NATURA
Натура
(лат. natura – природа) – 1. Устар. природа, т. е. растительный и животный мир. 2. Характер, темперамент человека, сущность, атрибут вещи, явления, процесса. 3. Товары, продукты и др. как платежное средство. В философии натура часто противопоставляется культуре (например, в структурализме), тому, что создано человеком, а также противопоставляется и сверхъестественному. В философских традициях натура понималась: а) как физика (ионийская философия, например, милетская школа); б) как сущность вещи, содержащая в себе основу, источник движения (Аристотель); как первая субстанция и т. д.; б) в софистике противопоставлялась праву.
NATURA (nature)
природа. По Боэцию, «„природой" могут называться или только тела, или только субстанции - телесные и бестелесные, или все вещи, которые каким-либо образом существуют. А раз слово „природа" употребляется трояко, то и определена она, без сомнения, должна быть трояко. Если мы решим называть „природой" все существующие вещи... получится примерно следующее: „природа" есть те вещи, которые, поскольку они существуют, могут быть каким-либо образом постигнуты разумом... Если же „природа" говорится об одних только субстанциях... то мы дадим такое определение природе, обозначающей субстанции: „природа есть то, что может или действовать, или претерпевать"... Если же понимать имя „природа" уже, исключив бестелесные субстанции, и прилагая его к одним лишь телесным... определение это будет такое: „природа есть начало движения, присущего вещам само по себе, а не привходящим образом"» (Боэций. Против Евтихия и Нестория // Боэций. «Утешение философией». С. 169-170). Иоанн Скот Эриугена понимает под природой «все, что есть и не есть». Он делит природу на: 1) природу несотворенную и творящую (Бог начала творения), 2) природу сотворенную и творящую (природа ума), 3) природу сотворенную и нетворящую (вещный мир), 4) природу несотворенную и нетворящую (Бог конца творения). Природа как внутренний принцип любого движения или внутренний принцип, порождающий действие вещей. Фома Аквинский определяет природу как «принцип движения и покоя в том, в чем они есть» (Thomas Aquinas. In lib. I Phys. lect. 1). Cp. VIS, RATIO.
Источник: Латинский словарь средневековых философских терминов