Народ

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НАРОД
исторически изменяющаяся общность людей, характеризующаяся общей исторической судьбой и общей идеей, способная по своему объективному положению решать основные проблемы данного конкретного общества.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

НАРОД
связанная одинаковым происхождением и языком культурная общность людей; все население страны, государства; совокупное единство населения страны, с необходимостью складывающееся для решения общих задач развития,

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Народ
совокупность социальных групп, классов, партий, общественных объединений, которые своей деятельностью, борьбой, способствуют поступательному движению общества. Как следует из данного определения, понятие Н. нельзя отождествлять с населением страны, толпой или массой. Н. – это социально активная, деятельная, мыслящая часть населения.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Народ
все население определенной страны; иногда считают это понятие тождественным понятию народонаселение страны. Понятие «народ» шире, чем понятия «нация», «народность», «этнос», так как характеризует полиэтническое население в некоторых странах. Характерными чертами народа являются общность образа жизни, территории, происхождение и язык.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Народ

/D/ VoIk; /Е/ People; /F/ People; /Esp./ РuеЫo
Исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть народонаселения, которая по своему объективному положению способна участвовать в решении задач прогрессивного развития общества: в материальном производстве, науке, культуре, политике, нравственности, социальных движениях и т. д.

Источник: Философия, практическое руководство

Народ
1) население определенной страны; 2) историческая общность людей. При этом следует еще различать два основных значения понятия “народ” в научной литературе: 1) в политическом смысле понятие “народ” выступает как синоним понятия “нация” и означает совокупность граждан одного государства; 2) в культурно-этническом смысле под народом обычно понимают сообщество людей, в основе которого лежит общность их языка, культуры, происхождения и исторического опыта.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

НАРОД
в обыденном сознании все население страны, государства (в этом случае понятие «народ» совпадает по содержанию с понятием «народонаселение»), в научном смысле содержание понятия «народ» исторически менялось. При всех различиях в подходах к определению понятия «народ» его социологическое содержание отражает дифференциацию общества на этносы,слои, группы, классы и т. д. С точки зрения этого критерия народом можно считать совокупное единство населения страны.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Народ
1) все население определенной страны; 2) народные массы, включающие на конкретных этапах истории те классы и слои, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества; 3) различные формы исторических общностей (племя, народность, нация); 4) совокупность элит той или иной страны, сформировавшихся и обнаруживаемых во всех существенных социально-значимых отношениях. Облагораживающее действие искусства на человека иногда подчеркивают афоризмом: в театр идет толпа, а выходит из театра народ.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

НАРОД
(Volk) — связанная одинаковым происхождением и языком культурная общность людей, являющаяся подлинным и единственным носителем объективного духа (см. Дух). Философия —
10 Философский словарь прежде всего в лице своих крупнейших представителей — связана с народом не только через язык, ее содержание и форма также несут на себе отчетливый отпечаток особенностей народа, которому эта философия принадлежит. Она строится на основе типического восприятия жизни и общности (одинаковости) бытия, воспроизводя в мыслительной форме характерные для данного народа основные темы; ср. Фолькскунде.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

НАРОД
в обычном смысле – население какого-либо государства, страны. В строго научном смысле – исторически меняющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те группы населения, которые способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в тот или иной исторический период. Термин употребляется и для обозначения этнической и культурной общности людей (племени, народности, нации). Понятие и социальное образование – народ – следует отличать от понятия – охлос, означающее толпу, массу, идеологически одурманенное, невежественное и не обладающее самосознанием сообщество.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Народ
1. Население определенной страны. 2. Синоним нации (русский народ, народы нашей страны). 3. В марксизме Н. – наиболее активная часть тех классов общества, которые противостоят эксплуататорам; «главная производительная сила общества» и «движущая сила истории». 4. В философии развивающейся гармонии Н. – реализаторы – созидатели, ориентированные в своей деятельности на поступок, «простые люди».
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 217-220,224; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 156-157, 159-160, 163

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

НАРОД
все население страны, государства (народонаселение). При всех различиях в подходах к определению понятия «народ» его социологическое содержание отражает дифференциацию общества на слои, группы, классы и т.д. К народу относятся трудящиеся массы как главная производительная сила общества. Однако понятие «народ» не сводится всегда лишь к понятию «трудящиеся». На определенных исторических ступенях народ включает в себя и другие слои населения с различными интересами. Критерием, позволяющим выделить из населения ту часть, которая составляет народ, являются объективно-исторические задачи прогрессивного развития данной страны. С точки зрения этого критерия народом можно считать совокупное единство населения страны, с необходимостью складывающееся для решения задач прогресса.

Источник: Тематический философский словарь

НАРОД
Слово «народ» имеет два значения. В одном «народ» — все граждане данной страны; другое включает лишь тех людей, которые ничем в обществе не отличились, т.е. противоположны элите. Согласно распространенному заблуждению, народ особенно мудр, добродетелен и культурен, а его представители — люди более знающие, чем ученые, более благородные, чем элита, более культурные, чем художники и поэты. Конечно, бывает, что представитель народа и в самом деле мудр, благороден и культурен; часто можно встретить в народе проявления высокой нравственности. Но как правило, все это далеко не так: народ, в противоположность элите, является совокупностью людей ограниченных, не отличающихся благородством и невежественных. С этой точки зрения вера в превосходство народа над элитой — воистину поразительная нелепость. И если люди разделяют этот предрассудок, то, наверное, имеют в виду какую-то неподлинную элиту; кроме того, народу льстят, ведь он значительно многочисленнее элиты. Этим особенно любят заниматься политики. Но на самом деле это — вредное заблуждение.
См.: равенство, элита.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

Народ
Совокупность подданных одного суверена или граждане одного государства. В республике, следовательно, и сам народ суверен. Говорят, что народ – всего лишь абстрактное понятие, а существуют лишь индивидуумы. Несомненно. Однако в рамках общественного договора или всеобщего голосования эта абстракция обретает черты реальности, придавая народу, как отмечал еще Гоббс, единство одного лица – пусть искусственное, зато вполне действенное. Именно этим народ отличается от многолюдной массы: «Народ есть нечто единое, он обладает единой волей, ему может быть предписано единое действие. Ничего подобного нельзя сказать о массе» (Гоббс, «О гражданине», глава XII, 8; см. также глава VI, 1). Остается выяснить – и этим вопросом задавался Руссо, – что же делает народ народом. Ответ на этот вопрос звучит так: общественный договор, иначе говоря, единство общей воли, способной осуществлять власть. Народ становится народом только в силу своего суверенитета, осуществляя и защищая его. Отсюда следует, что народ обретает свою подлинную сущность только в условиях демократии и благодаря демократии. Деспоты царят лишь над массой.

Источник: Философский словарь.

НАРОД
Раскол стимулирует понимание Н. через абсолютизацию первого из полюсов в дуальных оппозициях: Н. - власть, а также: Н. - интеллигенция.
При этом вторые полюса выводятся за рамки Н. и расцениваются как внешние, возможно враждебные силы. Н. сводится к низшим слоям, к простонародью. Н. выступает как субъект самосознания общества в целом.
Однако его рост - длительный процесс, который в своих высших формах сначала кристаллизируется в духовной и правящих элитах, интеллигенции, что стимулирует развитие самосознания в Н. (См. : Двуединый характер социокультурного развития, Точка роста и развития).
Н. в сознании части интеллигенции выступает как тотем, партиципация к которому - жизненно важная задача интеллигенции. Тем самым интеллигенция отказывается от своей критической функции по отношению к народу, от критики истории, т. е. от критики Н. как объекта истории, от стимулирования через диалог массовой рефлексии. Это народничество в его разнообразных формах заводит в тупик, так как Н., лишенный самокритики, отлученный от диалога с высшими уровнями культуры, не обладая достаточным уровнем рефлексии, не в состоянии принимать эффективные решения в сложных социокультурных условиях, склонен следовать инерции истории.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

НАРОД
в обычном понимании — это все население, все жители того или иного государства, страны; в историческом материализме это та часть населения, к-рая в данный исторический период заинтересована в поступательном развитии общества, играет решающую роль в установлении нового, более прогрессивного строя. Н. состоит из различных социальных групп, классов, занимающих неодинаковое положение в обществе. Какие классы, слои населения составляют Н., как меняется его состав в ходе исторического развития, какова его роль в истории, раскрывает мар систская теория. До возникновения антагонистических классов к Н. относилось все население данной страны, территории. В антагонистических обществах Н.— прежде всего трудящиеся массы, создатели материальных благ. В определенные периоды в него входят и эксплуататорские классы, стремящиеся к прогрессивным общественным изменениям. К Н. принадлежит, напр., буржуазия, борющаяся против феодализма в эпоху ранних буржуазных революций, буржуазия угнетенных и зависимых стран, участвующая в освободительной борьбе против империализма и колониализма на Современном этапе, и т. д. Таким образом, хотя понятие «Н.» объединяет различные классы, имеющие и противоположные интересы, противоречия между ними отступают на второй план по сравнению с более насущными задачами борьбы против реакционных общественных сил. Важную роль в марксизме играет понятие «революционный Н.». Это общественные силы, непосредственно участвующие в революции, в отличие от тех классов и слоев, к-рые по своему положению заинтересованы в прогрессивных преобразованиях, но не способны к активной политической борьбе. В социалистическом обществе, где нет эксплуататорских классов, все классы и общественные группы составляют Н. Активная созидательная деятельность широких народных масс служит необходимой предпосылкой построения коммунистического общества (Роль народных масс и личности в истории),

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

НАРОД
это понятие широко и многозначно используется в социально-философской и политической литературе, в государственно-правовых документах, конституциях, в международных декларациях. Нередко это понятие отождествляется со всем населением страны (русский, американский, китайский народ), с нацией, этносом, простыми людьми, трудящимися, толпой или массой. В соответствии с этим даются ратные его толкования, используются разные подходы. Иногда в нем видят только духовное, социально-психологическое явление. Это проявляется в его характеристике как общей веры, единой национальной идеи, общей исторической судьбы, перспективы, единой исторической памяти. Следуя такому, весьма распространенному среди русских философов и народников, толкованию народа, Н. А. Бердяев, например, определял его как организм, обладающий характером, дисциплиной сознания и воли и знающий, чего он хочет. У Гегеля каждый исторический народ - это носитель ступени развития мирового духа, который, если берется без своего монарха, предводителя, не знает, чего он хочет, является бессознательным орудием духа. По Ницше, народ - бесформенный материал, из которого герои также творят историю, как резчики по камню создают из последнего нечто нужное. Марксисты предлагают толковать «народ» как особую социально-философскую категорию, имеющую свое специфическое содержание и выражающую совокупность социальных групп, слоев, классов, партий, общественных объединений, отдельных людей, которые в силу характера своей деятельности, объективного места в социальной системе заинтересованы и способствуют поступательному движению общества. Это толкование предполагает конкретный подход к понятию народа, изменение его состава вместе с изменением общества, характеризует народ одновременно как объективный фактор и субъект истории. Данное понимание народа тесно связывается с его определением как важнейшей силы истории, оказывающей решающее воздействие на развитие материального производства, политической и духовно-культурной жизни общества. Роль народа как решающего фактора истории отмечается и обосновывается не только марксистами, но и представителями многих других течений общественной мысли.

Источник: Краткий философский словарь 2004

НАРОД
в обычном смысле — население государства, страны; в строго научном смысле это исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, к-рые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в данный период. Содержание понятия “Н.” как социологической категории отражает изменение социальной структуры об-ва; для первобытнообщинного строя различие терминов “население” и “Н.” не имело существенного значения, в антагонистических же формациях это различие весьма важно, ибо здесь имеет место раскол между господствующими эксплуататорскими группами населения и широкими народными массами. В социалистическом об-ве понятие “Н.” вновь охватывает все население, все его социальные группы, за исключением сил, препятствующих поступательному развитию. Важнейший критерий для признания определенных групп населения частью Н.— это их объективно обусловленная заинтересованность и способность участвовать в разрешении задач прогресса. В ходе общественного развития, по мере осуществления тех или иных революционных преобразований изменяются сами объективные задачи, меняется само содержание прогресса, а потому неизбежно изменяется и социальный состав тех слоев, к-рые на данном этапе составляют Н. Н., включая в себя в качестве своих гл. элементов непосредственных производителей — трудящихся, неэксплуататорские группы населения, тем не менее не может быть всегда сведен к этим классам и слоям. Это особенно важно учитывать в совр. условиях, когда развертываются широкие народные движения против милитаризма, за мир, демократию и социализм. Марксизм впервые установил, что Н., народные массы — решающая сила истории: как раз они создают все материальные и значительную часть духовных благ, обеспечивая этим решающие условия существования об-ва; они развивают производство, что ведет к изменению и развитию всей социальной жизни; они совершают революции, благодаря чему имеет место общественный прогресс. Роль народных масс как гл. субъекта, движущей силы социально-преобразующей деятельности возрастает с увеличением глубины и масштабов социальных преобразовании. Успешное развитие социализма возможно лишь тогда, когда трудящиеся массы на деле станут управлять делами государства и об-ва. В процессе перестройки создаются реальные предпосылки решения этой исторической задачи.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Народ
в обычном смысле — население государства, страны; в строго научном смысле — это исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, к-рые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного, революционного развития данной страны в данный период. «Употребляя слово: «народ», — указывал В. И. Ленин, — Маркс не затушевывал этим словом различия классов, а объединял определенные элементы, способные довести до конца революцию» (т. 9, с. 112). Содержание понятия «Н.» как социологической категории отражает изменение социальной структуры об-ва: для первобытнообщинного строя различие терминов «население» и «Н.» не имело существенного значения, в антагонистических же формациях это различие весьма важно, ибо происходит все более углубляющийся раскол между господствующими антинародными, эксплуататорскими группами населения и широкими народными массами. Лишь с ликвидацией эксплуатации человека человеком, в социалистическом об-ве, понятие «Н.» вновь охватывает все население, все его социальные группы. Важнейший критерий для признания определенных групп населения частью Н. ~ это их объективно обусловленная заинтересованность и способность участвовать в разрешении задач прогресса. В ходе общественного развития, по мере осуществления тех или иных революционных преобразований изменяются сами объективные задачи, меняется само содержание революции, а потому неизбежно изменяется и социальный состав тех слоев, к-рые на данном этапе составляют Н. В своих произв. Ленин внимательно прослеживал это изменение Н. в ходе общественного развития. Так, когда в начале 20 в. перед Россией встали задачи свержения самодержавия, Ленин писал: «Сколько-нибудь сознательный рабочий прекрасно знает, что народ, борющийся с самодержавием, состоит из буржуазии и пролетариата» (т. 8, с. 469). Позже, когда перед Россией встали уже социалистические задачи, Ленин подчеркивал, что во всенародной борьбе за социализм, против буржуазии участвует Н., к-рый на данном этапе составляли лишь рабочие и беднейшее крестьянство. Следовательно, Н., включая в себя в качестве своего главного содержания непосредственных производителей —- трудящихся, неэксплуататорские группы населения, — тем не менее не может быть всегда сведен к этим классам и слоям. Это особенно важно учитывать в совр. условиях, когда развертываются широкие народные движения против империализма, за мир, демократию и социализм. Марксизм -впервые установил, что Н., народные массы — решающая сила истории: как раз они создают все материальные и значительную часть духовных благ, обеспечивая этим решающие условия существования об-ва; они развивают производство, что ведет к изменению и развитию всей социальной жизни; они совершают революции, благодаря чему имеет место общественный прогресс. Т. обр., именно Н. является истинным творцом истории.

Источник: Философский словарь. 1963

НАРОД
1) население определенной страны; 2) историческая общность людей. Слово «народ» употребляется в научной литературе в двух основных значениях — в политическом и в культурно-этническом. Взятый в первом значении термин является синонимом понятия «нация». Не случайно в современных политико-правовых и доктринальных документах выражения «народный суверенитет» и «право народов на самоопределение» синонимичны «национальному суверенитету» и «праву наций на самоопределение». Под «народом» в этом случае разумеется совокупность граждан определенного государства. В этом смысле термин можно встретить в политологии и в др. социальных науках. Во втором значении понятие «народ» используется в этнологии (этнографии) и сходных с ней дисциплинах (культурная антропология, историческая антропология и др.) и означает сообщество, в основе которого лежит общность происхождения, языка, культуры, исторического опыта и т. д.
Неразличение указанных двух значений термина — политического (народ как «демос») и этнического (народ как «этнос») — влечет за собой терминологическую путаницу. В методологический тупик заводят и попытки некоторых авторов установить категориальную иерархию, опирающуюся на объективные критерии, которые позволили бы непротиворечивым образом отличать друг от друга различные «типы» и «формы» исторической общности — напр., отличать «народы» от «народностей» и «национальных групп», «этносы в широком смысле слова» от «этносов в узком смысле слова» (Ю. В. Бромлей). Во избежание терминологической неясности современная этнология отказалась от многозначного термина «народ», приняв за операциональные такие понятия, как «этническая группа», «этния» (в российской исследовательской традиции используется также термин «этнос»).
Большинство исследователей согласны, что принадлежность тому или иному народу («этническая идентичность» или «этничность») определяется не биологическими («кровь», «генотип», «наследственная передача информации», «расширенный фенотип»), а социально-культурными факторами (общее для определенной группы прошлое, общие культурные навыки, разделяемые ценности, транслируемые от поколения к поколению традиции, конфессиональная общность и т. д.). Вместе с тем в литературе встречается и натуралистическая трактовка феномена этничности (Л. Н. Гумилев, П. Ван ден Берге).
Лит.: Брошей Ю. В. Очерки теории этноса. Л., 1983; Соколовский С. Парадигмы этнологического знания.— «Этнографическое обозрение», 1994,№2; Тишков В. А. О феномене этничности. —Там же, 1997, № 3; Barth F. Introduction.— Ethnic Groups and Boundaries. The Social rganisation of Culture Difference, ed. by F. Barth. Bergen—Oslo—L., 1969; Eriksen T. Н. Ethnicity and Nationalism. Anthropological Respective. L., 1993; Tishkov V. Ethnicity, Nationalism and Conflict in and after the Soviet Union. The Mind Aflame. L., 1997.
В. С. Ma.wxoe

Источник: Новая философская энциклопедия

НАРОД,
1) в широком смысле слова - все население определ. страны. 2) Термин, употребляемый для обозначения различных форм этнич. общностей (племя, народность, нация). В процессе развития социалистич. общества в СССР сложилась новая историч. общность - советский народ. 3) В историч. материализме Н., народные массы - социальная общность, включающая на различных этапах истории те слои и классы, к-рые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества; творец истории, ведущая сила коренных обществ. преобразований. Н.- подлинный субъект истории; его деятельность создает преемственность в поступат. развитии общества. Место и роль Н. в истории впервые раскрыл марксизм-ленинизм, устранивший один из гл. пороков идеаллстич. социологии, к-рая игнорировала решающую роль Н. в обществ. развитии, приписывая ее выдающимся личностям (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 26, с. 58).
Марксизм-ленинизм исследовал социальное содержание понятия «Н.» и установил, что характер Н., его классовый состав изменяются на разных ступенях истории. Для первобытнообщинного строя, когда не было классового деления общества, термины «население» и «Н.» не различаются. В антагонистич. формациях в состав Н. не входят господствующие эксплуататорские группы, ведущие антинар. реакц. политику. Только с ликвидацией эксплуататорских классов при социализме понятие «Н.» охватывает все социальные группы общества.
Марксизм-ленинизм выясняет объективное различие в положении отд. классов, слоев и групп населения и на основе учета их классовых интересов приходит к выводу о составе Н. На всех ступенях обществ. развития основой Н., его большинством являются трудящиеся массы - гл. производит. сила общества. В классовом обществе Н. может включать в себя слои населения с весьма различными и даже противоположными интересами. К Н. принадлежит, напр., буржуазия, боровшаяся против феодализма в бурж. революциях, буржуазия, участвующая в нац.-освободит. борьбе против империализма и колониализма. «Употребляя слово: „народ" - писал В. И. Ленин - Маркс не затушевывал этим словом различия классов, а объединял определенные элементы, способные довести до конца революцию» (там же, т. И, с. 124).
Марксизм-ленинизм отличает революц. Н., сплоченный идейно и организационно и способный вести борьбу за решение назревших задач обществ. прогресса, от тех масс, к-рые по своему положению заинтересованы в социальных преобразованиях, но не принимают участия в активной политич. борьбе. В политич. пробуждении и организации Н. гл. роль играет его авангард, рабочий класс, возглавляемый партией. Конкретно-историч. подход к Н. дает возможность коммунистич. партиям проводить гибкую политику, учитывающую изменения в позициях различных классов, что позволяет выковывать широкий нар. фронт, объединяющий все прогрессивные элементы населения, способные вести борьбу за мир, нац. независимость, демократию и социализм.
Опора на Н., изучение его опыта, запросов и устремлений - характерная особенность деятельности коммунистич. партии. «...Мы можем управлять - писал В. И. Ленин - только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает» (там же, т. 45, с. 112). Развитие общества подготавливает материальные и духовные предпосылки для все более широкого и активного участия Н. как в разрушении старого, так и в создании нового обществ. строя. Созидат. деятельность и активность Н. является решающим фактором в строительстве социализма и коммунизма.

Источник: Советский философский словарь

НАРОД
н а р о д н ы е м а с с ы) – исторически изменяющаяся общность социальных групп с разной классовой структурой на различных этапах историч. развития, включающая те слои и классы, к-рые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества; прежде всего – трудящиеся, создатели материальных ценностей; творец истории, ведущая сила коренных обществ. преобразований. Н. – подлинный субъект истории; его деятельность создает преемственность в поступат. развитии общества. Место и роль Н. в истории впервые раскрыл марксизм, устранивший один из гл. пороков идеалистич. социологии, к-рая игнорировала решающую роль Н. в обществ. развитии (см. В. И. Ленин, Соч., т. 21, с. 40). В период рабовладельч. строя в учении Платона получило филос. обоснование пренебрежит. отношение господствующих классов к Н. как к "толпе", "враждебной мудрости" (см. Государство, 421 С–432 В; рус. пер., СПБ, 1863). Христ. церковь проповедовала учение о небесной и земной иерархии, освящавшее сословно-феод. порядки. Подчинение трудящихся правителям превозносилось церковью как "высшая добродетель". Для бурж. и мелкобурж. идеологов характерно отождествление интересов и идей представляемых ими классов с интересами и идеями Н. В период революц. борьбы буржуазии против феодализма это имело историч. основание в самих обществ. условиях. "Всегда и везде буржуазия выступала против отживших сословных рамок и других средневековых учреждений во имя всего "народа", классовые противоречия внутри которого были еще не развиты, и она была, как на Западе, так и в России, права, так как критикуемые учреждения стесняли действительно в с е х" (Ленин В. И., Соч., т. 1, с. 401–02). Идеологи нарождавшейся буржуазии выступили против феод. порядков и церкви, подняв знамя разума, просвещения. Дидро, Гельвеций, Гольбах, Ламетри гневно осуждали тиранию и деспотизм. Франц. материалисты, а также Руссо считали, что интересы Н. грубо попраны, что феод. правители лишили его естеств. прав. Идеологи молодой буржуазии провозгласили право Н. на восстание. "Всякий народ, стонущий под игом самовластия, вправе сбросить его" (Гельвеций К. ?., О человеке..., М., 1938, с. 396). Однако франц. материалисты опасались "крайностей" революции, не верили в способность Н. самостоятельно руководить обществ. жизнью. По их мнению, нар. массы должны следовать за просвещенными людьми из образованных классов. По мере развития классовых противоречий, бурж. и мелкобурж. идеологи стремились затушевать противоречивые интересы различных классов. "Демократы допускают,– писал Маркс, – что против них стоит привилегированный класс, но вместе со всеми остальными слоями нации они составляют н а р о д. Они стоят за н а р о д н о е п р а в о; они представляют народные интересы. Поэтому им нет надобности перед предстоящей борьбой исследовать интересы и положение различных классов. Им нет надобности слишком строго взвешивать свои собственные средства. Им стоит ведь только дать сигнал – и н а р о д со всеми своими неисчерпаемыми средствами бросится на у г н е т а т е л е й. Но если на деле оказывается, что их интересы не заинтересовывают, что их сила есть бессилие, то виноваты тут... вредные софисты, раскалывающие е д и н ы й н а р о д на различные враждебные лагери..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 151). С приходом буржуазии к власти и обострением ее борьбы с пролетариатом взгляды бурж. идеологов на Н. приобрели реакц. характер. Они стремятся философски "обосновать" опасность для общества революц. выступлений масс. Гегель, рассматривая историю как развитие "мирового духа", писал о "бесформенной массе", действия к-рой "...были бы лишь стихийны, неразумны, дики и ужасны" (Соч., т. 7, М.–Л;, 1934, с. 328). У Гегеля лишь абсолютная идея, мировой дух активен, выступает как творец всей природы и истории, а масса – пассивный материал, к-рый он преодолевает. Субъективно-идеалистич. теории "героя" и "толпы", развивавшиеся младогегельянцами (см. Гегельянство), позднее народниками (см. Народничество), противопоставляли "исторически бесплодной", "неодухотворенной" массе "критически мыслящих личностей". Англ. историк Карлейль третировал Н. как "нетворческое" начало, заявляя, что "всемирная история... есть...в сущности история великих людей" ("Герои и героическое в истории", СПБ, 1891, с. 1). Известный шаг вперед в понимании роли Н. сделали франц. бурж. историки Тьерри, Гизо, Минье. Они отмечали, что успехи и страдания подданных важнее для истории, чем победы и страдания королей, показали, что материальные интересы ?. определили его активное участие в революции. В работах великих социалистов-утопистов Сен-Симона, Фурье и Оуэна подвергнута критике антигуманистич. сущность капитализма, обрекающего Н., трудящихся на материальное и духовное рабство. Однако эти мыслители рассматривали трудящихся как страдающую массу, помочь к-рой должны просвещенные представители господствующих классов, отвергали путь классовой борьбы. Представители революционно-демократич. крыла утопистов (Мелье, Бабеф и др.) призывали Н. к революции. Но не понимая историч. миссии пролетариата, бабувисты, бланкисты (см. Бланки) видели путь к новому обществу лишь через заговор узкой группы революционеров и диктатуру революц. меньшинства общества. Близко подошли к науч. пониманию Н. и его роли в истории рус. революц. демократы. Чернышевский писал, что причиной обществ. прогресса является "внутреннее стремление массы к улучшению своего материального и нравственного быта" (Полн. собр. соч., т. 7, 1950, с. 477). Для революц. демократов характерно признание нар. масс самостоятельной и ведущей силой в освободит. движении. Рост рабочего движения, образование партий пролетариата углубили страх буржуазии перед Н. В эпоху империализма еще более обнажился антинародный характер бурж. идеологии. Ницше рассматривал Н. как толпу, к-рая должна быть удерживаема в рабстве всеми средствами и "...служит только фундаментом и подмостками, по которым избранная порода существ может взбираться и достигать своих высших задач..." ("По ту сторону добра и зла", М., 1900, с. 258). Франц. социолог Г. Тард заявлял, что Н. – это пассивная толпа, к-рая "гипнотизируется" гением, подражает ему (см. "Законы подражания", СПБ, 1892). В период общего кризиса капитализма широкое распространение получили взгляды Фрейда, к-рый объявил Н. иррациональным началом, подверженным подсознат. влечениям. "Невозможно отказаться от принципа господства меньшинства над массой, так как масса ленива и инертна, не любит отказываться от влечений... Только влияние исключительных личностей, которых масса признала своими вождями, может заставить массу обратиться к полезной работе.... Представляется необходимым, чтобы... люди, имеющие власть, были независимы от массы" (Freud S., Die Zukunft einer Illusion, Lpz., 1928, S. 9–10). Для идеологов реакц. классов характерно изображение H. как опасной разрушит. силы. Так относился к массам идеолог феод. реставрации во Франции де Местр; такой же взгляд характерен и для реакц. бурж. идеологов, напр. для йен. социолога Ортеги-и-Гасета, в работах к-рого Н. выступает как деструктивное начало; его самостоят. выступление на политич. арене ведет якобы к обществ. катаклизмам (J. Ortega у Gasset, La rebeli?n de las masas, [1929 ]). Теории о "неспособности" Н. к самостоят. управлению обществом служат идеологич. прикрытием фашизации политич. жизни капиталистич. стран, подавления демократии. Ненависть и вражду к Н. проповедуют социальные дарвинисты, расисты, мальтузианцы. Во взглядах совр. бурж. социологов и философов на Н. проявляются различные тенденции. Нар. массы провозглашаются "толпой", способной лишь слепо следовать за теми или иными лидерами из господствующих классов, "небольшим числом людей", к-рые знают, что они хотят (см. Dewey J., The public and its problems, Chi., 1946, p. 18). Широкое распространение в совр. бурж. социологии получили реакц. теории "элиты". Игнорируя социально-экономич. основу классового деления общества, идеологи элиты утверждают, что человечество якобы извечно распадается на два класса, две страты – элиту и Н. Таковы теории В. Парето, О. Шпанна, О. Шпенглера, ряда экзистенциалистов. Шпенглер писал, что с развитием техники человечество неизбежно делится на две части: "На одной стороне собирается человеческая масса огромных размеров, которая пасется машинной техникой, для нее работает и для нее живет... А на другой стороне выделяется небольшое количество творческих голов, предпринимателей, организаторов, открывателей, инженеров" ("Der Mensch und die Technik", M?nch., 1932, S. 76–77). К. Ясперс делит людей, исходя из их способностей, на массы и "духовную аристократию" и утверждает, что "историю делает меньшинство", что массы "приходят в движение только благодаря вождям" ("Die geistige Situation der Zeit", В., 1931, S. 177). Дж. Бернхем утверждает, что историч. эволюция идет в направлении создания общества, к-рое будет состоять из "элиты" – касты ученых, администраторов и трудящихся – рабочих-автоматов ("The managerial revolution", N. Y., 1941). Бурж. социологи утверждают, что в Н. "теряется личность". Франц. экзистенциалист Г. Марсель объявляет нар. массы "сниженным уровнем человечества" (см. "Les hommes contre l´humain", P., 1951, p. 13). Нем. социолог К. Башвиц заявляет, что "когда человек действует с другими, его индивидуальный уровень падает" ("Du und die Masse", Leiden, 1915, S. 17). К бурж. теориям примыкают взгляды совр. реформистов и ревизионистов. Л. Блюм и др. правые социалисты повторяли и повторяют антинауч. бурж. теории о том, что власть Н. – это "режим некомпетентности". Однако в совр. эпоху бурж. социологи уже не могут не учитывать небывало возросшей роли Н. Многие из них вынуждены констатировать, что 20 в. является "веком масс" (см. R. Strausz-Hupe, The Zone of indifference, ?. ?., 1952, p. 127). Они пишут не столько о "пассивности" Н., сколько об его "необузданной активности" (см. S. Huddleston, L´esprit des fuies, Brux., 1942, No 86, p. 305–06). Теории бурж. идеологов свидетельствуют о том, что интересы империалистич. буржуазии находятся в антагонистич. противоречии с интересами широких нар. масс, с объективными потребностями обществ. прогресса. Марксизм впервые вскрыл социальное содержание понятия "Н." и установил, что характер Н. изменяется на разных ступенях истории. Для первобытнообщинного строя, когда не было классового деления общества, термины "население" и "Н." не различаются. В антагонистич. формациях в состав Н. не входят господствующие эксплуататорские группы, ведущие антинародную реакц. политику. Только с ликвидацией эксплуататорских классов, при социализме понятие Н. охватывает все социальные группы общества. Марксизм выясняет объективное различие в положении отд. слоев и групп населения, расчленяет его на классы и лишь на основе учета классовых интересов приходит к выводу о наличии нек-рых общих интересов у ряда прогрессивных классов и слоев, составляющих Н. на том или ином этапе развития общества. На всех ступенях обществ. развития ядром, основой Н., его большинством являются трудящиеся массы – главная производит. сила общества. Деятельность трудящихся выступает как решающее условие существования всякого общества. Однако понятие "Н." не тождественно понятию "производители материальных благ"; нельзя также на всех историч. этапах отождествлять понятия "народ" и "трудящиеся, эксплуатируемые классы". На определ. историч. ступенях Н. включал в себя и другие слои населения, в т.ч. и эксплуатировавшие чужой труд. "Сколько-нибудь сознательный рабочий прекрасно знает, – писал Ленин в 1905, – что народ, борющийся с самодержавием, состоит из буржуазии и пролетариата" (Соч., т. 8, с. 469). В классовом обществе Я. может включать в себя слои населения с весьма различными, и даже с противоположными интересами. Историч. материализм требует, чтобы словом Н. "...не прикрывалось непонимание классовых антагонизмов внутри народа" (там же, т. 9, с. 92). Критерием, к-рый позволяет на любом историч. этапе выделить из всего населения ту ее часть, к-рая составляет Н., являются объективные задачи прогрессивного развития данной страны. "Употребляя слово "народ", – писал Ленин, – Маркс не затушевывал этим словом различия классов, а объединял определенные элементы, способные довести до конца революцию" (там же, с. 112). Понятие "Н." и отражает определ. единство классов и групп населения, складывающееся для разрешения этих назревших задач. В ходе истории, с изменением объективных задач обществ. развития, с изменением содержания революций неизбежно изменяется и социальный состав тех слоев, к-рые образуют Н. Однако понятие Н. не тождественно понятию "движущие силы революции": не всегда классы, составляющие Н., оказывались в то же время классами, выступающими в качестве движущих сил революции. Так, во время революции 1871 во Франции парижский пролетариат не был активно поддержан др. слоями Н., объективно заинтересованными в завершении демократич. и развертывании социалистич. преобразований. Ленин в своих работах прослеживал изменение классового состава Н. в ходе развития истории. Так, говоря о сословной полукрепостнич. России 19 в., Ленин включал в понятие "Н." антагонистич. классы, т.е. наряду с трудящимися, эксплуатируемыми массами и радикально настроенную буржуазию, и отмечал, что "как только сословности в России нанесен был решительный удар (1861), – тотчас же стал обнаруживаться антагонизм внутри "народа"..." (там же, т. 1, с. 402). О странах Зап. Европы 19 в. Ленин писал: "В Европе 1871-го года на континенте ни в одной стране пролетариат не составлял большинства народа. "Народная" революция, втягивающая в движение действительно большинство, могла быть таковою, лишь охватывая и пролетариат и крестьянство. Оба класса и составляли тогда „народ“" (там же, т. 25, с. 388). Особое внимание марксизм уделяет анализу роли Н. в периоды революций, перегруппировке сил и изменениям, происходящим в революц. Н. по мере углубления историч. действия и осуществления коренных обществ. преобразований. Выясняя состав социальных групп, заинтересованных в победе демократической, а затем социалистич. революции в России, Ленин подчеркивал, что как борьба за демократию, так и борьба за социализм будет нар. борьбой, однако классовое содержание этой нар. борьбы будет различным, ибо различается состав классов и социальных групп, способных участвовать в борьбе за осуществление этих задач и составляющих Н. (см. тамже, т. 9, с. 40, 66). Марксизм-ленинизм отличает революц. Н., сплоченный идейно и организационно и способный вести активную борьбу за решение назревших задач обществ. прогресса, от тех масс, к-рые в т.н. "мирные" периоды развития, когда социальные антагонизмы еще не обострились, политически не осознали своих задач, не сплотились и не оказывают организованного отпора политике эксплуататорских классов. В политич. пробуждении и организации Н. гл. роль играет его авангард, передовой класс, его партия. "Политику в серьезном смысле слова могут делать только м а с с ы, а масса беспартийная и не идущая за крепкой партией есть масса распыленная, бессознательная, не способная к выдержке и превращающаяся в игрушку ловких политиканов..." (там же, т. 19, с. 393). Конкретно-историч. подход к Н. позволяет коммунистич. партиям проводить гибкую политику, стратегию и тактику, учитывающую изменения в позициях различных классов, вовлекать в ряды нар. движения наряду с пролетариатом и крестьянством и др. группы населения: мелкую буржуазию, бурж. интеллигенцию и при определ. условиях и отд. слои др. классов, блокироваться с другими обществ. орг-циями, союзами, объединениями, в т.ч. и с бурж. партиями, позволяет выковывать широкий нар. фронт, объединяющий все прогрессивные элементы населения, способные вести борьбу за мир, за нац. независимость, за демократию и социализм. Опора на Н., изучение и обобщение его опыта, запросов и устремлений – характерная особенность деятельности коммунистич. партии. "... Мы можем управлять, – писал Ленин, – только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает" (там же, т. 33, с. 273). Коммунистич. партия является коллективным вождем Н., направляющей силой, обеспечивающей своей организаторской и воспитат. работой рост социалистич. сознательности трудящихся, сосредоточение их усилий на решении исторически назревших задач. Политика и деятельность Коммунистич. партии направлены на широчайшее вовлечение Н. в историч. творчество (см. тамже, т. 31, с. 169–70). Развитие общества подготовляет материальные и духовные предпосылки для все более широкого и активного участия Н. как в разрушении старого, так и в создании нового обществ. строя. В области теории правильное понимание содержания понятия "Н." позволяет раскрыть закономерности деятельности Н. в отд. общественно-экономич. формациях, а также на разных ступенях их зрелости, раскрыть внутр. динамику, специфику нар. движений в этих формациях на разных этапах в разных странах, показать качественно новое содержание понятия Н. в период пролет. революции и строительства социализма, качественно новую роль нар. масс в период строительства коммунизма. Созидат. деятельность Н. в борьбе за построение социализма и коммунизма является величайшим фактором, влияющим на мировую политику, на укрепление мира и дружбы между народами. Совр. эпоха перехода от капитализма к социализму характерна огромным возрастанием роли Н. во всех областях жизни общества (см. Роль народных масс и личности в истории). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, или критика критической критики, Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс К., Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г., там же, т. 7; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, там же, т. 7; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1955; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Что делать?, там же, т. 5; его же, Две тактики социал-демократии в демократической революции, там же, т. 9; его же, Карл Маркс, там же, т. 21; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 27; его же, Великий почин, там же, т. 29; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31; его же, Лучше меньше, да лучше, там же, т. 33; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; XX съезд Коммунистической партии Советского Союза 14–25 февраля 1956 года. Стенографический отчет, т. 1–2, М., 1956; Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза 27 января – 5 февраля 1959 года. Стенографический отчет, т. 1–2, М., 1959; XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза 17–31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1–3, М., 1962; Константинов Ф. В., Роль народных масс в истории, М., 1953; Гак Г. М., Марксизм-ленинизм о роли нар. масс и личности в истории, М., 1954; Mомджян X. П., Социалистич. общество и творческая активность нар. масс, Ер., 1954; Федосеев П. Н., Роль народных масс и личности в истории, М., 1956; Роль народных масс и личности в истории, М., 1957; Бутенко ?., Народ как социологич. категория, "Вопр. философии", 1957, No 1; Джемс У., Зависимость веры от воли, пер. с англ., СПБ, 1902; Эмерсон Р. У., Избранники человечества, пер. с англ., М., 1912; Mиллс Р., Властвующая элита, пер. с англ., М., 1959; Bogardus E. S., Leaders and leadership, N. Y.–L., [1934 ]; Lederer E., State of the masses; the threat of the classless society, N. Y., 1940; Dewey J., Problems of men, N. Y., [1946 ]; Коhn ?., Prophets and peoples: studies in nineteenth century nationalism, [Toronto ], 1946; Corbett ?. ?., People or masses: a comparative study in political theory, Wash., 1950; Hook S., The hero in history, a study in limitation and possibility, N. Y., 1950; Gillouin R., L´homme moderne bourreau de lui-m?me, [P., 1951 ]; FlewellingR. T., The person; or the significance of man, Los Ang., [1952 ]; Williams R. J., Free and unequal, Austin, 1953; Frisch ?., Une r?ponse au d?fi de l´histoire, [Bruges, 1954 ]; Martini W., Das Ende aller Sicherheit. Eine Kritik des Westens, Stuttg., [1954 ]; Lippmann W., Essays in the public philosophy, [?. ?., 1956 ]; ?noll J., F?hrungsauslese in Liberalismus und Demokratie, Stuttg., 1957. Г. Ашин, А. Бутенко, М. Игитханян. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.



Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
140.43 кб

«Народ» и «Нация» в философско-исторической системе Гегеля

Шадже Асиет Юсуфовна
Читать PDF
208.70 кб

«Речи к немецкой нации» Фихте: нация, народ и язык

Тесля А.А.
Проанализировав содержание националистической доктрины Фихте и контекст, в котором она складывалась, А.А.
Читать PDF
68.07 кб

Понятие «Народ» в концепциях «Консервативной революции»

Женин Илья Алексеевич
Цель статьи попытка выявить единый гносеологический инструментарий представителей «консервативной революции» и показать их концептуальную целостность.
Читать PDF
214.24 кб

НАРОД

Романо Гвардини

Похожие термины:

  • БОГОИЗБРАННЫЙ НАРОД

    - Согласно Св. Писанию, Израиль избран как народ Божий для возвещения и свидетельства миру единого Бога и Его Закона, а также подготовки к заключению Нового и вечного Завета. Эта миссия - не только п
  • СОВЕТСКИЙ НАРОД

    новая историческая, социаль­ная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, единую по социалистич. содержанию и многообразную по нац. особен­ностям культуру, федера
  • спящий народ

    В словарях гипноз определяется как: наведенное состояние, подобное сну, в котором субъект с готовностью воспринимает гипнотические внушения. Слово «гипноз» происходит от греческого «hypno», означа
  • Народ ислама

    новая афро-американская религия. Основанная в 1930 г. Уоллесом Фардом и сформированная Элайджей Мухаммедом, она является одной из самых крупных новых исламских религий, нашедших огромный отклик в с