концепция, объясняющая происхождение религии из непонимания человеком явлений природы, особенно астральных и метеорологических. Предшественником се можно считать Ш. Дюпюи, к-рый выдвинул осн. идеи, развитые затем сторонниками Н. т. К сер. 19 в., когда наукой был накоплен большой фактич. материал по сравнит, мифологии и филологии др. индоевропейцев, сопоставление материалов по религии и мифологии разных народов позволило сторонникам Н. т. и развивавшей ее мифологич. школе обосновать теорию, утверждавшую вслед за Ш. Дюпюи, что др. религ. верования, отождествляемые ими с мифологией, зародились потому, что люди, не понимая причин движения светил по небу, причин ветра, грозы, дождя и пр., обоготворяли эти явления, олицетворяя их в человеч. или зверином образе. По мнению представителей Н. т., герои сказок, песенного фольклора, народные обряды и обычаи - отголоски др. астрально-мифоло-гич. верований. Хотя .эта теория была построена на обширном фактич. материале, ее ограниченность определялась тем, что религия рассматривалась всего лишь как со-зерцат. и мыслит, деятельность человека в отрыве от ее соц. корней, и не в развитии от низш. форм к высшим, а как упадок и деградация того, что было в древности. Наиболее яркие представители этого направления — М. Мюллер, А. Кун, В. Шварц, Я. Гримм, рус. ученые А. Н. Афанасьев, А. А. Потебня, Ф. И. Буслаев, О. Ф. Миллер. В нач. 20 в. нек-рые этнографы пытались оживить Н. т. («лунарная» и «солярная» мифология у Э. Зикке, Л. Фробениуса, Ф. Гребнера), чем воспользовались создатели реакц. теории пра-монотеизма.
НАТУРИСТЙЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
НАТУРИСТЙЧЕСКАЯ (астрально-мифологич., мифологич., солярно-метеорологич.) ТЕОРИЯ
Источник: Атеистический словарь
НАТУРИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
концепция, объясняющая происхождение религии из непонимания человеком явлений природы, особенно астральных и метеорологических. Осн. идеи П. т. были высказаны еще в конце XVIII в. Ш. Ф. Дюаюи («Происхождение всех культов», 1795), а подробно развили их ок. сер, XIX в, исследователи языков и мифологии древних индоевропейских народов - Я. Гримм, А. Кун, В. Шварц, М. Мюллер и др. сторонники мифологической школы. В России сторонниками Н. т. были фольклористы и филологи А. Н. Афанасьев, О. Ф. Миллер, Ф. И. Буслаев, А. А. Потебня. По мнению представителей Н. т., религия, отождествляемая ими с мифологией, зародилась потому, что древние люди не понимали причин движения светил по небу, причин ветра, грозы, дождя и пр. и потому олицетворяли эти явления в человеч. или зверином образе, приписывая им сознание и волю и создавая их культ. Сторонники Н. т. полагали, что и нар.-фантастич. легенды, сказки, песни, а также нар. обряды и обычаи имеют то же самое происхождение: сказка есть деградировавший миф, сказочные герои - те же астральные божества, но спустившиеся на землю, нар. магич. и пр. обряды - это символич. подражание небесным явлениям, и т. д. Н. т., как и вся мифологич. школа, была очень популярна в сер. ХТХ в. Однако она потеряла свое влияние уже в 70-х гг., когда привлечение широкого этногр. материала позволило выявить гораздо более ранние формы верований, чем мифология индоевроп. народов, на к-рой основывалась Н. т., и обнаружить однобокость и упрощенность этой теории. В нач. XX в. нек-рые этнографы пытались оживить ее («лунарная» и «солярная» мифология у Зикке, Фробениуса, Гребнера), но этими неудачными попытками столь же неудачно воспользовались только создатели реакц. теории прамонотеизма.