НАРОДНОЕ ИСКУССТВО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
синтетическое по характеру искусство, изначально связанное с трудовой деятельностью человека.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
специфический вид духовно-практического освоения мира, развивающийся как художественное творчество народных масс и связанный с их трудовой деятельностью.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
синтетическое по характеру иск-во, изначально связанное с трудовой деятельностью человека и представляющее одновременно материальную и духовную культуру. Н. и. восходит к синкретизму первобытной культуры, сохраняет в своей основе мифо-поэтическое чувство мира. Развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиции; носит преимущественно эпический характер (Эпос), к-рый определяется и самим типом творчества, коллективным методом работы над образом, основанном на подробности, повторе и вариации. Образная структура Н. и сохраняет изначальный образ, входящий в синтезе с его вариациями и новыми элементами в единую худож. целостность произв. Синтез заложен в самой образности Н. и.. в принципах формообразования, где определяющими являются родовая сущность и функция. Синтетичность проявляется также в соединении в одном произв. пластического, живописного, графического, архитектонического начал. На основе синтеза в Н. и. формируется образ-тип, определяются образные системы, возникают ансамбли, складывается эстетический критерий. Буржуазная наука не изучает народное творчество как особый род иск-ва, т. е. в аспекте его худож. специфики и изобразительно-выразительных средств. Рассматриваемое исключительно в свете концепций фрейдизма, этнопсихологизма, структурализма, оно определяется как творчество «безличное», «бессознательное» и толь- • ко как продукт городской культуры, опускающийся якобы в крестьянские массы, хотя оно во все эпохи питало городское иск-во. Так, канадский социолог М. Маклюэн усматривает в народном творчестве разновидность «коллективного сна». Иногда народное творчество трактуется на Западе настолько расширительно, что к нему причисляется даже реклама. Советские эстетика и искусствознание утверждают содержательный подход к изучению Н. и. Оно рассматривается как живой феномен худож. культуры, как особый тип худож. творчества, взаимодействующий с др. типом — индивидуализированным творчеством. Если раньше не выделялась специфика Н. и. как самостоятельного явления культуры и оно приравнивалось или к художественной промышленности, или к самодеятельному творчеству, то в настоящее время оно получило самостоятельный, родовой статус, что открывает новые перспективы не только в его изучении, но и в решении проблем худож. практики. На совр. этапе Н. и. имеет четыре формы бытования и развития. Первая форма — Н. и., не вычлененное из своей этнографической среды, связанное с породившим его национальным, социальным укладом жизни. Это Н. и. отдаленных районов СССР, замкнутых в силу особых географических условий. Отвечая эстетическим запросам, Н. и. обслуживает и практические нужды населения (кошмы, гончарная посуда и пр.). Представленное этой формой Н. и. живет как элемент национального сознания людей. Вторая форма — творчество единичных мастеров, основанное на коллективном опыте, сохраняющее и развивающее худож. традицию. Осн. его стимулом является потребность в самом творчестве. В каждой советской республике есть свои мастера — резчики, гончары, мастера ткачества, вышивки. Третья форма — худож. промысел (Промыслы художественные), вырастающий стихийно на почве местной культурной традиции, поддерживаемый спросом извне. Четвертая форма — худож. промысел на базе мастерских с необходимым оборудованием. Существуя в указанных четырех формах, Н. и. сохраняет общую творческую структуру развития, ориентированного на канонические системы, на традицию, живущую в устно-зрительной передаче. Оно отражает культурно-психологические структуры, связанные с этническим самосознанием, базируется на культуре мастерства, на коллективном опыте.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
103.56 кб

Народное искусство

Кузнецова Л. А.
Статья раскрывает историю исследования народного декоративного искусства, его роль в развитии и формировании художественных, эстетических наклонностей студентов.
Читать PDF
425.06 кб

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА

Синицына Л.В.
В статье анализируется понятие «народное искусство» и определяются его свойства.
Читать PDF
514.34 кб

Экологические основания народного искусства

Абакарова Р. М., Гаджинаев Г. М.
В статье определяются эстетические основания отражения природного в народной культуре. На примере строительства и внутреннего убранства жилища народов Дагестана показана связь микрокоcма и макрокосма в сознании народа.
Читать PDF
1.42 мб

СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА АЛТАЯ

Гончарик Нина Прокопьевна
В статье рассматриваются материалы первых музейных экспедиций по районам Алтайского края, проходивших под руководством искусствоведа Л.И. Снитко в 1968-1972 гг.
Читать PDF
429.56 кб

К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ

Синицына Л.В.
В статье рассматривается процесс формирования интереса у русской интеллигенции к народному искусству в XIX первой половине XX века и основные этапы его изучения.
Читать PDF
98.69 кб

Русская культура и принцип народности искусства

Маслин М.А.
Читать PDF
569.97 кб

Народное искусство как предмет эстетической теории

Кузнецова Т.В.
В данной статье рассматривается соотношение эстетической теории и того, как в этой парадигме обнаруживает себя народное искусство.
Читать PDF
1.22 мб

Проблемы преемственности в народном искусстве Сибири

Маточкин Евгений Палладиевич
В статье рассматривается ситуация с народным искусством Сибири ХХ века. Обсуждаются концепции его отмирания и перехода в русло профессионального творчества.
Читать PDF
405.77 кб

Проблемы преемственности в народном искусстве Сибири

Маточкин Евгений Палладиевич
В статье рассматривается ситуация с народным искусством Сибири ХХ века. Обсуждаются концепции его отмирания и перехода в русло профессионального творчества.
Читать PDF
3.09 мб

Народное искусство Якутии - традиции и современность

Татьяна Петровна Тишина
Читать PDF
2.48 мб

Народное искусство мадхубани и малая традиция индуизма

Воздиган Ксения Михайловна
Настоящая статья рассматривает мадхубани народное искусство региона Митхила в Северо-Восточной Индии в контексте представлений об «уровнях» традиции в индуизме.
Читать PDF
258.82 кб

Традиции в народном искусстве как диалектическое явление

Бочковская Вера Игоревна
Выявлено взаимодействие понятий «традиционная культура» и «профессиональное искусство», обосновано, что среди теоретиков народного искусства до сих пор нет единого мнения о соотношении народного и профессионального искусства.
Читать PDF
228.07 кб

Мечеть Цисдаракиса музей греческого народного искусства:

Александри Элени , Цанавара Антония , Цилага Лина
Уникальный памятник турецкой архитектуры в современных Афинах Мечеть Цисдаракиса одна из немногих оставшихся в Афинах построек эпохи Оттоманского господства, имеющая историческую, архитектурную и эстетическую ценность.
Читать PDF
153.64 кб

Краски народного искусства в произведениях Б.М.Кустодиева

Леднев В. А.
Статья посвящена изучению творчества Б. М. Кустодиева.
Читать PDF
164.20 кб

Генезис древнеалтайских традиций в народном искусстве татар

Валеева-сулейманова Г. Ф.
Статья посвящена раскрытию истоков художественных традиций в народном искусстве татар, восходящих к древнеалтайской культуре, представленной находками Пазырыкских курганов (6-3 вв. до н.э.).

Похожие термины:

  • НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА

    эстетическая категория, выражающая и обобщающая совокупность многообразных взаимоотношений между искусством и народом, проявляющихся прежде всего в том, что подлинное искусство прямо или косве