НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
Научная проблема
(в диссертационной работе) это некое ядро диссертационной работы, изложенное в виде одного абзаца текста. Проблема – это «знание о незнании», установленное противоречие между известным и неизвестным, разрешение которого актуально. Формулирование проблемы способствует определению направления научного исследования диссертационной работы. Она указывает на неизвестное и побуждает к его познанию. При формулировании научной проблемы диссертации необходимо добиваться: 1) полной согласованности с определением предмета исследования диссертационной работы и 2) согласованности с характером результатов диссертации.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
ее появление связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые явления, объяснять раннее неизвестные факты или выявлять несовершенство прежних способов объяснения, признанных фактов и эмпирических закономерностей. Т.о., можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны. Она определяет стратегию исследования, направление научного поиска. Понятие научной проблемы тесно связаны с научной темой (темой исследования), научной школой.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
существенный вопрос относительно конкретного предмета научного исследования, его структуры, способов познания, практического использования и преобразования. В качестве необходимого исходного пункта научного исследования была впервые предложена и обоснована британским философом К. Поппером, трактовавшим научное познание как процесс выдвижения и отбора предполагаемых решений (гипотетических ответов) поставленной проблемы. К. Поппер противопоставил свою модель научного познания как множества проблем (загадок) и их возможных решений классическим моделям научной деятельности, согласно которым исходным пунктом цикла «научная деятельность» является некий внеположенный научному знанию «объект науки». Очевидно, что научная проблема есть выражение субъект-объектных отношений, а ее адекватное осмысление невозможно только в рамках логики и методологии науки, но требует также привлечения языка социологии и психологии науки. (См. проблема, фаллибилизм, критицизм).
ПРОБЛЕМА НАУЧНАЯ
от греч. преграда, трудность, задача) – форма научного знания, в которой фиксируется некое реальное или мнимое противоречие в структуре знания (например, между предсказанием теории и фактическим материалом) или наличным научным знанием и целями практики. Проблема – это ситуация, когда существует необходимость теоретического объяснения фактов, существенный вопрос относительно конкретного предмета научного исследования. Постановка научной проблемы помимо формулировки основного, исходного вопроса включает в себя ряд процедур (расщепление проблемы на подпроблемы, обоснование ее реальности, выявление связи с другими проблемами, возможностей и способов решения и т.д.). Тщательное выполнение этих процедур призвано отсечь мнимые проблемы и конкретизировать реальные проблемы. В качестве научного исследования впервые была обоснована К. Поппером, который рассматривал научное познание как процесс выдвижения проблем и отбора их решений. Научная проблема возникает при следующих условиях: 1) когда наука имеет факты, но есть задача их теоретического объяснения; 2) когда теория уже существует, но появляются новые факты, необъяснимые в ее рамках. Стадии развития знания: а) постановка проблемы, намечающая ее решение, б) само решение проблемы. Проблема – это переходная форма в развитии знаний от эмпирического к теоретическому, это знание о незнании. Из фактов возникает проблема, которая содержит в себе необходимость движения к теоретическому знанию.
Источник: Философия науки и техники: словарь