NATURA

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Натура
(лат. natura – природа) – 1. Устар. природа, т. е. растительный и животный мир. 2. Характер, темперамент человека, сущность, атрибут вещи, явления, процесса. 3. Товары, продукты и др. как платежное средство. В философии натура часто противопоставляется культуре (например, в структурализме), тому, что создано человеком, а также противопоставляется и сверхъестественному. В философских традициях натура понималась: а) как физика (ионийская философия, например, милетская школа); б) как сущность вещи, содержащая в себе основу, источник движения (Аристотель); как первая субстанция и т. д.; б) в софистике противопоставлялась праву.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

NATURA (nature)
природа. По Боэцию, «„природой" могут называться или только тела, или только субстанции - телесные и бестелесные, или все вещи, которые каким-либо образом существуют. А раз слово „природа" употребляется трояко, то и определена она, без сомнения, должна быть трояко. Если мы решим называть „природой" все существующие вещи... получится примерно следующее: „природа" есть те вещи, которые, поскольку они существуют, могут быть каким-либо образом постигнуты разумом... Если же „природа" говорится об одних только субстанциях... то мы дадим такое определение природе, обозначающей субстанции: „природа есть то, что может или действовать, или претерпевать"... Если же понимать имя „природа" уже, исключив бестелесные субстанции, и прилагая его к одним лишь телесным... определение это будет такое: „природа есть начало движения, присущего вещам само по себе, а не привходящим образом"» (Боэций. Против Евтихия и Нестория // Боэций. «Утешение философией». С. 169-170). Иоанн Скот Эриугена понимает под природой «все, что есть и не есть». Он делит природу на: 1) природу несотворенную и творящую (Бог начала творения), 2) природу сотворенную и творящую (природа ума), 3) природу сотворенную и нетворящую (вещный мир), 4) природу несотворенную и нетворящую (Бог конца творения). Природа как внутренний принцип любого движения или внутренний принцип, порождающий действие вещей. Фома Аквинский определяет природу как «принцип движения и покоя в том, в чем они есть» (Thomas Aquinas. In lib. I Phys. lect. 1). Cp. VIS, RATIO.

Источник: Латинский словарь средневековых философских терминов

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

«Мистика без тайны»: еще раз о Deus sive natura Б. Спинозы

Цыпина Лада Витальевна
В статье осуществляется попытка рассмотреть наследие Б. Спинозы в постсекулярном контексте размывания границ между рациональным и мистическим.
Читать PDF
0.00 байт

2016.01.036. ЭЛИОПУЛОС П. ЭПИКУРЕИЗМ В ПОНИМАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ В «DE RERUM NATURA » ЛУКРЕЦИЯ. EL

Хлебников Г.В.
Читать PDF
0.00 байт

An encounter between critical Buddhism and Asian naturalism: can Asian naturalism be a tool in overc

Jeidong Ryu
Can their support of Asian naturalism be justified without any reserve? Some scholars of critical Buddhism movement, including Hakamaya Noriaki and Matsumoto Shiro, caution the danger of blindly supporting Asian Naturalism.
Читать PDF
0.00 байт

Происхождение и сущность гностицизма: круглый стол / The origins and nature of Gnosticism. A discuss

Материалы круглого стола, посвященного проблеме происхождения и сущности гностицизма, который состоялся летом 2007 г. в рамках первой сессии семинара «Преподавая Античность. Фундаментальные ценности в изменяющемся мире ».
Читать PDF
0.00 байт

Натурфилософия и ее методология в трактате «De rebus naturalibus» джакомо Дзабареллы

Кузьменко Екатерина Николаевна
Джакомо Дзабарелла, падуанский натурфилософ перипатетического толка, творил на стыке двух эпох Возрождения и Нового времени.
Читать PDF
0.00 байт

Philosophy and natural Science in the modern world (the results of the Conference devoted to the wor

Kozhevnikov N. N.
Читать PDF
0.00 байт

Larchet J. -C. personne et nature. La Trinite — le Christ — l’homme. Contributions aux dialogues int

Михайлов Петр Борисович
Читать PDF
0.00 байт

Evagrius Ponticus: natural contemplation versus knowledge of the divine essence a Cappadocian soluti

Konstantinovsky S.
The paper will address only one part of Evagrius.s unions and distinctions: the question of how God bridges the gap between himself and the world by revealing himself in the universe and teaching the soul natural contemplation.
Читать PDF
0.00 байт

Nature and essence of a spirit in the philosophy of S. L. Frank

Yagubova Svetlana Ya
This article deals with the of inner spiritual world of a human being, the issue of human soul and spiritual life as presented in the philosophical anthropology of S.L. Frank.
Читать PDF
0.00 байт

The concept of man and nature unity in Daoism

Varakina Margarita Igorevna
The given article reveals the conceptualization of impersonal universal law of Nature and Life harmonious development, the concept of Dao, in philosophy of China.
Читать PDF
0.00 байт

Nature of belief and role of belief in statements producing process

Malchukova Nina V.
Belief is considered as a complex phenomenon of super subject-realization nature. This consideration is based on the combination of philosophical-anthropological approach and semiotic approach.
Читать PDF
0.00 байт

Cosmology at the crossroads of natural and human sciences: is demarcation possible? Part 2. Explicat

Nesteruk Alexei V.
This is the second part of the paper on the problem of demarcation between the dimensions of natural and the human sciences in contemporary cosmology.
Читать PDF
0.00 байт

2009. 03. 002. Лемке Т. Природа в социологии. Опыт определения позиции. Lemke T. Die Natur in der So

Гирко Л. В.
Читать PDF
0.00 байт

95. 03 008. Бэдфорд Д. Бог, природа и конец истории. Bedford в God, nature and the end of history //

Али-заде А. А.
Читать PDF
0.00 байт

99. 04. 008. Тирринг В. Эволюционируют ли законы природы? Thirring W. do the laws of nature evolve?/

Жуков А. Н., Панченко А. И., Яковлев В. А.

Похожие термины:

  • DEUS SIVE NATURA

    лат. - Бог, или природа) - см. Спиноза.
  • NATURA NON FACIT SALTUS

    лат. природа не делает скачков) - выражение, восходящее к Фурье и наглядно поясняющее принцип непрерывности, разработкой и обоснованием которого еще раньше специально занимался Лейбниц.
  • NATURA NATURANS

    лат.) - у Спинозы природа, мыслимая как живое единство, которое в созидательной деятельности позволяет natura naturata, т.е. отдельным вещам, модусам, происходить из самих себя. Оба этих выражения встречают
  • COGNITIO NATURALIS

    естественное знание; то, что является общим для всего человеческого рода, т. е. знание первоначал, например, что целое больше составляющих его частей.
  • ENCHEIRESIS NATURAE

    греко-лат. метод постижения природы) - понимание природы; у Гете: тайная деятельность природы, с помощью которой она создает и питает жизнь.
  • ENS NATURAE

    природная вещь, то, что есть в природе; то, что актуально и потенциально существует вне разума; ens в первом смысле (см.: ENS), т. е. в значении не только действительно сущего, но и ее определения, благодар
  • HABITUS NATURAE

    лат.) - природное свойство.
  • LUMEN NATURALE

    лат. - "естественный свет") - восходящее к античной метафизике света понятие, характеризующее конечность человеческого познания. По Августину, полнота знания достигается только благодаря излучаем
  • MOTUS NATURALIS

    естественное движение, как, например, рост растений или гибель тела.
  • NATURELL

    франц.) - природная склонность человека жить чувством (сердцем) и порывами (желаниями), объединенными в одно целое, особенно если иметь в виду внешние проявления этого свойства с помощью жестов и ми