Научная революция
Научная революция
этап в развитии науки, для которого характерно скачкообразное изменение ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Научная революция
процесс коренного, качественного переворота, вызываемый научными достижениями и открытиями; коренная ломка представлений о строении мира и положения в нем человека, великий поворот в мышлении, перелом в развитии науки. При этом старое, занимавшее до тех пор господствующее положение, быстро заменяется на новое, а не переделывается постепенно шаг за шагом. Революции совершаются людьми как их сознательная и целенаправленная деятельность.
Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН
Научная революция
(революция в науке) (лат. revolutio – переворот) – в широком значении: процесс существенных изменений в науке; отказ от схоластики и веры в авторитеты; внедрение экспериментально-математических методов и методов измерения; определение новых, преимущественно практических, целей в науке; появление не существующих ранее научных дисциплин; проведение систематических исследований. Согласно некоторым исследователям, научная революция достигла своего пика в Новое время на переломе XVIII и XIX вв., когда и был осуществлен переход к современной науке. Другие считают, что этот процесс продолжается до нашего времени. В узком значении (чаще употребляемом): научная революция – это появление новой концепции (теории) в данной науке (отрасли науки) взамен старой теории. В науке Нового времени наиболее революционными были теории Н. Коперника в астрономии, Г. Галилея и И. Ньютона в механике, Р. Бойля и А. Лавуазье в химии, М. Борна, А. Эйнштейна, Э. Резерфорда, М. Планка, В. Гейзенберга в физике. Анализ научных революций – одна из основных проблем науковедения. Среди вопросов, стоящих перед науковедением, можно выделить следующие: действительно ли в науке происходят изменения, которые можно определить как революцию; какие виды научных революций можно выделить; какие отношения существуют между новой и предшествующей теориями и др. К. Поппер сформулировал идею перманентной научной революции. По мнению Т. Куна, в результате научной революции происходит смена научных парадигм. В развитии науки можно выделить этапы «нормальной» науки, развивающейся эволюционно, и этап революционный, в котором создается новая, лучшая теория.
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
перестройка оснований науки, коренное качественное преобразование системы научных знаний, которая осуществляется путем изменения философских оснований науки, ее методологии идеалов и норм научной деятельности. Это процесс быстрого и существенного продвижения в познании природы, общества, вызванный появлением новых материальных или интеллектуальных средств исследования, формированием новых методов, новым пониманием предметов исследования, интенсификацией исследовательской работы. Научная революция – неотъемлемый фактор научно-технической революции и научно-технического прогресса. Классическим примером научной революции являются открытия в физике в конце XIX в. Специфическая черта научной революции – возрастание связи преобразований в науке с изменениями в обществе и системе производства. Согласно взглядам Т. Куна («Структура научных революций»), развитие науки происходит не путем плавного и постепенного наращивания новых знаний, а через периодическую коренную смену ведущих представлений (парадигм). Развитие науки – это постепенное количественное накопление новых знаний об окружающей действительности, которое приводит к переломным качественным этапам, проявляющиеся в виде кризисов и радикальных изменений прежнего видения мира. Если процесс простого приращения знаний был присущ для периода античной натурфилософии и преднауки средневековья и Возрождения, то в XVI в. характер развития науки резко изменяется. Происходят изменения в ее структуре, принципах познания, категориальном аппарате, но главное – в методах и формах ее организации. Эти изменения являются показателем научной революции. Периоды нормального развития науки отражают ситуацию, когда все научные дисциплины развиваются на основе принятой системы требований и предписаний. В этот период времени формируется общность установок и видимая согласованность действий, ученые заняты, по выражению Т. Куна «наведением порядка», в своих научных сферах. Однако постепенно накапливаются новые факты и данные, возникают кризисные состояния, что разрушает привычную научную практику и взрывает старую научную парадигму, сформировывая новую систему предписаний и требований. Научная революция изменяет существующую картину мира, открывает новые закономерности, изменяет историческую перспективу научного анализа, заменяет стиль мышления, влияет на структуру научных работ и учебную литературу. Научная революция начинается с осознания научным сообществом того, что существующая парадигма не в состоянии осветить новые исследования природной действительности. Но научная революция – это не одномоментный акт, а длительный процесс переоценки радикальной перестройки всех фундаментальных оснований науки. По своей масштабности различают следующие научные революции: 1) глобальная, которая полностью изменяет взгляд на мир; 2) революция в отдельных фундаментальных науках, которые преобразуют их основы; 3) микрореволюции, которые связаны с появлением новых теорий в отдельных научных сферах. Огромное значение в истории науки имели: революция XVII в., определившая развитие науки на два века, когда все достижения вписывались в классическую (галилеево-ньютоновскую) картину мира, и революция XX в. – основанная на теории относительности и квантовой механики, кардинально пересмотревшая представления о движении, пространстве и времени, которая, проникнув в промышленность, технику и технологию, превратилась в научно-техническую революцию.
Источник: Философия науки и техники: словарь
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
форма развития научного знания, состоящая в радикальном пересмотре фундаментальных понятий и принципов науки. Философско-методологический анализ сущности научной революции проводится в рамках структуры оснований науки, выполняющих функцию системообразующих факторов. Структуру оснований науки образуют три главных компонента: 1) идеалы и нормы исследования, 2) научная картина мира, 3) философские основания науки. 1-й компонент представлен идеалами и нормами доказательности и обоснования знания, объяснения и описания, построения и организации знания.
Идеалы и нормы исследования задают идеальную схему метода. Второй компонент оснований науки – научная картина мира – фиксирует основные системные характеристики исследуемого объектного мира (онтология науки) и обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. Задавая границы членения и синтеза объектов изучаемой реальности, она функционирует как исследуемая программа, ориентирующая научное сообщество на выбор определенной стратегии поиска. 3-й компонент оснований науки – философские основания науки: обосновывают идеалы и нормы и онтологические постулаты науки и состыковывают научные знания с культурой определенной исторической эпохи. Функции философских оснований выполняют идеи, обеспечивающие эвристику поиска и вхождение научных знаний и принципов в контекст культуры. Они отбираются из массива философии науки, объем которого всегда избыточен по отношению к структурам научного познания; благодаря этому обеспечивается обоснование новых онтологий и новых образов метода.
Исследуемая программа, образованная сплавом принятых в дисциплинарно оформленной науке идеалов и норм познания с картиной исследуемой реальности, реализует рост знания и его трансляцию по разным каналам внутри научного сообщества. По мере развития наука встречает новые типы объектов, требующие иного видения онтологии исследуемой реальности и изменения схем метода познавательной деятельности (идеалов и норм исследования). Помимо пересмотра оснований науки за счет внутридисциплинарного развития знаний существует и иной путь – через «пересадку» парадигмальных установок одной и иной путь – через «пересадку» парадигмальных установок одной науки (в этой роли выступает лидирующая отрасль) на почву др. науки. Типы научных революций выделяются в соответствии с типом перестройки оснований науки. Первый тип связан с перестройкой (ломкой) картины исследуемой реальности, без глубокого изменения идеалов и норм науки и ее философских оснований (напр., переход от мех. картины мира к электродинамической в физике и т.п.). Второй тип наряду с радикальным изменением картины мира включает в себя перестройку идеалов и норм исследования и его философских оснований. Он существует в двух разновидностях: в рамках первой ломка картины реальности, сопровождаемая сдвигами в системе норм и идеалов науки, не выливается в пересмотр глубинных нормативных установок познания и не затрагивает его философских оснований (напр., после-дарвиновский период в истории биологии, связанный с развитием эволюционных идей и применением количественных методов описания), вторая разновидность представлена радикальной ломкой всех компонентов оснований науки, включая глубинные уровни в организации идеалов и норм исследования и философского базиса (напр., формирование квантово-релятивистской физики).
Т.о., научные революции выступают своеобразными точками бифуркации в динамике знаний, когда, с одной стороны, меняются стратегии научного поиска, а с другой – возникает новый «Социокультурный пейзаж» науки, обеспечивающей ее состыковку с ценностями и мировоззренческими установками эпохи. Включение научных революций в модель развития науки позволяет преодолеть упрощеннее понимание динамики знания, представляемое кумулятивизмом. Согласно установкам кумулятивизма, развитие знания осуществляется путем постепенного накопления положений, эволюционного приращения наличной суммы знаний.
Одним из вариантов преодоления кумулятивизма выступает куновская (Т.Кун. Логика и методология науки. Структура научных революций.) концепция динамики научного знания, представленная им в книге «Логика и методология науки. Структура научных революций». В модели Куна, базирующейся на историческом подходе к науке, все основные понятия концепции Куна; «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука», «научная революция» – отмечены печатью историзма), историко-научный процесс предстает как картина постоянной смены нормальных периодов, характеризуемых господством парадигмы, революционными переворотами, вводящими иную парадигму как определенный способ видения научным сообществом исследуемой реальности и задания методов решения проблем.
Идеалы и нормы исследования задают идеальную схему метода. Второй компонент оснований науки – научная картина мира – фиксирует основные системные характеристики исследуемого объектного мира (онтология науки) и обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. Задавая границы членения и синтеза объектов изучаемой реальности, она функционирует как исследуемая программа, ориентирующая научное сообщество на выбор определенной стратегии поиска. 3-й компонент оснований науки – философские основания науки: обосновывают идеалы и нормы и онтологические постулаты науки и состыковывают научные знания с культурой определенной исторической эпохи. Функции философских оснований выполняют идеи, обеспечивающие эвристику поиска и вхождение научных знаний и принципов в контекст культуры. Они отбираются из массива философии науки, объем которого всегда избыточен по отношению к структурам научного познания; благодаря этому обеспечивается обоснование новых онтологий и новых образов метода.
Исследуемая программа, образованная сплавом принятых в дисциплинарно оформленной науке идеалов и норм познания с картиной исследуемой реальности, реализует рост знания и его трансляцию по разным каналам внутри научного сообщества. По мере развития наука встречает новые типы объектов, требующие иного видения онтологии исследуемой реальности и изменения схем метода познавательной деятельности (идеалов и норм исследования). Помимо пересмотра оснований науки за счет внутридисциплинарного развития знаний существует и иной путь – через «пересадку» парадигмальных установок одной и иной путь – через «пересадку» парадигмальных установок одной науки (в этой роли выступает лидирующая отрасль) на почву др. науки. Типы научных революций выделяются в соответствии с типом перестройки оснований науки. Первый тип связан с перестройкой (ломкой) картины исследуемой реальности, без глубокого изменения идеалов и норм науки и ее философских оснований (напр., переход от мех. картины мира к электродинамической в физике и т.п.). Второй тип наряду с радикальным изменением картины мира включает в себя перестройку идеалов и норм исследования и его философских оснований. Он существует в двух разновидностях: в рамках первой ломка картины реальности, сопровождаемая сдвигами в системе норм и идеалов науки, не выливается в пересмотр глубинных нормативных установок познания и не затрагивает его философских оснований (напр., после-дарвиновский период в истории биологии, связанный с развитием эволюционных идей и применением количественных методов описания), вторая разновидность представлена радикальной ломкой всех компонентов оснований науки, включая глубинные уровни в организации идеалов и норм исследования и философского базиса (напр., формирование квантово-релятивистской физики).
Т.о., научные революции выступают своеобразными точками бифуркации в динамике знаний, когда, с одной стороны, меняются стратегии научного поиска, а с другой – возникает новый «Социокультурный пейзаж» науки, обеспечивающей ее состыковку с ценностями и мировоззренческими установками эпохи. Включение научных революций в модель развития науки позволяет преодолеть упрощеннее понимание динамики знания, представляемое кумулятивизмом. Согласно установкам кумулятивизма, развитие знания осуществляется путем постепенного накопления положений, эволюционного приращения наличной суммы знаний.
Одним из вариантов преодоления кумулятивизма выступает куновская (Т.Кун. Логика и методология науки. Структура научных революций.) концепция динамики научного знания, представленная им в книге «Логика и методология науки. Структура научных революций». В модели Куна, базирующейся на историческом подходе к науке, все основные понятия концепции Куна; «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука», «научная революция» – отмечены печатью историзма), историко-научный процесс предстает как картина постоянной смены нормальных периодов, характеризуемых господством парадигмы, революционными переворотами, вводящими иную парадигму как определенный способ видения научным сообществом исследуемой реальности и задания методов решения проблем.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания.
Историческими примерами научной революции могут служить переход от средневековых представлений о Космосе к механистической картине мира на основе математической физики 16—18 вв., переход к эволюционной теории происхождения и развития биологических видов, возникновение электродинамической картины мира (19 в.), создание квантоворелятивистской физики в нач. 20 в. и др.
Научные революции различаются по глубине и широте охвата структурных элементов науки, по типу изменений ее концептуальных, методологических и культурных оснований. В структуру оснований науки входят: идеалы и нормы исследования (доказательность и обоснованность знания, нормы объяснения и описания, построения и организации знания), научная картина мира и философские основания науки. Соответственно этой структуризации выделяются основные типы научных революций: 1) перестройка картины мира без радикального изменения идеалов и норм исследования и философских оснований науки (напр., внедрение атомизма в представления о химических процессах в нач. 19 в., переход современной физики элементарных частиц к синтетическим кварковым моделям и т. п.); 2) изменение научной картины мира, сопровождающееся частичной или радикальной заменой идеалов и норм научного исследования, а также его философских оснований (напр., возникновение квантово-релятивистской физики или синергетической модели космической эволюции). Научная революция является сложным поэтапным процессом, имеющим широкий спектр внутренних и внешних, т. е. социокультурных, исторических, детерминации, взаимодействующих между собой. К числу «внутренних» факторов научной революции относятся: накопление аномалий, фактов, не находящих объяснения в концептуальных и методологических рамках той или иной научной дисциплины; антиномии, возникающих при решении задач, требующих перестройки концептуальных оснований теории (напр., парадокс бесконечных значений, возникающий при объяснении в рамках классической теории излучения модели абсолютно «черного тела»); совершенствование средств и методов исследования (новая приборная техника, новые математические модели и т. д.), расширяющих диапазон исследуемых объектов; возникновение альтернативных теоретических систем, конкурирующих между собой по способности увеличивать «эмпирическое содержание» науки, т. е. область объясняемых и предсказываемых ею фактов.
«Внешняя» детерминация научной революции включает философское переосмысление научной картины мира, переоценку ведущих познавательных ценностей и идеалов познания и их места в культуре, а также процессы смены научных лидеров, взаимодействие науки с др. социальными институтами, изменение соотношений в структурах общественного производства, приводящее к сращению научных и технических процессов, выдвижение на первый план принципиально новых потребностей людей (экономических, политических, духовных). Т. о., о революционности происходящих изменений в науке можно судить на основании комплексного «многомерного» анализа, объектом которого является наука в единстве ее различных измерений: предметно-логического, социологического, личностно-психологического, институционального и др. Принципы такого анализа определяются концептуальным аппаратом гносеологической теории, в рамках которой формулируются основные представления о научной рациональности и ее историческом развитии. Представления о научной революции варьируются в зависимости от выбора такого аппарата.
Напр., в рамках неопозитивистской философии науки понятие научной революции фигурирует лишь как методологическая метафора, выражающая условное деление кумулятивного в своей основе роста научного знания на периоды господства определенных индуктивных обобщений, выступающих как «законы природы». Переход к «законам» более высокого уровня и смена прежних обобщений совершаются по одним и тем же методологическим канонам; удостоверенное Опытом знание сохраняет свое значение в любой последующей систематизации, возможно, в качестве предельного случай (напр., законы классической механики рассматриваются как предельные случаи релятивистской и т. п.). Столь же «метафорическую роль» понятие научной революции играет и в «критическом рационализме» (К. Попперидр.): революции в науке происходят постоянно, каждое опровержение принятой и выдвижение новой «смелой» (т. е. еще более подверженной опровержениям) гипотезы можно в принципе считать научной революцией. Поэтому научная революция в критико-рационалистической интерпретации — это факт смены научных (прежде всего фундаментальных) теорий, рассматриваемый сквозь призму его логико-методологической (рациональной) реконструкции, но не событие реальной истории науки и культуры. Такова же основа понимания научной революции И. Лакатосом. Историк лишь «задним числом», применив схему рациональной реконструкции к прошедшим событиям, может решить, была ли эта смена переходом к более прогрессивной программе (увеличивающей свое эмпирическое содержание благодаря заложенному в ней эвристическому потенциалу) или же следствием «иррациональных» решений (напр., ошибочной оценки программы научным сообществом). В науке постоянно соперничают различные программы, методы и т. д., которые на время выходят на первый план, но затем оттесняются более удачливыми конкурентами или существенно реконструируются. Понятие научной революции метафорично и в исторически ориентированных концепциях науки (Т. Кун, С. Тулмин и др.), однако смысл метафоры здесь иной: она означает скачок через пропасть между «несоизмеримыми» парадигмами, совершаемый как «гештальтпереключение» в сознаний членов Научных сообществ. В этих концепциях основное внимание уделяется психологическим и социологическим аспектам концептуальных изменений, возможность «рациональной реконструкции» научной революции Либо отрицается, либо допускается за счет такой трактовки научной рациональности, при которой последняя отождествляется с совокупностью успешных решений научной элиты.
В дискуссиях по проблемам научных революций в кон. 20 в. определяется устойчивая тенденция междисциплинарного, комплексного Исследования научных революций как объекта не только философско-методологического, но И историко-научного, науковедческого и культурологического анализа. См. также ст. Наука.
Лит.: Степин В. С. Становление научной теории. Минск, 1976; Кун Т. Структура научных революций. М., 1976; Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987; Структура и развитие науки. Из бостонских исследований по философии науки. М., 1978; Природа научного познания. Минек, 1979; Идеалы и нормы научного познания. Минск, 1981; Традиции и революции в истории науки. М., 1991; Criticism and the Growth of Scientific Knowledge. Cambr., 1970; The Structure of Scientific Theories. Urbana, 1974.
В. Н. Парус
Историческими примерами научной революции могут служить переход от средневековых представлений о Космосе к механистической картине мира на основе математической физики 16—18 вв., переход к эволюционной теории происхождения и развития биологических видов, возникновение электродинамической картины мира (19 в.), создание квантоворелятивистской физики в нач. 20 в. и др.
Научные революции различаются по глубине и широте охвата структурных элементов науки, по типу изменений ее концептуальных, методологических и культурных оснований. В структуру оснований науки входят: идеалы и нормы исследования (доказательность и обоснованность знания, нормы объяснения и описания, построения и организации знания), научная картина мира и философские основания науки. Соответственно этой структуризации выделяются основные типы научных революций: 1) перестройка картины мира без радикального изменения идеалов и норм исследования и философских оснований науки (напр., внедрение атомизма в представления о химических процессах в нач. 19 в., переход современной физики элементарных частиц к синтетическим кварковым моделям и т. п.); 2) изменение научной картины мира, сопровождающееся частичной или радикальной заменой идеалов и норм научного исследования, а также его философских оснований (напр., возникновение квантово-релятивистской физики или синергетической модели космической эволюции). Научная революция является сложным поэтапным процессом, имеющим широкий спектр внутренних и внешних, т. е. социокультурных, исторических, детерминации, взаимодействующих между собой. К числу «внутренних» факторов научной революции относятся: накопление аномалий, фактов, не находящих объяснения в концептуальных и методологических рамках той или иной научной дисциплины; антиномии, возникающих при решении задач, требующих перестройки концептуальных оснований теории (напр., парадокс бесконечных значений, возникающий при объяснении в рамках классической теории излучения модели абсолютно «черного тела»); совершенствование средств и методов исследования (новая приборная техника, новые математические модели и т. д.), расширяющих диапазон исследуемых объектов; возникновение альтернативных теоретических систем, конкурирующих между собой по способности увеличивать «эмпирическое содержание» науки, т. е. область объясняемых и предсказываемых ею фактов.
«Внешняя» детерминация научной революции включает философское переосмысление научной картины мира, переоценку ведущих познавательных ценностей и идеалов познания и их места в культуре, а также процессы смены научных лидеров, взаимодействие науки с др. социальными институтами, изменение соотношений в структурах общественного производства, приводящее к сращению научных и технических процессов, выдвижение на первый план принципиально новых потребностей людей (экономических, политических, духовных). Т. о., о революционности происходящих изменений в науке можно судить на основании комплексного «многомерного» анализа, объектом которого является наука в единстве ее различных измерений: предметно-логического, социологического, личностно-психологического, институционального и др. Принципы такого анализа определяются концептуальным аппаратом гносеологической теории, в рамках которой формулируются основные представления о научной рациональности и ее историческом развитии. Представления о научной революции варьируются в зависимости от выбора такого аппарата.
Напр., в рамках неопозитивистской философии науки понятие научной революции фигурирует лишь как методологическая метафора, выражающая условное деление кумулятивного в своей основе роста научного знания на периоды господства определенных индуктивных обобщений, выступающих как «законы природы». Переход к «законам» более высокого уровня и смена прежних обобщений совершаются по одним и тем же методологическим канонам; удостоверенное Опытом знание сохраняет свое значение в любой последующей систематизации, возможно, в качестве предельного случай (напр., законы классической механики рассматриваются как предельные случаи релятивистской и т. п.). Столь же «метафорическую роль» понятие научной революции играет и в «критическом рационализме» (К. Попперидр.): революции в науке происходят постоянно, каждое опровержение принятой и выдвижение новой «смелой» (т. е. еще более подверженной опровержениям) гипотезы можно в принципе считать научной революцией. Поэтому научная революция в критико-рационалистической интерпретации — это факт смены научных (прежде всего фундаментальных) теорий, рассматриваемый сквозь призму его логико-методологической (рациональной) реконструкции, но не событие реальной истории науки и культуры. Такова же основа понимания научной революции И. Лакатосом. Историк лишь «задним числом», применив схему рациональной реконструкции к прошедшим событиям, может решить, была ли эта смена переходом к более прогрессивной программе (увеличивающей свое эмпирическое содержание благодаря заложенному в ней эвристическому потенциалу) или же следствием «иррациональных» решений (напр., ошибочной оценки программы научным сообществом). В науке постоянно соперничают различные программы, методы и т. д., которые на время выходят на первый план, но затем оттесняются более удачливыми конкурентами или существенно реконструируются. Понятие научной революции метафорично и в исторически ориентированных концепциях науки (Т. Кун, С. Тулмин и др.), однако смысл метафоры здесь иной: она означает скачок через пропасть между «несоизмеримыми» парадигмами, совершаемый как «гештальтпереключение» в сознаний членов Научных сообществ. В этих концепциях основное внимание уделяется психологическим и социологическим аспектам концептуальных изменений, возможность «рациональной реконструкции» научной революции Либо отрицается, либо допускается за счет такой трактовки научной рациональности, при которой последняя отождествляется с совокупностью успешных решений научной элиты.
В дискуссиях по проблемам научных революций в кон. 20 в. определяется устойчивая тенденция междисциплинарного, комплексного Исследования научных революций как объекта не только философско-методологического, но И историко-научного, науковедческого и культурологического анализа. См. также ст. Наука.
Лит.: Степин В. С. Становление научной теории. Минск, 1976; Кун Т. Структура научных революций. М., 1976; Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987; Структура и развитие науки. Из бостонских исследований по философии науки. М., 1978; Природа научного познания. Минек, 1979; Идеалы и нормы научного познания. Минск, 1981; Традиции и революции в истории науки. М., 1991; Criticism and the Growth of Scientific Knowledge. Cambr., 1970; The Structure of Scientific Theories. Urbana, 1974.
В. Н. Парус
Источник: Новая философская энциклопедия