НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ

Найдено 1 определение
НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ
(Dasein) — (эмпирическое) наличие (Vorhandensein [Daß-Sein]) вещи или лица, в противоположность определенности бытия (свойству, Was-Sein) и (метафизическому) бытию. Но с онтологической точки зрения свойство столь же налично, как и вещь. Нет определенного бытия (Sosein) без наличного бытия (Dasein) и нет наличного бытия без определенного бытия. Всякое определенное бытие чего-либо «есть» также наличное бытие чего-либо, и всякое наличное бытие чего-либо «есть» также определенное бытие чеголибо. Лишь «нечто» при этом не является одним и тем же. Например: наличное бытие дерева на его месте само по себе есть также определенное бытие леса, ибо без него лес был бы иным, следовательно, обладал бы другими свойствами; наличное бытие сука на дереве есть определенное бытие дерева; наличное бытие ветви на суку есть определенное бытие сука и т. д. Наличное бытие одного всегда одновременно есть определенное бытие другого. Этот ряд можно продлить в обе стороны, а также перевернуть. Термин «Dasein» приобрел новое значение в современной экзистенцфилософии. Наличное бытие человека, поскольку оно наиболее доступно нашему познанию, посредством аналитики наличного бытия используется для того, чтобы раскрыть сущность и смысл (имеющегося в человеческом наличном бытии) бытия (экзистенцфилософия = фундаментальная онтология); см. также Экзистенция; Essentia; Мир.
N. Hartmann. Zur Grundlegung der Ontologie, 1935; J. B. Lotz, Sein und Wert, 1938 (Das Urteil und das Sein, 1957); R. Lauth. Die Frage nach dem Sinn des D.s, 1953; T. Räber. Das D. in der «Philosophie» von K. Jaspers, 1955; W. Göelz. D. und Raum, 1970; F. W. v. Hermann. Subjekt und D. — Interpretationen zu «Sein und Zeit», 1974; F. W. v. Hermann. Hermeneut. Phänomenologie des D.s — Eine Erläuterung von «Sein und Zeit», I, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Похожие термины:

  • Наличное бытие и бытие как основание

    В развитии онтологии не сложилось общепринятого толкования Н.б. и его соотношения с Б.к.о. Хотя ведущую тендецию в трактовке Н.б. все же можно проследить – это его увязывание с определенностью. Для