоса, что внутренняя (собственная) история науки первична по отношению к ее внешней истории (социально-психологическим факторам) и что только она может быть представлена в рациональной форме. «Для любой внутренней истории субъективные факторы не представляют интереса» [ 1. С. 231 ]. Главная мысль Лакатоса состояла в том, что прогрессивный сдвиг в смене НИП означает и прогресс рациональности [1.С. 255—257]. Эта мысль, видимо, правильная, впрочем, лишь в том случае, если под рациональностью понимается научность, еще точнее — логика теорий. Лакатос вычленяет логику НИП, но он при этом оставляет без внимания эпистемологию (теорию познания), в которой всегда наличествуют субъективные моменты. С другой стороны, он явно недостаточно анализировал возможность теоретического воспроизведения внешней истории науки. Его рационализм оказался половинчатым, строго говоря, он относился только к внутренней истории науки. Во внутреннюю историю науки включалась Лакатосом и философия, которую он часто называл метафизикой. На наш взгляд, Лакатос недостаточно подчеркивал отличие философии от частных наук и упустил возможность осмыслить те переходы, которые существуют между внутренней и внешней историей науки.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.