НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Научная картина мира
системная совокупность знаний о мире, включающая в себя наиболее важные научные теории, гипотезы, факты в их взаимосвязи.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Научная картина мира
целостное представление о свойствах и закономерностей природы, человека и общества, возникающее в результате обобщения основных научных теорий, принципов и понятий.
Основой философского и научного познания является рассудочная и разумная умственная деятельность.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
это интегративная система представлений о мире, которая  вырабатывается внутри науки путем обобщения и синтеза важнейших теоретических знаний о мире, полученных на том или ином этапе исторического развития науки, что влияет на формирование мировоззренческих смыслов обыденного мышления. 

Источник: Философия науки и техники: словарь

Научная картина мира
система представлений, основанная на рациональном познании мира - на основе научных представлений, гипотез и теории; целостная система представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатываемая в результате систематизации и синтеза фундаментальных достижений науки

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Картина мира научная
интегративная система представлений о мире, вырабатываемая путем обобщения и синтеза важнейших теоретических знаний о мире, полученных на том или ином этапе исторического развития науки. Различают частнонаучные картины мира: физическая, биологическая, химическая и др.; общенаучную картину мира.

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях существования и эволюции физикохимической, биологической, технической, информационной, социальной реальностей. Сложились две (классическая Ньютона— Максвелла и постклассическая Эйнштейна—Бора) и складывается третья, постнеклассическая, Н.к.м. Согласно первой вариационные принципы механики жестко и однозначно задают реальность; по второй законом вероятностно определяются ожидаемое и приемлемая ошибка; третья Н.к.м. не называет среднее и предполагает сколь угодно большую ошибку в точке.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

Научная картина мира
совокупность философско-мировоззренческих представлений о характере и свойствах определенных сфер действительности (неживой природы, живой природы, общества и др.) или мира в целом. Н. к. м. обобщает множество теорий, относящихся к данным сферам, и является опосредствующим звеном между философией и конкретными науками. В ходе развития науки сформировались физическая, химическая, геологическая, биологическая и другие картины мира. Научная картина мира эволюционирует вместе с наукой. Так, например, в развитии физики последовательно сменяли друг друга механическая, электромагнитная и квантово – релятивистская картины мира.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Научная картина мира
совокупность общих представлений науки определённого исторического периода о фундаментальных законах строения и развития объективной реальности. Это часть метанаучного знания, являющаяся одним из важнейших видов оснований науки (наряду с её философскими и социальными основаниями), которая представляет собой множество фундаментальных онтологических утверждений науки определённого периода. Научная картина мира создаётся двумя основными способами: 1) обобщение, синтез онтологических схем различных частных областей научного знания (физики, химии, биологии, социологии, истории и т. п.); 2) сведение онтологических схем различных наук к одной из них как наиболее фундаментальной (например, биологии и химии к физике). Принятие той или иной научной картины оказывает существенное влияние на построение, обоснование, отбор и интерпретацию отдельных научных теорий.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Научная картина мира
метатеоретическое построение, задающее общее видение предмета научного познания, выявляяя систему его общих характеристик. Различают специальную и общую Н.к.м. В первом случает мир предстает с позиций данной науки (физики, биологии и т.д.); такая картина для соответствующего уровня науки может в прнципе соответствовать критериям научности, т.е. быть проверяемой, доказательной, отчетливо выраженной на языке данной науки. Во втором случае дело обстоит сложнее, поскольку общая Н.к.м. предполагает рассмотрение мира и определение места других наук с позиций ведущей науки своего времени. В настоящее время осуществляется переход от физической Н.к.м. к такой, где ведущими дисциплинами оказываются синергетика, кибернетика и биологические представления об эволюции и самоорганизации. И здесь гораздо сложнее выработать согласованную систему исходных понятий, что с неизбежностью приводит к внедрению элементов натурфилософии. Выход видится в установлении взаимного соответствия системы онтологических категорий и общенауных понятий. Но, как говорится, дело за небольшим встало: онтология ещё не стала наукой в подлинном смысле этого слова, а современные философы этим и не обеспокоены.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские ососновы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 4-8; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 103-106.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
совокупность общих представлений науки определенного исторического периода о фундаментальных законах строения и развития объективной реальности; подсистема мета-научного знания, являющаяся одним из важнейших элементов оснований науки (наряду с ее философскими и социальными основаниями). Представляет собой множество фундаментальных онтологических утверждений науки определенного периода. Например, основу классического естествознания составлял взгляд на мир как на множество материальных объектов, взаимодействующих между собой в соответствии с некоторым множеством законов. Научная картина мира создается двумя основными способами: 1) обобщение, синтез онтологических схем различных частных областей научного знания (физики, химии, биологии, социологии, истории и т. п.); 2) сведение онтологической схемы одной из наук к другим (например, биологии к химии и физике). Однако вполне возможно сосуществование в науке любого исторического периода альтернативных, исключающих друг друга картин мира (например, корпускулярной и волновой картин мира классической науки). Принятие той или иной научной картины оказывает существенное влияние на построение, обоснование, отбор и интерпретацию отдельных научных теорий (например, квалификация их как объективно-истинных или имеющих только инструментальный характер и т. п.). В свою очередь, на формирование научных картин мира оказывает мощное влияние предпочтение, оказываемое учеными той или философии, в частности ее онтологии (например, глобальный эволюционизм современной научной картины мира существенно опирается на
диалектическую и теологическую философию). (См. картина мира, метатеоретическое знание, основания научной теории).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
совокупность мировоззренческих представлений о мире. Она м.б. физ., биол., филос., религ., покоящейся на чувственно-пространственных, духовно-культ., метафизич. основаниях. Целостной картины мира, объясняющей разл. т.зр. на мир, в т.ч. религ., не существует. У каждой филос. шк., течения она разная. НКМ — обобщенный образ, модель, единая схема мира, объединяющая на теор. уровне постоянно развивающееся знание о нем. В ее основе лежат фундаментальные науч. з-ны, принципы, понятия, наглядные представления, экспериментальные данные о мире, природе, об-ве, человеке в целом. НКМ, как и знание в целом, связано с мировоззрением, являясь его составляющей. Мировоззрение, в свою очередь, воздействует на нее своими ценностными, филос. установками во взглядах человека на мира. НКМ формируется, развивается по мере накопления знаний, изменения мировоззренческих установок, особенно в философии, к-рая представляет ее своеобразное ядро. Именно философия, ее концептуальные основания явл. фильтром, т.е. принципом отбора, систематизации и синтезирования знаний о мире. НКМ включает в себя: 1) науч. представления о мире в виде фундаментальных з-нов и понятий отд. наук (поле, вещество, энергия, информация, биосфера, популяция и т.д.); 2) филос., концептуальные представления в виде принципов (всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, материального единства мира, развития) и категорий (материи, движения, пространства, времени и др.); 3) чувственно-образные представления, покоящиеся на менталитете, культуре, религии каждого отд. народа. Каждая из этих составляющих определяет три возможных типа НКМ: 1. Спец. НКМ — представление о мире через призму отд. наук; 2. Ест.-науч. (о природе) и соц.-истор. (об обве) картины мира на основе обобщающих науч. данных о них; 3. Собственно НКМ — обобщенные, систематизированные представления о мире. Все три типа НКМ исторически меняются в зависимости от изменений науч. представлений в осн. науч. дисциплинах. Совр. НКМ — комплекс развивающихся знаний о разл. уровнях строения материи и формах движения, в т.ч. социальной. Ее особенностью явл. взаимопроникновение и взаимообогащение разл. наук (дополнительности принцип) и синергетика, выявляющая наиболее общие закономерности структурогенеза. Б.В.Емельянов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
Различают частные и общие научные картины мира. Частная картина функционирует в конкретных областях знания. В развитии физики, например, выделяют смену трех физических картин - механическую, электромагнитную и квантово-релятивистскую, находящуюся в становлении. Общая картина мира возникает в результате синтеза философии и обобщений различных наук. Долгое время роль такой общей картины мира выполняла натурфилософия. Ядром научной картины мира являются элементы философско-мировоззренческого характера. Научная картина мира является опосредствующим звеном между наукой, теорией, философией и культурой. Наука имеет дело с абстрактными теоретическими конструктами. Однако она не может обойтись без некоторых наглядно представляемых моделей изучаемых объектов. Научная картина мира придает наглядность ненаглядным теоретическим конструктам, объективирует их. На основе одной конкретно-научной картоны мира могут создаваться и существовать несколько общих теорий. Трудно полностью абстрагировать научную картону мира от общей теории, поскольку язык научной картины входит в нее. Язык картины мира более приближен к языку обыденной речи, он более обобщен и образен, менее точен и конкретен, менее формализован. Методологические функции картины мира многообразны. Научная картина, обладая эвристическим потенциалом, участвует в выдвижении и элиминации гипотез, ориентирует на способы решения научных проблем, очерчивая область возможных средств. Особенно ее эвристическая роль значима в период становления фундаментальных теорий. Когда отсутствует надлежащее теоретическое объяснение, она может сама обладать такой силой. Научная картина мира связывает теоретический уровень с эмпирическим, способствуя выработке экспериментальных схем и интерпретации полученных результатов. Научная картина цементирует научное сообщество, обеспечивая единое пространство понимания изучаемых процессов, способствует переводимости языка теорий, сосуществующих или сменяющих друг друга в ее границах. В XVII - XIX вв. господствовала так называемая механическая картина мира. На ее основе пытались строить не только естественно-научные теории, но и гуманитарные дисциплины - психологию, социологию, историю и пр. В конце XIX - начале XX вв. ряд философов выступил с требованием вывести «науки о духе» (Дильтей), «науки о культуре» (Риккерт) из-под сферы влияния методологии, разрабатывавшейся для естественных наук. Категория «научная картина мира» может быть соотнесена с другими категориями философии науки - «парадигмой» (Кун), «исследовательской программой» (Лакатос, Фейерабенд), стилем научного мышления. Научная картина мира является одним из базовых компонентов этих логико-методологических образований.

Источник: Краткий философский словарь 2004

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
это целостная система представлений об общих свойствах и  закономерностях действительности, существующая на определенных этапах развития науки на основе обобщения фундаментальных научных концепций. В зависимости от оснований, положенных в основу деления, различают: 1) общенаучную картину мира – представления обо всей действительности;2) естественнонаучную картину мира – представления о естественной природе(физическая, химическая, биологическая и др., причем одна из картин мира на конкретном этапе исторического развития становится ведущей). Главная характеристика научной картины мира – ее системность, т.к. она обеспечивает синтез знаний. Она носит парадигмальный  характер, т.к. задает систему установок и принципов познания мира и влияет на формирование  социокультурных, этических, методологических и логических норм научного анализа, направляя и ориентируя  научный поиск. Научная картина мира – это научно обоснованная, конкретно-историческое  представление о  мире,  обусловливающее  стиль и  способ научного мышления. Научная картина мира создается двумя основными способами: 1) обобщением онтологических схем различных частных областей научного знания; 2) сведением онтологической схемы одной из наук к другим (биологии – к физике, химии). Научное познание – это смена  картин мира. Различают следующие  картины  мира:  1)  классическая,  основанная на  открытиях  Галилея  и Ньютона и продолжавшаяся до конца XIX в., суть ее сводится к: а) мир рассматривается  как совокупность  огромного числа неделимых и  неизменных частиц (атомов); б) все события предопределены законами  механики; в) движение рассматривается как перемещение тел в пространстве, т.е. пространство и время – это только арены движущихся тел; г) природа – это машина, части которой подчиняются жесткой детерминации; д) все естественнонаучные знания основаны на различного рода процессах механики; 2) неклассическая –  сформированная под влиянием теории термодинамики, релятивистской и квантовой теории, концепции нестационарной Вселенной, что привело к революции в естествознании на рубеже XIX-XX вв. – природу  рассматривает как сложную динамическую систему, утверждает новое понимание субъекта познания,  находится  не вне наблюдаемого мира, а внутри него, формирует новую схему нелинейной детерминации на основе теории вероятности; 3) постнеклассическая картина мира – основана на достижениях синергетики, объекты рассматриваются как открытые нелинейные системы, где велика роль случая, когда локальные причины могут вызвать глобальные следствия,  особое  значение  приобретает  неопределенность  как  атрибутивная характеристика мира, хаос становится не источником деконструкции, а установкой на формирование устойчивости, возникает теория направленного беспорядка.

Источник: Философия науки и техники: словарь

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА,
целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза осн. естеств.-науч. понятий и принципов. Мировоззренч. и методологич. базой Н. к. м. является материалистич. диалектика.
Различают общенауч. картину мира, картины мира наук, близких по предмету исследования, и картины мира отд. наук (физическая, астрономическая, биологическая и др.).
Первые картины мира были выдвинуты в рамках антич. философии и носили натурфилос. характер. Н. к. м. начинает формироваться только в эпоху возникновения науч. естествознания в 10 - 17 вв. В общей системе Н. к. м. определяющим элементом выступает картина мира той области познания, к-рая занимает лидирующее положение. В совр. естеств.-науч. познании такое положение занимает физич. картина мира.
В структуре Н. к. м. можно выделить два гл. компонента: концептуальный (понятийный) и чувственно-образный. Концептуальный компонент представлен филос. категориями (материя, движение, пространство, время и др.) и принципами (материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и др.), общенауч. понятиями и законами (напр., закон сохранения и превращения энергии), а также фундаментальными понятиями отд. наук (поле, вещество, энергия, Вселенная, биологич. вид и др.). Чувственно-образный компонент Н. к. м.- это совокупность наглядных представлений о природе (напр., планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы, представление о спине электрона как вращающемся волчке).
Гл. отличие Н. к. м. от донаучной или вненаучной (напр., религиозной) состоит в том, что она строится на основе определ. фундаментальной науч. теории (или теорий), служащей ее обоснованием. Так, напр., физич. картина мира 17-19 вв. строилась на базе классич. механики, а совр. физич. картина мира - на базе квантовой механики, а также спец. и общей теории относительности. С др. стороны, фундаментальная науч. теория находит в Н. к. м. средства для своей интерпретации: Н. к. дт. создает условия, общенауч. фон для ее анализа. Н. к. м. как форма систематизации науч. знания отличается от науч. теории. Если Н к. м. отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то науч. теория содержит в себе логич. средства как систематизации знаний об объекте, так и проверки (в частности, экспериментальной) их истинности. Н. к. м. выполняет эвристич. роль в процессе построения фундаментальных науч. теорий.
Н. к. м. тесно связана с мировоззрением, являясь одним из действенных способов его формирования. Она выступает связующим звеном между мировоззрением и науч. теорией. Н. к. м. находится в постоянном развитии, в ней осуществляются в ходе науч. революций качеств.преобразования (смена старой картины мира новой). См. также Теория, Мировоззрение, Естественнонаучный материализм.

Источник: Советский философский словарь

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
высшая форма систематизации научного знания. Научная картина мира имеет три основных аспекта – онтологический, гносеологический и методологический. Подобная характеристика НКМ дана в работах И. Я. Лойфмана. В онтологическом аспекте научная картина мира – это система научных знаний о мире в целом (общенаучная картина мира) и об отдельных регионах реальности (частно-научные картины мира – физическая, биологическая, техническая, историческая и др.), об основных объектах этой реальности, их типах, структуре, отношениях, генезисе, пространственно-временных формах. Основные понятия общей научной картины мира – вид материи (класс вещей, обладающих общим носителем, субстратом), форма движения материи (способ существования вида материи), уровень организации материи (сфера бытия, объединяющая близкие виды материи). Выделяют следующие уровни организации материи: мир тяготения (галактические, звездные, планетарные процессы), мир ядра (лептонные, адронные, внутриядерные процессы), мир электромагнетизма (внутриатомные, химические, молекулярные), мир живой природы (организменные, популяционно-видовые, биогенетические), мир человеческого общества (взаимодействие индивидов, социальных групп и общества в целом между собой). Основные концепции частных научных картин мира – природное взаимодействие в физике, концепция атома в химии, концепция жизни в биологии и т. д. Научная картина мира (особенно в ее общей форме) есть опосредующее звено между наукой и философией. Кроме того, научная картина мира опосредует связь науки с мировоззрением как ядром культуры в целом, связывая представления науки с тем образом мира, который свойствен данному типу ментальности в данном типе культуры и на данном этапе исторического развития.
В гносеологическом аспекте научная картина мира – это система принципов, которые определяют направления научного исследования и являются формами синтеза научного знания. Примерами таких принципов могут служить атомизм, детерминизм и инвариантность в физике, целостность, телеономность и эволюционизм в биологии и др., кроме того, в структуру научной картины мира входят некоторые фундаментальные факты (напр., скорость света, постоянная Больцмана, постоянная Планка, заряд электрона, постоянная тяготения), а также некоторые категориальные компоненты (системность и элементарность, притяжение и отталкивание в идее атомизма, причинность и функциональность, близкодействие и дальнодействие в детерминизме и др.).
В логико-методологическом аспекте научная картина мира задает стиль научного мышления, определяет его категории (наиболее общие понятия), парадигмы (образцы решения и постановки проблем) и исследовательские программы (систему методов, методов и стратегий исследования). По сути, эти три аспекта выделяют предметную форму научной картины мира (мир, реальность как систему), познавательную форму (принципы) и языковую форму (категории). Ю. Л . Халтурин

Источник: История философии науки и техники.

Научная картина мира
особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях науки. Научная картина мира – это целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе. Близкими по содержанию являются понятия «образ мира», «модель мира», «видение мира», которые характеризуют целостность мировоззрения. Различают следующие виды научной картины мира: а) общенаучная, т. е. формирующая целостный образ мира на основе систематизации данных естествознания, технических и гуманитарных (социальных) наук; б) естественнонаучная, т. е. складывающаяся путем синтезирования знания, полученного в естествознании; в) социально-научная картина мира представляет собой синтез знания, полученного в гуманитарных и социально-политических науках, г) частнонаучные, (или локальные картины мира – физическая, биологическая и др.). Общекультурный смысл научной картины мира заключается в ее включенности в решение проблемы жизненных целей, новых путей цивилизационного развития, определение общепланетарных стратегий деятельности человечества. Первые картины мира появились еще в древнегреческой философии и носили натурфилософский характер (Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит). Научные картины мира начали формироваться с появлением научного естествознания. В общей картине мира можно выделить лидирующую в данную историческую эпоху, науку, например, в период, когда лидером научного познания была техника, возникла механистическая картина мира; затем – биологическая. В настоящее время такое лидирующее положение занимает научная картина глобального эволюционизма, раскрывающая закономерности становления и усложняющегося развития Вселенной в результате «большого взрыва». В структуре научной картины мира можно выделить два компонента: концептуальный (понятийный) и чувственно-образный. Концептуальный компонент представлен категориями, принципами и законами философии и частных наук (например, материя, движение, пространство, время, принцип развития, закон сохранения и превращений энергии и др.). Чувственно-образный компонент – это совокупность наглядных представлений о природе (например, планетарная модель атома, образ расширяющейся Вселенной и др.). Следует отметить, что наряду с научными картинами мира существуют религиозные, или мифологические. Если первые опираются на науку, то ненаучные картины мира в своей основе имеют религиозные представления или мифы, опираются на догматы религии, на веру и теологию, обычаи, магические ритуалы и пр. Научная картина мира тесно связана с мировоззрением и является действенным способом его формирования, а также связана с научными революциями (см. Научная революция). Именно научные революции являются основной причиной изменений в научной картине мира, когда старая научная картина заменяется новой.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. Термин "картина мира" используется в различных смыслах. Он применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В этом же значении используются термины "образ мира", "модель мира", "видение мира", характеризующие целостность мировоззрения. Термин "картина мира" используется также для обозначения научных онтологии, т.е. тех представлений о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом смысле понятие Н.К.М. используется для обозначения горизонта систематизации знаний, полученных в различных научных дисциплинах. Н.К.М. при этом выступает как целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе. Во-вторых, термин Н.К.М. применяется для обозначения системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза естественнонаучных знаний (аналогичным образом этим понятием обозначается совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках). В-третьих, посредством этого понятия формируется видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе ее истории и меняется при переходе от одного этапа к другому. Соответственно указанным значениям, понятие Н.К.М. расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает особый тип Н.К.М. как особый уровень систематизации научных знаний: "общенаучную"; "естественнонаучную" и "социально-научную"; "специальную (частную, локальную) научную" картины мира. Основными компонентами Н.К.М. являются представления о фундаментальных объектах, о типологии объектов, об их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени. В реальном процессе развития теоретического знания Н.К.М. выполняет ряд функций, среди которых главными являются эвристические (функционирование Н.К.М. как исследовательской программы научного поиска), систематизирующие и мировоззренческие. Эти функции имеют системную организацию и характерны как для специальных, так и для общенаучной картины мира. Н.К.М. представляет собой развивающееся образование. В исторической динамике Н.К.М. можно выделить три больших этапа: Н.К.М. додисципли-нарной науки, Н.К.М. дисциплинарно-организованной науки и современную Н.К.М., соответствующую этапу усиления междисциплинарных взаимодействий. Первый этап функционирования Н.К.М. связан со становлением в культуре Нового времени механической картины мира как единой, выступающей и как общенаучная, и как естественнонаучная, и как специальная Н.К.М. Ее единство задавалось через систему принципов механики, которые транслировались в соседние отрасли знания и выступали в них в качестве объясняющих положений. Формирование специальных Н.К.М. (второй этап в динамике Н.К.М.) связан со становлением дисциплинарной организации науки. Возникновение естественнонаучного, технического, а затем гуманитарного знания способствовало оформлению предметных областей конкретных наук и приводило к их дифференциации. Каждая наука в этот период не стремилась к построению обобщенной картины мира, а вырабатывала внутри себя систему представлений о собственном предмете исследования (специальную Н.К.М.). Новый этап в развитии Н.К.М. (третий) связан с формированием постнеклассической науки, характеризующейся усилением процессов дисциплинарного синтеза знаний. Этот синтез осуществляется на основе принципов глобального эволюционизма. Особенностью современной Н.К.М. является не стремление к унификации всех областей знания и их редукции к онтологическим принципам какой-либо одной науки, а единство в многообразии дисциплинарных онтологии. Каждая из них предстает частью более сложного целого и каждая конкретизирует внутри себя принципы глобального эволюционизма. Развитие современной Н.К.М. выступает одним из аспектов поиска новых мировоззренческих смыслов и ответов на исторический вызов, стоящий перед современной цивилизацией. Общекультурный смысл Н.К.М. определяется ее включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска новых путей цивилизационного развития. Изменения, происходящие в современной науке и фиксируемые в Н.К.М., коррелируют с поисками новых мировоззренческих идей, которые вырабатываются в различных сферах культуры (философии, религии, искусстве и т.д.). Современная Н.К.М. воплощает идеалы открытой рациональности, и ее мировоззренческие следствия сопряжены с философско-мировоззренческими идеями и ценностями, возникающими на почве различных и во многом альтернативных культурных традиций.
Л.Ф. Кузнецова

Источник: Новейший философский словарь

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
концепт, часто используемый в философии науки. Наряду с выделением методологических принципов возможно и обособление онтологических оснований теорий. В таком случае речь заходит о Н. к. м., которую B.C. Степин характеризует как научную онтологию. Он специально подчеркивает, что Н. к. м. не зафиксирована в концепциях западной философии науки [1. С. 16] и, следовательно, является визитной карточкой отечественной философии. Но почему же западные исследователи просмотрели такой важный компонент философии науки, как Н. к. м.? Пожалуй, потому, что они делали акцент на теоретической погруженности фактов. В результате происходила редукция фактов, а вслед за ними и всей онтологии, к методологии. При такой установке Н. к. м. действительно выпадает из поля зрения исследователей. Следует отметить, что в отечественной философии науки проблематика Н. к. м. вызывала наибольший интерес в 1980-х гг. [2, 3, 4]. Надо признать, что этот интерес в значительной степени инспирировался тогдашней приверженностью советских философов к диалектическому и историческому материализму. «Обшую картину природы как связного целого» рассматривал уже Ф. Энгельс [5. С. 304]. Когда немец рассуждает о картине (das Bild) чего-либо, то он имеет в виду не фотографию, а форму и образ этого нечто, а точнее — его модель. Энгельсом общая картина природы понималась как диалектический образ, как модель природы, сотворенная и с опорой на факты, и с использованием потенциала диалектической философии. Классики диалектического материализма рассматривали философию как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления, поэтому они не без удовольствия рассуждали о мире вообще. Отсюда термин «Н. к. м.».
Генезис Н. к. м. П.С. Дышлевой и Л.В. Яценко объясняли следующим образом. От теории отслаиваются онтологические допущения, в них выделяется самое существенное для человека, которое синтезируется в целостный образ, включаемый в континуум культуры [6. С. 25]. В этом же ключе рассуждает и B.C. Степин. Он считает правомерными представления о 1) общенаучной картине мира; 2) социальной и естественно-научной картинах мира; 3) специальных (физической, химической, биологической и т.п.) картинах мира. По мнению B.C. Степина, при построении картины мира используются упрощающие и схематизирующие абстракции. В этой связи он сравнивает механическую картину мира с теоретической схемой ньютоновской механики. В первой используются абстракции — «неделимая корпускула», «тело», «взаимодействие тел», «абсолютное пространство и время», во второй — «материальная точка», «сила», «инерциальная пространственно-временная система отсчета» [7. С. 32]. Имеется в виду, что «тело» — это упрощающая абстракция по отношению к «материальной точке», «взаимодействие тел» — упрощающая абстракция относительно понятия «сила» и т.д. B.C. Степин полагает, что Н. к. м., во-первых, систематизируют научные знания, во-вторых, в качестве исследовательских программ определяют стратегию научного поиска, в-третьих, обеспечивают объективацию научного знания, их отнесение к изучаемым объектам и их включение в культуру [7. С. 33].
На наш взгляд, выделение в основаниях науки ее онтологической составляющей весьма актуально. То и дело она игнорируется под флагом несамостоятельности фактов в силу их теоретической нагруженности. Практика научных исследований показывает, что выделение онтологических оснований всегда связано с углублением анализа, более исчерпывающим пониманием той или иной науки. С обособлением онтологических оснований науки дело обстоит аналогично выделению методологических регулятивов. Продуктивен уже сам акцент на онтологических основаниях. Когда же они выделены и осмыслены, то они превращаются в самостоятельный фактор философии науки, способствующий осмыслению науки.
Что касается идеи B.C. Степина о том, что научные картины формируются за счет упрощающих и схематических абстракций, то она представляется нам интересной, но спорной. Разумеется, различные приемы упрощения и схематизации довольно часто уместны в науке или философии. По-настоящему актуальный вопрос состоит, однако, в следующем: действительно ли переход от науки к специальной философии науки и далее — к общей философии науки предполагает упрощения и схематизации как свое стратегическое содержание? Не думаем. Все дело в том, что результатом упрощений, схематизации и т. наз. обобщений всегда оказываются не концептуальные, а всего лишь номинальные определения. Если, например, физические и биологические явления называются природными явлениями, то в результате никакого обобщения не произошло. Термин «природные явления» — это имя, но не концепт для всех тех явлений, с которыми имеет дело естествознание. Есть физические и биологические теории, но нет синтетической физико-биологической теории. Возьмите любой концепт научной теории и подвергните его операции упрощения. В результате вы просто-напросто разрушите этот концепт. В ньютоновской динамике используется понятие силы. Согласно третьему закону Ньютона тела взаимодействуют с силами, равными по величине, но противоположными по направлению и приложенными к различным телам. Термин «взаимодействие» не есть упрощение концепта «сила», а используется для обозначения случая, когда в поле зрения попадает не одна, а несколько сил. Представление о механической картине мира имеет научный смысл лишь тогда, когда в ней сохранены понятия механики: масса, сила, скорость, ускорение, импульс, кинетическая и потенциальная энергия и т.д. Если при описании механических явлений не используются понятия механики, то налицо не механическая (научная) картина мира, а ее образ. Все описания общенаучной, социальной и естественно-научной картин мира сводятся в конечном счете к предложениям, в которых используются не концептуальные, а номинальные определения. На наш взгляд, вместо спорного термина «Н. к. м.» следовало бы использовать термин «онтологические основания науки». Онтологические основания науки всегда соотносятся с определенным теоретическим рядом. Теории из различных научно-теоретических рядов не имеют общих для них онтологических оснований. Существуют онтологические основания физики, биологии, социологии, политологии, но нет онтологических оснований обществознания и естествознания, равно как и науки в целом. Отметим также, что термин «Н. к. м.» плохо гармонирует с гуманитарными науками. В этих дисциплинах не столько воспроизводится картина существующего, сколько изобретается проект будущего. Термину «Н. к. м.» недостает прагматической составляющей.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

научная картина мира
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА — целостный образ предмета научного исследования в его главных системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития. Различают основные разновидности (формы) Н. к. м.: 1) общенаучную, как обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, формируемое на основе синтеза знаний, полученных в различных научных дисциплинах; 2) социальную и естественнонаучную картины мира, как представления об обществе и природе, обобщающие достижения, соответственно, социально-гуманитарных и естественных наук; 3) специальные Н. к. м. (дисциплинарные онтологии) — представления о предметах отдельных наук (физическая, химическая, биологическая и т. п. картины мира). В последнем случае термин «мир» применяется в специфическом смысле, обозначая не мир в целом, а предметную область отдельной науки (физический мир, биологический мир, мир химических процессов). Чтобы избежать терминологических проблем, для обозначения дисциплинарных онтологии применяют также термин «картина исследуемой реальности». Наиболее изученным ее образцом является физическая картина мира. Но подобные картины есть в любой науке, как только она конституируется в качестве самостоятельной отрасли научного знания.         Обобщенный системно-структурный образ предмета исследования вводится в специальной Н. к. м. посредством представлений: 1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все др. объекты, изучаемые соответствующей наукой; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) о общих особенностях их взаимодействия; 4) о пространственно-временной структуре реальности. В с е эти представления могут быть описаны в системе онтологических принципов, которые выступают основанием научных теорий соответствующей дисциплины. Напр., принципы: мир состоит из неделимых корпускул; их взаимодействие строго детерминировано и осуществляется как мгновенная передача сил по прямой; корпускулы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени, — все они описывают картину физического мира, сложившуюся во второй половине 17 в. и получившую впоследствии название механической картины мира.         Переход от механической к электродинамической (в конце 19 в.), а затем к квантово-релятивистской картине физической реальности (первая половина 20 в.) сопровождался изменением системы онтологических принципов физики. Наиболее радикальным он был в период становления квантово-релятивистской физики (пересмотр принципов неделимости атомов, существования абсолютного пространства-времени, лапласовской детерминации физических процессов).         По аналогии с физической картиной мира выделяют картины исследуемой реальности в др. науках (в химии, астрономии, биологии и т.д.). Среди них также существуют исторически сменяющие друг друга типы картин мира. Напр., в истории биологии имел место переход от додарвиновских представлений о живом к картине биологического мира, предложенной Ч. Дарвином, к последующему включению в картину живой природы представлений о генах как носителях наследственности, к современным представлениям об уровнях системной организации живого — популяции, биогеоценозе, биосфере и их эволюции. Каждая из конкретно-исторических форм специальной Н. к. м. может реализовываться в ряде модификаций. Среди них существуют линии преемственности (напр., развитие ньютоновских представлений о физическом мире Эйлером, развитие электродинамической картины мира Фарадеем, Максвеллом, Герцем, Лоренцем, каждый из которых вводил в эту картину новые элементы). Но возможны ситуации, когда один и тот же тип картины мира реализуется в форме конкурирующих и альтернативных друг другу представлений об исследуемой реальности (напр., борьба ньютоновской и декартовской концепций природы как альтернативных вариантов механической картины мира; конкуренция двух основных направлений в развитии электродинамической картины мира — программы Ампера—Вебера, с одной стороны, и программы Фарадея—Максвелла — с др.).         Картина мира является особым типом теоретического знания. Ее можно рассматривать в качестве некоторой теоретической модели исследуемой реальности, отличной от моделей (теоретических схем), лежащих в основании конкретных теорий. Во-первых, они различаются по степени общности. На одну и ту же картину мира может опираться множество теорий, в том числе и фундаментальных. Напр., с механической картиной мира были связаны механика Ньютона—Эйлера, термодинамика и электродинамика Ампера—Вебера. С электродинамической картиной мира связаны не только основания максвелловской электродинамики, но и основания механики Герца. Во-вторых, специальную картину мира можно отличить от теоретических схем, анализируя образующие их абстракции (идеальные объекты). Так, в механической картине мира процессы природы характеризовались посредством абстракций — «неделимая корпускула», «тело», «взаимодействие тел, передающееся мгновенно по прямой и меняющее состояние движения тел», «абсолютное пространство» и «абсолютное время». Что касается теоретической схемы, лежащей в основании ньютоновской механики (взятой в ее эйлеровском изложении), то в ней сущность механических процессов характеризуется посредством иных абстракций — «материальная точка», «сила», «инерциальная пространственно-временная система отсчета». Идеальные объекты, образующие картину мира, в отличие от идеализации конкретных теоретических моделей, всегда имеют онтологический статус. Любой физик понимает, что «материальная точка» не существует в самой природе, ибо в природе нет тел, лишенных размеров. Но последователь Ньютона, принявший механическую картину мира, считал неделимые атомы реально существующими «первокирпичиками» материи. Он отождествлял с природой упрощающие ее и схематизирующие абстракции, в системе которых создается физическая картина мира. В каких именно признаках эти абстракции не соответствуют реальности — это исследователь выясняет, чаще всего, лишь тогда, когда его наука вступает в полосу ломки старой картины мира и замены ее новой. Будучи отличными от картины мира, теоретические схемы, составляющие ядро теории, всегда связаны с ней. Установление этой связи является одним из обязательных условий построения теории. Процедура отображения теоретических моделей (схем) на картину мира обеспечивает ту разновидность интерпретации уравнений, выражающих теоретические законы, которую в логике называют концептуальной (или семантической) интерпретацией и которая обязательна для построения теории. Вне картины мира теория не может быть построена в завершенной форме.         Н. к. м. создают три основные взаимосвязанные функции в процессе исследования которые: 1) систематизируют научные знания, объединяя их в сложные целостности; 2) выступают в качестве исследовательских программ, определяющих стратегию научного познания; 3) обеспечивают объективацию научных знаний, их отнесение к исследуемому объекту и их включение в культуру. Специальная Н. к. м. интегрирует знания в рамках отдельных научных дисциплин. Естественнонаучная и социальная картины мира, а затем общенаучная картина мира, задают более широкие горизонты систематизации знаний. Они интегрируют достижения различных дисциплин, выделяя в дисциплинарных онтологиях устойчивое эмпирически и теоретически обоснованное содержание. Напр., представления современной общенаучной картины мира о нестационарной Вселенной и Большом взрыве, о кварках и синергетических процессах, о генах, экосистемах и биосфере, об обществе как целостной системе, о формациях и цивилизациях и т. п. — развиты в рамках соответствующих дисциплинарных онтологии физики, биологии, социальных наук и затем включены в общенаучную картину мира. Осуществляя систематизирующую функцию, Н. к. м. вместе с тем выполняют роль исследовательских программ. Специальные Н. к. м. задают стратегию эмпирических и теоретических исследований в рамках соответствующих областей науки. По отношению к эмпирическому исследованию направляющая роль специальных картин мира наиболее отчетливо проявляется тогда, когда наука начинает изучать объекты, для которых еще не созданы теории и которые исследуются эмпирическими методами (типичными примерами служит роль электродинамической картины мира в экспериментальном из учении катодных и рентгеновских лучей). Представления об исследуемой реальности, вводимые в картине мира, обеспечивают выдвижение гипотез о природе явлений, обнаруженных в опыте. Соответственно этим гипотезам формулируются экспериментальные задачи и вырабатываются планы экспериментов, посредством которых обнаруживаются все новые характеристики изучаемых в опыте объектов. В теоретических исследованиях роль специальной Н. к. м. как исследовательской программы проявляется в том, что она определяет круг допустимых задач и постановку проблем на начальном этапе теоретического поиска, а также выбор теоретических средств их решения. Напр., в период построения обобщающих теорий электромагнетизма соперничали две физические картины мира и, соответственно, две исследовательские программы: Ампера—Вебера, с одной стороны, и Фарадея—Максвелла, с др. Они ставили разные задачи и определяли разные средства построения обобщающей теории электромагнетизма. Программа Ампера—Вебера исходила из принципа дальнодействия и ориентировала на применение математических средств механик точек, программа Фарадея—Максвелла опиралась на принцип близкодействия и заимствовала математические структуры из механики сплошных сред.         В междисциплинарных взаимодействиях, основанных на переносах представлений из одной области знаний в др., роль исследовательской программы выполняет общенаучная картина мира. Она выявляет сходные черты дисциплинарных онтологии, тем самым формирует основания для трансляции идей, понятий и методов из одной науки в др. Обменные процессы между квантовой физикой и химией, биологией и кибернетикой, породившие целый ряд открытий 20 в., направлялись и регулировались общенаучной картиной мира. Факты и теории, созданные при направляющем влиянии специальной Н. к. м., вновь соотносятся с ней, что приводит к двум вариантам ее изменений. Если представления картины мира выражают существенные характеристики исследуемых объектов, происходит уточнение и конкретизация этих представлений. Но если исследование наталкивается на принципиально новые типы объектов, происходит радикальная перестройка картины мира. Такая перестройка выступает необходимым компонентом научных революций. Она предполагает активное использование философских идей и обоснование новых представлений накопленным эмпирическим и теоретическим материалом. Первоначально новая картина исследуемой реальности выдвигается в качестве гипотезы. Ее эмпирическое и теоретическое обоснование может занять длительный период, когда она конкурирует в качестве новой исследовательской программы с ранее принятой специальной Н. к. м. Утверждение новых представлений о реальности в качестве дисциплинарной онтологии обеспечивается не только тем, что они подтверждаются опытом и служат базисом новых фундаментальных теорий, но и их философско-мировоззренческим обоснованием (См. Философские обоснования науки).         Представления о мире, которые вводятся в картинах исследуемой реальности, всегда испытывают определенное воздействие аналогий и ассоциаций, почерпнутых из различных сфер культурного творчества, включая обыденное сознание и производственный опыт определенной исторической эпохи. Напр., представления об электрическом флюиде и теплороде, включенные в механическую картину мира в 18 в., складывались во многом под влиянием предметных образов, почерпнутых из сферы повседневного опыта и техники соответствующей эпохи. Здравому смыслу 18 в. легче было согласиться с существованием немеханических сил, представляя их по образу и подобию механических; напр., представляя поток тепла как поток невесомой жидкости — теплорода, — падающего, наподобие водной струи, с одного уровня на др. и производящего за счет этого работу так же, как совершает эту работу вода в гидравлических устройствах. Но, вместе с тем, введение в механическую картину мира представлений о различных субстанциях — носителях сил — содержало и момент объективного знания. Представление о качественно различных типах сил было первым шагом на пути к признанию несводимости всех видов взаимодействия к механическому. Оно способствовало формированию особых, отличных от механического, представлений о структуре каждого из таких видов взаимодействий.         Онтологический статус Н. к. м. выступает необходимым условием объективации конкретных эмпирических и теоретических знаний научной дисциплины и их включения в культуру. Через отнесение к Н. к. м. специальные достижения науки обретают общекультурный смысл и мировоззренческое значение. Напр., основная физическая идея общей теории относительности, взятая в ее специальной теоретической форме (компоненты фундаментального метрического тензора, определяющего метрику четырехмерного пространства времени, вместе с тем выступают как потенциалы гравитационного поля), малопонятна тем, кто не занимается теоретической физикой. Но при формулировке этой идеи в языке картины мира (характер геометрии пространства времени взаимно определен характером поля тяготения) придает ей понятный для неспециалистов статус научной истины, имеющей мировоззренческий смысл. Эта истина видоизменяет представления об однородном евклидовом пространстве и квазиевклидовом времени, которые через систему обучения и воспитания со времен Галилея и Ньютона превратились в мировоззренческий постулат обыденного сознания. Так обстоит дело со многими открытиями науки, которые включались в Н. к. м. и через нее влияют на мировоззренческие ориентиры человеческой жизнедеятельности.         Историческое развитие Н. к. м. выражается не только в изменении ее содержания. Историчны сами ее формы. В 17 в., в эпоху возникновения естествознания, механическая картина мира была одновременно и физической, и естественнонаучной, и общенаучной картиной мира. С появлением дисциплинарно организованной науки (конец 18 — первая половина 19 вв.) возникает спектр специально-научных картин мира. Они становятся особыми, автономными формами знания, организующими в систему наблюдения факты и теории каждой научной дисциплины. Возникают проблемы построения общенаучной картины мира, синтезирующей достижения отдельных наук. Единство научного знания становится ключевой философской проблемой науки 19 — первой половины 20 вв. Усиление междисциплинарных взаимодействий в науке 20 в. приводит к уменьшению уровня автономности специальных Н. к. м. Они интегрируются в особые блоки естественнонаучной и социальной картин мира, базисные представления которых включаются в общенаучную картину мира. Во второй половине 20 в. общенаучная картина мира начинает развиваться на базе идей универсального (глобального эволюционизма), соединяющего принципы эволюции и системного подхода. Выявляются генетические связи между неорганическим миром, живой природой и обществом, в результате устраняется резкое противопоставление естественнонаучной и социальной Н. к. м. Соответственно усиливаются интегративные связи дисциплинарных онтологии, которые все более выступают фрагментами или аспектами единой общенаучной картины мира.         B.C. Степин         Лит.: Алексеев И.С. Единство физической картины мира как методологический принцип // Методологические принципы физики. М., 1975; Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. 1. 1975. Кн. 2. 1977; Дышлевый П. С. Естественнонаучная картина мира как форма синтеза научного знания // Синтез современного научного знания. М., 1973; Мостепаненко М.В. Философия и физическая теория. Л., 1969; Научная картина мира: логико-гносеологический аспект. Киев, 198 3; ЯЛЙНКМ. Статьи и речи // Планк М. Избранные научные труды. М., 1975; Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М, 1986; Природа научного познания. Минск, 1979; Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000; Степин B.C., Кузнецова Л. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994; Холтон Дж. Что такое «антинаука»//Вопросы философии. 1992. №2; Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. 4. М., 1967.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки