НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Народная (фольклорная) культура
культура, которая базируется на художественных традиционных образах, архетипах.  

Источник: Словарь по культурологии

Народная культура
культура, создаваемая анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Любительская по происхождению, коллективная. Состоит из двух видов – популярной и фольклорной. Популярная описывает сегодняшний быт, нравы, песни, танцы и т.д. народа, а фольклорная ее прошлое – жанры фольклора мифы, легенды, сказания, эпос, сказки. Сегодня существуют как культурное наследие.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
в широком смысле совокупность результатов практической и духовной деятельности, ставших достоянием всех людей данной эпохи. В этом смысле Н. к. — это культура исторически изменяющейся общности людей — народа, активно участвующего в развитии того или иного типа общества. В более узком значении под Н. к. понимается коллективное творчество народных масс, бытующее в мифопоэтических, фольклорных, публичных, игровых, театральных, а также в художественных формах. Вместе с тем содержание категории Н. к. зависит от изменения в истории человеческого общества самого понятия «народ», а в эпоху феодализма и капитализма Н. к. чаще всего означает культуру социальных низов, отличающуюся от культуры господствующих классов и сословий, что соответствует понятию «низовая культура». Наконец, Н. к. — это культура, созданная для абсолютного большинства населения, когда культурное наследие и современные выдающиеся произведения и явления культуры подвергаются определенной адаптации, массовому тиражированию и распространению. Крупный вклад в развитие теории и исторического содержания Н. к. на примере средневековья и Возрождения был сделан М.М. Бахтиным (1895—1975), который рассмотрел народные, в частности, обрядово-смеховые и праздничные формы культуры в их оппозиции официальным, государственным, сословным и церковным ее формам. В результате Н. к. рассмотрена как особый неофициальный «аспект мира, человека и человеческих отношений», в ней можно видеть «второй мир и вторую жизнь, которым все средневековые люди были в большей или меньшей степени причастны». В современной отечественной науке сложилась традиция рассматривать Н. к. как присущий человеку «образ мира», «способ его мировосприятия, склад его ума, коллективные психологические установки» (А.Я. Гуревич). В то же время следует отметить, что применительно к современному обществу употребление термина Н. к. отличается неопределенностью, иногда пересекаясь с обыденным употреблением понятия «массовая культура». Наряду с этим под Н. к. понимаются те ее формы, которые обслуживают повседневные нужды и эстетические запросы основной массы населения, что выражается, в частности, в поддержании традиционного искусства гончарного и кузнечного производства, ткачества, вышивки, резьбы и т.п. В связи с этим понятие Н. к. чаще всего означает совокупность художественных произведений, являющихся результатом национального коллективного творчества, а также объединяет бытующие среди населения различные обрядовые, праздничные формы культуры. В то же время одним из базовых явлений Н. к. остаются язык и устная речь, а ориентация на традиции, устоявшиеся обычаи, идеалы и нравственные нормы делает Н. к. одним из важнейших факторов стабильного и устойчивого существования общества.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Народная (фольклорная) культура
культура, которая базируется на художественных традиционных образах, архетипах. ............ ? собирательное понятие, не имеющее четко опр. границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Формирование и функционирование феномена Н.к. в этнич. сооб-ве или социальных группах и общностях разного типа связано с осознанием их принадлежности к народу. Самоидентификация с народом, нар. традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творч. практики — проявления Н.к. В наше время ее общая особенность — внепрофессиональный статус в сфере совр. многослойной культуры, неспециализированный характер культурной деятельности, что, впрочем, не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания, в основе чего лежит свободное владение традицией. Традиционность — важное качество Н.к. во все периоды, определяющее как ее ценностно-нормативное и смысловое содержание, так и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы. Н.к. в истор. прошлом в значит. мере совпадает с этнической, затем обретает выраженный социальный, национальный компонент, смыкается с субкультурными образованиями и даже элементами идеологии (напр., в советское время). Традиционная Н.к. определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, освоение окружающего пространства, тип одежды, питания, отношения с природой, миром, предания, верования, поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символич. выражение традиции, — все эти проявления Н.к. изучаются широким кругом гуманитарных дисциплин: этнологией, культурной антропологией, фольклористикой, этнолингвистикой, искусствоведением, историей культуры. Задача культуролога заключается в вычленении нек-рого инвариантного содержания, пронизывающего все указанные компоненты традиц. культур и имеющего в значит. мере надэтнич. характер. Это, в частности, такие идеи — ценности — смыслы, как представления о природе, космосе, месте человека в мире, религиозно-мифол. понятия об отношениях человека со сверхъестественными, высшими силами, представления об идеалах мудрости, силе героизма, красоты, добра, о формах “правильного” и “неправильного” социального поведения и устроения жизни, о служении людям, родине и др. Конкр. формы традиц. культур, как и социальные механизмы их трансмиссии, носят исторически преходящий характер. Целостная система нормативно-ценностного жизнеобеспечения народа распадается на фрагменты, к-рые со временем теряют функционально-смысловое наполнение. Вместе с тем, общие идеи и предельные ценности Н.к. остаются актуальными и переходят в область профессиональной деятельности специалистов разного профиля. Однако затем они могут снова вернуться в массовое сознание и в видоизмененном виде опять стать частью Н.к. Так в значит. мере происходит в наст. время, когда в России, как и в других странах, активизировался интерес к традиционным культурам, включая их ранние формы. Ориентация на Постмодернизм в культуре и постиндустриальные формы цивилизации связана с переосмыслением обширных пластов истории и опр. движением в сторону консерватизма и традиционализма, что отмечается нек-рыми учеными. Вторая (по нек-рым определениям, вторичная) жизнь народных традиций, социальное проигрывание разных моделей включения культурных Архетипов прошлого в совр. жизнь определяют актуальность разработки целостного культурологич. подхода к кругу явлений, объектов, процессов, связанных с Н.к. Лит.: Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. Л., 1986; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990; Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994; Традиционная народная культура: Сб. информ.-аналит. материалов. М., 1995. Н.Г. Михайлова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии