NATURA

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Натура
(лат. natura – природа) – 1. Устар. природа, т. е. растительный и животный мир. 2. Характер, темперамент человека, сущность, атрибут вещи, явления, процесса. 3. Товары, продукты и др. как платежное средство. В философии натура часто противопоставляется культуре (например, в структурализме), тому, что создано человеком, а также противопоставляется и сверхъестественному. В философских традициях натура понималась: а) как физика (ионийская философия, например, милетская школа); б) как сущность вещи, содержащая в себе основу, источник движения (Аристотель); как первая субстанция и т. д.; б) в софистике противопоставлялась праву.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

NATURA (nature)
природа. По Боэцию, «„природой" могут называться или только тела, или только субстанции - телесные и бестелесные, или все вещи, которые каким-либо образом существуют. А раз слово „природа" употребляется трояко, то и определена она, без сомнения, должна быть трояко. Если мы решим называть „природой" все существующие вещи... получится примерно следующее: „природа" есть те вещи, которые, поскольку они существуют, могут быть каким-либо образом постигнуты разумом... Если же „природа" говорится об одних только субстанциях... то мы дадим такое определение природе, обозначающей субстанции: „природа есть то, что может или действовать, или претерпевать"... Если же понимать имя „природа" уже, исключив бестелесные субстанции, и прилагая его к одним лишь телесным... определение это будет такое: „природа есть начало движения, присущего вещам само по себе, а не привходящим образом"» (Боэций. Против Евтихия и Нестория // Боэций. «Утешение философией». С. 169-170). Иоанн Скот Эриугена понимает под природой «все, что есть и не есть». Он делит природу на: 1) природу несотворенную и творящую (Бог начала творения), 2) природу сотворенную и творящую (природа ума), 3) природу сотворенную и нетворящую (вещный мир), 4) природу несотворенную и нетворящую (Бог конца творения). Природа как внутренний принцип любого движения или внутренний принцип, порождающий действие вещей. Фома Аквинский определяет природу как «принцип движения и покоя в том, в чем они есть» (Thomas Aquinas. In lib. I Phys. lect. 1). Cp. VIS, RATIO.

Источник: Латинский словарь средневековых философских терминов

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Рамочные компоненты в книге А.М. Добролюбова «Natura naturans. Natura Naturata»

Петрова С. А.
Читать PDF

«Мистика без тайны»: еще раз о Deus sive natura Б. Спинозы

Цыпина Лада Витальевна
В статье осуществляется попытка рассмотреть наследие Б. Спинозы в постсекулярном контексте размывания границ между рациональным и мистическим.
Читать PDF

2016.01.036. ЭЛИОПУЛОС П. ЭПИКУРЕИЗМ В ПОНИМАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ В «DE RERUM NATURA » ЛУКРЕЦИЯ. EL

Хлебников Г.В.
Читать PDF

2009. 03. 002. Лемке Т. Природа в социологии. Опыт определения позиции. Lemke T. Die Natur in der So

Гирко Л. В.
Читать PDF

96. 02. 007. Нивёнер Фр. Наука о природе и познание Бога: иудейская модель. Niewohner Fr. Natur-wiss

Сокулер З. А.
Читать PDF

Pavel F. Unterberger on rational exploitation and preservation of the Far-Eastern natural wealth

Lyapustin Sergey N.
The article is based on archive materials brought into use for the first time. It deals with the role that Pavel F.
Читать PDF

002. 03. 035. Парк Р. Э. Естественная история газеты*. Park R. E. natural history of the newspaper /

Николаева В. Г.
Читать PDF

The methods of Ukrainian natural resources usage optimization

Zhelnovach A. , Voronova E.
Читать PDF

Experience of survival of the northern people and natural factors securing adaptation in the conditi

Selminskaya O. V.
Читать PDF

Complex evaluation of forests for the Inventory of natural resources

Lebedev Yu V., Fyodorov A. I.
Читать PDF

Running of the public administration agencies during natural calamities in chosen countries

Skomra Witold
Статья представляет функционирование органов общей администрации во время стихийных бедствий в выбранных странах, т.е., Польше, Великобритании, Франции, Германии, Канаде, США.
Читать PDF

Irreflexive forms of cognition in the context of the conception of natural informational systems

Serdyukov Yuriy Mikhailovich
The article «Non-reflexive Forms of Cognition in the Context of Natural Information Systems Concept» deals with the cognitive structure of the subject as the unity of three natural information systems: genetic, sensory and mental.

Похожие термины:

  • DEUS SIVE NATURA

    лат. - Бог, или природа) - см. Спиноза.
  • NATURA NON FACIT SALTUS

    лат. природа не делает скачков) - выражение, восходящее к Фурье и наглядно поясняющее принцип непрерывности, разработкой и обоснованием которого еще раньше специально занимался Лейбниц.
  • NATURA NATURANS

    лат.) - у Спинозы природа, мыслимая как живое единство, которое в созидательной деятельности позволяет natura naturata, т.е. отдельным вещам, модусам, происходить из самих себя. Оба этих выражения встречают
  • ENCHEIRESIS NATURAE

    греко-лат. метод постижения природы) - понимание природы; у Гете: тайная деятельность природы, с помощью которой она создает и питает жизнь.
  • ENS NATURAE

    природная вещь, то, что есть в природе; то, что актуально и потенциально существует вне разума; ens в первом смысле (см.: ENS), т. е. в значении не только действительно сущего, но и ее определения, благодар
  • HABITUS NATURAE

    лат.) - природное свойство.
  • LUMEN NATURALE

    лат. - "естественный свет") - восходящее к античной метафизике света понятие, характеризующее конечность человеческого познания. По Августину, полнота знания достигается только благодаря излучаем
  • MOTUS NATURALIS

    естественное движение, как, например, рост растений или гибель тела.
  • COGNITIO NATURALIS

    естественное знание; то, что является общим для всего человеческого рода, т. е. знание первоначал, например, что целое больше составляющих его частей.
  • NATURELL

    франц.) - природная склонность человека жить чувством (сердцем) и порывами (желаниями), объединенными в одно целое, особенно если иметь в виду внешние проявления этого свойства с помощью жестов и ми