НАСИР ХОСРОВ
НАСИР ХОСРОВ
Носир Хисрав) (р. 1004 – ум. ок. 1088 или между 1072 и 1077) – таджико-перс. философ, поэт и обществ. деятель. Как приверженец исмаилизма, подвергался гонениям со стороны феод. правителей и мусульм. духовенства. Философия Н. X. носила в основном идеалистич. характер. Утверждая, что "...мир телесен и разнообразен и движется в пространстве", он идеалистически заключал, что "все субстанциональное, все существующее есть творение творца", и считал, что движение есть порождение формы, "а не материи". Окружающий мир, по Н. X., познаваем; внешнее познается при помощи органов чувств, а внутреннее – при помощи разума. Его теория познания в своей основе рационалистична: "Наука – это познание вещей такими, какими те вещи являются, а познавателем вещей, как они есть, является разум". Он подчеркивал и бесконечность процесса познания: "Невозможно, чтобы человек стал таким, что ему не останется что познавать". Известное влияние на философию Н. X. оказали Фараби и Ибн Сина. Соч.: Зад ал-мусафирин, Берлин, 1341 л. г. х. (1923); Джамиал-хекм?т?йн, Тегеран–Париж, 1953; В?дж-е-дин, Берлин, 1343 л. г. х. (1924); Диван, Тегеран, 1307 с. г. х. (1928); в рус. пер. – Избранное, [Душанбе ], 1949; Сафар-Намэ. Книга путешествия, пер. Е. Э. Бертельса, [М.–Л. ], 1933. Лит.: Богоутдинов А. М., Очерки по истории таджикской философии, [Душанбе ], 1961; Бертельс А. Е., Насиир-и Хосров и исмаилизм, М., 1959; Ашуров Г., Филос. трактат Н. X. "Зод ал-мусофирин", "Изв. отд. обществ. наук АН Тадж. ССР", 1960, No 2 (23); его же, Решение осн. вопроса философии Н. X., там же, 1963, No 2 (33); ?vanоw W., Nasiri Khusraw and ismailism, Bombay, 1948. Г. Ашуров. Душанбе.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.