НАТИВИЗМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НАТИВИЗМ
от лат. nativus - врожденный) - учение, утверждающее врожденность идей или способностей к определенным идеям (см. Врожденные идеи). Гельмгольц употреблял выражения "нативизм" и "эмпиризм" в психологии для того, чтобы отличить теорию местных знаков от тех теорий, согласно которым ощущения пространства являются продуктом опыта.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НАТИВИЗМ
(Nativismus; от лат. nativus — «врожденный») — учение, утверждающее врожденность идей или способностей к определенным идеям (см. Врожденные идеи). Гельмгольц употреблял выражения «нативизм» и «эмпиризм» в психологии для того, чтобы отличить теорию местных знаков от тех теорий, согласно которым ощущения пространства являются продуктом опыта. В этнологии нативизм — это учение о подчеркнуто враждебном отношении к угнетателям с упором на защиту «своих» народных ценностей и стремление к собственному освобождению.
Н. V. Helmholtz. Hb. physiolog. Optik, 1867; W. E. Mühlmann. Rassen, Ethnien, Kulturen, 1964.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

НАТИВИЗМ
психологическая теория, по которой представление о протяженности дано непосредственно вместе с ощущением, а не получено из опыта или умственной работы. Вышедший из теории Канта нативизм развивался Штумпфом, Панумом, Герингом, Мюллером, Джеймсом. Согласно нативизму, наши ощущения по природе своей будут более или менее «объемными». Зато другие философы, такие как Беркли, Вундт, Гельмгольц, признавая, что все наши представления самопроизвольно предполагают протяженность, тем не менее выводят восприятие глубины из работы по сравнению и адаптации, где ручное манипулирование объектами играет значительную роль. Вообще нативизм — разновидность «теории врожденных идей», противостоящей эмпиризму.
 

Источник: Философский словарь

Нативизм
(лат. nativus – врожденный, прирожденный) – в теории познания – доктрина, согласно которой некоторая часть человеческого знания имеет характер врожденный, априорный (т. е. доопытный). Нативизм, который называется еще генетическим рационализмом, или теорией врожденных идей, считает, что человек рождается уже с определенным знанием, в его разуме содержатся готовые категории и понятия, которые появились там независимо от опыта и каких-либо внешних причин (воспитания и обучения). Первым творцом нативизма был Платон. Нативизм у Платона определяется как предэкзистенциальное знание: разумная душа припоминает то, что она видела в мире эйдосов. В философии Нового времени идеи нативизма развивались Р. Декартом, Г. Лейбницем, И. Кантом. Нативизм в философии противопоставляется генетическому эмпиризму (см. Эмпиризм генетический).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

НАТИВИЗМ
от лат. nativus – врожденный). Этим термином Гельмгольц обозначил учение о прирожденности пространств видения. Согласно Н., система психофизиологич. актов, дающих осн. пространств. параметры образа, готова с момента рождения, а не приобретается посредством опыта. Концепция Н. восходит к И. Мюллеру, к-рый под влиянием априористской схемы Канта утверждал, что сетчатая оболочка глаза непосредственно ощущает себя пространственно. Геринг, Штумпф и др. последующие представители Н. наделяли сенсорные аппараты прирожд. чувством различных пространств. измерений, к-рое дано изначально и лишь совершенствуется под воздействием опыта, упражнения. Н. противостоял генетизм (или эмпиризм) – концепция пространств. образа как продукта развития, опыта. Спенсер пытался примирить оба направления с позиций эволюц. теории: то, что является прирожденным для индивида, сформировано опытом в процессе филогенеза. Спор Н. и генетизма к концу 19 в. потерял актуальность. Среди сторонников и противников Н. были как идеалисты, так и материалисты. Иногда термином Н. обозначают любое представление о прирожденности к.-л. психич. качеств. Лит.: Гельмгольц Г., Факты в восприятии [пер. с нем. ], СПБ, [1880 ]; Сеченов И. М., Герман ф.-Гельмгольц как физиолог, Избр. произв., т. 1, [М. ], 1952; Ярошевский М. Г., Проблема детерминизма в психофизиологии XIX в., Душанбе, 1961; Hеlmhоltz ?., ?ber das Sehen des Menschen, Lpz., 1855; Stumpf K., ?ber den psychologischen Ursprung der Raumvorstellung, Lpz., 1873; Boring E., Sensation and perception in the history of experimental psychology, ?. ?.–L., [1942 ]; его же, A history of experimental psychology, 2 ed., ?. ?., [1950 ]. M. Ярошевский. Душанбе.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.